Судебный акт
О признании права на специальную социальную выплату
Документ от 25.02.2025, опубликован на сайте 18.03.2025 под номером 117696, 2-я гражданская, о признании права на специальную социальную выплату и включении в рестр медицинских работников, имеющих право на специальную выплату, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0024-02-2024-000825-37

Судья Лёшина И.В.                                                                           Дело № 33-937/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              25 февраля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

с участием прокурора Шатрашановой А.А., 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 3 декабря 2024 года по гражданскому делу № 2-2-540/2024, по которому постановлено:

исковые требования  Садыковой Лилии Амирзяновны к государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» удовлетворить.

Признать за Садыковой Лилией Амирзяновной право на получение специальной социальной выплаты медицинским работникам, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», со дня возникновения права на ее назначение – с 1 января 2023 года.

Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская районная больница» обязанность в соответствии с Правилами осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации  от 31 декабря 2022 года № 2568, включить данные о Садыковой Лилии Амирзяновне в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, и направить указанный реестр в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области для осуществления выплат.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., заключение прокурора Шатрашановой А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Садыкова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к  государственному учреждению здравоохранения (ГУЗ) «Ульяновская районная больница» о признании права на специальную социальную  выплату и о включении в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. 

В обоснование заявленных требований указала, что на основании  трудового договора от 10.12.2019 № 159 она работает ***.

Согласно должностной инструкции и занимаемой должности она относится к категории медицинских работников, указанных в подпункте «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее также – постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568), и имеет право на меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников в виде ежемесячной специальной социальной выплаты.

Подпунктом «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 предусмотрено, что выплата ***, за исключением *** указанных в пунктах «б» и «г» пункта 2 настоящего постановления, составляет 18 500 рублей.

Вместе с тем, указанную выплату она стала получать только с января 2024 года, ранее ответчик не включал ее в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, поскольку ее заработная плата финансировалась не за счет средств обязательного медицинского страхования, а за счет областного бюджета.

Просила признать за ней право на специальную социальную выплату, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, с 01.01.2023; включить данные о ней в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты за период с 01.01.2023 по 31.12.2023, который направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области для осуществления выплат.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство социального развития Ульяновской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, с 01.01.2023 установлена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением ***, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования.

В случае, если заработная плата медицинского работника финансируется не за счет средств обязательного медицинского страхования, а за счет средств из другого источника финансирования, то в соответствии с пунктом 14 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендовано установить за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации специальные социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), а также для медицинских работников отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым и отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям.

Таким образом, поскольку заработная плата истца финансировалась за счет средств областного бюджета, то ГУЗ «Ульяновская районная больница» не должно включать Садыкову Л.А. в перечень медицинских работников, имеющих право на назначение специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, за период с 01.01.2023 по 31.12.2023.

В отзыве на апелляционную жалобу Садыкова Л.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что с 10.12.2019 Садыкова Лилия Амирзяновна работает в должности ***.

По условиям трудового договора работа у работодателя является для работника основным местом работы, договор заключен на неопределенный срок (л.д. 79-81).

Должностные обязанности *** Садыковой Л.А. установлены должностной инструкцией, утвержденной *** (л.д. 50-55).

Согласно Уставу ГУЗ «Ульяновская районная больница» является государственным учреждением здравоохранения (пункт 1.1), некоммерческой организацией бюджетного типа (пункт 1.4). Учредителем и собственником имущества Учреждения выступает Ульяновская область, полномочия и функции от имени которой осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области (пункт 1.5). 

К основным видам деятельности Учреждения относится *** и пр. (конкретные виды работ (услуг) указаны в пункте 2.4.1 Устава) (л.д. 66-78).

ГУЗ «Ульяновская районная больница» является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Как усматривается из штатного расписания (л.д. 56-65) заработная плата по должности *** до 31.12.2023 финансировалась не за счет средств обязательного медицинского страхования, а за счет областного бюджета, в связи с чем истец не была включена ответчиком в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Полагая свои права нарушенными, Садыкова Л.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Садыкова Л.А., являясь медицинским работником медицинской организации, входящей в государственную систему здравоохранения, и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, относится к категории медицинских работников, указанных в подпункте «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, и имеет право на меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников в виде ежемесячной специальной социальной выплаты со дня возникновения права на ее назначение, то есть с 01.01.2023, в связи с чем возложил на ГУЗ «Ульяновская районная больница» обязанность включить данные об истце в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 01.01.2023 установлена специальная социальная выплата определенным категориям медицинских работников (за исключением ***, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (здесь и далее положения постановления приводятся в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).

Согласно подпункту «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 специальная социальная выплата устанавливается ***.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования (далее – Правила № 2568).

В соответствии с пунктами 3, 4 Правил № 2568 специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования; для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

В пункте 3 Разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, утвержденных Приказом Минздрава России от 10.03.2023 № 99н (далее - Разъяснения) указано, что должности *** в Номенклатуре должностей ***, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей ***.

Согласно пункту 4 Разъяснений, при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится ***, указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим ***, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций.

Из приведенных выше положений законодательства следует, что с 01.01.2023 меры социальной поддержки в виде специальной социальной выплаты предоставляются при наличии совокупности условий: 1) лицо, претендующее на получение выплаты, должно быть *** (за исключением ***, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), должность которого должна соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей; 2) *** должен осуществлять трудовую деятельность в медицинской организации, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Пунктом 1.2 Номенклатуры должностей ***, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н (утратил силу с 01.09.2023) *** отнесена к должностям ***.

Пунктом 5.1.37 Номенклатуры должностей ***, утвержденной приказом Минздрава России от 02.05.2023 № 205н, также предусмотрено, что должность *** относится к ***.

Установив, что Садыкова Л.А. является *** медицинской организации, входящей в государственную систему здравоохранения и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; является ***, ее должность предусмотрена соответствующей Номенклатурой должностей ***, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на получение специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, со дня возникновения права на ее назначение, то есть с 01.01.2023.

Каких-либо дополнительных условий для получения специальной социальной выплаты постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 не предусматривает. Не содержится таких условий и в разъяснениях Министерства здравоохранения Российской Федерации по применению постановления, утвержденных приказом Минздрава России от 10.03.2023 № 99н.

То обстоятельство, что заработная плата истца финансируется из областного бюджета, при наличии предусмотренных законом и указанных выше оснований для получения выплаты, а также фактического участия истца в оказании *** в рамках программы обязательного медицинского страхования, не может служить поводом для ограничения права истца на получение дополнительной государственной социальной поддержки.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения сторон, и не влияют на правильность принятого судом решения.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, нормы материального права судом применены верно.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 3 декабря 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 марта 2025 года.