УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья А.В. Маслюкова Дело
№33-***/2009
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 июля 2009 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Булгакова Г.М, Николаевой Р.И.
при секретаре
Покачайло Н.Ю.
рассмотрела дело
по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 мая 2009
года, которым постановлено:
Заявление
Д*** А*** А*** удовлетворить.
Признать незаконным
заключение Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области от
23 марта 2009 года об оставлении заявления Д*** А*** А*** о приеме в
гражданство РФ в упрощенном порядке без рассмотрения.
Обязать Управление Федеральной
миграционной службы по Ульяновской области устранить в полном объеме допущенное
нарушение, а именно: рассмотреть представленные Д*** А*** А*** заявление и
документы по существу.
Заслушав доклад
судьи Булгакова Г.М.,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Д*** А.А. обратилась
в суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным заключения УФМС России по
Ульяновской области об оставлении ее заявления о приеме в гражданство РФ в
упрощенном порядке без рассмотрения и обязании УФМС России по
Ульяновской области устранить допущенное нарушение.
Заявление
мотивировано тем, что в соответствии с ч.4 ст. 14 Федерального закона от
31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» она имеет право на принятие гражданства Российской
Федерации в упрощенном порядке. Данное право подтверждено решением
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 июля 2008 г., которым признаны
незаконными действия Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской
области в отказе Д*** А.А. в принятии
гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. Решение суда
ответчиком обжаловано не было и вступило в законную силу. 26.09.2008 г. во
исполнение состоявшегося решения суда УФМС по Ульяновской области вновь были приняты
от нее все необходимые документы для оформления гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. В соответствии с
п.4 ст.35 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» рассмотрение заявлений по
вопросам гражданства Российской Федерации и принятии решений о приеме в
гражданство Российской Федерации в
упрощенном порядке осуществляется в срок до шести месяцев со дня подачи
заявления и необходимых документов. Однако
в апреле 2009 г. в УФМС по Ульяновской области ей устно пояснили, что по
ее заявлению принято отказное решение, однако в письменной форме решение
предоставить отказались.
Суд, рассмотрев дело по существу, постановил решение,
приведенное выше.
В кассационной
жалобе УФМС России по Ульяновской области просит состоявшееся по делу решение
суда отменить, поскольку значимые для данного дела обстоятельства не были
исследованы и им не дана надлежащая правовая оценка. Суд не учел, что заявитель
на момент обращения в органы УФМС РФ с
заявлением о приеме ее в гражданство РФ не подтвердила легальность своего
пребывания на территории РФ.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения заявителя,
судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела
следует, что Д*** А.А. родилась ***.02.1971 года в г. Б*** Узбекской ССР. Ее
мать Д*** Ф.М. (Н***) родилась ***.03.1950 г. в с. Е*** Чердаклинского района
Ульяновской области, в настоящее время имеет гражданство Российской Федерации. Имеет одного родителя - мать, сведения об отце
при регистрации ее рождения в органах ЗАГСа были записаны со слов матери.
Единственный родитель заявительницы - ее мать - является гражданкой Российской
Федерации.
Д*** А.А. проживала
на территории Узбекской Республики, а в апреле 1996 года выехала на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Д*** А.А гражданства
Республики Узбекистан не принимала, имеет паспорт гражданина СССР, который был
получен ею в январе 1988 года на территории Узбекской ССР.
По прибытии на
территорию Российской Федерации Д*** А.А. была зарегистрирована 28.05.1996 года
по адресу: г. Ульяновск, бульвар Н***, д.*** кв.***. 04.02.1998 года Д*** А.А. была снята с регистрационного учета по
указанному адресу и до 17.02.2003
года проживала на территории Ульяновской области без регистрации. Была зарегистрирована
17.02.2003 года по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. С***,
ул. Ц***, д.***.
Однако фактически с
1998 года по 2003 год Д*** А.А. проживала
постоянно на территории Чердаклинского района Ульяновской области, что
подтверждается решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от
05.05.2004года. Указанным судебным решением установлен факт постоянного
проживания Д*** А.А. на территории Российской Федерации в период с
февраля 1998 года по февраль 2003 года. 15.08.1997
года в г. Ульяновске у нее родился сын Д*** Т***.
26.09.2008 года Д***
А.А. обратилась в УФМС России по Ульяновской области с заявлением
о приеме ее в гражданство РФ в упрощенном порядке в связи с постоянным
проживанием на территории Российской Федерации.
Заключением от 23.03.2009 года УФМС России по Ульяновской
области оставлено заявление Д*** А.А.
без рассмотрения. Д*** А.А. рекомендовано
обратиться в УФМС России по
Ульяновской области с заявлением об оформлении вида на жительство. Одновременно
с этим в ТП УФМС России по Ульяновской области
в Чердаклинском районе направлено
сообщение об отклонении заявления о приеме
Д*** А.А. в гражданство РФ.
Составленное УФМС
России по Ульяновской области заключение
мотивировано тем, что Д*** А.А. не имеет
права на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке на основании ч.4 ст. 14 ФЗ
от 31.05.2002 № 62-ФЗ, поскольку на
01.07.2002 года она не имела регистрации по месту жительства либо разрешения на временное
проживание, либо вида на жительство.
Согласно ч.1 ст.14
ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве
Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие
возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с
заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего федерального закона,
если указанные граждане и лица: имеют
хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской
Федерации; имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах,
входивших в состав СССР, не получили
гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без
гражданства.
В соответствии с ч.4 ст. 14 приведенного выше закона иностранные граждане
и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую
Федерацию из государств, входивших в состав
СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по
состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение
на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются
в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий,
предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части
первой статьи 13 настоящего федерального закона, если они до 1 января 2009 года
заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Д*** А.А. родилась в Узбекской ССР, входившей
в состав бывшего СССР, в 1996 году прибыла на территорию Российской Федерации
на постоянное место жительства, до 04.02.1998
года была зарегистрирована по месту своего жительства, имеет
единственного родителя (мать), являющегося гражданином Российской Федерации, на
01.07.2002 года проживала на территории Российской Федерации, суд правомерно
признал незаконным заключение УФМС России по Ульяновской области об оставлении заявления Д*** А.В. о приеме ее в гражданство РФ в упрощенном
порядке без рассмотрения и обоснованно обязал рассмотреть его по существу.
Также следует отметить то,
что заявление Д*** А.А. оставлено УФМС
РФ по Ульяновской области без рассмотрения в виду того, что она не имеет право
на приобретение гражданства в упрощенном
порядке.
Однако из смысла правового содержания
федерального законодательства, регулирующего данные правоотношения и, в
частности, Положения «О порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ»,
утвержденного Указом Президента РФ от
14.11.2002 №1325, следует, что органы
миграционной службы могут рассматривать
заявления граждан только по существу. Решения в виде оставления заявления без
рассмотрения законодательство не предусматривает. Принятие не предусмотренного
нормативными актами решения приводит к
правовой неопределенности у граждан, что нарушает их права.
Кроме того, в п. 1 заключения указано на оставление заявления Д*** А.А. без рассмотрения, а в п. 3 его указывается на то,
что ее заявление о приеме в гражданство
отклонено.
Вынесение УФМС РФ по Ульяновской области заключения с указанными недостатками влечет признание его не соответствующим закону.
В кассационной жалобе УФМС России по Ульяновской области указывается на то, что Д*** А.А. на 01.07.2002
года и на момент обращения не имела доказательств легального нахождения на
территории России, не была зарегистрирована
по месту жительства, не имела разрешения на временное проживание или
другой документ, подтверждающий правомерность ее нахождения на территории РФ.
Указанные
доводы были предметом разбирательства
судом первой инстанции и в решении им дана правильная юридическая оценка.
Кроме того, суд
первой инстанции на законных основаниях рассмотрел дело в пределах заявленных
требований и правомерно обязал
Управление ФМС РФ по Ульяновской области рассмотреть представленные Д*** А.А. заявление и
документы по существу.
Нарушений норм процессуального законодательства,
являющихся основанием для отмены состоявшегося решения, не усматривается.
Материальный закон применен правильно.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И ЛА:
Решение
Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 21 мая 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу
Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: