Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью
Документ от 04.08.2009, опубликован на сайте 24.08.2009 под номером 12665, 2-я гражданская, о назначении льготной пенсии по старости, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

Дело № 33-***\2009                                                      Судья Шарапов И.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

04 августа 2009 года                                                                                  г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи  Королевой А.В.,

судей                                             Колобковой  О.Б.,  Хреновой  Г.И.

при секретаре                               Цветковой А.С.

рассмотрела дело по кассационной жалобе К*** на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 25 июня 2009 года, по  которому  суд решил:

 

В удовлетворении исковых требований К*** к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении досрочной пенсии по старости, включив в специальный стаж работы период его работы с ***.11.1999 года по ***.04.2009 года продолжительностью 9 лет 5 месяцев 22 дня в качестве зубного техника,  отказать.

 

Заслушав доклад судьи  Колобковой О.Б., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

К***. обратился в суд с иском к  Управлению  Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской области о включении в стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

 

В обоснование своих требований указал на то, что решением ответчика от  27 апреля 2009 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной  и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимого специального стажа. При этом в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, не включен период работы с ***.11.1999 года по ***.04.2009 года в должности зубного техника в Карсунской ***Б. Кроме того, ответчиком исключен из специального стажа период нахождения на курсах повышения квалификации с ***.02.2004 года по ***.03.2004 года. Считает решение УПФ в Карсунском районе незаконным, поскольку Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работа в должности зубного техника, который относится к среднему медицинскому  персоналу лечебно-профилактических учреждений, засчитывается  в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии. Просил отменить решение УПФ РФ в Карсунском районе города Ульяновска об отказе в назначении пенсии и обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы с ***.11.1999 года по ***.04.2009 года в должности зубного техника и назначить ему пенсию.

 

От требований о включении в специальный трудовой стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации  с ***.02.2004 года по ***.03.2004 года истец отказался.

 

Определением суда от  25 июня 2009 года производство по делу в этой части прекращено.

 

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе К***. просит отменить решение суда, считая его незаконным. В обоснование жалобы истец ссылается на то, что ранее должность зубного техника была включена в Список должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет. Несмотря на отсутствие в Списках должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года, должности зубного техника, период работы после 01.11.1999 года должен включаться в льготный медицинский стаж, т.к. распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием противоречит Конституции РФ. Более того, работа в качестве зубного техника до 1999 года и после 1999 года является работой с вредными условиями труда, а именно работа с азотной кислотой, пластмассами, постоянной пылью.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 

В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

 

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

 

Обеспечивая реализацию права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, Правительство РФ, во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий, Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список и Правила, конкретизировав применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в названном федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждения здравоохранения».

 

В разделе «Наименование должностей» и разделе «Наименование учреждений» указанного Списка приведены наименования должностей и учреждений здравоохранения.

 

Должность зубного техника в Список не включена.

 

Судом установлено, что К***. с *** июля 1985 года по настоящее время работает зубным техником в МУЗ «Карсунская *** больница».

 

Отказывая в удовлетворении исковых требований истца о назначении досрочной пенсии, суд первой инстанции  обоснованно исходил из того, что на момент обращения в Управление Пенсионного фонда за назначением пенсии он не имел необходимого стажа лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку профессия, по которой работает истец, не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

 

Судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными.

 

Довод кассационной жалобы о том, что ранее должность зубного техника была включена в Список должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, основанием к отмене решения и удовлетворению иска К***. не является.

 

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, были включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

 

Поскольку должность зубного техника относилась к среднему медицинскому персоналу, стаж работы в этой должности на основании указанного выше Постановления засчитывался в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 утвержден новый Список, в котором были указаны конкретные наименования должностей, в результате чего лишились права на включение в стаж периодов работы после 01 ноября 1999 года некоторые категории медицинских работников, которые ранее это право имели, в том числе и зубные техники.

 

Пунктом 3 данного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

 

Таким образом, с 01 ноября 1999 года работа в должности зубного техника не дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.

 

Не может быть принят во внимание и довод о том, что работа в должности зубного техника является работой с вредными условиями труда.

 

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и  предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

 

Определение категории граждан, деятельность которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности по достижении общего пенсионного возраста из-за длительного воздействия на организм человека различного рода неблагоприятных факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также в связи с особой значимостью такой деятельности для государства, отнесено законом к компетенции Правительства Российской Федерации.

 

Утверждая Списки, Правительство Российской Федерации не усмотрело в должности зубного техника наличия неблагоприятных факторов, повышенной психофизиологической нагрузки и особой значимости, поэтому не включило эту должность в Список.

 

Не имеют правового значения по настоящему делу доводы заявителя о несоответствии Постановления Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года нормам Конституции РФ, т.к. проверка конституционности нормативных правовых актов Правительства РФ отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ и не может осуществляться судом общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.

 

С учетом изложенного выше, судебная коллегия  находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего пенсионного законодательства при его правильном толковании. Доводы кассационной жалобы истца являются аналогичными его доводам в суде первой инстанции, которые являлись предметом исследования суда, в решении им дана правильная оценка.

 

Руководствуясь ст. 361  ГПК  РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 25 июня 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К*** – без  удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: