У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2009 г.
Судья Першина С.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 марта 2009 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Николаевой
Р.И. и Казаковой М.В.
с участием
прокурора Балашовой Н.Н.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе мэрии г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска
от 18 февраля 2009 года, по которому постановлено:
Исковые требования
прокурора Железнодорожного районного суда г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать мэрию г.
Ульяновска построить сети внутриквартального наружного освещения в районе жилых
домов по ул. С***, д. *** и ул. А***, д. *** в Железнодорожном районе г.
Ульяновска.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор
Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском, уточненным в
ходе рассмотрения дела, к мэрии г. Ульяновска об обязании построить участок
сетей внутриквартального наружного освещения.
В обоснование
заявленных требований указал, что мэрией г. Ульяновска допущены нарушения
требований законодательства об общих принципах организации местного
самоуправления и правил благоустройства. В ходе проверки работы сетей освещения
улиц и кварталов Железнодорожного района г. Ульяновска в ноябре 2008 года
установлено, что в районе домов по ул. С***, д. *** и ул. А***, д. *** не
имеется внутриквартального наружного освещения в связи с отсутствием
соответствующих сетей.
В соответствии с п.
27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» и п. 27 ст. 3 Устава муниципального
образования «Город Ульяновск» к вопросам местного значения городского округа
относится организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и
номерами домов. Согласно ст. 35 Устава города Ульяновска мэрия г. Ульяновска
является исполнительно-распорядительным органом города и наделяется
полномочиями по решению вопросов местного значения.
Ненадлежащей
организацией освещения улиц города Ульяновска мэрией города нарушаются права и
интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного
движения и личной безопасности граждан в вечернее и ночное время, в связи с чем
прокурор просил обязать мэрию г. Ульяновска построить участок сетей
внутриквартального наружного освещения в районе домов по ул. С***, д. *** и ул.
А***, д. *** в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
К участию в деле в
качестве 3-х лиц привлечены Комитет по управлению городским имуществом мэрии г.
Ульяновска, Комитет жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска,
администрация Железнодорожного района г. Ульяновска, Ульяновское муниципальное
унитарное предприятие «Горсвет».
Рассмотрев спор по
существу, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе мэрия г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить
и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что суд неправильно
применил материальный и процессуальный закон и дал неправильную оценку
имеющимся в материалах дела доказательствам. В соответствии с требованиями ЖК
РФ, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Правил
благоустройства территории МО «Город Ульяновск» обязанность по организации
внутриквартального освещения лежит на управляющих компаниях, в данном случае –
на УМУП «УК ЖКХ Железнодорожного района «Южное». В нарушение ст. 40 ГПК РФ суд
не привлек данную организацию к участию в деле в качестве соответчика.
Согласно Правилам
устройства электроустановок осветительные приборы могут быть установлены не
только на специальных опорах, но и крепиться к стенам зданий, могут быть
присоединены к групповой сети внутреннего освещения. Таким образом, отсутствует
необходимость в строительстве сетей уличного освещения, а недостатки освещения
могут быть устранены управляющей компанией.
Заявитель не
представил доказательства того, что уровень освещенности территории,
прилегающей к домам, является недостаточным и не соответствующим требованиям
действующего законодательства. В нарушение ст. 206 ГПК РФ суд не установил срок
для исполнения решения и не принял во внимание, что мэрия г. Ульяновска
осуществляет свою деятельность в пределах лимитов бюджетных средств, которые в свою очередь определяются Ульяновской Городской Думой.
Бюджетом города Ульяновска на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов
финансирование строительства сетей уличного освещения по указанным в решении
суда адресам не предусмотрено.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя
мэрии г. Ульяновска Л*** Н.В. и прокурора Балашовой Н.Н., судебная коллегия не
находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Согласно п. 27 ч. 1
ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами
домов относится к вопросам местного значения.
Пункт 27 статьи 3
Устава муниципального образования «Город Ульяновск» (утв. Решением Ульяновской
Городской Думы от 14.12.2005 № 202 (ред. от 14.07.2008)) также относит
организацию освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами
домов к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ предусмотрена возможность нахождения в собственности муниципальных
образований имущества, предназначенного для освещения улиц населенных пунктов
поселения.
В соответствии со ст. 35 Устава МО «Город Ульяновск»
мэрия города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города
Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов
местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и
законами Ульяновской области.
Разрабатывая муниципальную целевую Программу
«Вечерний город на 2007-2009 г.г.», мэрия г. Ульяновска указала, что уличное
освещение является одним из элементов внешнего благоустройства города и
находится в ее ведении. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» финансирование уличного освещения осуществляется из городского
бюджета.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что в
районе домов по ул. С***, д. *** и ул. А***, д. *** в Железнодорожном районе г.
Ульяновска отсутствуют сети внутриквартального наружного освещения.
При таких обстоятельствах, поскольку мэрия г.
Ульяновска является органом местного самоуправления, обязанным обеспечить
освещение улиц города Ульяновска, суд обоснованно удовлетворил заявленные
прокурором исковые требования и возложил на мэрию города обязанность построить
сети внутриквартального наружного освещения в районе жилых домов по ул. С***,
д. *** и ул. А***, д. *** в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Доводы, приведенные мэрией г. Ульяновска в
кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену
решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применен судом правильно.
Исходя из содержания Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного
самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения
муниципальных образований, иначе говоря, вопросы удовлетворения самых насущных,
жизненных потребностей людей. К ним, в частности, относятся и вопросы
организации уличного освещения в муниципальных образованиях, поскольку его
отсутствие нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное
время суток, а также на безопасность дорожного движения.
Поэтому ссылка мэрии г. Ульяновска на
отсутствие денежных средств в бюджете города не может освободить ее от
обязанности разрешать вопросы местного значения, входящие в ее компетенцию в
соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Устава
МО «Город Ульяновск».
Мэрия г. Ульяновска согласно Уставу города
является непосредственным участником бюджетного процесса и участвует в
утверждении бюджета города. Глава города наделен Уставом правом обращения в
Ульяновскую Городскую Думу по вопросам внесения изменений и дополнений в бюджет
города.
Переложение финансирования вопросов местного
значения на граждан, а именно к этому сводится довод кассационной жалобы об
обязанности управляющих компаний по обеспечению внутриквартального освещения, является
недопустимым и противоречит приведенным выше нормативным актам, определяющим
обязанности органов местного самоуправления.
То обстоятельство, что суд не установил срок
исполнения решения, не является основанием к его отмене. Сроки исполнения
судебных решений определяются Федеральным законом «Об исполнительном
производстве», нормы которого, как и нормы ГПК РФ, предусматривают право
должника поставить вопрос об отсрочке исполнения решения суда или
приостановлении исполнительного производства со ссылкой на обстоятельства,
объективно препятствующие исполнению решения.
В силу изложенного, решение суда является
правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 18 февраля 2009 года оставить без изменения, а кассационную
жалобу мэрии г. Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи