Судебный акт
Оспаривание бездействия муниципального образования по подготовке к отопительному сезону
Документ от 22.09.2009, опубликован на сайте 08.10.2009 под номером 12972, 2-я гражданская, о признании бездействия к подготовке к предстоящему отопительному сезону незаконным, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Дело № 33 – *** / 2009                                                                    Судья: Поспелова Г.Н.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

22 сентября  2009  года                                                                                      г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего   Болбиной Л.В.,

судей                                   Федоровой Л.Г., Колобковой О.Б.

с участием прокурора       Балашовой Н.Н.     

при секретаре                     Трифоновой А.И.

рассмотрела гражданское дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской обрасти от 17 августа 2009 года,  по  которому  постановлено:

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вешкаймское  городское поселение»,  муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вешкаймский район», муниципального унитарного предприятия «В*** сети» в части уклонения от осуществления мероприятий по подготовке к предстоящему отопительному сезону незаконными.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Вешкаймское городское поселение», муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Вешкаймский район», муниципальное унитарное предприятие «В*** сети» в срок до 10.09.2009 года произвести мероприятия по подготовке к отопительному сезону, а именно: на котельной № *** произвести замену теплотрассы по ул. С***, закольцевать теплотрассу котельной № *** и котельной № ***; на котельной № *** произвести замену дымососа, замену проводки на оборудовании и освещении, приобрести сульфоуголь и соль; на  котельной № *** приобрести котел Ква – 1, 74, приобрести паровой котел для ГВС, произвести замену дымососа, приобрести и установить горелки ГБЛ- 0, 85, приобрести и установить сетевой насос; на котельной № *** произвести замену экономайзера, отремонтировать котел ДКВР 4\13 водяной, произвести утепление теплотрассы, приобрести сульфоуголь, соль.

Взыскать с муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вешкаймское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области государственную пошлину в  доход государства сто рублей.

Взыскать с муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Вешкаймского района Ульяновской области государственную пошлину в доход государства сто рублей.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «В*** сети» Вешкаймского района Ульяновской области государственную пошлину в доход государства сто рублей.

 

Заслушав  доклад  судьи  Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Вешкаймского района Ульяновской области  в интересах не­определенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Вешкаймское городское поселение», муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Вешкаймский район», муниципальному унитарному предприятию «В*** сети» о признании незаконным бездействия в части уклонения от осуществления мероприятий по подготовке к предстоящему отопительному сезону и возложении обязанности провести мероприятия  по подготовке к предстоящему отопительному сезону.

В обоснование иска указал на то, что прокуратурой Вешкаймского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства в ходе подготовки к отопительному сезону 2009-2010 годов. МУП «В*** сети»  был разработан  план мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2009 – 2010 годов, который согласован с начальником ЖКХ, градостроительства, транспорта и экологии администрации МО «Вешкаймский район», доведен до администрации МО «Вешкаймское городское поселение». Однако до настоящего времени план мероприятий не выполняется. Вместе с тем, не осуществление своевременных мероприятий по подготовке к предстоящему отопительному сезону приведет к срыву начала отопительного сезона и нарушению прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, что является недопустимым.

в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом МО «Вешкаймское городское поселение» к вопросам местного значения поселения отнесены организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения снабжения населения топливом. Имущество администрацией МО «Вешкаймское городское поселение» было передано на условиях аренды.

11.10.2007 между администрацией МО «Вешкаймское  городское поселение» и МУП «В*** сети» был заключен договор аренды недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью МО «Вешкаймское городское поселение». Согласно Уставу МУП «В*** сети» учредителем его является администрация МО «Вешкаймский район». МУП «В*** сети» имеет общую задолженность в сумме 50 миллионов рублей. Учредитель МУП по смыслу Федерального закона РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» обязан принимать меры по предупреждению несостоятельности предприятия, осуществлять контроль за его деятельностью, а также несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности имущества.

Судом постановлено решение, указанное выше.

В кассационной жалобе администрация МО «Вешкаймский район» просит решение отменить в части  признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «Вешкаймский район» и обязании администрации муниципального образования «Вешкаймский район» произвести мероприятия по подготовке к отопительному сезону в срок до 10.09.2009 года.

В жалобе указывает на то, что статья 15 Федерального закона № 131 – ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливающая вопросы  местного значения муниципальных районов, организацию теплоснабжения населения не предусматривает. Имущество, составляющее уставный фонд предприятия, муниципальному образованию «Вешкаймский район» не принадлежит, а принадлежит муниципальному образованию «Вешкаймское городское поселение». Учредитель муниципального предприятия по смыслу Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» обязан принимать меры по предупреждению несостоятельности предприятия, а также несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя администрации МО «Вешкаймский район» К*** С.Н., представителя МУП «В*** сети» К*** М.С., директора МУП «В*** сети» Н*** А.А.  и прокурора Б*** Н.Н., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований  для отмены постановленного  по  делу  решения.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

По мнению судебной коллегии, при рассмотрении дела суд тщательно исследовал обстоятельства дела и представленные доказательства, проверил доводы сторон и правильно разрешил спор.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с  заявлением  в  защиту  прав,  свобод  и  законных  интересов  граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов  РФ,  муниципальных образований.

Согласно ст. 14 п.4 Федерального закона от 06.10.2003 года №  131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений отнесена организация в границах поселения электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,  муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

К вопросам местного значения указанная норма права относит  вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Материалами дела установлено, что муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Вешкаймское городское поселение» передало по договору аренды № *** от 11.10.2007 года Муниципальному унитарному предприятию «В*** сети» оборудование и объекты недвижимости, необходимые для исполнения услуги по теплоснабжению.

 

Как следует из Устава МУП «В*** сети», учредителем данного предприятия является администрация МО «Вешкаймский район».

Обязанность по текущему ремонту котельной лежит на муниципальном унитарном предприятии «В*** сети» в силу договора аренды.

Обязанность по капитальному ремонту котельной лежит на собственнике имущества муниципальном учреждении администрации муниципального образования «Вешкаймское городское поселение».

Как установлено судом первой инстанции МУП «В*** сети» имеет кредиторскую задолженность в размере 50 миллионов рублей.

При разбирательстве дела в суде первой инстанции с достоверностью установлено, что имеет место факт ненадлежащей подготовки к отопительному сезону. Как установил суд, план мероприятий по подготовке к отопительному сезону, разработанный  МУП «В*** сети» на 2009-2010гг., согласованный со всеми службами, ведающими вопросами жилищно-коммунального хозяйства, не выполнен.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд обоснованно пришел к выводу, что не имеется законных оснований для освобождения Муниципального учреждения администрацию муниципального образования «Вешкаймский район» от обязанности производить мероприятия по подготовке к предстоящему отопительному сезону.

Приведенная в решении суда мотивация указанных выводов согласуется с нормами материального права, основана на доказательствах, представленных сторонами.

Доводы, приведенные Муниципальным учреждением администрацией муниципального образования «Вешкаймский район»  в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Доводы жалобы о том, что судом необоснованно удовлетворены требования прокурора в отношении МО «Вешкаймский район», поскольку учредитель муниципального предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия  только при недостаточности его имущества, не может быть признан состоятельным.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2009г. № 82-п утвержден порядок предоставления и расходования субсидий, выделенных из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области на финансирование в 2009-2011 годах областной целевой программы «модернизация объектов теплоэнергетического комплекса Ульяновской области на 2009-2011 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008г. В соответствии с данным порядком субсидии перечисляются главным распорядителем бюджетных средств бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в соответствии с распределением субсидий, утвержденным  законом Ульяновской области от 02.12.2008г. № 203-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», и с учетом сводной заявки. С учетом того, что субсидии на указанные цели  перечисляются в бюджет муниципального района, не  имеется оснований для освобождения МО «Вешкаймский район» от мероприятий по подготовке к отопительному сезону. 

Поскольку непринятие конкретных мер по подготовке к предстоящему отопительному сезону приведет к срыву начала отопительного сезона и нарушению прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, что ставит под угрозу жизнь, здоровье проживающих в рабочем поселке Вешкайма граждан,  суд  правомерно удовлетворил требования прокурора, признал незаконным бездействие ответчиков в части уклонения от осуществления мероприятий по подготовке к предстоящему отопительному сезону и возложил на них обязанность произвести мероприятия по подготовке к отопительному сезону.

Остальные доводы жалобы несостоятельны и не могут явиться основанием для отмены решения, оно должно быть оставлено без изменения.

Судебная коллегия полагает, что суд постановил решение, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований материального и процессуального закона, поэтому считает его законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 17 августа 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области –  без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: