Дело № 3а-55/2025
73OS0000-01-2025-000019-35
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2025 года г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Кинчаровой
О.Е.,
при секретаре
Трошиной П.И.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лойлант» к
областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической
инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконными решений о возврате
без рассмотрения заявлений об установлении архивной кадастровой стоимости объектов
недвижимости в размере их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л :
ООО «Лойлант» (далее
также общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению
«Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее
также ОГБУ «БТИГКО»), Министерству имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области о признании
незаконными решений ОГБУ «БТИГКО» от ***
года о возврате без рассмотрения заявлений об установлении кадастровой
стоимости земельных участков с
кадастровыми номерами *** в размере их рыночной стоимости, об установлении архивной кадастровой стоимости
земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 51 520 кв.м, равной его рыночной
стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 5 074 720
руб., с определением периода ее применения с 1 января 2021 года по 31 декабря
2022 года, об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***,
расположенного по адресу: ***, площадью
50 834 кв.м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в
размере 5 017 316 руб., в определением периода ее применения с 1
января 2021 года по 31 декабря 2022 года, об установлении архивной кадастровой
стоимости земельного участка с кадастровым
номером ***, расположенного по адресу: ***,
площадью 44 320 кв.м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1
января 2020 года в размере 4 529 504 руб., с определением периода ее
применения с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года.
В обоснование
требований указало, что общество является собственником указанных земельных
участков. Их кадастровая стоимость по
состоянию на 1 января 2020 года утверждена
в следующем размере:
- земельного участка с кадастровым номером *** в размере 13 914 620 руб. 52 коп.;
- земельного участка с кадастровым номером ***
в размере 13 729 344 руб. 32 коп.;
- земельного участка с кадастровым номером ***
в размере 11 969 220 руб. 45 коп.
Указанная
кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2020 года является архивной.
Общество обратилось
в ОГБУ «БТИГКО» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных
участков с кадастровыми номерами *** в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату
утверждения их кадастровой стоимости – 1 января 2020 года, определенной отчетами об оценке от 13 ноября 2024 года № ***,
выполненными оценщиком ООО «Экспертиза и оценка».
Однако письмами от
19 ноября 2024 года заявления ООО «Лойлант» были возвращены без
рассмотрения со ссылкой на истечение 6 месяцев с даты, по состоянию на которую
проведена рыночная оценка объектов недвижимости.
Административный
истец не согласен с указанными решениями ОГБУ «БТИГКО», считает, что
установление кадастровой стоимости
объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости имеет для
общества, как налогоплательщика, правовое значение.
Одновременно ООО
«Лойлант» заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока исковой
давности на обращение с требованием об установлении архивной кадастровой
стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ППК «Роскадастр», Управление
Росреестра по Ульяновской области, администрация МО «Прибрежненское сельское поселение»
Старомайнского района Ульяновской области.
Представитель ООО
«Лойлант» Антипова К.В. в судебном
заседании настаивала на удовлетворении требований по доводам, изложенным в
исковом заявлении и дополнительных пояснениях.
Представитель ОГБУ «БТИГКО» в суд не явился, о месте и
времени рассмотрения дела судом извещен, в отзыве на административный иск
просил отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что в силу п. 2 ч. 8 ст.
22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной
кадастровой оценке» заявления ООО «Лойлант» правомерно были возвращены без
рассмотрения ввиду их подачи по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на
которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости, указанной в отчетах об
оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Определением
Ульяновского областного суда от 24 марта 2025 года прекращено производство по
настоящему делу в части требований об установлении
архивной кадастровой стоимости следующих земельных участков:
-
земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 51 520 кв.м, равной его рыночной
стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 5 074 720
руб., с определением периода ее
применения с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года,
-
земельного участка с кадастровым номером
***, расположенного по адресу: ***,
площадью 50 834 кв.м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1
января 2020 года в размере 5 017 316 руб., с определением периода ее
применения с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года,
-
земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 44 320 кв.м, равной его рыночной
стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 4 529 504 руб., с
определением периода ее применения с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022
года.
Иные участники
процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела
судом извещены.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения
дела надлежащим образом.
Выслушав доводы лица, участвующего в судебном
заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1
статьи 4 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд
за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том
числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации
законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а
также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных
интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Статьей 65
Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли
в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли
являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость),
арендная плата, а также иная плата, предусмотренная данным Кодексом. Для целей
налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными
законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая
стоимость земельного участка также может
применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в
государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66
Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка
устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой
стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В
случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая
стоимость этого земельного участка
устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с
законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Как следует из
материалов дела, ООО «Лойлант» с *** года является собственником следующих земельных участков:
-
земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 51 520 кв.м,
-
земельного участка с кадастровым номером
***, расположенного по адресу: ***,
площадью 50 834 кв.м,
-
земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 44 320 кв.м.
Архивная кадастровая
стоимость указанных земельных участков
по состоянию на 1 января 2020 года утверждена
в следующем размере:
- земельного участка
с кадастровым номером *** в размере
13 914 620 руб. 52 коп.;
- земельного участка с кадастровым номером ***
в размере 13 729 344 руб. 32 коп.;
- земельного участка с кадастровым номером ***
в размере 11 969 220 руб. 45 коп.
ООО «Лойлант» обратилось
13 ноября 2024 года в ОГБУ «БТИГКО» с заявлениями об установлении кадастровой
стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *** в размере их рыночной стоимости, приложив предусмотренные Законом
о государственной кадастровой оценке документы, в том числе отчеты об оценке от
13 ноября 2024 года № ***, выполненные оценщиком ООО «Экспертиза и оценка»,
согласно которым рыночная стоимость земельного
участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 51 520 кв.м, по состоянию на 1
января 2020 года составляет 5 074 720 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***,
расположенного по адресу: ***, площадью
50 834 кв.м, по состоянию на 1 января 2020 года составляет 5 017 316
руб., рыночная стоимость земельного
участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 44 320 кв.м, по состоянию на 1
января 2020 года составляет 4 529
504 руб.
ОГБУ «БТИГКО»
письмами от 19 ноября 2024 года возвратило
заявителю указанные заявления без
рассмотрения со ссылкой на их подачу по истечении шести месяцев с даты, по состоянию
на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости, и которая указана в
отчетах об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Разрешая требования
административного истца о признании
незаконными указанных решений ОГБУ «БТИГКО», суд руководствуется следующим.
Порядок оспаривания
результатов определения кадастровой стоимости регулируется КАС РФ, Федеральным
законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) и
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой
оценке» (далее – Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) с учетом
изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ).
Как следует из части
1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, к отношениям,
возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки,
пересмотром и оспариванием её результатов, устанавливается переходный период
применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года (далее –
переходный период).
В течение
переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в
соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ или Федеральным
законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ с учетом особенностей,
предусмотренных федеральными законами
(часть 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).
Одним из оснований
для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату,
по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 22
Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).
На основании частей
4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2-16 года № 237-ФЗ заявление об
оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый
государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта
недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости
сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в
результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам
оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим
Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16
настоящего Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости
могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении
объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию
на которую определена его кадастровая стоимость.
Положениями части 3
статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ установлено, что решение о дате
перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с
данным Федеральным законом принимается
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации.
Как следует из части
6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона от 3 июля 2016 года №
237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой
оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение
которой начато до 1 января 2017 года, в связи с чем оспаривание результатов
государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной
даты, осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.
Следовательно,
оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в
рамках государственной кадастровой оценки, начатой по правилам Федерального
закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим
законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости,
установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по
правилам Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ до окончания переходного
периода (до 1 января 2023 года либо до даты принятия решения), осуществляется в
соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.
Федеральным законом
от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ
дополнен статьей 22.1, регулирующей вопросы установления кадастровой стоимости
в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в
силу 11 августа 2020 года.
Частью 2 статьи 6
Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ до 1 января 2023 года
устанавливается переходный период применения статьи 22 и статьи 22.1
Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.
Согласно пункту 1
части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в
течение переходного периода высшим
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи
22.1 Федерального закона от 3 июля 2016
года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объекта недвижимости
в размере их рыночной стоимости (далее – Решение).
В силу пункта 3
части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ с даты,
указанной в Решении (в случае отсутствия Решения – с 1 января 2023 года), в
субъекте Российской Федерации:
а) применяются
положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ в
отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
б) не применяются
положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ;
в) рассмотрение
споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании
установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату,
по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии
со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ не
осуществляется.
Таким образом, если
в субъекта Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению
положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для
целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их
рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была
определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов
определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1
Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, то есть после января 2023
года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение
бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального
закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 21 октября 2020 года № 775-П «Об
установлении даты перехода к применению на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от
3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена
дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля
2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - с 1 января 2021 года.
Как следует из части 2 статьи 22.1 Федерального закона от
3 июля 2016 года № 237-ФЗ, заявление об установлении кадастровой стоимости
объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – заявление об
установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки
объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с
государственного кадастрового учета.
При этом заявление
об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с
даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и
которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной
стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3
июля 2016 года № 237-ФЗ).
Из системного
толкования приведенных норм права следует, что рыночная стоимость,
устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года
№ 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой
является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки
объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №
135-ФЗ).
При оспаривании в
суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая
стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального
закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ заявление об установлении рыночной
стоимости возвращается без рассмотрения в случае, если такое заявление подано
по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная
оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению
отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Поскольку
административный истец ООО «Лойлант» обратилось в ОГБУ «БТИГКО» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных
участков с кадастровыми номерами *** в
размере их рыночной стоимости по состоянию на дату определения действующей
кадастровой стоимости – 1 января 2020 года, то есть по истечении шести месяцев
с даты, по состоянию на которую проведена оценка рыночной стоимости объектов
недвижимости, возвращение административным ответчиком ОГБУ «БТИГКО» заявлений
ООО «Лойлант» без рассмотрения является обоснованным, соответствующим
положениям приведенного пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3
июля 2016 года № 237-ФЗ.
При таких
обстоятельствах, требование административного истца о признании незаконными решений ОГБУ «БТИГКО» от *** года о возврате
без рассмотрения заявлений об установлении архивной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***
в размере их рыночной стоимости удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями
175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
суд
Р Е Ш И Л:
в
удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной
ответственностью «Лойлант» к
областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической
инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконными решений от *** года
о возврате без рассмотрения заявлений об установлении архивной кадастровой
стоимости земельных участков с
кадастровыми номерами *** в размере их рыночной стоимости отказать.
Решение может быть
обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей
юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия
решения в окончательной форме.
Судья
О.Е.Кинчарова
Мотивированное
решение суда составлено 25 марта 2025 года