У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2024-005993-61
Судья Казначеева М.А. Дело №33а-1556/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
25 марта 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Лифановой З.А.,
судей Сычёвой О.А.,
Бахаревой Н.Н.,
при секретаре
Лазареве М.М.,
рассмотрела
в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 октября
2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 17
декабря 2024 года, по делу №2а-4404/2024, которым постановлено:
административный иск
прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах
Гордеевой Лидии Корниловны, удовлетворить.
Признать незаконным постановление
администрации города Ульяновска от *** №*** «О признании многоквартирных домов
аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических
и юридических лиц, проживающих в доме №***, до 31.12.2030.
Возложить на
администрацию города Ульяновска обязанность установить срок проведения
отселения жителей из аварийного и подлежащего сносу дома №*** до 31.12.2025.
Заслушав доклад
судьи Сычёвой О.А., пояснения прокурора Анастасина О.А., а также
Семеновой Т.А., не согласившихся с доводами апелляционной жалобы, полагавших
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского
района города Ульяновска, действующий в интересах Гордеевой Л.К., обратился в
суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании частично
незаконным постановления, возложении обязанности установить срок проведения
сноса и отселения жителей из аварийного дома.
В обоснование
административного иска прокурор указал, что постановлением администрации города
Ульяновска от *** №*** «О признании многоквартирных
домов аварийными и подлежащими сносу» дом №*** признан аварийным и подлежащим
сносу. Срок отселения проживающих в нем граждан установлен до 31.12.2030.
На аварийное состояние
данного многоквартирного дома уже обращалось внимание администрации города
Ульяновска. Так, решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 16
января 2020 года по делу № *** на
администрацию города Ульяновска была возложена обязанность рассмотреть на
межведомственной комиссии вопрос о возможности признания многоквартирного
жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По результатам
проведенного в 2020 году *** технического обследования указанного
многоквартирного жилого дома установлено, что физический износ здания
составляет 81%.
Находящиеся в
аварийном состоянии конструкции дома свидетельствуют о невозможности дальнейшей
безопасной эксплуатации жилого дома. Аварийное, непригодное для проживания
состояние жилого дома подтверждается и заявлением Гордеевой Л.К., актом
обследования Агентства государственного строительного и жилищного надзора
Ульяновской области.
Проведенная
прокуратурой района проверка с привлечением специалиста Агентства
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области
показала, что несущие и ограждающие конструкции аварийного дома имеют
многочисленные трещины, следы разрушения, стропильная система крыши находится в
ветхом состоянии, что не обеспечивает безопасное пребывание в нем граждан.
Поскольку дальнейшая
эксплуатация дома и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их
жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации
города Ульяновска об установлении срока отселения дома до 2030 года нарушает
права граждан на благоприятную среду проживания.
Прокурор просил
признать незаконным постановление администрации города Ульяновска от *** №***
«О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части
установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в доме №
***, до 31.12.2030. Просил обязать администрацию города Ульяновска установить
срок проведения сноса указанного дома и отселения из него жителей до
31.12.2025.
К участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены Управление муниципальной собственностью
администрации города Ульяновска, Агентство государственного строительного и
жилищного надзора Ульяновской области,
ООО «Проектный комплекс «Интеграл», Управление архитектуры и
градостроительства администрации города Ульяновска, Финансовое управление
администрации города Ульяновска, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области, Кравец Д.И., Прокофьев В.А., Гордеев С.А.,
Бритовский А.Б., Каманин Н.Д., Фокеева И.М., Уренцова Ф.М., Акопов С.Р.,
Прокофьева Т.Н., Лукс Н.В., Суркова К.А., Атянчев Д.И., Гордеев А.Г., Лебединская
М.Р., Тювелева М.И., Барыкин А.А., Игнатенко А.Ф., Бритовский В.А., Квасова
Н.А., Игнатенко О.В., Фокеева М.С., Кутиков Ю.В., Каманина Т.В., Казаченко
Н.В., Балакин М.Е., Фокеев С.В., Кравец
(Аксенова) Х.А., Прокофьев К.В., Казаченко М.В. Фокеева Н.С., Каманин А.Н., Каманин Д.Г.,
Санатуллин И.С., Санатуллин Ш.С., Шайдуллин Н.И., Бритовская
Е.С., Семенова Т.А., Лукс А.А., Лукс К.А.,
Игнатенко С.А., Швецова И.Г., Прокофьева Н.Л., Утюшева К.Р., Утюшева
Е.В., Богатнова А.С., ООО «Техностарт», областное государственное автономное
учреждение социального обслуживания «Геронтологический центр «Забота» в городе
Ульяновске».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит
его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных
исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что согласно
правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре
законодательства и судебной практики за II квартал 2009 года (вопрос №3), в
соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской
Федерации, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения
непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 28.01.2006 №47, определение срока отселения физических и
юридических лиц относится к исключительной компетенции органов местного
самоуправления.
Конкретные сроки, в
которые производится отселение жителей из аварийного дома, законом не
установлены. Жилищный кодекс Российской Федерации также не содержит требований
о незамедлительном отселении лиц в случае признания многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу. Обращает внимание, что жители указанного дома
вправе обратиться в Управление муниципальной собственностью администрации города
Ульяновска в случае необходимости предоставления им для временного проживания
жилых помещений маневренного фонда.
Считает, что по
данному делу прокурором пропущен срок обращения в суд с административным
исковым заявлением, что является основанием для отказа в удовлетворении
административного иска.
Полагает, что
административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие
незаконность оспариваемого в части постановления, а также доказательства,
подтверждающие обоснованность требований по установлению разумного срока сноса
аварийного дома.
В судебное заседание
кроме прокурора Анастасина О.А. и заинтересованного лица Семеновой Т.А., другие
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с
учетом положений статьи 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации (далее по
тексту также КАС РФ) определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Прокурор вправе
обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в
других случаях, предусмотренных федеральными законами
(часть 1 статьи 39 КАС РФ).
В соответствии с
частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,
прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными
исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия)
органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными
полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если
полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют
нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы
граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
В соответствии с
частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту
также ЖК РФ) в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Согласно части 10 статьи
32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является
основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в
указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Положением
о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для
проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления
отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем
использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае
признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В соответствии с пунктом 52
указанного Положения решение соответствующего федерального органа
исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано
заинтересованными лицами в судебном порядке.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом №*** года
постройки, ***, кирпичный, имеет деревянные перекрытия, деревянные перегородки.
По результатам
проведенного в 2020 году *** технического обследования многоквартирного жилого
дома *** установлено, что физический износ здания составляет 81%, износ
фундамента составил 76%, стен и перегородок - 80%, деревянных перекрытий - 80%,
кровельного покрытия 82%, пола - 82%, дверных и оконных проемов - 81% (том 1
л.д. 62).
Межведомственной
комиссией администрации города Ульяновска *** года принято заключение №*** о
выявлении оснований для признания многоквартирного дома №*** аварийным и
подлежащим сносу, поскольку техническое состояние несущих строительных
конструкций многоквартирного дома характеризуется их разрушениями,
повреждениями и деформациями, свидетельствует об исчерпании несущей способности
и опасности обрушения дома (том 1 л.д. 38-39).
*** администрацией
города Ульяновска издано постановление №*** «О признании многоквартирных домов
аварийными и подлежащими сносу», которым дом №*** признан аварийным и
подлежащим сносу. Срок отселения физических и юридических лиц из аварийного
дома установлен до 31.12.2030 (том 1 л.д. 29-30).
Согласно акту
обследования многоквартирного дома, составленному Агентством государственного
строительного и жилищного надзора Ульяновской области от *** №***, установлено,
что многоквартирный дом по адресу: ***, является двухэтажным, скатная кровля –
асбестоцементный лист. При визуальном обследовании дома установлены следующие
дефекты и повреждения. Облицовочная штукатурная часть фасада дома по всему
периметру имеет многочисленные трещины, разрушение штукатурно-окрасочного слоя. Разрушение
штукатурно-окрасочного слоя цоколя по всему дому. Отмостка отсутствует по всему
периметру дома. Стропильная система кровли имеет ветхое состояние: стропильные
ноги, стойки, подкосы, обрешетка, мауэрлаты, лежень имеют признаки загнивания,
растрескивания, коробления, прогибов, истирания. В местах общего пользования и
на верхних этажах имеются следы протечек из-за нарушения герметичности кровельного
покрытия, капитальный ремонт не
производился с момента сдачи дома в эксплуатацию. Разрушение
штукатурно-окрасочного слоя на лестничных клетках в подъездах дома. Напольное
покрытие в местах общего пользования (напольные
доски) имеют разрушение штукатурно-окрасочного слоя, рассыхание, трещины,
зыбкость, деформацию. Потолок в местах
общего пользования имеет признаки разрушения, трещины. Выявлены многочисленные
повреждения строительных конструкций (несущих стен, перегородок) в связи с
фактическим износом в процессе эксплуатации (том 1 л.д. 41-42).
Указанный жилой дом
включен в Перечень аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов со сроком
отселения физических и юридических лиц
до 31 декабря 2030 года, о чем издано постановление Главы администрации города
Ульяновска от *** года № *** (т.1, л.д. 19-20).
Разрешая административный
спор и признавая неразумным установленный срок переселения жильцов многоквартирного
дома №***, суд первой инстанции правильно исходил из того, что столь длительный
срок отселения жильцов из аварийного дома установлен без учета технического
состояния дома, его конструкций, нарушает права граждан на жилище и их
безопасность, представляет опасность для жизни и здоровья граждан. Каких-либо
работ, направленных на восстановление надлежащего технического состояния дома не
проводилось. Актов осмотра или заключений экспертных организаций,
свидетельствующих о возможности дальнейшего проживания в данном доме с учетом
аварийного состояния несущих конструкций и опасности обрушения дома,
административным ответчиком не представлено.
Выводы суда в
решении подробно мотивированы, всем юридически значимым обстоятельствам и
собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, с
которой судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам администрации
города Ульяновска в апелляционной жалобе, судом не нарушено требование закона,
касающееся компетенции органов местного самоуправления по вопросам принятия
решения о признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также установлению
сроков отселения.
Как следует из
правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики
Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение
срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а
также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа
местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного
самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает
произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса
такого дома, поскольку имеет своей целью последующее предоставление гражданам,
проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых
помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права граждан на
жилище.
В Постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2022 года №
55-П указано, что признав незаконным решение органа или лица, наделенных
публичными полномочиями, суд может возложить на них обязанность повторно
рассмотреть возникший вопрос, может указать на необходимость принятия ими
конкретного решения либо совершения определенного действия, а может
самостоятельно восстановить нарушенное право, устранить допущенное нарушение.
При выборе одного из вариантов реагирования на незаконность оспоренного решения
суд руководствуется прежде всего статьями 2
и 18
Конституции Российской Федерации, имея в виду наиболее полную и результативную
защиту прав и законных интересов граждан, с одной стороны, а с другой -
неприемлемость ситуации, когда такой выбор вел бы к тому, что обратившийся за
судебной защитой неопределенно долго оставался бы лишенным возможности
удовлетворить свои законные притязания.
Конкретные сроки, в
которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести
аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать
требованиям разумности.
При таких
обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения
требований прокурора, поскольку установленный срок отселения граждан,
проживающих в указанном многоквартирном доме, в 2030 году не отвечает
требованиям разумности и является чрезмерно длительным, с учетом значительного
физического износа здания и наличия угрозы обрушения дома.
Довод апелляционной
жалобы о том, что жители признанного аварийным
дома вправе были обратиться в Управление муниципальной собственностью
администрации города Ульяновска в случае необходимости предоставления им для
временного проживания жилых помещений маневренного фонда, не свидетельствует о
разумности установленного административным ответчиком срока и отсутствии
нарушения прав и законных интересов граждан.
Ссылку администрации
города в апелляционной жалобе на пропуск прокурором трехмесячного срока
обращения с административным исковым заявлением в суд следует признать
несостоятельной.
Действительно, по
общему правилу, установленному частью 1
статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть
подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации,
иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В
то же время в рассматриваемом случае необходимо учитывать, что в течение всего
срока, установленного оспариваемым постановлением администрации города
Ульяновска, прокурор вправе поставить вопрос о его неразумности в той мере, в
которой истекший после принятия обжалуемого постановления и до обращения в суд
с административным иском период стал являться чрезмерно длительным и нарушающим
права и законные интересы граждан.
Доводы, изложенные в
апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда, и в решении им дана
оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены, изменения не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 4 октября 2024 года, с учетом определения
того же суда об исправлении описки от 17 декабря 2024 года, оставить без
изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 26 марта 2025 года.