Судебный акт
Признание незаконным бездействие администрации учреждения в части соблюдения противопожарных норм
Документ от 18.08.2009, опубликован на сайте 28.08.2009 под номером 12740, 2-я гражданская, о сносе самовольно возведенного строения, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Дело № 33 - *** - 2009                                                                Судья Даминова В.Л.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

18 августа 2009 года                                                                                      г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,              

судей Аладина П.К., Николаевой Р.И.

при секретаре Покачайло Н.Ю.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № ***» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13 июля 2009 года, по которому суд постановил:

 

Иск Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать действия Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № ***» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, выразившиеся
в невыполнении требований, направленных на устранение нарушений закона в области обеспечения пожарной безопасности, незаконными.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № ***» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области в срок до 01 ноября 2009 года выполнить следующие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности:

-    на территории учреждения провести эксплуатационное испытание наружных пожарных лестниц;                                                     

-    в помещениях административного здания, здания охраны, отряда участка колонии-поселения, спорткомплекса, гаражей и диспетчера, хлебопекарни, цеха металлообработки, мукомольного производства, окрасочной камеры цеха металлообработки, столярного цеха, швейного цеха, цеха № ***, отрядов, складов  установить автоматическую пожарную сигнализацию;

- в административном здании, здании охраны, отряде участка колонии-поселения, спорткомплексе, хлебопекарне, мукомольном производстве, цехе металлообработки, столярном цехе, швейном цехе, цехе № ***, отряде смонтировать систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: звуковое оповещение и световые оповещатели «Выход»;

-    деревянные конструкции чердачного помещения административного здания, кровли здания охраны, помещений хлебопекарни, перекрытий бытовых помещений цеха №***, а также и металлические конструкции лестницы, ведущей на второй этаж отряда
участка колонии-поселения, подвергнуть обработке огнезащитным составом;

- в отношении хлебопекарни разработать проект в соответствии с действующими нормами,  утвержденный в установленном порядке на строительство пекарни;

- в столярном цехе деревообрабатывающие станки оборудовать местными отсосами (циклон и т.п.) для удаления пыли и стружки, в цехе выполнить приточно-вытяжную вентиляцию;

- в швейном цехе металлические косоуры лестничного марша выполнить с пределом огнестойкости не менее R60;

- помещения окрасочной камеры цеха металлообработки, цеха № ***, сушильной камеры столярного цеха оборудовать автоматической установкой пожаротушения;

- представить проектную документацию на бытовые помещения с учетом фактического состояния помещений цеха металлообработки, столярного цеха, помещений цеха № ***.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № ***» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области государственную пошлину в размере 100 рублей в бюджет муниципального образования.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновский  прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с иском (уточненным в ходе судебного разбирательства) к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № ***» Управления Федеральной службы исполнения наказаний  России по Ульяновской области (далее – ответчик, учреждение, ФБУ ИК-*** УФСИН) о признании незаконным бездействия администрации учреждения и понуждении к совершению действий, направленных на устранение нарушений закона в области обеспечения пожарной безопасности.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в период с 2008-2009 гг. прокуратурой неоднократно проводились проверки ответчика, в ходе которых были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. По результатам проверок выдавались представления об устранении выявленных нарушений, но до настоящего времени они не исполнены. Так, на территории учреждения не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц. Помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией, не смонтирована система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Деревянные и металлические конструкции помещений и лестниц не обработаны огнезащитным составом, в помещениях монтаж и эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике. В здании отряда участка колонии-поселения отсутствует второй эвакуационный выход. Отсутствует проектная документация на помещения хлебопекарни и бытовые помещения цеха металлообработки, столярного цеха, помещения цеха № ***. В столярном цехе деревообрабатывающие станки не оборудованы местными отсосами для удаления пыли и стружки, отсутствует вентиляция, в швейном цехе металлические косоуры лестничного марша не выполнены с пределом огнестойкости не менее R60, помещения окрасочной камеры цеха металлообработки, столярного цеха № ***, сушильной камеры столярного цеха не оборудованы автоматической установкой пожаротушения. Бездействие ответчика ставит под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара. В связи с этим на ФБУ ИК-*** УФСИН лежит обязанность выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений закона в области обеспечения пожарной безопасности.

 

Судом  постановлено вышеприведенное решение.

 

В кассационной жалобе ФБУ ИК-*** УФСИН не соглашается с решением суда и просит его отменить.

Жалоба мотивирована тем, что колония является бюджетным учреждением. Использование финансовых средств осуществляется по целевому назначению. Поэтому использование бюджетных средств на противопожарные мероприятия возможно при условии выделения бюджетных средств конкретно на эти цели. Однако из бюджета денежные средства не выделяются. В связи с этим вывод суда о том, что указанное обстоятельство не может являться основанием к отказу в удовлетворении иска прокурора, нельзя признать обоснованным. В ГПК РФ приведен исчерпывающий перечень субъектов, в интересах которых прокурор может подать заявление в суд. Иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц. Однако круг лиц можно определить в любой конкретный период времени (количество осужденных и работников является определенным, а количество прибывших в колонию на свидания и по другим вопросам всегда можно определить в силу того, что колония является режимным учреждением, где осуществляется контрольно-пропускной режим и ведется учет всех лиц, прибывших в учреждение). В связи с этим вывод суда о том, что точное количество лиц, находящихся на территории учреждения на конкретную дату определить невозможно, не соответствует обстоятельствам дела.

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав Х***., представляющего по доверенности интересы ФБУ «ИК-***» УФСИН, просившего удовлетворить жалобу по доводам, в ней изложенным, прокурора Логинова Д.А., считающего решение суда законным и обоснованным, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм процессуального и материального права при вынесении решения, кассационная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (п. 1 ст. 347 ГПК РФ).

 

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон).

В силу ст. 37 Закона соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны являются обязанностью руководителя организации.

Кроме того, требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

 

Согласно Положению о ФБУ ИК № *** УФСИН в число основных функций учреждения входит осуществление противопожарных мероприятий, предусмотренных государственными стандартами, нормами и правилами (п. 3.25).

 

Из актов проверок соблюдения требований пожарной безопасности от 18 марта 2008 года № ***, от 26 февраля 2009 года № ***, от 06 мая 2009 года № ***, проведенных отделением Государственного пожарного надзора по Ульяновскому району и городу Новоульяновску, следует, что в ФБУ «ИК - ***» УФСИН имеют место многочисленные нарушения Правил пожарной безопасности.

Вынесенные предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности  с указанием сроков их исполнения, а также представления прокурора об устранении нарушений закона  в полном объеме не выполнены, что не оспаривается ответчиком.

 

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нарушения Правил пожарной безопасности в ФБУ «ИК - ***» УФСИН имеют место до настоящего времени, а непринятие мер по устранению нарушений пожарной безопасности может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, работающих и отбывающих наказание в колонии. Соответственно, суд правильно признал незаконным бездействие ответчика по устранению нарушений пожарной безопасности  и, следовательно,  обоснованно обязал ФБУ «ИК-***» УФСИН выполнить определенные и необходимые мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в учреждении.

 

В связи с этим доводы, приведенные ФБУ «ИК-***» УФСИН в кассационной жалобе, признаются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку недостаточное финансирование учреждения для устранения выявленных недостатков пожарной безопасности не является основанием для его освобождения от обязанности надлежащим образом исполнять требования Закона и ППБ 01-03.

 

Таким образом, материальный закон судом применен правильно.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

 

По мнению суда кассационной инстанции, заявление подано прокурором в рамках своих полномочий, поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц – сотрудников колонии, а также постоянно меняющегося численного состава осужденных  и лиц, прибывающих на свидания с осужденными.

В связи с этим прокурор был вправе обратиться с требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

 

В силу изложенного, доводы кассационной жалобы о нарушении судом норм процессуального права подлежат отклонению.

 

Таким образом, решение следует признать законным, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13 июля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения  «Исправительная колония № ***» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: