Судебный акт
Взыскание единовременной выплаты по закону о борьбе с терроризмом
Документ от 03.03.2009, опубликован на сайте 17.03.2009 под номером 11934, 2-я гражданская, о признании права на возмещение вреда,причин.жизни и здоровью,взыскании единоврем.пособия, (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2009 г.                                              Судья Ибрагимова Е.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

03 марта 2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                 Николаевой Р.И. и Гурьяновой О.В.

рассмотрела дело по кассационным жалобам С*** С.Н. и УВД по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 декабря 2008 года, по которому постановлено:

Исковые требования С*** С*** Н*** удовлетворить частично.

Взыскать с Управления внутренних дел по Ульяновской области за счет средств федерального бюджета в пользу С*** С*** Н*** единовременное пособие за участие в контртеррористической операции с учетом индексации в размере 33 133 руб. 82 коп., в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.

В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда С*** С*** Н*** отказать.

В удовлетворении исковых требований к Главному командованию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Военному комиссариату Ульяновской области С*** С*** Н*** отказать.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

С*** С.Н. обратился в суд с иском к Главному командованию Внутренних войск МВД РФ, УВД по Ульяновской области, Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании единовременной выплаты в связи с ранением, возмещении материального и морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что, проходя действительную военную службу в спецподразделении Внутренних войск МВД РФ, выполнял служебно-боевые задачи в составе в/ч *** в качестве разведчика с октября 1998 по август 1999 года. В сентябре 1999 года в составе А*** отряда специального назначения принимал непосредственное участие в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан и 10.09.1999 в ходе боя за высоту 715,3 был ранен. В дальнейшем находился на стационарном лечении в медроте в/ч ***, после чего ВВК Северо-Кавказского округа ВВ МВД РФ вынесла заключение о получении им военной травмы. Награжден Орденом Мужества и именными часами за личное мужество от имени Председателя Правительства РФ. В августе 2005 года УВД по Ульяновской области выдало ему удостоверение «Ветеран боевых действий».

С 01.01.2007 года вступили в силу ст.ст. 18, 19, 21 и 23 Федерального закона «О противодействии терроризму», которыми предусмотрены меры социальной поддержки лицам, участвующим в борьбе с терроризмом. Отказывая в распространении на него данного закона, Главное командование ВВ МВД РФ сослалось на то, что он получил травму, а не ранение. Отказ является незаконным, поскольку военная травма и ранение имеют одинаковое значение. В связи с полученной военной травмой у него в настоящее время ухудшилось состояние здоровья, в сентябре 2003 года он перенес инсульт.

Просил признать право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью при выполнении контртеррористической операции; взыскать в его пользу единовременной пособие, предусмотренное статьей 21 закона, проиндексировав его с учетом уровня инфляции с 01.01.2007 по 01.12.2008; взыскать компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.; возместить убытки в размере 45 702 руб., возникшие в связи с утратой в заработке в период нетрудоспособности по состоянию здоровья и расходами, связанными с обращением в компетентные органы за защитой своих прав.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц МВД РФ, Министерство финансов РФ, Управление Федерального казначейства МФ РФ по Ульяновской области.

В ходе рассмотрения дела С*** С.Н. отказался от иска в части возмещения убытков в размере 45 702 руб., и производство по делу в этой части прекращено определением суда. В остальной части суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе С*** С.Н. не соглашается с решением суда, просит его изменить, произвести индексацию взысканной суммы из расчета 110 000 руб. и взыскать ее с ГК ВВ МВД РФ. При этом указывает, что суд ошибочно руководствовался действовавшим в 1999 году Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 № 130-ФЗ и произвел расчет возмещения вреда из базовой суммы 8349 руб. Суд не принял во внимание, что Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» суммы возмещения вреда увеличены. Последующее увеличение объема возмещения вреда допускается нормами ГК РФ. Отказ в выплате компенсации морального вреда также является необоснованным и противоречит содержанию Постановления Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

В кассационной жалобе УВД по Ульяновской области просит решение суда отменить, как незаконное, ссылаясь на то, что С*** С.Н. никогда не состоял в трудовых отношениях с УВД по Ульяновской области и не проходил службу в органах внутренних дел Ульяновской области. Военную травму истец получил, проходя срочную службу в ВВ МВД РФ, на которую был призвал военным комиссариатом Н*** района. На момент получения С*** С.Н. ранения действовал ФЗ «О борьбе с терроризмом», статья 20 которого предусматривала, что при одновременном возникновении нескольких оснований для единовременных выплат  выплата осуществляется по одному основанию.

Постановлением Правительства РФ от 22.01.1997 № 58, действовавшим до 06.03.2008, также предусматривалось, что единовременное денежное вознаграждение и единовременное денежное пособие не выплачиваются лицам, подлежащим обязательному государственному страхованию. Истец, будучи военнослужащим внутренних войск МВД РФ, подлежал обязательному государственному страхованию. Решение суда противоречит сложившейся судебной практике в Ульяновской области.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав пояснения представителя С*** С.Н. С*** Н.И. и представителя УВД по Ульяновской области К*** Н.А., судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.

Как видно из материалов дела, С*** С.Н., будучи призванным на действительную военную службу и проходя ее во внутренних войсках МВД РФ, в сентябре 1999 года принимал участие в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан, в ходе которой 10.09.1999 получил ранение – закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга. Согласно справке военно-врачебной комиссии СКО ВВ МВД РФ от 20.10.1999 полученное С*** С.Н. ранение относится к легкой травме, является военной травмой.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» С*** С.Н. 07.12.1999 страховой компанией правоохранительных органов была выплачена страховая сумма в размере 3140 руб. в связи с получением в период прохождения военной службы легкого увечья (ранения, травмы, контузии).

Статьей 21 Федерального закона от 26.02.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрена выплата единовременного пособия в размере 100 000 руб. в случае получения лицом, принимавшим участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, ранения, не повлекшего за собой наступления инвалидности.

Отказывая во взыскании в пользу истца указанной суммы, суд первой инстанции обоснованно указал, что нормы Федерального закона № 35-ФЗ, предусматривающие данные выплаты, вступили в действие 01.01.2007 и не могут распространяться на возникшие в 1999 году правоотношения, которые регулировались в тот период Федеральным законом от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».

В то же время, взыскивая в пользу истца предусмотренное статьей 20 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ единовременное пособие в размере 100 минимальных размеров оплаты труда (8349 руб.) с учетом индексации, суд сделал вывод о допустимости одновременной выплаты данного единовременного пособия и страхового возмещения, предусмотренного Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ.

С данным выводом судебная коллегия не может согласиться.

Статья 19 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» к числу лиц, которые участвуют в борьбе с терроризмом и подлежат правовой и социальной защите, относила военнослужащих, сотрудников и специалистов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно участвующих (участвовавших) в борьбе с терроризмом.

Согласно пункту 4 статьи 20 названного закона в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивалось единовременное пособие в размере 100 минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» предусмотрена выплата страховых сумм: в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 10 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 5 окладов.

Таким образом, в действующем законодательстве – как в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (с отсылкой к Федеральному закону от 28.03.1998 № 52-ФЗ), так и в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» – предусмотрены основания для выплаты однородных по своей сути единовременных пособий в случае получения ранения при исполнении обязанностей военной службы.

Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что единовременные пособия, денежные компенсации, суммы в возмещение материального ущерба, предусмотренные Федеральным законом «О борьбе с терроризмом», должны выплачиваться независимо от выплаты страховых сумм по обязательному государственному страхованию, нельзя признать правильным.

Суд не принял во внимание, что пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» уже в первоначальной редакции было установлено, что если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одновременно имеют право на получение одной и той же льготы, гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору льгота, гарантия и компенсация по одному основанию.

Не учел суд также, что статья 20 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» 22.08.2004 была дополнена пунктом 5, согласно которому при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

В то же время, как следует из материалов дела и пояснений представителя истца в заседании кассационной инстанции, выплата страховой суммы С*** С.Н. в размере 3140 руб. была произведена вопреки его волеизъявлению, право выбора основания для получения единовременной выплаты в связи с военной травмой ему предоставлено не было.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что интересы С*** С.Н. были нарушены, поскольку предусмотренное Федеральным законом от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» единовременное пособие составляло сумму, значительно большую, чем страховая выплата, предусмотренная ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ. Судебная коллегия полагает, что, исходя из волеизъявления истца, ему может быть выплачено единовременное пособие, предусмотренное п. 4 ст. 20 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» с зачетом полученной им суммы пособия по Федеральному закону от 28.03.1998 № 52-ФЗ.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда и уменьшить размер взысканного в пользу С*** С.Н. единовременного пособия за участие в контртеррористической операции до 19 987 руб. 32 коп. (8349 руб. – 3140 руб. х 1,235 (2000) х 1,281 (2001) х 1,18 (2002) х 1,146 (2003) х 1,149 (2004) х 1,108 (2005) х 1,085 (2006) х 1,138 (2007) х 1,141 (2008)).

В остальной части решение суда является правильным и отмене по доводам кассационных жалоб С*** С.Н. и УВД по Ульяновской области не подлежит.

Так, не может быть принят во внимание, как необоснованный, довод кассационной жалобы С*** С.Н. о необходимости выплаты ему единовременного пособия в размере, предусмотренном действующим в настоящее время Федеральным законом от 26.02.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Названному закону, устанавливающему повышенный размер возмещения вреда для лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, законодателем не придана обратная сила.

Выплата государством компенсации морального вреда военнослужащему в случае получения им военной травмы Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также другими законами не предусмотрена.

Взыскание компенсации морального вреда в пользу С*** С.Н. на основании норм Гражданского кодекса РФ невозможно, поскольку данные нормы возлагают обязанность по компенсации морального вреда на причинителя вреда. Государство не является причинителем вреда в случае получения военнослужащим военной травмы.

Ссылку в кассационной жалобе ответчика на то, что УВД по Ульяновской области не может нести обязанность по выплате С*** С.Н. единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом «О борьбе с терроризмом», судебная коллегия также находит необоснованной.

С*** С.Н. проходил срочную службу во внутренних войсках МВД РФ.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.02.2008 № 105 расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, производятся за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом.

Пунктом 8 Правил возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, утвержденных названным выше Постановлением, предусмотрено, что единовременные пособия выплачиваются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, учтенных на лицевых счетах соответствующих получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.

УВД по Ульяновской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти – МВД РФ, в котором проходил военную службу С*** С.Н., поэтому обязанность по выплате ему единовременного пособия за счет средств федерального бюджета обоснованно возложена судом на УВД по Ульяновской области.

В силу изложенного,  руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 декабря 2008 года изменить, уменьшить взысканное в пользу С*** С*** Н*** единовременное пособие за участие в контртеррористической операции до 19 987 руб. 32 коп.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационные жалобы  С*** С.Н. и УВД по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи