Судебный акт
Отказ в восстановлении на работе государственного служащего
Документ от 07.07.2009, опубликован на сайте 04.08.2009 под номером 12525, 2-я гражданская, о восстановлении на работе и взыскании заработной платы, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33- *** -2009 г.                                              Судья Чурбанова Е.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

07 июля 2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей  Казаковой М.В., Шлейкиной О.В.

при секретаре Чаплинской Н.В.,

с участием прокурора Балашовой Н.Н.

рассмотрела дело по кассационной жалобе М*** В*** Н***, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) на решение Ленинского районного  суда г. Ульяновска от 14 мая 2009 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований М*** В***  Н*** к Территориальному управлению  Федерального агентства по управлению государственным  имуществом по Ульяновской области об отмене приказа № *** от 24.02.2009 г.  «Об отказе в допуске к государственной тайне», восстановлении в должности исполняющего обязанности заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула за период с 16.03.2009 г. по день восстановления на работе  отказать.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

М*** В.Н. обратился в суд с иском к  Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области (ТУ ФАУГИ  по Ульяновской области) об отмене приказа № *** от 24.02.2009 г. «Об отказе в допуске к государственной тайне», восстановлении в должности исполняющего обязанности заместителя руководителя ТУ ФАУГИ  по Ульяновской области, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула за период с 16.03.2009 г. по день восстановления на работе. В обоснование иска указал, что с 09.09.2008 г. исполнял обязанности заместителя руководителя ТУ ФАУГИ  по Ульяновской области. На основании приказов  и.о. руководителя ТУ ФАУГИ  по Ульяновской области А***  Ф.А. от 24.02.2009 г. № ***  и от 16.03.2009 г. № ***  срочный  служебный контракт с ним был прекращен на том основании, что он не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемой им должности, и не имеет допуска к государственной тайне. Полагал, что  приказ № *** от 24.02.2009 г.  об отказе в допуске его к государственной тайне, а также  прекращение служебного контракта являются незаконными. Он имеет высшее профессиональное образование,  а также необходимый для замещения должности заместителя руководителя ТУ ФАУГИ  по Ульяновской области стаж работы в должности государственного служащего, то есть  в полном объеме отвечает квалификационным требованиям, содержащимся в его должностном регламенте.  Замещаемая им должность допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не требовала. Приказ руководителя об отказе в допуске к государственной тайне, принятый только на том основании, что в анкете им ошибочно были неверно указаны даты рождения родителей и отчество матери, является незаконным. А*** Ф.А. на момент издания приказов  не была наделена полномочиями  действовать от имени ТУ ФАУГИ  по Ульяновской области. Кроме того, А*** Ф.А.  не было получено согласие Росимущества на прекращение контракта.

В ходе рассмотрения спора судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены  Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление Федеральной службы безопасности России по Ульяновской области, НП «Поволжский экспертно-аттестационный центр «Ю***».    

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе  М*** В.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Указывает, что вывод суда о несоответствии его квалификационным требованиям, предъявляемым к должности исполняющего обязанности заместителя территориального управления, сделан в результате неправильного толкования судом закона. В частности, замещение его должности требует наличия высшего профессионального образования, без конкретизации  специальности. Поэтому вывод суда о необходимости наличия для замещения должности заместителя руководителя территориального управления экономического либо юридического образования носит предположительный характер. Должность заместителя руководителя управления относится к ведущей группе должностей государственного служащего, поэтому для замещения данной должности достаточно наличия 2 лет стажа государственного служащего, а не четырех, как указал суд. Отказ в допуске к государственной тайне в связи с тем, что он неправильно указал в анкете отчество и дату рождения матери, является неправомерным, так как сообщение данных сведений не носило с его стороны заведомо ложного характера. Кроме того, его увольнение не было согласовано с  вышестоящей организацией.

В кассационной жалобе Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что М*** В.Н. неправомерно было отказано в допуске к государственной тайне, что впоследствии явилось основанием для его увольнения, поскольку  сообщение в анкете неточных сведений носило с его стороны неумышленный характер.  Кроме того, Росимущество не давало согласие на увольнение М*** В.Н.

В возражениях на кассационную жалобу Территориальное управление  Федерального агентства по управлению государственным  имуществом по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения М*** В.Н., представителей Территориального управления  Федерального агентства по управлению государственным  имуществом по Ульяновской области – Ш*** Р.Б., Б*** В.В., представителей УФСБ – Ш*** С.П., З*** Д.Г., прокурора Балашовой Н.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что согласно п.3 раздела IV  Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, утвержденного приказом Росимущества от 01.02.2005 г. № ***,  руководитель Территориального управления  имеет заместителей, назначаемых на должность  и освобождаемых от должности руководителем Территориального управления по согласованию с руководителем Росимущества.

Приказом  руководителя ТУ ФАУГИ  по Ульяновской области № *** от 09.09.2008 г., по согласованию с Росимуществом,  М*** В.Н.  был назначен на должность федеральной гражданской службы исполняющим обязанности заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению  федеральным имуществом по Ульяновской области по срочному служебному контракту сроком на 3 года.

Согласно п.1 ст.37 Федерального закона «О государственной гражданской службе»  граждане, которым по характеру занимаемой или должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после  оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Отсутствие такого допуска исключает  возможность продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы и предполагает  прекращение служебного контракта по основаниям, указанным  в ч.4 п.1  ст.40 Федерального закона «О государственной гражданской службе».

В номенклатуру должностей ТУ ФАУГИ по Ульяновской области, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, утвержденную руководителем ТУ ФАУГИ по Ульяновской области в установленном законом порядке, включена должность заместителя руководителя ТУ ФАУГИ по Ульяновской области.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне» и  Инструкцией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.10.1995 г. № ***,  решение о допуске граждан по второй форме принимается руководителем организации с предварительным проведением проверочных мероприятий органами государственной безопасности.

Основанием для отказа должностному лицу или  гражданину, в силу вышеуказанной нормы, в допуске к государственной тайне может являться сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

С целью оформления М*** В.Н. допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, органами УФСБ России по Ульяновской области была проведена проверка, в результате которой установлено, что истцом при заполнении анкеты сообщены ложные сведения в части даты рождения родителей и отчества матери.

Учитывая результаты проверочных мероприятий, и.о. руководителя ТУ ФАУГИ  по Ульяновской области А*** Ф.А. был издан приказ № *** от 24.02.2009 г. об отказе М*** В.Н. в допуске к сведениям, содержащим государственную тайну. 

Оснований для признания указанного приказа незаконным судом первой инстанции не установлено, так как решение принято на основании установленного факта сообщения истцом ложных сведений при заполнении анкеты.

В силу п.п. 11 п.1 ст. 33 Федерального закона от  27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» нарушение установленных данным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы, является одним из оснований для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 40  Закона о государственной гражданской службе предусмотрено  прекращение служебного контракта вследствие отсутствия у лица соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с настоящим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Частью 3 ст.12 Федерального закона о государственной гражданской службе установлено, что  в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители» всех групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. В дипломе о высшем профессиональном образовании указывается соответствующая квалификация по профессиональной деятельности.

Проанализировав должностные обязанности заместителя ТУ ФАУГИ по Ульяновской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что для замещения данной должности государственного гражданского служащего необходимо наличие экономического либо юридического образование, так как деятельность ТУ ФАУГИ по Ульяновской области связана с реализацией федеральной собственности. М*** В.Н. имеет высшее техническое образование по специальности «электромеханик», то есть квалификационным требованиям в части наличия специальных знаний для исполнения должностных обязанностей  не соответствует.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.

Приказом ТУ ФАУГИ  по Ульяновской области № ***  от 24.02.2009 г.,  по согласованию с Росимуществом,  приказ № *** от 09.09.2008 г. о назначении М*** В.Н. на должность и.о. заместителя руководителя ТУ ФАУГИ по Ульяновской области отменен в связи с нарушением обязательных правил при заключении служебного контракта, отсутствия у М*** В.Н. допуска к государственной  тайне и его несоответствия квалификационным требованиям по занимаемой должности.

Поскольку М*** В.Н. до 15.03.2009 г. был временно нетрудоспособен, прекращение служебного контракта, отстранение его от должности и увольнение  с государственной службы произведено приказом ТУ ФАУГИ  по Ульяновской области № *** от 16 марта  2009 г.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных М*** В.Н. требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований истца об отмене приказа об отказе в доступе к сведениям, содержащим государственную тайну, и восстановлении его в ранее замещаемой должности, не установлено.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Доводы, приведенные М*** В.Н. и Росимуществом  в кассационных жалобах, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Так, доводы истца о том, что для замещения должности заместителя ТУ ФАУГИ по Ульяновской области достаточно наличия высшего профессионального образования без какой-либо конкретной специальности, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Ссылки авторов кассационных жалоб на неумышленный характер искажения М*** В.Н.  анкетных данных родителей основанием к отмене решения суда являться не могут. Факт сообщения заведомо ложных сведений нашел свое подтверждение в суде, следовательно, отказ в допуске к  сведениям, содержащим государственную тайну, являлся обоснованным.

Указание в жалобах на отсутствие согласия Росимущества на увольнение истца является несостоятельным.

Представление прокуратуры Ульяновской области, содержащее требование об отмене приказа № *** от 09.09.2008 г. о назначении М*** В.Н. на должность и.о. заместителя руководителя ТУ ФАУГИ по Ульяновской области, направлялось в адрес Росимущества.

24.02.2009 г. ТУ ФАУГИ по Ульяновской области был получен ответ о необходимости устранения установленных прокуратурой нарушений законодательства с соблюдением  требований законодательства о недопустимости увольнения работников в период временной нетрудоспособности.  

В отсутствие каких-либо требований к форме согласования приема и увольнения работников территориального управления, данный ответ обоснованно расценен судом как согласие  Росимущества на увольнение М*** В.Н.

Однако доводы М*** В.Н. в части отсутствия в квалификационных требованиях к ранее замещаемой им должности требований о необходимости четырехлетнего стажа государственной гражданской службы, судебная коллегия находит обоснованными.

В соответствии со ст. 12 Закона о государственной гражданской службе в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Согласно пункту 5 указанной статьи  квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подразделом 2 раздела 11 «Перечень должностей в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации» Указа Президента РФ от 31.12.2005 г.  № 1574 «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» должность заместителя руководителя территориального органа относится  к ведущей группе должностей.

Указом Президента Российской Федерации  от 27.09.2005 года № 1131  «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для  федеральных государственных гражданских служащих» для замещения ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы требуется наличие не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности.

Суд первой инстанции в решении суда указал, что должность заместителя  ТУ ФАУГИ по Ульяновской области относится к главной группе должностей, требующей четырехлетнего стажа государственной службы для замещения должности, что является неправильным.  В связи с этим судебная коллегия полагает необходимым исключить из мотивировочной части решения суждение о необходимости четырехлетнего стажа государственной гражданской службы для замещения должности заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области.

В остальном решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного  суда г. Ульяновска от 14 мая 2009 года оставить без изменения, а кассационные жалобы М*** В*** Н***, Федерального агентства по управлению государственным имуществом – без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной части решения суждение о необходимости четырехлетнего стажа государственной гражданской службы для замещения должности заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи: