Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью
Документ от 20.10.2009, опубликован на сайте 27.11.2009 под номером 13200, 2-я гражданская, Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                                   УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело-33-***-2009                                                    Судья О*** Н.А.          

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

20 октября   2009 года                                                                г.Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,              

судей Николаевой Р.И., Аладина П.К.,    

при секретаре  Покачайло Н.Ю.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Новомалыклинском районе Ульяновской области    

на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области  от 17 сентября  2009 года,  по которому суд решил:

Исковые требования К*** А*** А*** удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Новомалыклинском районе Ульяновской области от 10.07.2009 года в части невключения К*** А*** А*** в специальный стаж периода  службы в Вооруженных Силах СССР с 17.05.1981 года по 20.05.1983 года и работы в должностях председателя исполкома Н*** сельского совета народных депутатов, главы администрации по Н*** сельсовету в периоды с 15.08.1984 года по 09.08.1988 года, с 11.03.1992 года по 30.09.1993 года соответственно.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области включить в специальный стаж К*** А*** А***, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, периоды службы в Вооруженных Силах СССР с 17.05.1981 года по 20.05.1983 года, работы с 15.08.1984 года по 09.08.1988 года председателем исполкома Н*** сельского совета народных депутатов, с 11.03.1992 года по 30.09.1993 года – главой администрации по Н*** сельскому совету.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области назначить К*** А*** А*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей по п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» с 25.06.2009 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Новомалыклинском районе Ульяновской области в пользу К*** А*** А*** в возмещение судебных расходов 100 руб.

Заслушав доклад судьи Николаевой Р.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

К*** А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении  ему досрочной трудовой пенсии.

Требования мотивированы тем, что решением комиссии УПФ РФ в Новомалыклинском районе Ульяновской области от 10.07.2009 года  ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия достаточного педагогического стажа. В стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи  с осуществлением педагогической деятельности, не включен период прохождения им службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 17.05.1981 г. по 20.05.1983 г., а также периоды его работы с 15.08.1984 года по 09.08.1988 года в должности председателя исполкома Н*** сельского Совета народных депутатов, с 11.03.1992 года по 30.09.1993 года – в должности главы администрации по Новобесовскому сельскому совету. С решением не согласен, поскольку возможность включения указанных периодов в специальный стаж была предусмотрена действующим ранее законодательством, а именно  Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Просил решение комиссии отменить, включить  спорные периоды в специальный стаж, обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости.

Судом постановлено вышеприведенное решение.         

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить, в  удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что периоды нахождения ответчика в рядах Вооруженных Сил СССР и работы  в должностях председателя исполкома Н*** сельского Совета народных депутатов и главы администрации по Н*** сельскому совету не  могут  быть включен в специальный стаж,  поскольку не предусмотрены Списками  и Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года. Кроме того, в пункте 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397,  которым   руководствовался суд при вынесении решения, предусмотрено, что обязательным условием зачета спорных периодов в специальный стаж являлось наличие у гражданина по состоянию на 01.10.1993 года (отмены постановления СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397)  2/3 специального стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.  Так как истец отработал в должности преподавателя на 01.10.1993 года менее (16 лет 8 месяцев), права на включение  данных периодов  в специальный стаж он не приобрел.

Проверив материалы дела,  обсудив доводы кассационной жалобы,   судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона  «О трудовых пенсиях  в  Российской Федерации»  трудовая  пенсия  по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в  учреждениях  для  детей,  независимо  от  возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы  и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением комиссии при УПФ РФ (ГУ) по Новомалыклинскому району Ульяновской области от 10.07.2009 года в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи  с осуществлением педагогической деятельности, засчитано 18 лет 4 месяца 27 дней.  В назначении досрочной трудовой пенсии отказано из-за отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа работы, дающего право на досрочную пенсию. В специальный стаж К*** А.А.  не включены периоды его нахождения на военной службе по призыву в Вооруженных Силах СССР с 17.05.1981 г. по 20.05.1983 г., а также  работы с 15.08.1984 года по 09.08.1988 года в должности председателя исполкома Н*** сельского Совета народных депутатов, с 11.03.1992 года по 30.09.1993 года – в должности главы администрации по Н*** сельскому совету.

Разрешая заявленные К*** А.А.  требования о включении данных периодов  в педагогический стаж, суд пришел к правильному выводу об их обоснованности.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи  с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463.

Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В спорные периоды службы истца в армии и работы   действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В соответствии с п.п. «б» и «г» пункта 1указанного Положения в стаж работы учителей  засчитывалась, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР и работа на выборных должностях в советских учреждениях.

В ходе рассмотрения дела установлено, что К*** А.А.  проходил службу в Вооруженных Силах СССР  с 17.05.1981 г. по 20.05.1983 г., а  с 15.08.1984 года по 09.08.1988 года  работал в должности председателя исполкома Н*** сельского Совета народных депутатов, с 11.03.1992 года по 30.09.1993 года –  главы администрации по Н*** сельскому совету. Судом  данные периоды обоснованно включены  в стаж педагогической работы истца.

Доводы жалобы о том, что суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, не подлежащее применению в настоящее время, не могут являться основанием для отмены решения.

Вышеуказанное Постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953. Однако изменения законодательства, ухудшающие положения гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям, поскольку не отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В противном случае имело бы место неоправданное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение. С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П  в отношении граждан, приобретших  пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Ссылки ответчика в кассационной жалобе на отсутствие у истца по состоянию на 01.10.1993 года 2/3 специального стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию (16 лет 8 месяцев), судебная коллегия находит несостоятельными.  Толкование пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет  работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, приводимое ответчиком в кассационной жалобе, является ошибочным и не может повлечь отмену решения суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия  

о п р е д е л и л а:

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 17 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Новомалыклинском районе Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: