Судебный акт
Признание незаконными действий по выбросу вредных веществ в атмосферу
Документ от 18.08.2009, опубликован на сайте 07.09.2009 под номером 12764, 2-я гражданская, о признании незаконными действий по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения на выбросы, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2009 г.                                              Судья Пулькина Н.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

18 августа 2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей   Федоровой Л.Г., Трифоновой Т.П. 

с участием прокурора Чуракова Д.Б.

при секретаре Трифоновой А.И.                          

рассмотрела дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Д***» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 июня 2009 года, по которому постановлено:

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в защиту государственных экологических интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Д***» по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выбросы незаконными.

Обязать ООО «Д***» со дня вступления решения суда в законную силу приостановить выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу из стационарных источников загрязнения атмосферы до получения в установленном порядке разрешения на выбросы.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Д***» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 100 рублей.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту государственных экологических интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Д***» о признании незаконными действий без разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферу и в связи с этим о приостановлении этих действий.

Иск мотивировал тем, что проверкой, проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено нарушение природоохранного законодательства в деятельности ООО «Д***». ООО «Д***» осуществляет  деятельность по производству изделий из древесины. Имеются источники выбросов в атмосферу (котельная, 6 установок «Ц***» и др.). При отсутствии разрешения на выбросы не допускается выброс вредных веществ в атмосферу  стационарным источником. Наличие разрешения на выбросы является подтверждением безопасности  осуществляемой ответчиком деятельности. 31.12.2008 в адрес ответчика вынесено представление «Об устранении нарушений природоохранного законодательства в деятельности ООО «Д***», причин и условий им способствующих» с требованием об устранении нарушений природоохранного законодательства, связанного с отсутствием разрешения на выбросы. Однако до настоящего времени требование прокурора не исполнено. 

Рассмотрев дело, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Д***» просит решение суда изменить в части возложения на ООО «Д***» обязанности со дня вступления решения в законную силу приостановить выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу из стационарных источников загрязнения атмосферы до получения в установленном порядке разрешения на выбросы, отказав в удовлетворении иска в этой части.

Жалоба мотивирована тем, что законных оснований для вынесения решения о наложении на ООО «Д***» обязанности приостановить вредные выбросы в атмосферу у суда не имелось, поскольку законом предусмотрен внесудебный порядок приостановления вредных выбросов путем выдачи предписаний Минприроды РФ. Предметом судебного рассмотрения могло быть только требование о приостановлении деятельности ООО «Д***», которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом. Однако подобного требования прокурор не предъявлял и судом оно не рассматривалось. Наличие вреда или возможность его причинения деятельностью ООО «Д***» в будущем, а также размер этого вреда  судом не устанавливались, поэтому для применения ст. 1065 ГК РФ только по формальному основанию нет законных оснований.

Суд не принял во внимание, что ООО «Д***» уплачивает все платежи за загрязнение окружающей природной среды, выполняет перед государством и обществом свои обязанности по компенсации возможного вреда природе, связанного с хозяйственной деятельностью предприятия.

Решение суда о приостановлении выбросов  фактически означает решение о приостановлении деятельности предприятия, что может повлечь  неблагоприятные последствия для его работников. Доказательств вреда природе от деятельности ООО «Д***» прокурор суду не представил.

В возражениях на кассационную жалобу Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав директора ООО «Д***» Н***., поддержавшего доводы жалобы и заключение прокурора Чуракова Д.Б., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения.

По мнению судебной коллегии, при рассмотрении дела суд тщательно исследовал обстоятельства дела и представленные доказательства, проверил   доводы  сторон  и  правильно  разрешил  спор.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются, в том числе: приоритет  охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.

Части 1 и 2 статьи 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ (в ред. от 30.12.2008)  предусматривают, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими  государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается  федеральным органом исполнительной власти в области охраны  окружающей среды.

Согласно ч.5 ст.14 указанного закона, при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физически воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии  Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 288 (пункт 4), разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю (далее – хозяйствующие субъекты):

в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – нормативы ПДВ);

в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – лимиты на выбросы).

При наличии утвержденных нормативов ПДВ разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались ( п. 4.1).

Из материалов дела следует, что в соответствии с уставом  ООО «Д***» предприятие осуществляет  следующие основные виды деятельности: производство изделий из древесины, товаров народного потребления и их сбыт; производство и сбыт широкой номенклатуры товаров народного потребления и оказания платных услуг; торгово-закупочную и посредническую деятельность; проведение информационной, рекламной, маркетинговой деятельности, организацию  выставок и аукционов и участие в них; участие в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, на товарно-сырьевом рынке и на рынке ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических связей в установленном порядке; другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором  31.12.2008 года в адрес директора ООО «Д***» было вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства в деятельности ООО «Д***», причин и условий им способствующих, в том числе требовалось разработать проект предельно-допустимых выбросов и получить разрешение на выбросы.

Как установил суд, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Д***» не имеет.

Поэтому суд обоснованно обязал ООО «Д***» приостановить выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу из стационарных источников загрязнения атмосферы до получения в установленном порядке разрешения на выбросы.

Доводы кассационной жалобы не опровергают законность и обоснованность решения суда.

Довод жалобы о том, что у суда не имелось законных оснований для вынесения решения о наложении на ООО «Д***» обязанности приостановить вредные выбросы в атмосферу, поскольку предусмотрен внесудебный порядок приостановления вредных выбросов путем выдачи предписаний Минприроды РФ, является несостоятельным  и не может повлечь отмену решения суда.

Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором выносилось в адрес директора ООО «Д***» представление от 31.12.2008  об устранении нарушений природоохранного законодательства, где указывалось на необходимость разработать проект предельно-допустимых выбросов и получить разрешение на выбросы, однако разрешения получено не было, поэтому прокурор обоснованно в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО «Д***».

Ссылка в жалобе на то, что сроки оформления разрешения на выбросы зависят не от ООО «Д***», а от действий  государственных контролирующих органов, согласующих  условия проекта ПДВ, не может быть принята во внимание, поскольку требования законодательства об охране окружающей среды должны исполняться ответчиком.

Доводы жалобы о том, что ООО «Д***» уплачивает все платежи за загрязнение окружающей природной среды,  не могут явиться основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия полагает, что суд постановил решение, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований материального и процессуального закона, поэтому считает его законным и обоснованным.

Оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется, оно должно быть оставлено без изменения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

 

Решение Димитровградского городского  суда Ульяновской области от 22 июня 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Д***» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи