Судебный акт
Возложение на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения
Документ от 31.03.2009, опубликован на сайте 08.04.2009 под номером 12072, 2-я гражданская, о признании незакон.бездействия в исполнении обязанности по содержанию и ремонту дорог, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2009 г.                                              Судья Елистратов А.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

31 марта 2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                 Николаевой Р.И. и Казаковой М.В.

с участием прокурора     Фазылзяновой А.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе мэрии г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 февраля 2009 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Засвияжского района г. Ульяновска, удовлетворить частично.

Признать бездействие мэрии г. Ульяновска, выразившееся в неисполнении обязанности по содержанию участков дорожно-уличной сети по ул. М***, ***,  на перекрестке улиц Р*** и Б*** в г. Ульяновске, незаконными.

Обязать мэрию г. Ульяновска в срок до 01.07.2009 установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на регулируемых пешеходных переходах в г. Ульяновске на ул. М***, ***, перекрестке улицы Р*** и улицы Б*** в г. Ульяновске в соответствии с требованиями п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к мэрии г. Ульяновска об исполнении законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки состояния дорог в Засвияжском районе г. Ульяновска было установлено, что участки дорог по М***, перекресток улиц Р*** и Б*** не отвечают требованиям государственного стандарта ГОСТ  Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному  состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В соответствии с п. 4.4.1 ГОСТ  Р 50597-93 опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03. По информации УГИБДД УВД по Ульяновской области участки дорог по М***, *** и на перекрестке улиц Р*** и Б*** признаны опасными, однако мер со стороны администрации города Ульяновска по установке ограждений не принято. В то время как пунктом 8.1.27 ГОСТа Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» предусмотрено применение ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м в каждую сторону пешеходного перехода.

В соответствии с распоряжением КУГИ мэрии г. Ульяновска от 14.02.2008 № 226 участки дороги по ул. Р***, М*** находятся на балансе муниципального образования. Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 15.11.1995 № 195-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на него обязанностей по содержанию и ремонту участков дорожно-уличной сети по  М***, *** и на перекрестке улиц Р*** и Б*** в г. Ульяновске, и обязать администрацию установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на регулируемых пешеходных переходах по адресам: М***, *** и перекресток улиц Р*** и Б*** в г. Ульяновске в срок до 01.04.2009.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц Комитет жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска, Муниципальное унитарное предприятие «Ульяновскдорремсервис» и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе мэрия г. Ульяновска просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и в удовлетворении иска отказать. При этом указывает, что суд не принял во внимание факт создания мэрией г. Ульяновска МУП «Ульяновскдорремсервис» и передачи ему полномочий по решению вопросов содержания дорог местного значения. Перечисленные в иске дороги переданы предприятию по договору от 18.02.2008 в безвозмездное пользование  для поддержания их в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта и несения всех расходов по их содержанию. Таким образом, вывод суда о бездействии мэрии г. Ульяновска в решении вопроса содержания местных дорог не соответствует обстоятельствам дела.

Противоречит положениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» также вывод суда о том, что обеспечение безопасности дорожного движения относится к компетенции мэрии г. Ульяновска. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в данном случае не подлежит применению, как противоречащий специальному закону, регулирующему организацию и деятельность местного самоуправления в РФ.

Выводы, сделанные судом первой инстанции в решении, не соответствуют материалам дела. ГОСТом Р 52289-2004 не предусмотрена установка пешеходных ограждений в указанных прокурором местах, что подтверждается письмом УГИБДД УВД по Ульяновской области от 08.12.2008 № 10/7716. Пояснения сотрудника УГИБДД В*** Р.И. не могли быть приняты судом во внимание, поскольку противоречили содержанию названного письма.

Суд применил нормы закона, не подлежащие применению. В силу положений Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательному применению и исполнению подлежат только технические регламенты, стандарты подлежат лишь добровольному применению. Поэтому суд не мог руководствоваться положениями ГОСТа Р 50597-93 и ГОСТа Р 52289-2004.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя мэрии г. Ульяновска П*** Н.Ю., представителя МУП «Ульяновскдорремсервис» К*** А.И., прокурора Фазылзяновой А.М., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Пункт 5 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» (утв. Решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 № 202) также относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа (в ред. Решения Ульяновской Городской Думы 30.01.2008 № 5).

В соответствии со ст. 35 Устава МО «Город Ульяновск» мэрия города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации возложена обязанность в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и установлено также, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Пунктом 4.4.1. ГОСТ  Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному  состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предусмотрено, что опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.

В соответствии с п. 8.1.27. ГОСТа Р 52289-2004 («Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств») ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что участок дороги возле регулируемого пешеходного перехода по М***, *** и перекресток улиц Р*** и Б*** в г. Ульяновске являются опасными участками, на которых часто происходят дорожно-транспортные происшествия, в том числе и с участием пешеходов. Согласно выводам УГИБДД УВД по Ульяновской области одной из основных причин совершения ДТП, связанных с наездом на пешеходов, является отсутствие пешеходных ограждений.

О необходимости установки пешеходных ограждений в указанных местах начальник УГИБДД по Ульяновской области сообщил в мэрию г. Ульяновска 25.09.2008 письмом № 10/5912.

Мэрия г. Ульяновска 14.11.2008 информировала УГИБДД по Ульяновской области об отказе в установке перильных ограждений на предлагаемых участках, ссылаясь на то, что требования ГОСТ Р 52289-2004 не обязательны для исполнения, а причиной совершения ДТП является не отсутствие ограждений, а нарушение ПДД.

Поскольку данные выводы мэрии г. Ульяновска не соответствуют требованиям перечисленных выше правовых актов, суд обоснованно признал ее бездействие незаконным и обязал ее установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на регулируемых пешеходных переходах в г. Ульяновске на М***, ***, перекрестке улицы Р*** и улицы Б*** в соответствии с требованиями п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93.

Доводы, приведенные мэрией г. Ульяновска в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Так, является несостоятельным довод о противоречии Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как указано выше, пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнес дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности к вопросам местного значения городского округа.

Пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» был дополнен абзацем, определяющим, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, т.е. уже после принятия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Таким образом, никаких противоречий данные законы не содержат.

Несостоятельно также утверждение кассационной жалобы об отсутствии необходимости в установлении пешеходных ограждений в указанных прокурором местах, поскольку из представленных УГИБДД УВД по Ульяновской области материалов усматривается повторяющийся из года в год высокий уровень ДТП с участием пешеходов по М***, *** и на перекрестке улиц Р*** и Б***.

Ссылка на необязательность исполнения требований государственных стандартов является необоснованной и не соответствует положениям Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Статьей 46 названного закона установлено, что со дня его вступления в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Таким образом, требования ГОСТ  Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004, предусматривающие установку пешеходных ограждений на опасных участках автомобильных дорог, подлежат исполнению в обязательном порядке, поскольку нацелены на защиту жизни и здоровья граждан.

То обстоятельство, что по договору от 18.02.2008 указанные прокурором участки дорог переданы мэрией г. Ульяновска в безвозмездное пользование МУП «Ульяновскдорремсервис», не снимает с мэрии обязанность по проведению мероприятий, нацеленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

Согласно указанному договору МУП «Ульяновскдорремсервис» как ссудополучатель обязан лишь поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на его содержание.

Данные обязанности не включают в себя установку какого-либо дополнительного оборудования на полученных в пользование участках дорог без соответствующего распоряжения мэрии г. Ульяновска и целевого финансирования необходимых расходов.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 февраля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи