Судебный акт
Спор о выдаче жилищного сертификата лицу, оставшемуся без попечения родителей
Документ от 01.09.2009, опубликован на сайте 21.09.2009 под номером 12854, 2-я гражданская, о понуждении к постановлке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и выдаче сертификата о выдаче субсидий на приобретение жилья, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2009 г.                                              Судья  Володина Л.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

01 сентября 2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей                                 Федоровой Л.Г., Трифоновой Т.П.

при секретаре                   Рабчук Л.Ю.

рассмотрела дело по кассационной жалобе С*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 июля 2009 года, по которому постановлено:

В удовлетворении иска С*** к администрации г. Димитровграда, Управлению образования администрации г. Димитровграда о понуждении к постановке на учет для получения жилья и к выдаче жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

С***. обратилась в суд с иском к администрации г. Димитровграда, Управлению образования г. Димитровграда о понуждении к  постановке на учет для получения жилья и к выдаче жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья.

Иск мотивировала тем, что в соответствии с решением Димитровградского городского Совета народных депутатов от 07 августа 1987 года она, как оставшаяся без попечения родителей, была направлена в Димитровградский детский дом, где находилась по 31.08.1995 года. С 03.08.1995 по июнь 1997 года она проходила обучение в профтехучилище № ***. На период обучения ей было предоставлено койко-место в общежитии ОАО «Д***» в комнате № ***2 по ул. М***, *** г. Димитровграда. По окончании училища она устроилась на работу в ОАО «Д***», где в связи с работой ей было предоставлено место в том же общежитии в комнате № ***6. На указанном предприятии она проработала до августа 2002 года.

В связи с открытием новой линии на А***е ей было предложено трудоустроиться в указанном предприятии, в связи  с чем она снялась с регистрационного учета в г. Димитровграде и выехала в г. Тольятти, где временно зарегистрировалась. В Тольятти она проработала до августа 2005 года, а затем вновь возвратилась в г. Димитровград, где зарегистрировалась в квартире № *** дома № *** по ул. П*** г. Димитровграда. Так как она осталась без попечения родителей, она имеет право на жилищные льготы, а именно на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Рассмотрев исковые требования, суд постановил решение, указанное выше.

В кассационной жалобе С***. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что не согласна с решением суда, суд установил, что после ее пребывания в детском доме она поступила на обучение в ОГОУ НПУ № ***, в связи  с чем ей было предоставлено в общежитии койко-место, как обучающейся в данном учреждении. Полагает, что данное обстоятельство нельзя принимать за тот факт, что ей было предоставлено отдельное жилое помещение как ребенку, оставшемуся без попечения родителей по договору социального найма. Данное обстоятельство носит временный характер на период ее обучения и работы на предприятии. В момент ее пребывания в общежитии в данной комнате было зарегистрировано три человека. Полагает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, а также неправильно применил нормы материального права, что может служить основанием для отмены решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения С***., судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что С***. (до брака В***.),  ***.1978 года рождения, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, на основании решения исполнительного комитета Димитровградского городского Совета народных депутатов от 07.08.1987 года № *** была направлена в детское учреждение. В период времени с 09.09.1987 года по 31.08.1995 года она находилась на полном государственном обеспечении в Димитровградском детском доме «П***».

В период с 1995 года по 1997 год она обучалась в СПТУ № *** г. Димитровграда,  по профессии слесарь механосборочных работ.

Затем, в связи с устройством на работу на Димитровградский а***й завод,  29.07.1997 года истица была вселена в общежитие, где она  18.12.1997 года постоянно зарегистрирована в комнате № ***6  дома № *** по ул. М*** в г. Димитровграде.

12.08.2003 года С***. была снята с регистрационного учета в связи с выездом на ул. М*** д. *** кв.*** г. Димитровграда. Как установил суд на основании пояснений истицы, в 2003 году она выехала из данного общежития в связи с переездом в г. Тольятти на работу.

18 января 2008 года она вступила в брак с С***.

В настоящее время истица зарегистрирована по адресу: г. Димитровград, ул. П***, *** с 21.10.2005 года, (со слов истицы) у двоюродной сестры.

Согласно ст. 149 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право: на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

С учетом правовой позиции, выраженной в  определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 г. № 250-О-П, абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

В соответствии со ст. 4, 5 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 года № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» Ульяновская область наделила органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области  государственными на неограниченный срок полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Порядок предоставления жилья по договору социального найма регламентирован ЖК РФ. В соответствии с п. 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет. 

Аналогичные положения содержались и в ранее действовавшем ЖК РСФСР (ст. 30). При этом согласно ст. 37 ЖК РСФСР детям, оставшимся без попечения родителей, жилье предоставлялось вне очереди. Однако они также должны были стоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статус ребенка, оставшегося без попечения родителей,  сохраняется до 23 лет. Таким образом,  С***. вправе была реализовать свои права до достижения ею возраста 23 лет.

В ходе рассмотрения дела суду не было представлено доказательств того, что истица состояла на учете в качестве нуждающейся в получении жилья. Также не представлено письменных доказательств ее обращения в администрацию г. Димитровграда по этому вопросу до достижения ею возраста 23 лет. В настоящее время она утратила статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. В связи с этим оснований для постановки её на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, а соответственно, и выделения ей субсидии  на приобретение жилья  не имеется.

Доводы, приведенные истицей в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

С учетом вышеизложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 июля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу  С***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: