Судебный акт
Возложение на орган местного самоуправления обязанности построить сети наружного освещения
Документ от 24.03.2009, опубликован на сайте 31.03.2009 под номером 12026, 2-я гражданская, об обязании построить сети наружного освещения, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2009 г.                                              Судья Ибрагимова Е.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

24 марта 2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                 Николаевой Р.И. и Казаковой М.В.

с участием прокурора     Балашовой Н.Н.

рассмотрела дело по кассационной жалобе мэрии г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 04 февраля 2009 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Железнодорожного районного суда г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать мэрию г. Ульяновска в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу построить сети наружного освещения в переулке *** поселка Б*** в Железнодорожном районе г. Ульяновска.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к мэрии г. Ульяновска об обязании построить сети наружного освещения.

В обоснование заявленных требований указал, что мэрией г. Ульяновска допущены нарушения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и правил благоустройства. В ходе проверки работы сетей освещения улиц и кварталов Железнодорожного района г. Ульяновска в ноябре 2008 года установлено, что в переулке *** поселка Б*** не имеется наружного освещения в связи с отсутствием соответствующих сетей.

В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 27 ст. 3 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» к вопросам местного значения городского округа относится организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Согласно ст. 35 Устава города Ульяновска мэрия г. Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.

Ненадлежащей организацией освещения улиц города Ульяновска мэрией города нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения и личной безопасности граждан в вечернее и ночное время, в связи с чем прокурор просил обязать мэрию г. Ульяновска построить сети наружного освещения в переулке *** поселка Б*** в Железнодорожном районе г. Ульяновска.

К участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены Комитет по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска, Комитет жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска, администрация Железнодорожного района г. Ульяновска, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Г***».

Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе мэрия г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что суд существенно нарушил и неправильно применил нормы права. Суд не принял во внимание, что мэрия г. Ульяновска осуществляет свою деятельность в пределах лимитов бюджетных средств, которые в свою очередь определяются Ульяновской Городской Думой. Запланированное в муниципальных целевых Программах «Вечерний город на 2007-2009 г.г.» и «Развитие сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Город Ульяновск», на 2008-2012 гг.» строительство сетей освещения в пос. Б*** стало невозможным в результате отсутствия денежных средств. Бюджетом города Ульяновска на 2009 год, утвержденным Ульяновской Городской Думой, финансирование данных программ не предусмотрено. В нарушение ст. 40 ГПК РФ суд не привлек Ульяновскую Городскую Думу к участию в деле в качестве соответчика, что привело к неправильному разрешению дела.

С учетом предусмотренного законом порядка изменения бюджета, выделения денежных средств для постройки сетей наружного освещения и их освоения решение суда может быть исполнено в срок не менее одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Установленный судом срок – 6 месяцев является недостаточным для исполнения решения.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя мэрии г. Ульяновска Л*** Н.В. и прокурора Балашовой Н.Н., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов относится к вопросам местного значения.

Пункт 27 статьи 3 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» (утв. Решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 № 202 (ред. от 14.07.2008)) также относит организацию освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов к вопросам местного значения городского округа.

Статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрена возможность нахождения в собственности муниципальных образований имущества, предназначенного для освещения улиц населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 35 Устава МО «Город Ульяновск» мэрия города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

Разрабатывая муниципальную целевую Программу «Вечерний город на 2007-2009 г.г.», мэрия г. Ульяновска указала, что уличное освещение является одним из элементов внешнего благоустройства города и находится в ее ведении. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование уличного освещения осуществляется из городского бюджета. Данной программой предусматривается строительство сетей наружного освещения в пос. Б***.

Строительство сетей уличного освещения в сельских населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования «Город Ульяновск», предусмотрено также муниципальной целевой Программой «Развитие сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Город Ульяновск», на 2008-2012 годы».

В ходе рассмотрения дела суд установил, что в поселке Б*** в Железнодорожном районе г. Ульяновска, в частности, в переулке *** сети наружного освещения отсутствуют.

При таких обстоятельствах, поскольку мэрия г. Ульяновска является органом местного самоуправления, обязанным обеспечить освещение улиц города Ульяновска, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором исковые требования и возложил на мэрию города обязанность построить сети наружного освещения в переулке *** поселка Б*** в Железнодорожном районе г. Ульяновска.

Доводы, приведенные мэрией г. Ульяновска в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, иначе говоря, вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей. К ним, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях, поскольку его отсутствие нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения.

Поэтому ссылка мэрии г. Ульяновска на отсутствие денежных средств не может освободить ее от обязанности разрешать вопросы местного значения, входящие в ее компетенцию в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Устава МО «Город Ульяновск».

Мэрия г. Ульяновска согласно Уставу города является непосредственным участником бюджетного процесса и участвует в утверждении бюджета города. Глава города наделен Уставом правом обращения в Ульяновскую Городскую Думу по вопросам внесения изменений и дополнений в бюджет города.

Поэтому довод кассационной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика Ульяновской Городской Думы судебная коллегия находит необоснованным.

Утверждение ответчика о недостаточности предоставленного судом в решении срока для его исполнения  не может повлечь отмену решения суда, поскольку должник в соответствии с требованиями ГПК РФ и Федерального закона «Об исполнительном производстве» вправе поставить вопрос об отсрочке исполнения решения суда или приостановлении исполнительного производства со ссылкой на обстоятельства, объективно препятствующие исполнению решения.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 04 февраля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи