У Л Ь Я Н
О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2009 г.
Судья Д*** В.Л.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 октября 2009 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в
составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей
Николаевой Р.И. и Аладина П.К.,
при секретаре Покачайло
Н.Ю.
рассмотрела дело по кассационной жалобе ФБУ «Исправительная колония № ***»
УФСИН России по Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 сентября 2009 года,
по которому постановлено:
Иск прокурора Ульяновского
района удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие администрации МО «Город Н***» Ульяновской области, МУП «Городская
управляющая компания», ФБУ «ИК-***» УФСИН по Ульяновской области по непринятию мер в части организации холодного водоснабжения на территории
поселка С*** города Н***.
Обязать
администрацию МО «Город Н***» Ульяновской области, МУП «Городская управляющая
компания» и ФБУ «ИК-***» УФСИН по Ульяновской области организовать на территории поселка С***
города Н*** холодное
водоснабжение, круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан
холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в жилые дома и
до водоразборных колонок.
Взыскать с администрации
МО «Город Н***» Ульяновской области, МУП
«Городская управляющая компания» и ФБУ «ИК-***» УФСИН по Ульяновской области госпошлину в доход бюджета муниципального
образования по 33,33 руб.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор
Ульяновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с
иском к Администрации муниципального образования «Город Н***», Муниципальному
унитарному предприятию «Городская
управляющая компания» и Федеральному бюджетному учреждению «ИК-***» УФСИН по
Ульяновской области о признании незаконным бездействия в части организации
холодного водоснабжения поселка С***.
Исковые требования
мотивировал тем, что в поселке С*** города Н*** проживает около 160 человек, пользующихся
централизованным холодным питьевым водоснабжением. Надлежащая организация
водоснабжения на территории поселка отсутствует. Согласно договору на отпуск
питьевой воды от 01.01.2009 с МУП «Городская управляющая компания» подачу
питьевой воды жителям пос. С*** обеспечивает ФБУ «Исправительная колония № ***»,
добывая ее через свою водонапорную башню «О***». С конкретными потребителями,
каковыми являются физические лица, МУП «Городская управляющая компания»
заключила публичные договоры водоснабжения.
Правила
предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ
от 23.05.2006 № 307, предусматривают, что водоснабжение должно быть
бесперебойное и круглосуточное. Качество подаваемой воды должно соответствовать
требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными
правилами. Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и
сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке
в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых
потребностей.
В соответствии с п.
2.10.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального
водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя России от
30.12.1999 № 168 и обязательных для всех организаций ВКХ, обслуживающих
население, независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и
организационно-правовых форм, водопроводы и водопроводная сеть должны
обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по
своему качеству отвечает требованиям стандарта.
Однако необходимые
мероприятия, предусмотренные действующим законодательством в целях нормализации
водоснабжения населения пос. С***, ответчиками не проводятся, поскольку
круглосуточное обеспечение потребителей холодной питьевой водой надлежащего
качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилые
помещения, либо до водоразборной колонки, не организовано. Вода в квартиры
подается по установленному графику (час - в обед и два часа - вечером), который
часто не соблюдается, в результате чего население длительное время остается без
питьевой воды.
Финансовые средства
для ремонта водонапорной башни ФБУ ИК-*** не изыскивает, МУП «ГУК» поиски
других источников водоснабжения и иных способов подачи гражданам питьевой воды
не осуществляет.
Бездействие со
стороны ФБУ ИК-***, МУП «ГУК», администрации МО «Город Н***» нарушает права
граждан на своевременное и качественное получение услуг по холодному
водоснабжению и может повлечь возникновение неблагоприятной эпидемиологической
обстановки, а следовательно, создать угрозу жизни и здоровью граждан.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО
«Город Н***», МУП «Городская управляющая компания», ФБУ «Исправительная колония
№ ***» по непринятию мер в части организации холодного водоснабжения на
территории поселка С*** города Н***; обязать их организовать на территории поселка холодное водоснабжение,
круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной
питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в жилые дома и
до водоразборных колонок.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе ФБУ «Исправительная колония № ***» УФСИН России по Ульяновской области
просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и в
удовлетворении иска к учреждению отказать. При этом указывает, что ФБУ «ИК-***»
является учреждением уголовно-исполнительной системы, основным видом
деятельности которого является исполнение уголовного наказания в виде лишения
свободы. Осуществляя данный вид деятельности, учреждение обязано обеспечивать
соблюдение прав и законных интересов осужденных, в том числе их право на
получение питьевой воды. Кроме использования воды для собственных нужд
учреждение вынуждено выполнять несвойственные ему функции и поставлять воду в
поселок С***. Однако на протяжении нескольких лет у колонии отсутствует
техническая возможность поставлять воду в поселок круглосуточно и без перебоев
в связи с дефицитом воды в источниках. Администрация города Н*** и МУП «ГУК»
работой по изысканию альтернативных источников водоснабжения не занимаются.
В соответствии с
заключенным с МУП «ГУК» договором питьевая вода подается не круглосуточно, а по
графику, которому учреждение следует.
Поэтому у суда отсутствовали основания для вывода о незаконном бездействии
учреждения. ФБУ «ИК-***» не является монополистом в области оказания услуг по
водоснабжению, в г. Н*** имеется еще одна организация, оказывающая услуги
водоснабжения из другого питьевого источника. Колония не вправе осуществлять
поставку воды жителям поселка в приоритетном порядке в ущерб осужденным.
Организация надлежащего водоснабжения населения пос. С*** не входит в сферу
деятельности колонии и является обязанностью муниципалитета и МУП «ГУК»,
поэтому ФБУ «ИК-***» не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав
пояснения представителя ФБУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области М***
З.Ш., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Балашовой Н.Н., полагавшей
решение правильным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения
суда.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность
и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в
кассационной жалобе.
Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 №
131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, т.е.
вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения
муниципального образования, решение которых осуществляется органами местного
самоуправления самостоятельно, относит организацию в границах городского округа
электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения
населения топливом.
Статьей 30 Устава муниципального образования
«Город Н***» организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения,
водоотведения, снабжения населения топливом
отнесена к полномочиям администрации городского округа.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг
гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (в ред.
Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549)) определено, что под
холодным водоснабжением понимается круглосуточное обеспечение потребителя
холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах
по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
Бесперебойная подача в жилое помещение
коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю,
в силу п. 9 Правил является одним из основных требований, предъявляемых к
качеству коммунальных услуг.
Пунктом 51 Правил потребителю предоставлено право
получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества,
безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Согласно
пункту 3 статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» население городских и сельских поселений должно
обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном
для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В целях создания условий по обеспечению
потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов
санитарно-эпидемиологического благополучия,
повышению эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений
коммунального водоснабжения и канализации приказом Госстроя России от
30.12.1999 № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и
сооружений коммунального водоснабжения и канализаций, которые являются обязательными для предприятий
водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их
ведомственной принадлежности, и предусматривают обязательность обеспечения
водоводами и водопроводными сетями
бесперебойного и надежного снабжение потребителей водой, которая по
своему качеству отвечает требованиям стандарта.
Как видно из материалов дела, холодное
водоснабжение жителей поселка С*** г. Н***
производится МУП «Городская управляющая компания», которое согласно уставу
создано муниципалитетом в целях осуществления деятельности по контролю за
проведением работ (услуг) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе
и по контролю за организацией бесперебойной работы систем теплоснабжения,
водоснабжения, водоотведения.
Отпуск
холодной воды для жителей поселка С*** г. Н*** производится на основании
договора от 01.01.2009, заключенного МУП «Городская управляющая компания» и ФБУ
«ИК-***» УФСИН по Ульяновской области.
В ходе рассмотрения
дела суд установил, что указанные организации не обеспечивают жителей поселка С***
круглосуточным бесперебойным водоснабжением,
и пришел к правильному выводу, что непринятие мер к надлежащему обеспечению
населения муниципального образования холодной питьевой водой нарушает права
граждан в жилищно-коммунальной сфере, может повлечь неблагоприятную эпидемиологическую
обстановку, и, тем самым, создать угрозу жизни и здоровью граждан. При
изложенных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором
исковые требования, признал незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Н***»,
МУП «Городская управляющая компания», ФБУ «ИК-***» УФСИН по Ульяновской области по непринятию мер в части
организации холодного водоснабжения на территории поселка С***
г. Н*** и обязал ответчиков организовать на территории поселка холодное водоснабжение, круглосуточно и
бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной питьевой водой
надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в жилые дома и до водоразборных колонок.
Доводы, приведенные ФБУ ИК-*** УФСИН
по Ульяновской области в кассационной жалобе, являются несостоятельными
и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем
представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и
процессуальное законодательство применено судом правильно.
Так, не может быть принят во внимание довод кассационной жалобы о том,
что ФБУ ИК-*** является учреждением уголовно-исполнительной системы и не
относится к предприятиям ЖКХ.
Из приведенных выше нормативных актов следует, что коммунальные услуги,
в том числе и услуги по холодному водоснабжению, могут оказывать не только
специализированные организации, но и любые другие организации, в том числе и
те, для которых данная деятельность не является основной.
Однако данное обстоятельство не снимает с них
обязанности по обеспечению установленного
Правилами предоставления коммунальных
услуг гражданам и Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального
водоснабжения и канализаций бесперебойного
и надежного снабжения потребителей качественной питьевой водой.
Поскольку
в настоящее время никаких других альтернативных источников холодного
водоснабжения для жителей поселка С*** г. Н*** не имеется, ФБУ ИК-*** не вправе
в одностороннем порядке снимать с себя обязанность по подаче в поселок холодной
воды.
В силу
изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ульяновского
районного суда г. Ульяновска от 15 сентября 2009 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу ФБУ Исправительная колония № *** УФСИН России по
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: