УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело-33-***-2009
Судья Матвеева Л.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И
Е
21 июля 2009 года
г.Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Николаевой
Р.И., Хреновой Г.И.
при секретаре
Покачайло Н.Ю.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской
области
на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 09 июня 2009 года, по которому суд решил:
Обязать Управление
Федеральной миграционной службы по Ульяновской области выдать С*** разрешение
на временное проживание на территории Российской Федерации без учета квоты.
Заслушав доклад
судьи Николаевой Р.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
С***. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий УФМС по Ульяновской области по отказу в
выдаче разрешения на временное проживание в РФ. Просил обязать УФМС по
Ульяновской области выдать разрешение на
временное проживание без учета квоты. Требования
мотивированы тем, что он является
гражданином Республики Туркменистан. В июне
2008 года въехал на территорию Российской Федерации. С 09.12.2008 года поставлен на миграционный
учет по адресу: Ульяновская область, Павловский район, р.п.Павловка, ул.М***,
д.***. кв.***. В выдаче разрешения на временное проживание без учета квоты ему
отказано, поскольку он был привлечен к
административной ответственности. Нарушения законодательства РФ в части
обеспечения режима пребывания иностранных граждан в РФ им допущены по
уважительной причине. Просил учесть, что
на территории РФ проживает его сын – С***
И.***.,***.2007 года рождения.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Управление Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области не соглашается с решением суда и просит его
отменить. В соответствии с п.п.7 ч.1 статьи
7 Федерального закона разрешение на
временное проживание иностранному гражданину не выдается в случае, если данный
иностранный гражданин неоднократно в
течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение
законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания)
иностранных граждан в РФ. Суд не учел, что заявитель дважды привлекался к
административной ответственности по ст.18.8 КоАП РФ - за несоблюдение установленного порядка въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в
РФ. Данные обстоятельства являются безусловным основанием для отказа в
удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной
жалобы, выслушав представителей УФМС
России по Ульяновской области С*** О.Н. и М*** О.Н., С***., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что гражданин Республики Турменистан С***., ***.1978 г.р.,
06.06.2008 года прибыл на территорию РФ для проживания как переселенец из
Туркменистана.
18.06.2008 года и
01.04.2009 года С***. был привлечен к административной ответственности по
ст.18.8 КоАП РФ – за нарушение иностранным гражданином правил въезда в РФ либо
режима пребывания (проживания), выразившееся в несоблюдении установленного порядка въезда в РФ либо режима пребывания и порядка передвижения
и выбора места пребывания или жительства.
20.12.2008 года С***.
обратился в УФМС РФ по Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в
РФ без учета квоты на основании п.п.7 п.3 ст.6 Федерального закона «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» по адресу: Ульяновская
область, Павловский район, р.п.Павловка, ул.М***, д.***.
Решением УФМС РФ по
Ульяновской области от ***.2009 года ему было отказано в выдаче разрешения на
временное проживание на основании п.п.7
п.1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации» от 25.07.2002 года, поскольку он неоднократно (два раза)
в течение одного года был привлечен к административной ответственности за
нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания иностранных
граждан в РФ.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации» разрешение на временное проживание – это подтверждение права иностранного гражданина
или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения
вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем
личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде
документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без
гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Законно находящийся
в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид
на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или)
миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом
или международным договором
Российской Федерации документы, подтверждающие право
иностранного гражданина на
пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.6 вышеуказанного Закона разрешение
на временное проживание выдается иностранному гражданину в пределах квоты,
утвержденной Правительством Российской Федерации, на три года.
В ходе рассмотрения
дела нашёл подтверждение факт привлечения заявителя дважды в течение года к
административной ответственности за нарушение законодательства в части режима
пребывания иностранных граждан.
В силу п.п.7 п.1 ст.7 указанного Закона разрешение
на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное
разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин
неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к
административной ответственности за нарушение законодательства Российской
Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных
граждан в Российской Федерации.
К числу административных правонарушений,
являющихся в силу пункта 7 статьи 7
Закона основанием для отказа иностранному гражданину в выдаче разрешения на
временное проживание в РФ (или аннулирования ранее выданного разрешения),
статья 18.8 КоАП РФ относит нарушение установленных правил въезда в РФ,
отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ,
утрату таких документов при неподаче заявления об их утрате в соответствующий
орган, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения или
порядка выбора места жительства,
уклонение от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания и
несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РФ.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой
инстанции признал правомерным решение
УФМС по Ульяновской области по отказу С***.
в выдаче разрешения на временное
проживание ввиду привлечения дважды к
административной ответственности.
Вместе с тем суд принял решение, которым
обязал УФМС по Ульяновской области выдать С***. разрешение на временное
проживание на территории РФ без учета квоты. В обоснование законности принятия
такого решения, суд сослался на личность
С***., а именно, что он не привлекался к уголовной ответственности, имеет на
иждивении несовершеннолетнего ребенка, а также
на определение Конституционного Суда РФ
от 02 марта 2006 года № 55-О «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера
на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Однако данное
решение суда нельзя признать законным и
обоснованным.
В определении
Конституционного Суда РФ от 02 марта
2006 года № 55-О «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его
конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» указано, что, оценивая нарушение
тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ как противоправное
деяние, а именно, как административный проступок, и, следовательно, требующее
применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за
пределы РФ, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования
ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды
обязаны соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования справедливости и соразмерности, которые, как указал
Конституционный Суд РФ, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности
в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба,
степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих
индивидуализацию при применении взыскания.
Поскольку отказ в выдаче разрешения на временное
проживание или аннулирование ранее выданного разрешения за неоднократные
нарушения установленного порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в
Российской Федерации в отношении иностранного гражданина, состоящего в браке с
гражданкой Российской Федерации и имеющего ребенка, влечет его обязанность в течение
15 дней добровольно покинуть Россию, что представляет собой серьезное
вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой
гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод,
такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и
судом только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного
административного правонарушения, т.е. степени его общественной опасности.
Как следует из материалов дела, С***., как
переселенец из Республики Туркменистан в Российскую Федерацию, по частной
визе принимающей стороны П*** В.Д.,
проживающей в р.п. Павловка, ул.П***, д.***,
06.06.2008 года въехал в Российскую Федерацию. 18.08.2008 года им было установлено отцовство
в отношении сына П*** В.Д.- П*** И.***, ***.2007
года рождения.
Однако с 05.09.2008 года принимающая сторона в отношении С*** изменена на К*** В.И. и предполагаемое место пребывания указано – р.п.Павловка, ул.М*** д.***, кв.*** или г.Москва.
При таких обстоятельствах отказ в выдаче разрешения на временное
проживание не может быть расценен как вмешательство в сферу личной и семейной
жизни заявителя. Кроме того, УФМС по
Ульяновской области не оспаривает право
проживания С***. на территории РФ на основании продлеваемой визы в связи с
въездом в РФ по разрешению на переезд
(переселение) из Туркменистана в Российскую Федерацию в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном
о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 23.12.1993
года.
Поскольку С***. дважды привлекался к
административной ответственности по
ст.18.8 КоАП РФ – за нарушение иностранным гражданином правил въезда в РФ либо
режима пребывания (проживания), УФМС по Ульяновской области в соответствии с п.п.7 п.1 ст.7 ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» обоснованно отказало в
выдаче заявителю разрешения на
временное проживание в РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия
считает, что решение суда первой инстанции следует отменить и постановить новое
решение об отказе С***. в
удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь
ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 09 июня 2009 года отменить.
В удовлетворении
заявления С***. о возложении обязанности на Управление Федеральной миграционной
службы по Ульяновской области выдать
разрешение на временное проживание без учета квоты – отказать.
Председательствующий
Судьи: