У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2009 г.
Судья Ибрагимова Е.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 марта 2009 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Николаевой
Р.И. и Казаковой М.В.
с участием
прокурора Балашовой Н.Н.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе мэрии г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска
от 04 февраля 2009 года, по которому постановлено:
Исковые требования
прокурора Железнодорожного районного суда г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать мэрию г. Ульяновска
в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу построить
сети наружного освещения в переулке *** поселка Б*** в Железнодорожном районе
г. Ульяновска.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор
Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском, уточненным в
ходе рассмотрения дела, к мэрии г. Ульяновска об обязании построить сети
наружного освещения.
В обоснование
заявленных требований указал, что мэрией г. Ульяновска допущены нарушения
требований законодательства об общих принципах организации местного
самоуправления и правил благоустройства. В ходе проверки работы сетей освещения
улиц и кварталов Железнодорожного района г. Ульяновска в ноябре 2008 года
установлено, что в переулке *** поселка Б*** не имеется наружного освещения в
связи с отсутствием соответствующих сетей.
В соответствии с п.
27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» и п. 27 ст. 3 Устава муниципального
образования «Город Ульяновск» к вопросам местного значения городского округа
относится организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и
номерами домов. Согласно ст. 35 Устава города Ульяновска мэрия г. Ульяновска
является исполнительно-распорядительным органом города и наделяется
полномочиями по решению вопросов местного значения.
Ненадлежащей
организацией освещения улиц города Ульяновска мэрией города нарушаются права и
интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного
движения и личной безопасности граждан в вечернее и ночное время, в связи с чем
прокурор просил обязать мэрию г. Ульяновска построить сети наружного освещения
в переулке *** поселка Б*** в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
К участию в деле в
качестве 3-х лиц привлечены Комитет по управлению городским имуществом мэрии г.
Ульяновска, Комитет жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска,
администрация Железнодорожного района г. Ульяновска, Ульяновское муниципальное
унитарное предприятие «Г***».
Рассмотрев спор по
существу, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе мэрия г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить
и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что суд существенно
нарушил и неправильно применил нормы права. Суд не принял во внимание, что
мэрия г. Ульяновска осуществляет свою деятельность в пределах лимитов бюджетных
средств, которые в свою очередь определяются Ульяновской Городской Думой.
Запланированное в муниципальных целевых Программах «Вечерний город на 2007-2009
г.г.» и «Развитие сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального
образования «Город Ульяновск», на 2008-2012 гг.» строительство сетей освещения
в пос. Б*** стало невозможным в результате отсутствия денежных средств.
Бюджетом города Ульяновска на 2009 год, утвержденным Ульяновской Городской
Думой, финансирование данных программ не предусмотрено. В нарушение ст. 40 ГПК
РФ суд не привлек Ульяновскую Городскую Думу к участию в деле в качестве
соответчика, что привело к неправильному разрешению дела.
С учетом
предусмотренного законом порядка изменения бюджета, выделения денежных средств
для постройки сетей наружного освещения и их освоения решение суда может быть
исполнено в срок не менее одного года со дня вступления решения суда в законную
силу. Установленный судом срок – 6 месяцев является недостаточным для
исполнения решения.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя
мэрии г. Ульяновска Л*** Н.В. и прокурора Балашовой Н.Н., судебная коллегия не
находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
В соответствии с п.
27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008)
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами
домов относится к вопросам местного значения.
Пункт 27 статьи 3
Устава муниципального образования «Город Ульяновск» (утв. Решением Ульяновской
Городской Думы от 14.12.2005 № 202 (ред. от 14.07.2008)) также относит организацию
освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов к
вопросам местного значения городского округа.
Статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ предусмотрена возможность нахождения в собственности муниципальных
образований имущества, предназначенного для освещения улиц населенных пунктов
поселения.
В соответствии со ст. 35 Устава МО «Город
Ульяновск» мэрия города Ульяновска является исполнительно-распорядительным
органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по
решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами Ульяновской области.
Разрабатывая муниципальную целевую Программу
«Вечерний город на 2007-2009 г.г.», мэрия г. Ульяновска указала, что уличное
освещение является одним из элементов внешнего благоустройства города и
находится в ее ведении. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» финансирование уличного освещения осуществляется из городского
бюджета. Данной программой предусматривается строительство сетей наружного
освещения в пос. Б***.
Строительство сетей уличного освещения в
сельских населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования
«Город Ульяновск», предусмотрено также муниципальной целевой Программой
«Развитие сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального
образования «Город Ульяновск», на 2008-2012 годы».
В ходе рассмотрения дела суд установил, что в
поселке Б*** в Железнодорожном районе г. Ульяновска, в частности, в переулке ***
сети наружного освещения отсутствуют.
При таких обстоятельствах, поскольку мэрия г.
Ульяновска является органом местного самоуправления, обязанным обеспечить
освещение улиц города Ульяновска, суд обоснованно удовлетворил заявленные
прокурором исковые требования и возложил на мэрию города обязанность построить
сети наружного освещения в переулке *** поселка Б*** в Железнодорожном районе
г. Ульяновска.
Доводы, приведенные мэрией
г. Ульяновска в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут
повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применен судом правильно.
Исходя из содержания Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного
самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных
образований, иначе говоря, вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных
потребностей людей. К ним, в частности, относятся и вопросы организации
уличного освещения в муниципальных образованиях, поскольку его отсутствие
нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток,
а также на безопасность дорожного движения.
Поэтому ссылка мэрии г. Ульяновска на
отсутствие денежных средств не может освободить ее от обязанности разрешать
вопросы местного значения, входящие в ее компетенцию в соответствии с
требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Устава МО «Город
Ульяновск».
Мэрия г. Ульяновска согласно Уставу города
является непосредственным участником бюджетного процесса и участвует в
утверждении бюджета города. Глава города наделен Уставом правом обращения в
Ульяновскую Городскую Думу по вопросам внесения изменений и дополнений в бюджет
города.
Поэтому довод кассационной жалобы о
необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика Ульяновской
Городской Думы судебная коллегия находит необоснованным.
Утверждение ответчика о недостаточности
предоставленного судом в решении срока для его исполнения не может повлечь отмену решения суда,
поскольку должник в соответствии с требованиями ГПК РФ и Федерального закона
«Об исполнительном производстве» вправе поставить вопрос об отсрочке исполнения
решения суда или приостановлении исполнительного производства со ссылкой на
обстоятельства, объективно препятствующие исполнению решения.
В силу изложенного, решение суда является
правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 04 февраля 2009 года оставить без изменения, а кассационную
жалобу мэрии г. Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи