УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело-33-***-2009 Судья О*** Н.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И
Е
20 октября 2009 года
г.Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Николаевой
Р.И., Аладина П.К.,
при секретаре Покачайло Н.Ю.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного
учреждения) в Новомалыклинском районе Ульяновской области
на решение
Мелекесского районного суда Ульяновской области
от 17 сентября 2009 года, по которому суд решил:
Исковые требования К*** А*** А*** удовлетворить.
Признать незаконным
решение комиссии при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственного
учреждения) в Новомалыклинском районе Ульяновской области от 10.07.2009 года в
части невключения К*** А*** А*** в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР с 17.05.1981
года по 20.05.1983 года и работы в должностях председателя исполкома Н***
сельского совета народных депутатов, главы администрации по Н*** сельсовету в
периоды с 15.08.1984 года по 09.08.1988 года, с 11.03.1992 года по 30.09.1993
года соответственно.
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе
Ульяновской области включить в специальный стаж К*** А*** А***, дающий право на
льготное пенсионное обеспечение, периоды службы в Вооруженных Силах СССР с
17.05.1981 года по 20.05.1983 года, работы с 15.08.1984 года по 09.08.1988 года
председателем исполкома Н*** сельского совета народных депутатов, с 11.03.1992
года по 30.09.1993 года – главой администрации по Н*** сельскому совету.
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе
Ульяновской области назначить К*** А*** А*** досрочную трудовую пенсию по
старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей по п.
п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых
пенсиях в РФ» с 25.06.2009 года.
Взыскать с
Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Новомалыклинском
районе Ульяновской области в пользу К*** А*** А*** в возмещение судебных
расходов 100 руб.
Заслушав доклад
судьи Николаевой Р.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
К*** А.А. обратился
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в
Новомалыклинском районе Ульяновской области о признании незаконным решения об
отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности и назначении ему досрочной трудовой пенсии.
Требования
мотивированы тем, что решением комиссии УПФ РФ в Новомалыклинском районе
Ульяновской области от 10.07.2009 года
ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия
достаточного педагогического стажа. В стаж, дающий право на досрочное
назначение пенсии в связи с
осуществлением педагогической деятельности, не включен период прохождения им
службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 17.05.1981 г. по 20.05.1983
г., а также периоды его работы с 15.08.1984 года по 09.08.1988 года в должности
председателя исполкома Н*** сельского Совета народных депутатов, с 11.03.1992
года по 30.09.1993 года – в должности главы администрации по Новобесовскому
сельскому совету. С решением не согласен, поскольку возможность включения
указанных периодов в специальный стаж была предусмотрена действующим ранее
законодательством, а именно Постановлением
Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Просил решение комиссии
отменить, включить спорные периоды в
специальный стаж, обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости.
Судом постановлено
вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе УПФ РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить, в удовлетворении требований
отказать. В обоснование жалобы указывает, что периоды нахождения ответчика в
рядах Вооруженных Сил СССР и работы в
должностях председателя исполкома Н*** сельского Совета народных депутатов и
главы администрации по Н*** сельскому совету не
могут быть включен в специальный
стаж, поскольку не предусмотрены
Списками и Правилами исчисления периодов
работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденными Постановлением
Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года. Кроме того, в
пункте 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу
лет работникам просвещения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР
от 17.12.1959 года № 1397, которым руководствовался суд при вынесении решения,
предусмотрено, что обязательным условием зачета спорных периодов в специальный
стаж являлось наличие у гражданина по состоянию на 01.10.1993 года (отмены
постановления СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397) 2/3 специального стажа, требуемого для
назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых
дает право на эту пенсию. Так как истец
отработал в должности преподавателя на 01.10.1993 года менее (16 лет 8
месяцев), права на включение данных
периодов в специальный стаж он не
приобрел.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной
жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
В соответствии с
п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая
пенсия по старости назначается
ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам не
менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях
для детей, независимо
от возраста.
Списки
соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений
(организаций), правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при
необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела
следует, что решением комиссии при УПФ РФ (ГУ) по Новомалыклинскому району
Ульяновской области от 10.07.2009 года в специальный стаж истца, дающий право
на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
засчитано 18 лет 4 месяца 27 дней. В
назначении досрочной трудовой пенсии отказано из-за отсутствия необходимого
25-летнего специального стажа работы, дающего право на досрочную пенсию. В
специальный стаж К*** А.А. не включены
периоды его нахождения на военной службе по призыву в Вооруженных Силах СССР с
17.05.1981 г. по 20.05.1983 г., а также
работы с 15.08.1984 года по 09.08.1988 года в должности председателя
исполкома Н*** сельского Совета народных депутатов, с 11.03.1992 года по
30.09.1993 года – в должности главы администрации по Н*** сельскому совету.
Разрешая заявленные
К*** А.А. требования о включении данных
периодов в педагогический стаж, суд
пришел к правильному выводу об их обоснованности.
Согласно ч.3
Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с педагогической деятельностью в
школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01.11.1999 года
засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников
народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других
учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80
Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением
Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463.
Согласно пункту 3
названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими
работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет,
действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В спорные периоды
службы истца в армии и работы
действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №
1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства», которым был
утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает
право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа
для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В соответствии с
п.п. «б» и «г» пункта 1указанного Положения в стаж работы учителей засчитывалась, в том числе, служба в составе
Вооруженных Сил СССР и работа на выборных должностях в советских учреждениях.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что К*** А.А. проходил
службу в Вооруженных Силах СССР с
17.05.1981 г. по 20.05.1983 г., а с
15.08.1984 года по 09.08.1988 года
работал в должности председателя исполкома Н*** сельского Совета
народных депутатов, с 11.03.1992 года по 30.09.1993 года – главы администрации по Н*** сельскому совету.
Судом данные периоды обоснованно
включены в стаж педагогической работы
истца.
Доводы жалобы о том,
что суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, не
подлежащее применению в настоящее время, не могут являться основанием для
отмены решения.
Вышеуказанное
Постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от
22.09.1993 года № 953. Однако изменения законодательства, ухудшающие положения
гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям, поскольку не
отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к целям, ради
достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод
человека и гражданина. В противном случае имело бы место неоправданное
ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение. С учетом
правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от
29.01.2004 года №2-П в отношении
граждан, приобретших пенсионные права до
введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее
приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами
законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения
права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Ссылки ответчика в
кассационной жалобе на отсутствие у истца по состоянию на 01.10.1993 года 2/3
специального стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии в учреждениях,
организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию (16 лет
8 месяцев), судебная коллегия находит несостоятельными. Толкование пункта 4 Положения о порядке
исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,
утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397,
приводимое ответчиком в кассационной жалобе, является ошибочным и не может
повлечь отмену решения суда.
С учетом
изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 17 сентября 2009 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ
(государственного учреждения) в Новомалыклинском районе Ульяновской области -
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: