Судебный акт
Увольнение государственного служащего в связи с сокращением должностей государственной службы
Документ от 16.06.2009, опубликован на сайте 25.06.2009 под номером 12353, 2-я гражданская, о восстановлении на работе,взыскании оплаты за время вынужденного прогула, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33- *** -2009 г.                                              Судья Елистратов А.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

16 июня  2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Казаковой М.В., Булгакова Г.М.

при секретаре Покачайло Н.Ю.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Д*** С*** А***, на решение Ленинского районного  суда г. Ульяновска от 05 мая 2009 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Д*** С*** А*** к Законодательному собранию Ульяновской области о восстановлении на работе в должности специалиста первого разряда отдела аппарата Законодательного собрания Ульяновской области ***, взыскании компенсации морального вреда и оплаты за время вынужденного прогула отказать.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Д*** С.А. обратилась в суд с иском к Законодательному собранию Ульяновской области о восстановлении на работе в должности специалиста первого разряда отдела аппарата Законодательного собрания Ульяновской области ***, взыскании компенсации морального вреда в сумме 50 000 руб. и оплаты за время вынужденного прогула за период с 12.03.2009 года по 30.04.2009 года в сумме 19 680 руб. В обоснование иска указала, что 01.03.2005 года была принята на должность специалиста 1 категории отдела по обеспечению работы  комитета по правам человека и обращениям граждан Законодательного собрания Ульяновской области, 04.04.2008 года переведена на должность специалиста  1 разряда отдела аппарата Законодательного собрания Ульяновской области ***. 12.03.2009 года  служебный контракт с ней расторгнут в связи с сокращением должностей государственной службы. Считает увольнение незаконным, поскольку ответчиком нарушен установленный порядок освобождения от замещаемой должности, в частности, работодателем не были приложены усилия для сохранения места за другим работником, другие должности не предлагались.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Д*** С.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной службе в Российской Федерации» основанием прекращения служебного контракта, освобождения от занимаемой должности и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы в том же государственном органе. Она была предупреждена о предстоящем увольнении 31.12.2008 года, после предупреждения наниматель был обязан предложить ей вакантные должности гражданской службы в этом государственном органе, а при их отсутствии – хотя бы одну вакантную должность в другом государственном органе либо предложить переподготовку (переквалификацию) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Полагает, что ей могла быть  предложена  и нижестоящая должность, обязанности которой она могла бы выполнять с учетом ее профессии и квалификации. Такие должности работодателем ей не предлагались. Кроме того, в течение срока, установленного п. 5 ст. 31 закона,  в государственном органе может проводиться аттестация гражданских служащих, по результатам которой служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены  иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе. В данном случае аттестация не проводилась, преимущественное право и уровень квалификации для решения вопроса о замещении ею должности государственного служащего не выявлялись и при ее увольнении не обсуждались.

В возражениях на кассационную жалобу Законодательное собрание Ульяновской области указывает, что статьей  31 Закона РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»  предусмотрено право,  не обязанность работодателя предлагать государственному гражданскому служащему, подлежащему увольнению в связи с сокращением его должности, иную должность в том же или другом государственном органе, а также проводить аттестацию работников для решения вопроса о наличии преимущественного права на замещение  должности государственного гражданского служащего.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, выслушав пояснения  Д*** С.А., ее представителя – Л*** С.А., представителей Законодательного собрания Ульяновской области – В*** Т.В. и Р*** О.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что Д*** С.А. 01.03.2005 года была принята на должность специалиста 1 категории отдела *** Законодательного собрания Ульяновской области, 04.04.2008 года переведена на должность специалиста 1  разряда отдела аппарата Законодательного собрания Ульяновской области по обеспечению работы комитета Законодательного  собрания Ульяновской области  ***.

31.12.2008 года истицу письменно уведомили о предстоящем увольнении на основании распоряжения председателя Законодательного собрания Ульяновской области от 15.12.2008 г. № 1126-р «О сокращении должностей государственной гражданской службы аппарата Законодательного собрания Ульяновской области».

12.03.2009 года служебный контракт с истицей был расторгнут на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» - в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы.                                                                                                                                                          

Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы регламентированы ст. 31 указанного Федерального закона. Согласно п. 4 данной статьи в случае отказа государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации при сокращении должностей гражданской службы либо при ликвидации государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 названного Федерального закона (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы).

Поскольку было установлено, что вакантных должностей, которые могла бы замещать Д*** С.А. на момент ее увольнения, в аппарате Законодательного собрания Ульяновской области не имелось,  суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности увольнения истицы по указанному выше основанию и  отсутствии оснований для восстановления ее на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Доводы, приведенные Д*** С.А. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Довод истицы о том, что в связи с сокращением замещаемой ею должности представитель нанимателя был обязан предложить ей вакантные должности гражданской службы в этом государственном органе (в том числе нижестоящие должности), а при их отсутствии – хотя бы одну вакантную должность в другом государственном органе либо предложить переподготовку (переквалификацию) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ прямо не закрепляет обязанность представителя нанимателя предоставить гражданскому служащему, замещавшему сокращаемую должность, иную должность гражданской службы. Исходя из буквального понимания данной нормы, представитель нанимателя может (но не обязан) предоставить гражданскому служащему возможность замещения иной должности гражданской службы.

Помимо иной должности государственной гражданской службы, гражданскому служащему при сокращении замещаемой им должности может быть предложена возможность направления его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Предоставление  для замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе может быть реализовано путем предложения из числа имеющихся на данный момент вакантных должностей при соблюдении обязательного условия соответствия предусмотренных по ним квалификационных требований индивидуальным характеристикам гражданского служащего, оговоренных в п.1 ч.1 ст. 31 Закона, то есть уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности.

На момент увольнения Д*** С.А. в аппарате Законодательного Собрания Ульяновской области имелось четыре вакантных должности:

начальник отдела по обеспечению работы комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по аграрным вопросам, природопользованию, природным ресурсам и экологии (квалификационные требования: наличие высшего профессионального образования, не менее 4-х лет стажа гражданской службы или не менее 5-ти лет работы по специальности, опыт работы программиста-электронщика),

начальник отдела по обеспечению работы комитета по аграрным вопросам, природопользованию, природным ресурсам и экологии (квалификационные требования: наличие высшего сельскохозяйственного образования, не менее 4-х лет стажа гражданской службы или не менее 5-ти лет работы по специальности,  опыт работы в сельскохозяйственной отрасли на руководящих должностях),

ведущий консультант государственно-правового отдела (квалификационные требования: наличие высшего юридического образования, не менее 2-х лет стажа гражданской службы или не менее 4-х лет работы по специальности),

ведущий консультант по обеспечению работы комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи (квалификационные требования: наличие высшего юридического образования, не менее 2-х лет стажа гражданской службы или не менее 4-х лет стажа работы по специальности).

Уровень квалификации, профессиональное образование, стаж гражданской службы Д*** С.А.  квалификационным требованиям указанных должностей  не соответствовали, в связи с чем они не могли быть предложены ей для замещения.

Доводы истицы в той части, что ответчик не провел обязательную в этом случае аттестацию  для решения вопроса о наличии у сокращаемых служащих преимущественного права на замещение вакантных должностей, являются необоснованными. Вопрос о наличии преимущественного права, в силу ст. 179 ТК РФ, подлежит разрешению работодателем в том  случае, если сокращаются работники одинаковой квалификации.

В данном случае сокращалась занимаемая Д*** С.А. должность специалиста 1 разряда отдела аппарата Законодательного собрания Ульяновской области по обеспечению работы комитета Законодательного собрания  Ульяновской области по вопросам развития гражданского общества, национальных отношений и обращений граждан в количестве 1 единицы. 

Кроме того, проведение внеочередной     аттестации в случае сокращения должностей гражданской службы также является правом, а не обязанностью представителя нанимателя.  

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что  решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение от Ленинского районного суда г. Ульяновска от 05 мая 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Д*** С*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: