УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело-33***-2009
Судья Г***.
О П Р Е Д Е Л Е Н И
Е
20 октября 2009 года
г.Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Николаевой
Р.И., Аладина П.К.,
при секретаре Покачайло Н.Ю.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления
Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Димитровграде и
Мелекесском районе Ульяновской области
на решение Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 11
сентября 2009 года, по которому суд решил:
Исковые требования К*** к Управлению Пенсионного фонда РФ
(государственному учреждению) в г. Димитровграде и Мелекесском районе
Ульяновской области о включении периодов работы в педагогический стаж для
получения пенсии и обязании назначить пенсию по старости удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском
районе Ульяновской области включить К*** в педагогический стаж для назначения
досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды его
работы: с 19.06.1985 года по 21.02.1989 года в должности секретаря комитета
ВЛКСМ *** совхоза-техникума, с 05.05.1989 года по 04.06.2001 года в должности
заведующего отделением «*** сельского хозяйства» *** совхоза-техникума,
переименованного 07.06.2000 года в ФГОУ СПО «*** сельскохозяйственный
техникум», и с 05.05.2009 года по 26.07.2009 года в должности учителя истории
муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы
с. А*** и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с
п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с
педагогической деятельностью, начиная с 27.07.2009 года.
Заслушав доклад
судьи Николаевой Р.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
К*** обратился в суд с иском, уточненным
в ходе судебного заседания, к Управлению Пенсионного фонда РФ
(государственному учреждению) в г. Димитровграде и Мелекесском районе
Ульяновской области о включении периодов его работы в педагогический стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование
требований истец указал, что решением комиссии УПФ РФ в г. Димитровграде и
Мелекесском районе Ульяновской области от 06.07.2009 года ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости
из-за отсутствия достаточного педагогического стажа. В стаж, дающий право на
досрочное назначение пенсии в связи с
осуществлением педагогической деятельности, не включены периоды его работы с 19.06.1985 года
по 21.02.1989 года секретарем комитета
ВЛКСМ *** совхоза-техникума и с 05.05.1989 года по 04.06.2001 года в должности
заведующего отделением «*** сельского хозяйства» *** совхоза-техникума. С
решением комиссии не согласен,
поскольку включение указанных периодов в
специальный стаж предусмотрено действующим ранее законодательством. Просил
удовлетворить его требования в полном объеме.
Судом постановлено
вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.
Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить, в
удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что работа
истца в должности секретаря комитета
ВЛКСМ не может быть включена в
специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в
связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку данная должность не предусмотрена Списками и Правилами исчисления периодов работы,
дающих право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года.
Кроме того, в пункте
4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет
работникам просвещения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от
17.12.1959 года № 1397, которым руководствовался суд при вынесении решения,
предусмотрено, что обязательным условием зачета спорных периодов в специальный
стаж являлось наличие у гражданина по состоянию на 01.10.1993 года (отмены
постановления СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397) 2/3 специального стажа, требуемого для
назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых
дает право на эту пенсию. Так как истец
отработал в должности преподавателя на 01.10.1993 года менее (16 лет 8
месяцев), права на включение периода прохождения военной службы по призыву в
специальный стаж он не приобрел.
Необоснованно судом
включен в специальный стаж также период работы в должности заведующего
отделением «*** сельского хозяйства» *** совхоза-техникума, поскольку данная
должность также не предусмотрена указанными выше Списками и Правилами.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной
жалобы, выслушав К***., судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от
30.06.2009 № 142-ФЗ) предусмотрено, что
трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет
осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо
от их возраста.
Согласно пункту 2
этой же нормы Закона списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий,
должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам в соответствии
со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Данным Списком предусмотрены образовательные учреждения
среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения)
– техникумы всех наименований и должности – заведующий учебной частью,
преподаватель.
Пунктом 14 Правил
установлено, что работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в
списке, в образовательных учреждениях
среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях)
засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не
менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
В предшествующий
период действовали Перечень, утвержденный Постановлением Совмина СССР № 1397 от
17.12.1959, а также Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР
№ 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999.
Из материалов дела
следует, что решением комиссии при УПФ РФ (ГУ)
в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области от 06.07.2009 года в специальный стаж истца,
дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
засчитано 9 лет 8 месяцев 23 дня. В назначении досрочной трудовой пенсии
отказано из-за отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа работы,
дающего право на досрочную пенсию. В специальный стаж К*** не включены периоды его работы с 19.06.1985
года по 21.02.1989 года секретарем
комитета ВЛКСМ *** совхоза-техникума и с 05.05.1989 года по 04.06.2001 года в
должности заведующего отделением «*** сельского хозяйства» ***
совхоза-техникума.
Разрешая заявленные
К*** требования о включении данных
периодов в педагогический стаж, суд
пришел к правильному выводу об их обоснованности.
Согласно ч.3
Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с педагогической деятельностью в
школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01.11.1999 года
засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников
народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других
учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80
Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением
Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463.
Согласно пункту 3
названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими
работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет,
действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В спорный период
работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ *** совхоза-техникума действовало Постановление Совета Министров
СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам
просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и
должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет
работникам просвещения и здравоохранения.
В соответствии с
п.п. «а» пункта 1 указанного Положения в
стаж работы учителей засчитывалась выборная и другая ответственная работа в
партийных и комсомольских органах.
Установлено, что К***.
с 19.06.1985 года по 21.02.1989 года работал секретарем комитета ВЛКСМ ***
совхоза-техникума, до этого преподавателем общественных дисциплин *** совхоза-техникума и был уволен с
18.06.1985 г. в связи с переводом на выборную должность секретаря
комсомольской организации. Судом данный
период обоснованно включен в стаж
педагогической работы истца.
К***.
в период с 05.05.1989 года по 04.06.2001 года работал в должности заведующего отделением «***
сельского хозяйства» *** совхоза-техникума.
Согласно
п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность
(утв.Постановлением Правительства РФ от
29.10.2002 года № 781), периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в
должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы
независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени
(педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 г. - при условии
выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего
времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку
заработной платы (должностной оклад). Правилами в учреждениях среднего
профессионального образования
педагогическая нагрузка
определена в объеме не менее 360 часов.
Из справки ***
сельскохозяйственного техникума следует, что К*** за период работы заведующим отделением «*** сельского
хозяйства» в техникуме имел педагогическую
нагрузку в 1990-1996 учебные годы по 480 часов ежегодно, в 1996-1998 - 600 часов, 1998-2000
- 500 часов, 2000-2001 - 640 часов. Ведение истцом учебных часов в
учебном заведении за указанные периоды
подтверждается тарификационными списками за 1990-2001 годы, приказами о закреплении
педагогической нагрузки, журналами учебных занятий за 1985-1990 годы, платежными ведомостями о получении заработной
платы.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что К***. в данный период также осуществлял
и воспитательную работу в учебном заведении: контролировал проведение студентами
своего досуга, дежурил на
различных студенческих мероприятиях, в общежитии, принимал участие в организации учебной практики студентов техникума и т.д.
При
таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что
фактически выполняемая К***. работа тождественна педагогической работе в
должности преподавателя техникума, а значит, истец обладает правом на зачет
указанного периода работы в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии
по старости.
Поскольку
у К***. право на пенсию возникло с 27.07.2009 года, с учетом зачета в специальный стаж периодов
работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ *** совхоза-техникума и заведующего отделением «*** сельского
хозяйства» *** совхоза-техникума, суд
правомерно обязал ответчика ее
назначить.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд применил Постановление Совета
Министров СССР от 17.12.1959 года, не подлежащее применению в настоящее время,
не могут являться основанием для отмены решения.
Вышеуказанное
Постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от
22.09.1993 года № 953. Однако изменения законодательства, ухудшающие положение
гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям, поскольку не
отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к целям, ради
достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод
человека и гражданина. В противном случае имело бы место неоправданное
ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение. С учетом
правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от
29.01.2004 года №2-П в отношении
граждан, приобретших пенсионные права до
введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее
приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами
законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения
права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Ссылки ответчика в
кассационной жалобе на отсутствие у истца по состоянию на 01.10.1993 года 2/3
специального стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии в учреждениях,
организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию (16 лет
8 месяцев), судебная коллегия находит несостоятельными. Толкование пункта 4 Положения о порядке
исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,
утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397,
приводимое ответчиком в кассационной жалобе, является ошибочным и не может
повлечь отмену решения суда.
С учетом
изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 11 сентября 2009 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ
(государственного учреждения) в г. Димитровграде и Мелекесском районе
Ульяновской области - без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: