У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33 – *** / 2009 Судья Ощепкова Н.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 июня 2009
года
город
Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Маслюкова П.А.,
судей Костенко А.П. и Хреновой Г.И.
рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное
учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области на решение Новомалыклинского
районного суда Ульяновской области от 24 апреля 2009 года, по которому
постановлено:
Исковые требования Б*** Р*** З*** удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии при Управлении
Пенсионного фонда Российской Федерации в Новомалыклинском районе Ульяновской
области от 08.04.2009 года в части невключения Б*** Р*** З*** в специальный
стаж службу в Вооруженных силах СССР.
Обязать Управление Пенсионного фонда (Государственное
учреждение) в Новомалыклинском районе включить в специальный стаж Б*** Р*** З***,
дающий право на льготное пенсионное обеспечение, период службы в Вооруженных
силах СССР с 15.11.1981г. по 15.06.1983г.
Обязать Управление Пенсионного фонда (Государственное
учреждение) в Новомалыклинском районе назначить Б*** Р*** З*** досрочную пенсию
по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и
муниципальных учреждениях для детей по п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона
№ 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.04.2009 года.
Заслушав доклад судьи Хреновой Г.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Б*** Р.З. обратился в суд с иском к Государственному
учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Новомалыклинском районе о признании незаконным решения и
назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование требований указал на то, что решением комиссии
по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Новомалыклинском
районе Ульяновской области от 08.04.2009 года ему было отказано в досрочном
назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого
25-летнего стажа педагогической деятельности. В
специальный стаж не был включен период прохождения службы в армии с 15.11.1981
г. по 15.06.1983 г. Считает отказ незаконным, поскольку в период службы в армии
действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397,
по которому в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет
засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Просил обязать УПФ включить в трудовой стаж для назначения
досрочной трудовой пенсии службу в армии и назначить досрочную трудовую пенсию
с момента обращения с 01 апреля 2009 года.
Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное
выше решение.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Новомалыклинском районе
Ульяновской области просит решение суда отменить, считая его незаконным. Указывает
на то, что суд необоснованно при вынесении решения применил закон, не
подлежащий применению, а именно Постановление Совета Министров СССР от 17
декабря 1959 года за № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства».
На момент вступления в законную силу закона № 173-ФЗ от
17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» истец не имел необходимого 25-летнего педагогического
стажа, исчисленного по ранее действующему законодательству. Действующим
законодательством включение службы в Вооруженных силах СССР в льготный стаж не
предусмотрено.
В возражении на кассационную жалобу Б*** Р.З. указывает на
несостоятельность доводов жалобы и полагает, что решение суда должно быть
оставлено без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы
и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены
принятого по делу решения.
По мнению судебной коллегии, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал
представленные доказательства, проверил доводы сторон.
В соответствии с собранными по делу доказательствами, суд
пришел к объективному выводу об
обоснованности заявленного по делу иска.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации»
трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения
возраста, установленного ст. 7 настоящего закона гражданам, не менее 25 лет
осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных
учреждениях для детей,
независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы и
назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением комиссии ГУ УПФ в Новомалыклинском
районе Ульяновской области от 08 апреля 2009 года в стаж педагогической работы Б***
Р.З. включены периоды педагогической деятельности продолжительностью 23 года 05
месяцев 22 дня. Не включен в специальный стаж период службы в армии с 15.11.1981
г. по 15.06.1983 г. – 1 год 9 месяцев.
Разрешая заявленные требования Б*** Р.З. о включении
указанного периода в педагогический стаж и назначении пенсии, суд пришел к
правильному выводу об их обоснованности.
Согласно
ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах
и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для
назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в
школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в
соответствии со Списком профессий и должностей работников народного
образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях
для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О
государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06
сентября 1991 года N 463.
Согласно
п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными
педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за
выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях
в РСФСР».
В спорный
период службы в армии истца действовало Постановление Совета Министров СССР от
17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства».
В
соответствии с п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий
за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным
Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения
засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Судом установлено, что Б*** Р.З. проходил службу в
Вооруженных Силах СССР с 15.11.1981 г. по 15.06.1983 г., поэтому данный период
обоснованно включен в стаж педагогической работы.
Доводы жалобы о том, что суд применил Постановление Совета
Министров СССР от 17 декабря 1959 г., не подлежащее применению в настоящее
время, не могут явиться основанием для отмены решения.
Вышеуказанное постановление действительно признано
утратившим силу постановлением Правительства
РФ от 22 сентября 1993 года N
953.
Однако изменения законодательства, ухудшающие положение
гражданина, не должны применяться. Иное означало бы такое ограничение
конституционного права на социальное обеспечение, которое не оправдано
указанными в статье 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации целями, ради
достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод
человека и гражданина. Поэтому спорный период работы судом правильно зачтен в
льготный стаж.
Поэтому суд на законных
основаниях обязал ответчика назначить Б***
Р.З. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением
педагогической деятельности с момента обращения за назначением такой пенсии, то
есть с 01.04.2009 года.
Приведенное в кассационной
жалобе толкование закона судебной коллегией не может быть принято во внимание,
поскольку оно является неверным.
С учетом изложенного, судебная
коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены
по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Новомалыклинского районного суда Ульяновской области
от 24 апреля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное
учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области –
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: