У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2009 г.
Судья Ибрагимова Е.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 марта 2009 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Николаевой
Р.И. и Гурьяновой О.В.
рассмотрела дело по кассационным
жалобам С*** С.Н. и УВД по Ульяновской области на решение Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 30 декабря 2008 года, по которому постановлено:
Исковые требования С***
С*** Н*** удовлетворить частично.
Взыскать с
Управления внутренних дел по Ульяновской области за счет средств федерального
бюджета в пользу С*** С*** Н*** единовременное пособие за участие в
контртеррористической операции с учетом индексации в размере 33 133 руб.
82 коп., в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.
В удовлетворении
исковых требований о взыскании компенсации морального вреда С*** С*** Н***
отказать.
В удовлетворении
исковых требований к Главному командованию внутренних войск Министерства
внутренних дел Российской Федерации, Военному комиссариату Ульяновской области
С*** С*** Н*** отказать.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
С*** С.Н. обратился
в суд с иском к Главному командованию Внутренних войск МВД РФ, УВД по
Ульяновской области, Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании
единовременной выплаты в связи с ранением, возмещении материального и
морального вреда.
В обоснование
заявленных требований указал, что, проходя действительную военную службу в
спецподразделении Внутренних войск МВД РФ, выполнял служебно-боевые задачи в
составе в/ч *** в качестве разведчика с октября 1998 по август 1999 года. В
сентябре 1999 года в составе А*** отряда специального назначения принимал
непосредственное участие в контртеррористической операции на территории
Республики Дагестан и 10.09.1999 в ходе боя за высоту 715,3 был ранен. В
дальнейшем находился на стационарном лечении в медроте в/ч ***, после чего ВВК
Северо-Кавказского округа ВВ МВД РФ вынесла заключение о получении им военной
травмы. Награжден Орденом Мужества и именными часами за личное мужество от
имени Председателя Правительства РФ. В августе 2005 года УВД по Ульяновской
области выдало ему удостоверение «Ветеран боевых действий».
С 01.01.2007 года
вступили в силу ст.ст. 18, 19, 21 и 23 Федерального закона «О противодействии
терроризму», которыми предусмотрены меры социальной поддержки лицам,
участвующим в борьбе с терроризмом. Отказывая в распространении на него данного
закона, Главное командование ВВ МВД РФ сослалось на то, что он получил травму,
а не ранение. Отказ является незаконным, поскольку военная травма и ранение
имеют одинаковое значение. В связи с полученной военной травмой у него в
настоящее время ухудшилось состояние здоровья, в сентябре 2003 года он перенес
инсульт.
Просил признать
право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью при выполнении
контртеррористической операции; взыскать в его пользу единовременной пособие,
предусмотренное статьей 21 закона, проиндексировав его с учетом уровня инфляции
с 01.01.2007 по 01.12.2008; взыскать компенсацию морального вреда в размере 25 000
руб.; возместить убытки в размере 45 702 руб., возникшие в связи с утратой
в заработке в период нетрудоспособности по состоянию здоровья и расходами,
связанными с обращением в компетентные органы за защитой своих прав.
Суд привлек к
участию в деле в качестве 3-х лиц МВД РФ, Министерство финансов РФ, Управление
Федерального казначейства МФ РФ по Ульяновской области.
В ходе рассмотрения
дела С*** С.Н. отказался от иска в части возмещения убытков в размере
45 702 руб., и производство по делу в этой части прекращено определением
суда. В остальной части суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе С*** С.Н. не соглашается с решением суда, просит его изменить, произвести
индексацию взысканной суммы из расчета 110 000 руб. и взыскать ее с ГК ВВ
МВД РФ. При этом указывает, что суд ошибочно руководствовался действовавшим в
1999 году Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 № 130-ФЗ и
произвел расчет возмещения вреда из базовой суммы 8349 руб. Суд не принял во
внимание, что Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии
терроризму» суммы возмещения вреда увеличены. Последующее увеличение объема
возмещения вреда допускается нормами ГК РФ. Отказ в выплате компенсации
морального вреда также является необоснованным и противоречит содержанию
Постановления Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения
законодательства о компенсации морального вреда».
В кассационной
жалобе УВД по Ульяновской области просит решение суда отменить, как незаконное,
ссылаясь на то, что С*** С.Н. никогда не состоял в трудовых отношениях с УВД по
Ульяновской области и не проходил службу в органах внутренних дел Ульяновской
области. Военную травму истец получил, проходя срочную службу в ВВ МВД РФ, на
которую был призвал военным комиссариатом Н*** района. На момент получения С***
С.Н. ранения действовал ФЗ «О борьбе с терроризмом», статья 20 которого
предусматривала, что при одновременном возникновении нескольких оснований для
единовременных выплат выплата
осуществляется по одному основанию.
Постановлением Правительства
РФ от 22.01.1997 № 58, действовавшим до 06.03.2008, также предусматривалось,
что единовременное денежное вознаграждение и единовременное денежное пособие не
выплачиваются лицам, подлежащим обязательному государственному страхованию.
Истец, будучи военнослужащим внутренних войск МВД РФ, подлежал обязательному
государственному страхованию. Решение суда противоречит сложившейся судебной
практике в Ульяновской области.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав пояснения представителя С***
С.Н. С*** Н.И. и представителя УВД по Ульяновской области К*** Н.А., судебная
коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
Как видно из
материалов дела, С*** С.Н., будучи призванным на действительную военную службу
и проходя ее во внутренних войсках МВД РФ, в сентябре 1999 года принимал
участие в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан, в
ходе которой 10.09.1999 получил ранение – закрытую черепно-мозговую травму,
сотрясение головного мозга. Согласно справке военно-врачебной комиссии СКО ВВ
МВД РФ от 20.10.1999 полученное С*** С.Н. ранение относится к легкой травме,
является военной травмой.
В соответствии со
ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном
государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан,
призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы,
органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» С*** С.Н.
07.12.1999 страховой компанией правоохранительных органов была выплачена
страховая сумма в размере 3140 руб. в связи с получением в период прохождения
военной службы легкого увечья (ранения, травмы, контузии).
Статьей 21
Федерального закона от 26.02.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
предусмотрена выплата единовременного пособия в размере 100 000 руб. в
случае получения лицом, принимавшим участие в осуществлении мероприятия по
борьбе с терроризмом, ранения, не повлекшего за собой наступления инвалидности.
Отказывая во
взыскании в пользу истца указанной суммы, суд первой инстанции обоснованно
указал, что нормы Федерального закона № 35-ФЗ, предусматривающие данные выплаты,
вступили в действие 01.01.2007 и не могут распространяться на возникшие в 1999
году правоотношения, которые регулировались в тот период Федеральным законом от
25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».
В то же время,
взыскивая в пользу истца предусмотренное статьей 20 Федерального закона от
25.07.1998 № 130-ФЗ единовременное пособие в размере 100 минимальных размеров
оплаты труда (8349 руб.) с учетом индексации, суд сделал вывод о допустимости
одновременной выплаты данного единовременного пособия и страхового возмещения,
предусмотренного Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ.
С данным выводом
судебная коллегия не может согласиться.
Статья 19
Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» к числу
лиц, которые участвуют в борьбе с терроризмом и подлежат правовой и социальной
защите, относила военнослужащих, сотрудников и специалистов федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, непосредственно участвующих (участвовавших) в борьбе с терроризмом.
Согласно пункту 4
статьи 20 названного закона в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с
терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило ранение, не
повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивалось
единовременное пособие в размере 100 минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со п. 1 ст. 18 Федерального
закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие и
граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному
личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и
порядок обязательного государственного личного страхования указанных
военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от
28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и
здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации,
Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы» предусмотрена выплата страховых сумм: в случае
получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы,
военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 10 окладов,
легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 5 окладов.
Таким образом, в
действующем законодательстве – как в Федеральном законе «О статусе
военнослужащих» (с отсылкой к Федеральному закону от 28.03.1998 № 52-ФЗ), так и
в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» – предусмотрены основания для
выплаты однородных по своей сути единовременных пособий в случае получения
ранения при исполнении обязанностей военной службы.
Поэтому вывод суда
первой инстанции о том, что единовременные пособия, денежные компенсации, суммы
в возмещение материального ущерба, предусмотренные Федеральным законом «О
борьбе с терроризмом», должны выплачиваться независимо от выплаты страховых
сумм по обязательному государственному страхованию, нельзя признать правильным.
Суд не принял во
внимание, что пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О
статусе военнослужащих» уже в первоначальной редакции было установлено, что
если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей,
одновременно имеют право на получение одной и той же льготы, гарантии и
компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору
льгота, гарантия и компенсация по одному основанию.
Не учел суд также,
что статья 20 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с
терроризмом» 22.08.2004 была дополнена пунктом 5, согласно которому при
одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской
Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата
осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
В то же время, как
следует из материалов дела и пояснений представителя истца в заседании
кассационной инстанции, выплата страховой суммы С*** С.Н. в размере 3140 руб.
была произведена вопреки его волеизъявлению, право выбора основания для
получения единовременной выплаты в связи с военной травмой ему предоставлено не
было.
При таких
обстоятельствах судебная коллегия полагает, что интересы С*** С.Н. были
нарушены, поскольку предусмотренное Федеральным законом от 25.07.1998 № 130-ФЗ
«О борьбе с терроризмом» единовременное пособие составляло сумму, значительно
большую, чем страховая выплата, предусмотренная ст. 5 Федерального закона от
28.03.1998 № 52-ФЗ. Судебная коллегия полагает, что, исходя из волеизъявления
истца, ему может быть выплачено единовременное пособие, предусмотренное п. 4
ст. 20 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» с зачетом
полученной им суммы пособия по Федеральному закону от 28.03.1998 № 52-ФЗ.
С учетом
изложенного, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда и уменьшить
размер взысканного в пользу С*** С.Н. единовременного пособия за участие в
контртеррористической операции до 19 987 руб. 32 коп. (8349 руб. – 3140
руб. х 1,235 (2000) х 1,281 (2001) х 1,18 (2002) х 1,146 (2003) х 1,149 (2004)
х 1,108 (2005) х 1,085 (2006) х 1,138 (2007) х 1,141 (2008)).
В остальной части
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационных жалоб С***
С.Н. и УВД по Ульяновской области не подлежит.
Так, не может быть
принят во внимание, как необоснованный, довод кассационной жалобы С*** С.Н. о
необходимости выплаты ему единовременного пособия в размере, предусмотренном
действующим в настоящее время Федеральным законом от 26.02.2006 № 35-ФЗ «О
противодействии терроризму». Названному закону, устанавливающему повышенный
размер возмещения вреда для лиц, участвующих в борьбе с терроризмом,
законодателем не придана обратная сила.
Выплата государством
компенсации морального вреда военнослужащему в случае получения им военной
травмы Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а
также другими законами не предусмотрена.
Взыскание
компенсации морального вреда в пользу С*** С.Н. на основании норм Гражданского
кодекса РФ невозможно, поскольку данные нормы возлагают обязанность по
компенсации морального вреда на причинителя вреда. Государство не является
причинителем вреда в случае получения военнослужащим военной травмы.
Ссылку в
кассационной жалобе ответчика на то, что УВД по Ульяновской области не может
нести обязанность по выплате С*** С.Н. единовременного пособия,
предусмотренного Федеральным законом «О борьбе с терроризмом», судебная
коллегия также находит необоснованной.
С*** С.Н. проходил
срочную службу во внутренних войсках МВД РФ.
В соответствии с п.
2 Постановления Правительства РФ от 21.02.2008 № 105 расходы, связанные с
возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в
борьбе с терроризмом, производятся за счет средств, предусматриваемых в
федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной
власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом.
Пунктом 8 Правил
возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в
борьбе с терроризмом, утвержденных названным выше Постановлением,
предусмотрено, что единовременные пособия выплачиваются за счет средств
федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов
финансирования расходов, учтенных на лицевых счетах соответствующих получателей
средств федерального бюджета, открытых в территориальных органах Федерального
казначейства.
УВД по Ульяновской
области является территориальным органом федерального органа исполнительной
власти – МВД РФ, в котором проходил военную службу С*** С.Н., поэтому обязанность
по выплате ему единовременного пособия за счет средств федерального бюджета
обоснованно возложена судом на УВД по Ульяновской области.
В силу изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 30 декабря 2008 года изменить, уменьшить взысканное в пользу С***
С*** Н*** единовременное пособие за участие в контртеррористической операции до
19 987 руб. 32 коп.
В остальной части решение суда оставить без
изменения, а кассационные жалобы С***
С.Н. и УВД по Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи