Судебный акт
О признании незаконным бездействия в организации холодного водоснабжения поселка
Документ от 20.10.2009, опубликован на сайте 27.11.2009 под номером 13237, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействия в организации холодного водоснабжения поселка, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2009 г.                                              Судья Д*** В.Л.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

20 октября 2009 года                                                             г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                Николаевой Р.И. и Аладина П.К.,

при секретаре                   Покачайло Н.Ю.

рассмотрела дело по кассационной жалобе ФБУ «Исправительная колония № ***» УФСИН России по Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда  Ульяновской области от 15 сентября 2009 года, по которому постановлено:

Иск прокурора Ульяновского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Город Н***» Ульяновской области, МУП «Городская управляющая компания», ФБУ «ИК-***» УФСИН по Ульяновской области по непринятию мер в части организации холодного водоснабжения на территории поселка С***  города Н***.

Обязать администрацию МО «Город Н***» Ульяновской области, МУП «Городская управляющая компания» и ФБУ «ИК-***» УФСИН по Ульяновской области организовать на территории поселка С*** города Н*** холодное водоснабжение, круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в жилые дома и до водоразборных колонок.

Взыскать с администрации МО «Город Н***» Ульяновской области, МУП «Городская управляющая компания» и ФБУ «ИК-***» УФСИН по Ульяновской области госпошлину в доход бюджета муниципального образования по 33,33 руб.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Прокурор Ульяновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Н***», Муниципальному унитарному предприятию «Городская управляющая компания» и Федеральному бюджетному учреждению «ИК-***» УФСИН по Ульяновской области о признании незаконным бездействия в части организации холодного водоснабжения поселка С***.

Исковые требования мотивировал тем, что в поселке С*** города Н*** проживает около 160 человек, пользующихся централизованным холодным питьевым водоснабжением. Надлежащая организация водоснабжения на территории поселка отсутствует. Согласно договору на отпуск питьевой воды от 01.01.2009 с МУП «Городская управляющая компания» подачу питьевой воды жителям пос. С*** обеспечивает ФБУ «Исправительная колония № ***», добывая ее через свою водонапорную башню «О***». С конкретными потребителями, каковыми являются физические лица, МУП «Городская управляющая компания» заключила публичные договоры водоснабжения.

Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, предусматривают, что водоснабжение должно быть бесперебойное и круглосуточное. Качество подаваемой воды должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами. Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с п. 2.10.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168 и обязательных для всех организаций ВКХ, обслуживающих население, независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм, водопроводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

Однако необходимые мероприятия, предусмотренные действующим законодательством в целях нормализации водоснабжения населения пос. С***, ответчиками не проводятся, поскольку круглосуточное обеспечение потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилые помещения, либо до водоразборной колонки, не организовано. Вода в квартиры подается по установленному графику (час - в обед и два часа - вечером), который часто не соблюдается, в результате чего население длительное время остается без питьевой воды.

Финансовые средства для ремонта водонапорной башни ФБУ ИК-*** не изыскивает, МУП «ГУК» поиски других источников водоснабжения и иных способов подачи гражданам питьевой воды не осуществляет.

Бездействие со стороны ФБУ ИК-***, МУП «ГУК», администрации МО «Город Н***» нарушает права граждан на своевременное и качественное получение услуг по холодному водоснабжению и может повлечь возникновение неблагоприятной эпидемиологической обстановки, а следовательно, создать угрозу жизни и здоровью граждан.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО «Город Н***», МУП «Городская управляющая компания», ФБУ «Исправительная колония № ***» по непринятию мер в части организации холодного водоснабжения на территории поселка С*** города Н***; обязать их организовать на территории поселка холодное водоснабжение, круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в жилые дома и до водоразборных колонок.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ФБУ «Исправительная колония № ***» УФСИН России по Ульяновской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и в удовлетворении иска к учреждению отказать. При этом указывает, что ФБУ «ИК-***» является учреждением уголовно-исполнительной системы, основным видом деятельности которого является исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы. Осуществляя данный вид деятельности, учреждение обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов осужденных, в том числе их право на получение питьевой воды. Кроме использования воды для собственных нужд учреждение вынуждено выполнять несвойственные ему функции и поставлять воду в поселок С***. Однако на протяжении нескольких лет у колонии отсутствует техническая возможность поставлять воду в поселок круглосуточно и без перебоев в связи с дефицитом воды в источниках. Администрация города Н*** и МУП «ГУК» работой по изысканию альтернативных источников водоснабжения не занимаются.

В соответствии с заключенным с МУП «ГУК» договором питьевая вода подается не круглосуточно, а по графику, которому  учреждение следует. Поэтому у суда отсутствовали основания для вывода о незаконном бездействии учреждения. ФБУ «ИК-***» не является монополистом в области оказания услуг по водоснабжению, в г. Н*** имеется еще одна организация, оказывающая услуги водоснабжения из другого питьевого источника. Колония не вправе осуществлять поставку воды жителям поселка в приоритетном порядке в ущерб осужденным. Организация надлежащего водоснабжения населения пос. С*** не входит в сферу деятельности колонии и является обязанностью муниципалитета и МУП «ГУК», поэтому ФБУ «ИК-***» не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ФБУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области М*** З.Ш., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Балашовой Н.Н., полагавшей решение правильным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, т.е. вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, относит организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Статьей 30 Устава муниципального образования «Город Н***» организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к полномочиям администрации городского округа.

Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549)) определено, что под холодным водоснабжением понимается круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

Бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, в силу п. 9 Правил является одним из основных требований, предъявляемых к качеству коммунальных услуг.

Пунктом 51 Правил потребителю предоставлено право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В целях создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия,  повышению эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализаций, которые являются обязательными для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности, и предусматривают обязательность обеспечения водоводами и водопроводными сетями  бесперебойного и надежного снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

Как видно из материалов дела, холодное водоснабжение жителей поселка С*** г. Н*** производится МУП «Городская управляющая компания», которое согласно уставу создано муниципалитетом в целях осуществления деятельности по контролю за проведением работ (услуг) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе и по контролю за организацией бесперебойной работы систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.

Отпуск холодной воды для жителей поселка С*** г. Н*** производится на основании договора от 01.01.2009, заключенного МУП «Городская управляющая компания» и ФБУ «ИК-***» УФСИН по Ульяновской области.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что указанные организации не обеспечивают жителей поселка С*** круглосуточным бесперебойным водоснабжением, и пришел к правильному выводу, что непринятие мер к надлежащему обеспечению населения муниципального образования холодной питьевой водой нарушает права граждан в жилищно-коммунальной сфере, может повлечь неблагоприятную эпидемиологическую обстановку, и, тем самым, создать угрозу жизни и здоровью граждан. При изложенных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором исковые требования, признал незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Н***», МУП «Городская управляющая компания», ФБУ «ИК-***» УФСИН по Ульяновской области по непринятию мер в части организации холодного водоснабжения на территории поселка С***  г. Н*** и обязал ответчиков организовать на территории поселка холодное водоснабжение, круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в жилые дома и до водоразборных колонок.

Доводы, приведенные ФБУ ИК-*** УФСИН по Ульяновской области в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Так, не может быть принят во внимание довод кассационной жалобы о том, что ФБУ ИК-*** является учреждением уголовно-исполнительной системы и не относится к предприятиям ЖКХ.

Из приведенных выше нормативных актов следует, что коммунальные услуги, в том числе и услуги по холодному водоснабжению, могут оказывать не только специализированные организации, но и любые другие организации, в том числе и те, для которых данная деятельность не является основной.

Однако данное обстоятельство не снимает с них обязанности по  обеспечению установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализаций бесперебойного и надежного снабжения потребителей качественной питьевой водой.

Поскольку в настоящее время никаких других альтернативных источников холодного водоснабжения для жителей поселка С*** г. Н*** не имеется, ФБУ ИК-*** не вправе в одностороннем порядке снимать с себя обязанность по подаче в поселок холодной воды.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ульяновского районного суда г. Ульяновска от 15 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФБУ Исправительная колония № *** УФСИН России по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: