Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности
Документ от 26.05.2009, опубликован на сайте 10.06.2009 под номером 12299, 2-я гражданская, о включении периодов работы в льготный стаж,назнач.досрочной тр.пенсии по старости, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2009 г.                                              Судья Рыбалко В.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

26 мая  2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Казаковой М.В., Булгакова Г.М.                              

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 апреля 2009 года, по которому постановлено:

Исковые требования Т*** О*** С*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) В Ленинском районе г. Ульяновска зачесть в льготный стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей период работы Т*** О*** С*** с 13 декабря 1982 года по 30 октября  1985 года, с 13 марта 1991 года по 31 августа 1991 г., с 14 сентября 1998 года по 29 августа 1999 года  и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи  с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 25 декабря 2008 года.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Т*** О.С. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска о включении периодов работ в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что  25.12.2008 года обратилась  к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.  Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20.02.2009 г. в назначении пенсии ей было отказано в связи c отсутствием необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии специального стажа. В специальный стаж не включены: период работы  с 13.12.1982 г. по 30.10.1985 г. – в должности  мастера п/обучения в среднем профессиональном училище (СПТУ) № *** (3 года 17 дней), с 13.03.1991 г. по 01.09.1991 г. – в должности руководителя кружка в К*** средней школе (5 месяцев 18 дней), с 14.09.1998 г. по 30.08.1999 г. – в должности учителя в учебно-производственном комбинате  № *** (11 месяцев 16 дней). В общей сложности в специальный стаж не было включено 4 года 5  месяцев 21 день. Считает данный отказ незаконным, поскольку в спорные периоды выполняла педагогическую деятельность. Работа в качестве  мастера производственного обучения СПТУ дополнительно подтверждается справкой работодателя. Руководитель кружка в настоящее время указан в действующих в настоящее время Списках профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, как педагог дополнительного образования, то есть подлежит включению в специальный стаж. Наименование  учебно-производственного комбината № ***, в котором она работала  учителем, в настоящее время изменено на «межшкольный учебный комбинат», который также предусмотрен  действующими Списками.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с решением суда не соглашается, просит его отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что мастер п/обучения и руководитель кружка не подлежат включению в специальный стаж, так как  указанные должности не предусмотрены Списками профессий и должностей, дающих право на  досрочное назначение пенсии. Период работы истицы в учебно-производственном комбинате не подлежит включению в специальный стаж истицы, так как наименование учреждения  не включено в Списки  № 781 от 29.10.2002 г. Ссылка суда на Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. в обоснование вывода о необходимости включения  спорных периодов в специальный стаж истицы  необоснованна, так как тождество профессий и должностей может устанавливаться только Постановлениями Правительства РФ. Тождество профессий «руководитель кружка» и «педагог дополнительного образования» указанными нормативными актами не устанавливалось.

В возражениях на кассационную жалобу Т*** О.С. указывает, что с решением суда согласна, полагает его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения Т*** О.С., ее представителя – Ш*** А.Р., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что Т*** О.С. 25.12.208 г. обратилась в УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20.02.2009 года истице было отказано в назначении указанной пенсии из-за отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа.

В специальный стаж  Т*** О.С. не включен период ее работы  с 13.12.1982 г. по 30.10.1985 г. (3 года 17 дней) – в должности  мастера п/ обучения в средней профессиональном училище (СПТУ) № ***; с 13.03.1991 г. по 01.09.1991 г. (5 месяцев 18 дней), – в должности руководителя кружка в К*** средней школе;  с 14.09.1998 г. по 30.08.1999 г. (11 месяцев 16 дней) – в должности учителя в учебно-производственном комбинате  № ***.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований Т*** О.С., суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу о наличии достаточных оснований для включения спорных периодов в  специальный стаж истицы и назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи c осуществлением педагогической деятельности.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона  «О трудовых пенсиях  в  Российской Федерации»  трудовая  пенсия  по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона гражданам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях  для  детей,  независимо  от  возраста.

Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

В спорные периоды работы истицы действовали  Списки  профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых  в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, а также Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в школах и  других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства от 22.09.1999 г. № 1067.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список должностей и учреждений), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Правила).

В трудовой книжке Т*** О.С. указано, что в период  с 13.12.1982 г. по 30.10.1985 г. она работала в должности  мастера п/ обучения в среднем профессиональном училище (СПТУ) № ***  г. Д***. Правопреемник СПТУ № *** – Профессиональный лицей швейного производства г. Д*** подтвердил, что в спорный период  истца работала в должности мастера производственного обучения.

Поскольку должность «матер производственного обучения» и  учреждение «среднее профессиональное техническое училище» предусмотрены  Списками № 463 от 06.09.1991 г., № 1067 от 22.09.1999 г. и № 781 от 29.10.2002 г., данный период правомерно  включен судом первой инстанции в специальный – педагогический –  стаж истицы.  

В период с 13.03.1991 г. по 01.09.1991 г. Т*** О.С. работала  в должности руководителя кружка в К*** средней школе.

Должность «руководитель кружка»  в вышеуказанных Списках не предусмотрена. В то же время в Списке профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой  пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и иных учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства  № 781 от 29.10.2002 г., предусмотрена должность «педагог дополнительного образования».

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой  истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В ходе рассмотрения дела суд на основании исследованных в судебном заседании доказательств  установил, что занимаемая истцом в период с 13.03.1991 г. по 01.09.1991 г.  должность «руководитель кружка» в  К*** средней школе тождественна должности «педагог дополнительного образования», которая содержится в вышеуказанном Списке.

При этом суд первой инстанции правомерно  в решении сослался на Приказ Министерства образования РФ от 25.01.93 года № 21 «О внесении изменений и дополнений  в положение о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования и других вопросах по переводу работников на условия оплаты труда по ЕТС», согласно которому наименование должности «руководитель кружка» было переименовано в должность «педагог дополнительного образования».

Суд кассационной инстанции учитывает, что Приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 года № 21 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования и других вопросах по переводу работников на условия оплаты труда по ЕТС», а именно пунктом 4 была предусмотрена необходимость приведения наименований должностей работников по педагогическим и руководящим работникам учреждений и организаций образования в соответствие с наименованиями, предусмотренными в тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденных приказом Минобразования России от 11 ноября 1992 года № 406 и именовать:

е) руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся – педагогами дополнительного образования.

Указанный приказ был отменен приказом Минобразования РФ от 28 сентября 2000 года № 2787 как не прошедший государственную регистрацию в Министерстве юстиции. Однако фактически указанный приказ был исполнен и введен в действие.

То обстоятельство, что работодатель истицы не привел наименование  должности истицы в соответствие с наименованием, предусмотренным в тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденных приказом Минобразования России от 11 ноября 1992 года № 406, не может нарушать пенсионные права Т*** О.С. и являться основанием для отказа во включении указанного периода в специальный стаж для назначения ей льготной пенсии.

При таких обстоятельствах данный период был также обоснованно включен судом первой инстанции в специальный стаж для назначения льготной трудовой пенсии Т*** О.С.

Период  работы истицы с 14.09.1998 года по 30.08.1999 г. в должности учителя МОУ «Учебно-производственный комбинат № *** г. Ульяновска подлежит  включению в специальный стаж истицы, поскольку с 2000 г. данное учреждение имеет наименование МОУ «Межшкольный учебный комбинат № ***»,  при этом  целевое назначение  и функции учреждения не изменялись. Наименование учреждения «Межшкольный учебный комбинат» предусмотрено действующими Списками.

С учетом включения вышеуказанных периодов работы в специальный стаж, на момент обращения истицы к ответчику за назначением пенсии у неё имелся необходимый для назначения пенсии педагогический стаж. В связи с этим суд первой инстанции правомерно обязал ответчика назначить истице трудовую пенсию по старости со дня обращения в Пенсионный фонд.

Доводы, приведенные УПФ (ГУ) РФ в Ленинском районе г. Ульяновска  в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Ссылки УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска на неправомерность применения судом Постановления Верховного Суда РФ от 20.12.205 г. № 225 по вопросу установления тождественности профессий и должностей, которая, по мнению автора кассационной жалобы, может устанавливаться только постановлениями Правительства РФ, основаны на неправильном толковании норм указанного правового Постановления.

В силе ст. 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Указанное Постановление Пленума Верховного Суда РФФ по

 содержит разъяснение о том, что при разрешении споров гражданина с органами пенсионного фонда о включении в специальный стаж работы периодов выполнения определенного рода деятельности вопрос о тождественности профессий и должностей может быть решен судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.

Остальные доводы кассационной жалобы  являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 апреля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: