УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело №33-***/2009
Судья И*** Е.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И
Е
10 ноября 2009
год
город Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Болбиной Л.В.,
судей Кинчаровой
О.Е., Костюниной Н.В.
с участием прокурора
Балашовой Н.Н.,
при секретаре
Михайловой О.Н.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе представителя Мэрии г. Ульяновска К*** А.Ю. на решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 01 октября 2009 года, по которому
постановлено:
Исковые требования
прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать Мэрию города
Ульяновска привести в соответствие с ГОСТ Р50597-93 дорогу по ул. С*** в г.
Ульяновске, а именно ликвидировать выбоины напротив дома №***, напротив дома №***
и на перекрестке ул. С*** – ул. Р*** (перед трамвайными путями, при выезде на
ул. Р***).
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ленинского
района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного
круга лиц к Мэрии города Ульяновска об обязании произвести ремонт дорог.
В обоснование иска
указал, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства об автомобильных
дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения в
деятельности Мэрии г. Ульяновска выявлены нарушения, выразившиеся в
неисполнении обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении
дорог местного значения.
Согласно выписке из
реестра муниципальной собственности от 14.08.2009 года автомобильная дорога,
расположенная по адресу: г. Ульяновск, ул. С***, находится в
собственности муниципального образования «Город Ульяновск».
Вместе с тем,
состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям
государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения», которые являются обязательными и направлены
на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и
имущества населения, охрану окружающей среды.
Актом проверки
эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г.
Ульяновск, ул. С***, № ***, Отдела (инспекции) в Ульяновской области
Приволжского межрегионального территориального управления Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии установлено следующее.
В нарушение
требований п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 имеются участки дороги с повреждениями
проезжей части, превышающими предельные размеры отдельных просадок и выбоин.
Фактически выявлено 3 выбоины, размеры которых превышают предельно допустимые
значения, а именно: напротив дома№***, напротив дома №*** по ул. С***, на
перекрестке ул. С*** и ул. Р***
(перед трамвайными путями, при выезде на ул. Р***).
Полагает, что отсутствие
контроля со стороны Мэрии г. Ульяновска за качеством эксплуатируемой дороги,
расположенной по вышеуказанному адресу, приводит к снижению уровня безопасности
дорожного движения на ней и, как следствие, влечет нарушение прав граждан.
Указывает, что данные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан,
пользующихся данной дорогой, поскольку они могут привести к
дорожно-транспортным происшествиям.
Просил суд обязать Мэрию
г. Ульяновска устранить имеющиеся на автомобильной дороге, расположенной по
адресу: г. Ульяновск, ул. С***, выбоины: напротив дома №***, напротив дома №***,
на перекрестке ул. С*** и ул. Р*** (перед трамвайными путями, при выезде на ул.
Р***).
Рассмотрев заявление
по существу, суд вынес решение, приведенное выше.
В кассационной
жалобе представитель Мэрии г. Ульяновска К*** А.Ю., считая решение суда
незаконным и необоснованным, просит его отменить. Жалоба мотивирована тем, что
судом дана неправильная оценка доказательствам, представленным Мэрией г.
Ульяновска. Судом не учтено то
обстоятельство, что для решения вопросов местного значения в области дорожного
хозяйства решением Ульяновской Городской Думы №48 от 25.05.2009 года был создан
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Мэрии г. Ульяновска
(далее Комитет). Комитет является отраслевым (функциональным) органом Мэрии г.
Ульяновска. Комитет является самостоятельным юридическим лицом. Указывает, что
проведенная проверка эксплуатационного состояния автомобильной дороги,
расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. С***, была проведена с грубыми
нарушениями процессуального характера, а именно: Мэрия г. Ульяновска и Комитет
не были уведомлены о проведении проверки, также не были ознакомлены с актом
проверки.
Указывает, что
прокуратура Ленинского района г. Ульяновска не приводит доказательств того, что
в результате выявленных нарушений произошли дорожно-транспортные происшествия.
Кроме того, не доказано, что выявленные нарушения создают угрозу для жизни и
здоровья граждан, пользующихся данной дорогой.
В соответствии с
Уставом МО «Город Ульяновск» Мэрия города является
исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется
полномочиями по решению вопросов местного значения. Вопросами утверждения
средств из бюджета занимается Городская Дума, поэтому самостоятельное выделение
дополнительных денежных средств невозможно, так как это не входит в компетенцию
Мэрии г. Ульяновска. К полномочиям мэрии относится дорожная деятельность в
отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а
также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог
и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В
указанных целях органы местного самоуправления наделены правом создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Мэрией города Ульяновска
в целях обслуживания и
ремонта муниципальных дорог
созданы специализированные
предприятия, одним из
которых является УМУП «У***».
Автомобильная дорога по ул. С*** на основании муниципального контракта от 16.02.2009г. № *** была передана для содержания и обслуживания МУП «У***». В
соответствии с муниципальным контрактом МУП «У***» обязано выполнять
работы по содержанию автомобильных дорог, в том числе по автомобильной дороге по ул. С***. При
этом качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям ГОСТ, СНиП и
других нормативных документов. Срок действия контракта с 16.02.2009 по 31.12.2009
года.
В
соответствии с муниципальным контрактом от 08.05.2009г. № ***
предприятие приняло на себя
обязанность выполнять работы
по ямочному ремонту
дорог Ленинского района по предписаниям ГИБДД в соответствии с
условиями контракта в рамках муниципальной
целевой программы «Городские дороги 2009
года». Гарантийный срок выполнения указанных работ составляет 12 месяцев. При
обнаружении недостатков в течение
гарантийного срока подрядчик
МУП «У***» обязан
устранить все недостатки за
свой счет. Указывает, что МУП «У***» действовал только в рамках контрактов, где
обозначен объем работ 1 069,8 кв.м, по ул. С*** работы не выполнялись.
Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является МУП «У***».
В
возражениях на кассационную жалобу Мэрии г. Ульяновска представитель МУП «У***»
просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без
удовлетворения.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав
представителя мэрии г. Ульяновска К*** А.Ю.,
поддержавшую доводы жалобы, прокурора Балашову Н.Н., полагавшую решение
законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене
решения суда.
В соответствии со
статьей 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и
обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в
кассационных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Согласно ст.ст. 12,
55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела,
всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы
сторон.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая правовая
оценка. Материальный и
процессуальный закон судом применен правильно.
В
соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность
в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа,
а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных
дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ).
Пункт
5 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» также
относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения
в границах городского округа, осуществление иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации к вопросам местного
значения городского округа.
В
соответствии со статьей 35 Устава МО «Город Ульяновск» Мэрия города Ульяновска является
исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим
Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для
осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.
В
силу ч. 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно
решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия
органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного
движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким
образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние
автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является Мэрия г.
Ульяновска.
Из
материалов дела следует, что дорога по ул. С*** в г. Ульяновске на основании
договора безвозмездного пользования от 28.02.2008 года №*** и муниципального
контракта от 16.02.2009 года №*** была передана для содержания и обслуживания
МУП «У***».
МУП
«У***» приняло на себя обязательство выполнять работы по содержанию
автомобильных дорог, в том числе дорог по ул. С*** в г. Ульяновске, объектов
инженерной инфраструктуры, искусственных дорожных неровностей и объектов
внешнего благоустройства. При этом п. 1.2 муниципального контракта
предусмотрено, что качество выполняемых работ должно соответствовать
требованиям ГОСТ, СНиП и других нормативных документов.
Кроме
того, в 2009 году были заключены муниципальные контракты в рамках муниципальной
программы «Городские дороги на 2009 год», в частности, муниципальный контракт №***
от 08.05.2009 года.
Финансирование
по данным работам производится за счет городского бюджета в рамках заключенного
муниципального контракта.
Актом
проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог №*** от 28.08.2009
года установлено, что на ул.С***, в нарушение требований п. 3.1.2 ГОСТ Р 50957-93 «Автомобильные
дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по
условиям обеспечения безопасности дорожного движения», имеются участки дороги с
повреждениями проезжей части, превышающие предельно допустимые размеры отдельных
просадок и выбоин, а именно: напротив дома№***, напротив дома №*** по ул.
С***, на перекрестке ул. С*** и
ул. Р*** (перед трамвайными путями, при выезде на ул. Р***).
Суд правильно указал
в решении, что выявленные нарушения не только создают неудобства движению
автотранспорта, но не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан.
Таким образом,
требования прокурора о возложении обязанности привести вышеуказанную дорогу в
состояние, отвечающее обязательным требованиям по безопасности, установленные
ГОСТом, удовлетворены обоснованно.
Поскольку дороги по
ул. С*** находятся в муниципальной собственности, суд пришел к правильному
выводу о том, что ответственным за состояние автомобильных дорог является Мэрия
города Ульяновска.
Доводы жалобы о том,
что ответственным за состояние дорог является МУП
«У***», приводились при разбирательстве дела и им в решении дана правильная
правовая оценка.
Судом
правильно в решении указано, что данное предприятие в силу гражданско-правовых
отношений ответственно за ненадлежащее выполнение задач только перед органом
местного самоуправления, тогда как заявленный прокурором на основании ст. 45
ГПК РФ иск направлен в защиту неопределенного круга лиц, в основном жителей
Ленинского района, ответственность перед которыми за решение вопросов местного
значения возложена на Мэрию г. Ульяновска.
Приведенные
в кассационной жалобе доводы выводов суда не опровергают и не могут повлечь
отмену решения суда.
В
силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам
кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 01 октября 2009 года оставить
без изменения, кассационную жалобу представителя
Мэрии г. Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: