Судебный акт
Убийство
Документ от 14.01.2009, опубликован на сайте 13.03.2009 под номером 11857, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 105 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

Судья Д*** Ж.А.                                                               Дело № 22 -*** /2009 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ульяновск                                                                                      14 января  2009  года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маркиной Л.А.,

судей Потешкиной Ю.А., Ленковского С.В.

рассмотрела в судебном заседании от 14 января 2009 года кассационные жалобы осужденной И*** А.В. на приговор Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08 декабря   2008 года, которым

И*** А*** В***,

*** августа 1988 года рождения, уроженка и жительница г. Ульяновска, со средним образованием, незамужняя, неработавшая, несудимая,   

о с у ж д е н а   по статье 105 части 1 УК РФ к лишению свободы на 10 лет в исправительной колонии общего режима. 

Содержится под стражей с 29 августа 2008 года.

Постановлено взыскать с И*** А.В. компенсацию морального вреда в сумме 400 000  рублей в пользу М*** М.Н., процессуальные издержки в доход Федерального бюджета РФ в сумме 1491 рубля 88 копеек.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Кассационное представление отозвано в соответствии с частью 3 статьи 359 УПК РФ.

Заслушав доклад судьи Маркиной Л.А., выступления осужденной И*** А.В., потерпевшей М*** М.Н., мнение прокурора Скотаревой Г.А., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

И*** А.В. осуждена за убийство М*** Д.Р., совершенное 28 августа 2008 года в г. Ульяновске при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

В основной и дополнительной кассационных жалобах осужденная И*** А.В., не соглашаясь с приговором, указывает, что умысла на убийство М*** она не имела. Преступление совершила, находясь в состоянии внезапно возникшего у неё сильного душевного волнения, вызванного оскорблениями и противоправными действиями со стороны потерпевшей, а именно тем, что последняя ударила ее вазой, стулом, а затем принесла с кухни нож, которым угрожала. Она (И***) боялась потерпевшую, поскольку та была физически сильнее. Просит переквалифицировать ее действия на статью 107 УК РФ  и  с учетом смягчающих наказание обстоятельств, а именно: признания вины, раскаяния в содеянном, явки с повинной, удовлетворительно характеризующих данных с места жительства, состояния здоровья осужденной и матери, инвалидности отца, снизить назначенное наказание и размер компенсации за моральный вред.

В возражениях на кассационную жалобу потерпевшая М*** М.Н. утверждает  законность, обоснованность и справедливость приговора и возражает против доводов, изложенных в жалобе. Просит приговор районного суда оставить без изменения.

Проверив материалы уголовного дела, изучив и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав осужденную И*** А.В., поддержавшую кассационные жалобы, возражения потерпевшей М*** М.Н., прокурора Скотареву Г.А., судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.

Выводы суда о виновности осужденной в совершении преступления соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.

Доводы в жалобах И*** о совершении преступления в состоянии аффекта либо необходимой обороны или при превышении пределов необходимой обороны тщательно проверялись судом, обоснованно опровергнуты, выводы об этом мотивированы в приговоре.

Так, из последовательных показаний осужденной И*** следует, что 28 августа 2008 года после совместного распития в течение дня спиртных напитков  между ней и потерпевшей М*** возникла ссора, которая переросла в обоюдную драку, в ходе которой она (И***), выхватив у М*** нож, который та держала в руке за спиной, стала наносить им удары в живот потерпевшей. После пыталась помочь М*** остановить кровь, а когда поняла, что та умерла,  сообщила об этом  своей матери.

Вышеуказанные показания осужденной согласуются с обстоятельствами, которые она указала в протоколе принятия устного заявления о преступлении, а также в ходе проверки ее показаний на месте.

Приведенные показания осужденной согласуются с показаниями свидетеля И*** Р.К.  о том, что 28 августа 2008 года после 20 часов позвонила дочь и сказала, что зарезала Д***. В квартире обнаружила тело девушки, в груди которой торчал нож, а рядом с телом лежал топор. Осужденная сказала, что погибшая высказала в адрес ее друга плохие слова, в результате чего произошла драка. Позже вызвала сотрудников милиции.

Из показаний свидетеля И*** О.В. следует, что со слов своей матери ей известно, что А*** зарезала Д***. Впоследствии в квартире увидела на полу тело Д*** и спросила у осужденной, что произошло. И*** сказала, что погибшая полезла драться, накинулась  с ножом, который И*** отобрала  и пырнула им Д***.

Свидетель В*** подтвердила, что около 20 часов услышала через стену в квартире И*** короткий женский крик. После крика услышала стук, как будто кто-то упал. После 20 часов, находясь на балконе, увидела, как к подъезду подъехала машина с сотрудниками милиции.

Из показаний свидетеля Т***  следует, что 28 августа 2008 года около 18 часов он совместно с С*** зашел в квартиру к И*** по приглашению последней. В квартире также находилась подруга осужденной, обе девушки находились в состоянии алкогольного опьянения. После распития спиртного он и С*** из квартиры ушли.

Свидетель К*** пояснил, что осужденная и погибшая поддерживали отношения, которые сводились к тому, что вместе распивали спиртные напитки,  взаимно оскорбляли друг друга и дрались. И*** в состоянии опьянения ведет себя агрессивно.

Как следует из протокола осмотра места происшествия, в квартире *** дома *** по улице Р*** обнаружен труп М*** Д. с многочисленными телесными повреждениями, с места происшествия изъяты нож, топор, смывы вещества, похожего на кровь.

Согласно заключениям судебно-медицинской экспертизы причиной смерти М*** Д. явились колото-резаные проникающие ранения задней поверхности грудной клетки слева с повреждением левой почки, левой боковой стенки живота, передней поверхности грудной клетки слева с повреждением левого легкого и перикарда, передней поверхности грудной клетки слева с повреждением перикарда и сердца, передней поверхности грудной клетки слева с повреждением правого легкого, передней стенки живота с повреждением правой доли печени, осложнившиеся острой кровопотерей, которые образовались от множественного (30) воздействия колюще-режущего предмета типа плоского односторонне-острого клинка ножа.

Кроме того, у М*** обнаружены колото-резаные и резаные раны шеи, груди, живота, закрытая черепно-мозговая травма, поверхностные резаные раны в области шеи, лица, груди и другие телесные повреждения в виде кровоподтеков и ссадин.

При этом эксперты-медики не исключили  возможность причинения обнаруженных у М***  повреждений  при обстоятельствах, указанных осужденной И***  при допросах в ходе предварительного следствия.

Согласно заключениям эксперта на одежде, изъятой с места происшествия (в ванной комнате) и трупа, а также на ноже и топоре, изъятых с места происшествия, обнаружена кровь человека, происхождение которой от М*** не исключается.

По заключению эксперта возможность причинения колото-резаных и резаных повреждений, установленных на трупе М***, отчленения правой молочной железы, рассечения правых ребер, а также колото-резаных повреждений на ее одежде  клинком ножа, изъятым на месте происшествия, не исключается, равно как и не исключается возможность образования кровоподтеков и ссадин, кровоизлияний в мягкие ткани головы, установленных на трупе М***,  от  ударов обухом топора, изъятого на месте происшествия.

Вышеуказанные данные  судебно-медицинских, -биологических, -биолого-криминалистической  экспертиз были предметом исследования в ходе судебного разбирательства, после чего суд обоснованно, как допустимые доказательства, положил их в основу приговора. При этом у суда отсутствовали основания сомневаться в их выводах. Заключения данных экспертиз соответствует требованиям ст. 204 УПК РФ, и судебная коллегия не находит нарушений требований закона при их проведении.

На основании приведенных, а также других указанных в приговоре доказательств, суд сделал обоснованный вывод о виновности И***  в убийстве потерпевшей М***.

Исходя из фактических обстоятельств дела, а также принимая во внимание  орудия преступления – нож и топор, нанесение ими множественных ударов (30) в  область расположения жизненно важных органов потерпевшей – грудь, шею, живот,  что причинило тяжкий вред здоровью потерпевшей и повлекло её смерть, суд обоснованно пришел к выводу, что умыслом осужденной охватывалось лишение жизни потерпевшей.

Кроме этого, совокупностью исследованных доказательств, в том числе и заключением амбулаторной комиссионной судебной психолого-психиатрической экспертизы, опровергаются доводы кассационной жалобы осужденной о совершении действий в отношении потерпевшей М***  в состоянии аффекта.

Как следует из заключения вышеуказанной экспертизы, осужденная И***  в момент совершения преступления  не находилась в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), а находилась в состоянии простого алкогольного опьянения и могла  осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

Дав оценку поведению И***  и приняв во внимание заключение проведенной в отношении нее амбулаторной комиссионной судебной психолого-психиатрической экспертизы, суд обоснованно не усмотрел в действиях осужденной аффекта при совершении ею деяния в отношении потерпевшей М***.

Таким образом, как считает судебная коллегия, по данному делу не установлено признаков такого состояния у И***, которое бы затрудняло восприятие действительности и выбор лучшего в сложившейся ситуации варианта поведения. Нанося потерпевшей удары ножом, И*** действовала не импульсивно, а вполне осознанно.

Также доводы И*** о том, что она испугалась действий М***, которая держала в руках нож, боясь нападения, были  предметом проверки в судебном заседании,  при этом судом бесспорно установлено, что в поведении потерпевшей не было действий, которые вынудили бы осужденную защищаться.

Наличие у И*** телесных повреждений не опровергает выводы суда о ее виновности в совершении преступления.

Уголовно-правовая оценка действиям осужденной И*** по  статье 105 части 1 УК РФ дана правильно.

Выводы суда являются обоснованными и мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. При этом в судебном решении приведены все доказательства, на основании которых основаны выводы суда в отношении осужденного, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства. Противоречий в выводах суда не усматривается. В связи с этим  доводы кассационной жалобы в данной части не могут быть приняты.

Наказание осужденной И*** назначено в соответствии с требованиями статьи 60 УК РФ, то есть с учетом характера и степени общественной опасности совершенного ею  преступления, ее личности, обстоятельств, смягчающих наказание, в том числе и тех, которые указаны в кассационной жалобе, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденной. С учетом всех обстоятельств по делу суд обоснованно пришел к выводу о том, что исправление осужденной  возможно  только  в  условиях  изоляции  от  общества, и  назначил  ей  наказание в  виде  лишения  свободы. Назначенное осужденной наказание, вопреки доводам кассационной жалобы, является справедливым. Каких-либо нарушений требований уголовно-процессуального и уголовного законов при назначении осужденной наказания судом не допущено.

Оснований для признания приговора суровым вследствие строгости назначенного наказания, на что  указывается в жалобе, и смягчения наказания,   судебная коллегия не находит.

В соответствии с требованиями закона разрешены гражданские иски. Решение суда о взыскании потерпевшей М*** М.Н. компенсации за причиненный моральный вред в размере 400 000 рублей подробно мотивировано в приговоре. При определении размера компенсации  суд исходил из характера нравственных страданий потерпевшей, а также  материального положения осужденной и требований соразмерности и справедливости. При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения приговора  в этой части.

Каких-либо нарушений норм Уголовно-процессуального закона РФ, влекущих отмену или изменение приговора, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08 декабря 2008 г. в отношении  И*** А*** В*** оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденной – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи