УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Дело № 33-***/2009
Судья Петрова И.И.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 мая 2009
года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Шлотгауэр Л.Л.,
судей
Булгакова Г.М., Казаковой М.В.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе УПФ РФ (государственного учреждения) в Ленинском районе г.
Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08.04.2009
года, по которому постановлено:
Исковые
требования Р*** Н*** А*** удовлетворить.
Обязать
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области включить в специальный
трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
периоды работы Р*** Н*** А*** с 30 августа 1977 года по 28 августа 1978 года в должности
старшей пионервожатой Ч*** средней школы Ш*** района ЧАССР, с 30 августа 1983 года по 14 августа 1986 года в
должности организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе Ш*** средней
школы.
Заслушав
доклад судьи Булгакова Г.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Р***
Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (государственное
учреждение) (УПФ – ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска об обязании включить
периоды ее работы с 30.08.1977 года по 28.08.1978 года в должности старшей пионервожатой Ч***
средней школы Ш*** района ЧАССР, с 30.08.1983 года по 14.08.1986 года – в
должности организатора по внеклассной и внешкольной работе Ш*** средней школы в стаж,
дающий право для назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической
деятельностью.
В обоснование своих
требований истица указала, что 10.06.2008 она обратилась к ответчику с заявлением о
назначении досрочно трудовой пенсии по старости. Однако решением комиссии УПФ ГУ в
Ленинском районе г. Ульяновска от 22.09.2008 ей было отказано в связи с
отсутствием необходимого 25-летнего стажа педагогической работы. При этом
комиссия не засчитала в трудовой стаж, дающей право на досрочное назначение
пенсии, работу в должности старшей пионервожатой Ч*** средней школы Ш*** района ЧАССР с 30.08.1977 по 28.08.1978 и работу в должности
организатора по внеклассной и внешкольной работе Ш*** средней школы с
30.08.1983 по 14.08.1986. Она не согласна с решением комиссии УПФ ГУ в Ленинском
районе.
Рассмотрев заявленные требования, суд
постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе УПФ-ГУ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска С*** Г.М. не соглашается с
решением суда, считая его постановленным с существенным нарушением норм
материального права, просит отменить и отказать истице в удовлетворении ее
требований в полном объеме. При этом указывает,
что решение постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального законодательства. Суд, засчитывая
истице период работы в должности
старшей пионервожатой в специальный стаж,
дающий право на назначение
льготой пенсии, применил закон, не подлежащий применению, и выборочно взял из него лишь те положения, которые
выгодны истице. Руководствуясь нормами, предусмотренными Постановлением
Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, суд не принял во внимание, что
условия назначения пенсии по данному
постановлению были менее благоприятными, чем по действующему в настоящее
время законодательству. Применение названного постановления
могло бы иметь место, если бы до конца его действия (01.10.1993 года) истица
отработала бы весь, предусмотренный законом, и у нее до указанного периода
возникло право на пенсию. Только в этом случае период работы истицы в качестве
пионервожатой мог быть засчитан в общий педагогический стаж.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения истицы, судебная
коллегия приходит к следующему.
Подпунктом 10 пункта
1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения
возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не
менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и
муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено,
что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и
учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в
соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов
работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством
РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002
№ 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В предшествующий период действовали Перечень,
утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959, а также Списки,
утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 и Постановлением
Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999.
Как видно из материалов дела, Р*** Н.А.
10.06.2008 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.
Ульяновска с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в
соответствии с п/п 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
РФ».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов
реализации пенсионных прав граждан ей было
отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого
25-летнего стажа педагогической деятельности.
При этом из протокола заседания комиссии
усматривается, что выслуга лет Р*** Н.А. составляет 20 лет 01 месяц 14 дней. Не
засчитаны в специальный стаж периоды: с 30.08.1977 по 28.08.1978 – работы в должности старшей пионервожатой в Ч***
средней школе Ш*** района и с 30.08.1983 по 14.08.1986 – в
должности организатора по внеклассной и
внешкольной воспитательной работе.
Положением о порядке исчисления стажа для
назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,
утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О
пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского
хозяйства», которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что в стаж
работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в
училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных
пионервожатых.
Таким образом, в период работы Р*** Н.А. в
должности старшей пионервожатой действующим в тот период законодательством
предусматривалось, что данная работа засчитывается в педагогический стаж для
назначения досрочной пенсии по старости.
Списками профессий и должностей работников
образования, утвержденными Постановлениями Правительства от 06.1991 №463 и
29.10.2002 №781, предусмотрено, что стаж работы в должности организаторов внеклассной
и внешкольной воспитательной
работы с детьми засчитывается стаж в работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости.
Судом первой инстанции установлено, что
истица в указанной должности с детьми работала в Ш*** общеобразовательной школе.
При указанных обстоятельствах суд первой
инстанции на законных основаниях периоды работы истицы в должностях старшей
пионервожатой и организатора по
внеклассной и внешкольной работе с
детьми в общеобразовательной школе
включил истице в стаж, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по
старости.
Доводы, приведенные
УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска в кассационной жалобе, являются
несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применен судом правильно.
Отказывая Р***
Н.А. во включении в педагогический стаж
периода работы с 30.08.1977 по 28.08.1978 в должности старшей пионервожатой в Ч***
средней школе Ш*** района ЧАССР,
ответчик сослался на то, что в настоящее время данная должность не включена в
Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не
была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от
22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР
от 06.09.1991 № 463.
Однако оценку пенсионных прав истицы
необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный
период.
Судом правильно указано в решении, что
положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей
18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую
определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в
сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники
соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия
своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе
действующего законодательства право будет уважаться властями и будет
реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию,
изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в
отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового
регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на
пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской
Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за
указанной категорией лиц.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ
от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01
ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей
работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах
и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам
ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным
Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.
В соответствии с п. 3 названного
Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются
условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения
Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Таким образом, поскольку в период работы Р***
Н.А. в должности старшей пионервожатой включался в педагогический стаж
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет
работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета
Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, она имеет право на зачет указанного периода
работы в специальный стаж при назначении ей пенсии в настоящее время.
Иное толкование и применение пенсионного
законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное
обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55
Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение
федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Довод кассационной жалобы о том, что
применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 № 1397 могло бы иметь место,
если бы до конца его действия истица
отработала бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж, судебная коллегия находит
неубедительным и основанным на неправильном толковании правовых норм.
Названный нормативный акт содержал условие о
том, что период работы в должности пионервожатой может быть включен в
педагогический стаж в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для
назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и
должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Утверждение ответчика, что
эти 2/3 стажа должны быть выработаны в период действия данного нормативного
акта, является ошибочным. По смыслу приведенного положения, для включения
периода работы в должности пионервожатой в педагогический стаж необходимо,
чтобы к моменту назначения пенсии данный стаж составлял не более 1/3 всего
25-летнего педагогического стажа. При этом не имеет значения, когда и на основании
какого законодательства решается вопрос о назначении пенсии.
Данное условие Р*** Н.А. соблюдено, более 20
лет ее трудового стажа приходится на работу с детьми, т.е. работу, которая дает
право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью по
нормам как действовавших ранее, так и действующих в настоящее время правовых актов.
Решение суда является правильным и отмене по
доводам кассационной жалобы не подлежит.
В силу ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия
считает возможным проверить законность и обоснованность судебного решения в
пределах доводов кассационной жалобы.
Нарушений норм процессуального законодательства,
являющихся основанием для отмены состоявшегося решения, не усматривается. Материальный
закон применен правильно.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 08.04.2009 года оставить без изменения, а кассационную
жалобу Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации (государственное
учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: