Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью
Документ от 17.02.2009, опубликован на сайте 31.03.2009 под номером 11946, 2-я гражданская, о назначении досрочной тр.пенсии по старости, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

УЛЬЯНОВСКИЙ

ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33 - ***   2009 г.

Судья Мещанинова И.П.

 

Определение

 

17 февраля 2009 г.                                                                        г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Жаднова Ю.М.,

судей   Кинчаровой О.Е., Трифоновой Т.П.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 января 2009 года, по которому суд решил:

 

Исковые требования Е*** В*** Н*** удовлетворить в полном объеме.

Решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области № *** от 24 декабря 2008 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Е*** В*** Н*** отменить.

Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы Е*** В*** Н*** с ***.10.1985 по ***.07.1991 года (5 лет 8 месяцев 18 дней) в должности председателя исполкома Б*** сельского Совета народных депутатов.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области принять у Е*** В*** Н*** документы для оформления досрочной трудовой пенсии по старости и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 18 декабря 2008 года.

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, судебная коллегия

 

установила:

Е*** В.Н. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе о признании незаконным решения комиссии данного управления от 24.12.2008 года, которым было отказано в удовлетворении  его заявления о назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование своих требований истец указал, что 18 декабря 2008 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением им педагогической деятельности. Решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе от 24 декабря 2008 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа. При этом в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, ему не был засчитан период работы с 16 октября 1985 года по 3 июля 1991 года, продолжительностью 5 лет 8 месяцев 18 дней, в качестве председателя исполкома Б*** сельского Совета народных депутатов.

Считает отказ незаконным, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона СССР «О статусе народных депутатов в СССР» от 20.09.1972 года (в ред. от 19.04.1979 года) и п. 5 ст. 36 Закона СССР «О статусе народных депутатов в СССР» от 31.05.1990 года, действовавших в спорный период, срок полномочий народного депутата СССР засчитывался в стаж работы по прежней специальности.

Просил решение от 24 декабря 2008 года отменить и обязать ответчика включить ему в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с *** октября 1985 года по *** июля 1991 года, продолжительностью 5 лет 8 месяцев 18 дней, а также назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости с 18 декабря 2008 года.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, постановил приведённое выше решение.

В кассационной жалобе Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.

В обоснование жалобы указано на то, что суд применил закон, не подлежащий применению, – постановление Совета Министров СССР от       17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшее в период работы истца. По мнению кассатора, это постановление не может быть применено к возникшим правоотношениям, поскольку утратило силу и на момент обращения истца за назначением пенсии не действовало. Другие доводы  кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в решении комиссии и в отзыве на исковое заявление.

В возражениях на кассационную жалобу Е*** В*** Н*** просит оставить решение суда без изменения, находит доводы жалобы несостоятельными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения Е*** В.Н., судебная коллегия приходит к следующему.

Исследованными по делу доказательствами установлено, что истец в период с *** марта 1982 года по *** октября 1985 года работал военруком Т*** средней школы, с 4 июля 1991 года по настоящее время работает мастером производственного обучения указанной школы (муниципального учреждения), то есть осуществляет педагогическую деятельность. В период с *** октября 1985 года по *** июля 1991 года, продолжительностью 5 лет 8 месяцев 18 дней, истец занимал выборную должность председателя исполкома Б*** сельского Совета народных депутатов Карсунского района и являлся народным депутатом.

Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются, подтверждаются трудовой книжкой истца, а также решениями Б*** сельского Совета народных депутатов Карсунского района Ульяновской области от 14 октября 1985 года, от 28 июня 1991 года, показаниями свидетелей С*** А.Н., Т*** В.П.

Согласно ст.28 п.1 п.п. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (вступившего в действие с 1 января 2002 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных или муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается данная трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (п.3 ст.28 вышеназванного Закона).

В соответствии с указанной нормой Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Действительно, ни в одном из этих нормативных документов не предусмотрена должность председателя исполкома Совета народных депутатов.

Вместе с тем, до 1 января 2002 года действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года  № 340-1, статья 80 которого также предусматривала, что пенсия в связи с педагогической деятельностью устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

В период действия данного закона порядок исчисления стажа, дающего права на пенсионное обеспечение по выслуге лет, определялся постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» и постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».

Согласно Списку профессий и должностей работников образования, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В период работы истца председателем исполкома Б*** сельского Совета народных депутатов действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,   здравоохранения   и   сельского  хозяйства»      изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года), которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В соответствии с п.п. «б» п.1 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась, в том числе, работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях. Должность, которую занимал Е*** В.Н., относится к выборной должности в советском учреждении.

В соответствии со ст. 32 Закона СССР «О статусе народных депутатов в СССР» от 20 сентября 1972 года (в ред. от 19 апреля 1979 года) время работы депутата на выборной должности в органе Совета засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой депутат работал до избрания на выборную должность в органе Совета. Аналогичное положение содержится и в ст. 36 Закона СССР «О статусе народного депутата СССР» от 31 мая 1990 года, согласно которой срок полномочий народного депутата СССР засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, службы, стаж работы по прежней специальности.

При изложенных выше обстоятельствах и в соответствии с приведенными выше требованиями закона суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца.

Ссылка кассатора о том, что суд необоснованно применил закон, не подлежащий применению, – постановление Совета Министров СССР от       17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшее в период работы истца, несостоятельна по следующим основаниям.

Статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 2П от 29 января 2004 года за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Сделанные судом выводы подробно мотивированы в решении, согласуются с требованиями действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований  для его отмены.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия

 

определила:

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 января 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи