УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33 - *** 2009 г.
Судья Мещанинова И.П.
Определение
17 февраля 2009 г.
г.
Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Жаднова Ю.М.,
судей Кинчаровой О.Е., Трифоновой Т.П.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области на решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 27 января 2009 года, по которому суд
решил:
Исковые требования Е*** В*** Н*** удовлетворить в полном
объеме.
Решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ
(государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области № *** от
24 декабря 2008 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по
старости Е*** В*** Н*** отменить.
Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на
назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы Е*** В*** Н***
с ***.10.1985 по ***.07.1991 года (5 лет 8 месяцев 18 дней) в должности
председателя исполкома Б*** сельского Совета народных депутатов.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области принять у Е*** В*** Н***
документы для оформления досрочной трудовой пенсии по старости и назначить ему
досрочную трудовую пенсию по старости с 18 декабря 2008 года.
Заслушав доклад
председательствующего по делу, судебная коллегия
установила:
Е*** В.Н. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском
районе о признании незаконным
решения комиссии данного управления от 24.12.2008 года, которым было отказано в удовлетворении его заявления о назначении досрочной трудовой
пенсии.
В обоснование своих требований истец указал, что 18 декабря
2008 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой
пенсии по старости по п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» в связи с осуществлением им педагогической деятельности. Решением
комиссии УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе от 24 декабря 2008 года ему отказано в
назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого
педагогического стажа. При этом в специальный трудовой стаж, дающий право на
получение досрочной трудовой пенсии, ему не был засчитан период работы с 16
октября 1985 года по 3 июля 1991 года, продолжительностью 5 лет 8 месяцев 18
дней, в качестве председателя исполкома Б*** сельского Совета народных
депутатов.
Считает отказ незаконным, поскольку в соответствии с ч. 3
ст. 32 Закона СССР «О статусе народных депутатов в СССР» от 20.09.1972 года (в
ред. от 19.04.1979 года) и п. 5 ст. 36 Закона СССР «О статусе народных
депутатов в СССР» от 31.05.1990 года, действовавших в спорный период, срок
полномочий народного депутата СССР засчитывался в стаж работы по прежней
специальности.
Просил решение от 24 декабря 2008 года отменить и обязать
ответчика включить ему в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, период работы с *** октября 1985 года по *** июля
1991 года, продолжительностью 5 лет 8 месяцев 18 дней, а также назначить ему
досрочно трудовую пенсию по старости с 18 декабря 2008 года.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, постановил приведённое выше решение.
В кассационной жалобе Управление пенсионного фонда РФ
(государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить и отказать в удовлетворении
иска. При этом указывает, что судом нарушены
нормы материального и процессуального права.
В обоснование жалобы
указано на то, что суд применил закон, не подлежащий применению, – постановление
Совета Министров СССР от 17 декабря
1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства»,
действовавшее в период работы истца. По мнению кассатора, это постановление не
может быть применено к возникшим правоотношениям, поскольку утратило силу и на
момент обращения истца за назначением пенсии не действовало. Другие
доводы кассационной жалобы аналогичны
доводам, изложенным в решении комиссии и в отзыве на исковое заявление.
В возражениях на
кассационную жалобу Е*** В*** Н*** просит
оставить решение суда без изменения, находит доводы жалобы несостоятельными.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения Е*** В.Н.,
судебная коллегия приходит к следующему.
Исследованными по
делу доказательствами установлено, что истец в период с *** марта 1982 года по ***
октября 1985 года работал военруком Т*** средней школы, с 4 июля 1991 года по
настоящее время работает мастером производственного обучения указанной школы
(муниципального учреждения), то есть осуществляет педагогическую деятельность. В
период с *** октября 1985 года по *** июля 1991 года, продолжительностью 5 лет
8 месяцев 18 дней, истец занимал выборную должность председателя исполкома Б***
сельского Совета народных депутатов Карсунского района и являлся народным
депутатом.
Данные
обстоятельства представителем ответчика не оспариваются, подтверждаются трудовой
книжкой истца, а также решениями Б*** сельского Совета народных депутатов
Карсунского района Ульяновской области от 14 октября 1985 года, от 28 июня 1991
года, показаниями свидетелей С*** А.Н., Т*** В.П.
Согласно ст.28 п.1
п.п. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (вступившего в действие с
1 января 2002 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения
возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в
государственных или муниципальных учреждениях для детей, независимо от их
возраста.
Списки
соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений
(организаций), с учетом которых назначается данная трудовая пенсия по старости,
и Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной
пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (п.3 ст.28
вышеназванного Закона).
В соответствии с
указанной нормой Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781
утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных
учреждениях для детей (далее - Список), и Правила исчисления периодов работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных
учреждениях для детей. Действительно, ни в одном из этих нормативных документов
не предусмотрена должность председателя исполкома Совета народных депутатов.
Вместе с тем, до 1
января 2002 года действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской
Федерации» от 20 ноября 1990 года №
340-1, статья 80 которого также предусматривала, что пенсия в связи с
педагогической деятельностью устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
В период действия
данного закона порядок исчисления стажа, дающего права на пенсионное обеспечение
по выслуге лет, определялся постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября
1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников народного
образования, педагогическая деятельность которых в школах и учреждениях для
детей дает право на пенсию за выслугу лет» и постановлением Правительства РФ от
22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа которых
засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».
Согласно Списку
профессий и должностей работников образования, в стаж, дающий право на пенсию
за выслугу лет, засчитываются все виды педагогической деятельности в
учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от
ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В период работы
истца председателем исполкома Б*** сельского Совета народных депутатов
действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397
«О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства» (с
изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров
СССР от 3 августа 1972 года), которым был утвержден Перечень учреждений,
организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет,
а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу
лет работникам просвещения и здравоохранения. В соответствии с п.п. «б» п.1
указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения
засчитывалась, в том числе, работа на выборных должностях в советских
учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях. Должность, которую
занимал Е*** В.Н., относится к выборной должности в советском учреждении.
В соответствии со
ст. 32 Закона СССР «О статусе народных депутатов в СССР» от 20 сентября 1972
года (в ред. от 19 апреля 1979 года) время работы депутата на выборной
должности в органе Совета засчитывается в трудовой стаж по той специальности,
по которой депутат работал до избрания на выборную должность в органе Совета.
Аналогичное положение содержится и в ст. 36 Закона СССР «О статусе народного
депутата СССР» от 31 мая 1990 года, согласно которой срок полномочий народного
депутата СССР засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, службы, стаж
работы по прежней специальности.
При изложенных выше
обстоятельствах и в соответствии с приведенными выше требованиями закона суд
первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца.
Ссылка кассатора о
том, что суд необоснованно применил закон, не подлежащий применению, – постановление
Совета Министров СССР от 17 декабря
1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства»,
действовавшее в период работы истца, несостоятельна по следующим основаниям.
Статьи 6, 15, 17,
18, 19 и 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с
ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения,
необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в
разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в
том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право
будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с Постановлением
Конституционного Суда РФ № 2П от 29 января 2004 года за гражданами,
приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования,
сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами
законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Сделанные судом
выводы подробно мотивированы в
решении, согласуются с требованиями действующего законодательства,
регулирующего правоотношения сторон.
С учетом
изложенного, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и
не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 27 января 2009 года оставить без изменения,
а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи