Судебный акт
Спор о правах на земельные участки для индивидуальной застройки
Документ от 09.06.2009, опубликован на сайте 25.06.2009 под номером 12351, 2-я гражданская, о признании решения Правит.ЖСК"Петров овраг"недействит..заключении договора субаренды зем.участка и признании недейст.договора сударенды зем.участка, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2009 г.                                              Судья Романова Г.Г.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

09 июня 2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Казаковой М.В., Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе представителя П*** И*** И*** – Ч*** И*** В*** на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 20 марта 2009 года, по которому постановлено:

Исковые требования Д*** А*** П*** удовлетворить частично.

Признать решение правления Жилищно-строительного кооператива «П***» от 07.10.2008 года в части передачи Д*** А*** П*** в субаренду земельного участка № В-9 на срок застройки участка в течение одного года недействительным.

Признать договор субаренды земельного участка № Б-4 № *** от 04.06.2008 года, заключенный между жилищно-строительным кооперативом «П***» и П***  И*** И***, недействительным.

В удовлетворении исковых требований Д*** А*** П*** о заключении с ним жилищно-строительным кооперативом «П***» договора субаренды земельного участка № Б-4 отказать.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Д*** А.П. обратился в суд с иском к ЖСК «П***», П*** И.И. о признании решения правления ЖСК «П***» недействительным, заключении договора субаренды земельного участка и признании недействительным договора субаренды земельного участка. В обоснование иска указал, что 07.10.2008г. на заседании правления ЖСК «П***» он был принят в члены ЖСК «П***» в связи с передачей ему пая сестрой Д*** С.П. Этим же решением ему был передан земельный участок № В-9 площадью 376,9 кв.м  на срок застройки в течение одного года. Д*** А.П. с решением правления в части выделения ему участка под номером В-9 не согласен. Считает, что за ним должен быть закреплен участок под номером Б-4, так как за сестрой были закреплены участки № Б-4  и № Б-5, площадь каждого из которых составляет 600 кв.м. Паевые взносы за эти участки внесены сестрой в ЖСК  в полном объеме. Просил признать решение Правления ЖСК «П***» от 07.10.2008 года в части передачи ему участка № В-9 недействительным  и обязать ЖСК «П***» заключить с ним договор субаренды земельного участка № Б-4.

В ходе рассмотрения дела истцом были заявлены дополнительные исковые требования. Поскольку было установлено, что на земельный участок № Б-4 04.06.2008 года  заключен договор субаренды между ЖСК «П***» и П*** И.И., просил признать данный договор недействительным, так как права на данный участок принадлежали Д*** С.П. и впоследствии были переданы ему.

Рассмотрев спор, суд постановил вышеприведённое решение.

В кассационной жалобе представитель П*** И.И. - Ч*** И.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. Указывает, что им в полном объеме были уплачены взносы за спорный земельный участок. Земельный участок был правомерно изъят ЖСК у Д*** С.П. в связи с наличием у последней задолженности по паевым платежам, поэтому  на момент предоставления ему земельного участка в аренду он был свободен от прав третьих лиц. ЖСК «П***» был правомочен заключить с ним договор субаренды земельного участка, поскольку имеется постановление главы администрации г. Ульяновска о передаче ЖСК земли в аренду.  Передача пая была осуществлена Д*** С.П. в нарушение порядка передачи - без уведомления ЖСК. Передавать права на конкретный земельный участок Д*** С.П. не могла, так как никаких прав на земельный участок не имела, она могла распорядиться только своим паем, внесенным в кооператив.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя П*** И.И. – Ч*** И.В., представителя Д***  А.П. – Ш*** О.П., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что Д***  С.П. с 2006 года является  пайщиком ЖСК «П***».  

В силу ст. 116 ГК РФ сведения о размере паевых взносов членов кооператива, о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также  о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков должны содержаться в уставе потребительского кооператива.

Согласно п.3.1 Устава ЖСК «П***» целями деятельности ЖСК являются: удовлетворение потребностей членов ЖСК (пайщиков) в жилье, а также управление жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном и индивидуальном доме путем объединения средств членов ЖСК для последующего их инвестирования и др.

Пунктом  4.8 Устава предусмотрено, что размер пая, характеристики и идентификационные признаки жилья, земельного участка, в целях приобретения права собственности на которые лицо вступило в ЖСК, порядок внесения паевого взноса, а также иная информация, необходимая для работы ЖСК, соблюдение прав и гарантий члена ЖСКК  закрепляются в подписываемом между ЖСК и членом ЖСК договоре о вступлении в ЖСК.

17.01.2008 г. между ЖСК «П***» и Д*** С.П. был заключен договор о вступлении в ЖСК, в котором указано, что пайщик вступил в кооператив в целях строительства  индивидуального жилого дома и других построек на двух земельных участках Б-4 и Б-5 по генплану ЖСК и последующего приобретения права собственности на них, в связи с чем ею внесено два  пая.

Пунктом 6 указанного договора предусмотрено, что исключение пайщика из членов ЖСК и прекращение права пайщика на пай производится по решению общего собрания ЖСК.

Основанием исключения пайщика из членов ЖСК является  неоднократное (более двух раз в год)  невыполнение пайщиком обязательств по внесению паевых, членских, целевых взносов, а также нарушение членом кооператива положений устава и  решений органов кооператива, принятых в пределах их полномочий (п.6.3 Устава).

В силу пункта 8.6.10 Устава решение Правления ЖСК об исключении пайщика из членов ЖСК должно утверждаться решением общего собрания пайщиков. К компетенции Правления  относится  рассмотрение вопросов приема в члены ЖСК и добровольного прекращения гражданами членства в ЖСК (п.9.10.3). В этих случаях утверждение решений на общем собрании членов кооператива уставом не предусмотрено.

В случае исключения пайщика из ЖСК на условиях и в порядке, предусмотренном уставом, а также в случае  выбытия из членов ЖСК по иному основанию паевой взнос подлежит  возврату члену кооператива (п.4.14.1, 4.15 Устава).

Таким образом, вышеуказанные положения Устава в их системном толковании устанавливают следующее:  в случае неисполнения обязательств по уплате членских и других взносов, установленных решениями общего собрания,  пайщик  может быть исключен  из членов кооператива решением правления ЖСК с последующим утверждением его на общем собрании. При прекращении права гражданина на пай по данному основанию он имеет право на его возврат в порядке, предусмотренном уставом.

02.06.2008 г. правлением ЖСК «П***», с учетом задолженности Д*** С.П. по уплате членских взносов за 2008 год в течение 5 месяцев, было принято решение о выкупе у Д*** С.П. одного пая стоимостью 250 000 руб. Этим же решением  земельный участок Б-4 был передан в субаренду П*** И.И.

Указанное решение правления ЖСК по своей сути является решением о прекращении  права  Д*** С.П. на один из ее паев в связи с неисполнением обязательств по уплате взносов, поскольку она не могла быть исключена из членов ЖСК, так как имела еще один пай. Следовательно, данное решение подлежало утверждению на общем собрании членов ЖСК. До принятия такого решения  общим собранием членов кооператива в установленном уставом порядке правление ЖСК не имело права  производить перераспределение земельного участка Б-4 и передавать его в субаренду П*** И.И., вступившему в члены кооператива в 2007 году с целью строительства индивидуального жилого дома на земельном участке  № В-9. Следовательно, судом сделан правильный вывод о том, что договор субаренды земельного участка № Б-4 с П*** И.И. от 04.06.2008 г. является недействительным.   

Поскольку на момент принятия Д*** А.П. в члены кооператива  (07.10.2008 г.) общее собрание по вопросу выкупа доли у Д*** С.П. не проводилось и  право требования земельного участка  в собственность после уплаты паевых взносов в полном объеме оставалось за Д*** С.П.,  сохранялось такое же  право на земельный участок  № В-9 и за П*** И.И. Поэтому  решение о закреплении данного участка за вновь принятым в члены ЖСК Д*** А.П.  также являлось незаконным.

Согласно Уставу ЖСК паенакопление представляет собой внесение паевых взносов (рассроченных во времени платежей, завершаемых полной выплатой стоимости приобретенного для пайщика недвижимого имущества) в установленном режиме, гарантирующем предоставление жилых помещений участникам ЖСК в безвозмездное пользование с правом последующего приобретения собственности на предоставляемое недвижимое имущество в соответствии с заключенным договором паевого взноса, Уставом и гражданским законодательством (п.4 ст. 218 ГК РФ).

В силу пункта 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Следовательно, до полной оплаты паевого взноса член кооператива  не вправе распоряжаться переданным ему в пользование имуществом, поскольку иные права, кроме права пользования,  у него до этого момента отсутствуют. Член кооператива вправе распоряжаться по своему усмотрению (с предварительным уведомлением кооператива) только своим паем.

28.08.2008 года Д***  С.П.заключила с Д*** А.П. договор передачи пая в ЖСК «П***»  и  09.09.2008 г. обратилась в ЖСК  с просьбой передать пай ее брату. 07.10.2008 г. Д*** А.П. был принят в члены ЖСК  согласно поданному им заявлению. Однако  его прием в члены ЖСК в связи с передачей ему пая Д***   С.П. не означает, что за ним должен быть закреплен земельный участок № Б-4, поскольку, в силу вышеуказанных норм гражданского законодательства,  Д*** С.П. не могла по своему усмотрению распоряжаться земельным участком.

До момента утверждения общим собранием ЖСК  решения правления ЖСК  о  выкупе пая у Д*** С.П., которое она не оспаривает, вопрос о перераспределении спорного земельного участка является преждевременным.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым исключить из мотивировочной части решения  вывод суда об имевшей место  уступке Д*** С.П. своих прав Д*** А.П. на паенакопления в отношении земельного участка № Б-4, расположенного  в ЖСК «П***», и праве Д*** А.П. на передачу ему земельного участка № Б-4.

Доводы, приведенные представителем П*** И.И. – Ч*** И.В. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Ссылки автора кассационной жалобы на то, что, признавая недействительным договор субаренды земельного участка № В-9, суд не применил последствия ничтожной сделки и не разрешил вопрос о возврате П*** И.И. внесенных им за участок платежей, на правильность принятого решения не влияет.

При наличии у П*** И.И. каких-либо претензий к ЖСК по поводу производимых им паевых и иных платежей, он  имеет право на обращение с иском  в суд в установленном законом порядке для разрешения имеющегося у него спора с кооперативом.

Суждения о правомерности  изъятия у Д*** С.П. земельного участка за невнесение платежей носят преждевременный характер, поскольку решение правления ЖСК об изъятии земли не утверждено общим собранием ЖСК.

Договор субаренды земельного участка № Б-4, заключенный  П*** И.И., является недействительным  в силу того, что на момент его оформления у правления  ЖСК отсутствовало  право на его  заключение по изложенным выше основаниям.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 20 марта 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя П*** И*** И*** – Ч*** И*** В*** – без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной части решения вывод суда об уступке Д*** С.П. своих прав Д*** А.П. на паенакопления в отношении земельного участка № Б-4, расположенного  в ЖСК «П***», и праве Д*** А.П. на передачу ему земельного участка № Б-4.

 

Председательствующий

 

Судьи: