Судебный акт
Взыскание обязательных платежей
Документ от 04.03.2025, опубликован на сайте 07.03.2025 под номером 117514, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по налогам и пени, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0006-01-2024-000325-19

Судья Зотова Л.И.                                                 Дело № 33а-32/2025 (33а-4212/2024)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                4 марта 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Буделеева В.Г.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тулузакова Ильи Сергеевича на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 18 июня 2024 года по делу № 2а-235/2024, по которому постановлено:   

исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области  (обособленное подразделение) удовлетворить.

Взыскать с Тулузакова Ильи Сергеевича 09 октября 1990 года рождения (ИНН ***), зарегистрированного и  проживающего по адресу: ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (обособленное подразделение) задолженность в общей сумме 914 539,53 руб. в том числе: НДФЛ – 642 218 руб., налог на имущество – 101 руб., транспортный налог – 16 658 руб., земельный налог - 38 руб., а также пени  за период с 29.05.2021 года по 16.08.2023 года и  за период с 16.10.2023 года по 10.01.2024 года в общей сумме – 94 969 руб. 83 коп. и штраф – 160 554 руб. 70 коп.

Взыскать с Тулузакова Ильи Сергеевича, *** года рождения (ИНН ***), государственную пошлину в доход местного бюджета в размере  12 345 руб. 40 коп.

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области   обратилось в суд с административным исковым заявлением к Тулузакову И.С.  о взыскании  задолженности по налогам и пени.

Требования мотивированы тем, что Тулузаков И.С. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и в настоящее время имеет задолженность по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 914 539,53 руб. в том числе: НДФЛ – 642 218 руб., налог на имущество – 101 руб., транспортный налог – 16 658 руб., земельный налог - 38 руб., а также пени  за период с 29.05.2021 года по 16.08.2023 и  за период с 16.10.2023 по 10.01.2024 в общей сумме – 94 969 руб. 83 коп. и штраф – 160 554 руб. 70 коп.

Ранее в отношении ответчика принимались меры ко взысканию.

Судебный приказ № *** был отменен определением мирового судьи судебного участка № 1 Барышского района Барышского судебного района от ***.

Судебный приказ № *** был отменен определением мирового судьи судебного участка № 1 Барышского района Барышского судебного района от ***.

Решением Барышского городского суда Ульяновской области от 25.01.2024 (дело № ***) взыскана задолженность по пени, начисленным на сумму отрицательного сальдо, за период с 17.08.2023 по 16.10.2023, в общей сумме          16 613 руб. 50 коп.

Налоговым органом ответчику было направлено требование об уплате налога № *** от ***, срок добровольной уплаты истёк, однако до настоящего времени задолженность по пени не погашена.

Административный истец просил взыскать задолженность в общей сумме 914 539,53 руб. в том числе: НДФЛ – 642 218 руб., налог на имущество – 101 руб., транспортный налог – 16 658 руб., земельный налог - 38 руб., а также пени  за период с 29.05.2021 года по 16.08.2023 года и  за период с 16.10.2023 года по 10.01.2024 года в общей сумме – 94 969 руб. 83 коп. и штраф – 160 554 руб. 70 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Тулузаков И.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указывает, что налоговым органом не представлено доказательств, опровергающих достоверность документов, представленных административным ответчиком в подтверждение несения расходов на приобретение у ***                    19 земельных участков в размере 13 320 000 руб. Полагает, что акты налоговой проверки, на основании которых было вынесено решение, не соответствуют требованиям действующего законодательства. Судом необоснованно не было рассмотрено ходатайство административного ответчика о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица ***

Указывает на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, отмечая, что соглашение, которым стороны вносят изменения в ранее заключенный договор купли-продажи недвижимого имущества, не подлежит государственной регистрации, также как и договор купли-продажи. Полагает, что соответствующие условия договора считаются измененными с момента заключения соглашения.

Обращает внимание, что после вынесения обжалуемого решения им подан административный иск о признании незаконными и отмене решения УФНС России по Ульяновской области от *** № ***, акта налоговой проверки от *** № ***, решения от *** № ***.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС РФ).

Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как следует из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.  

Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно статье 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом                            (п.1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации  налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2).

В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (в том числе, автомобили).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 363 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К числу доходов от источников в Российской Федерации, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, статья 208 Налогового кодекса Российской Федерации относит доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (абз.2 подп.5 п.1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации  при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по доходам от продажи имущества, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 настоящего Кодекса, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 1 (в части, относящейся к проданным имуществу и (или) доле (долям) в нем) и 2 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, а также с учетом особенностей, установленных статьями 213, 213.1 и 214.10 настоящего Кодекса.

Статьей 216 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.

В силу пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации  исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 указанного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 упомянутого Кодекса (п.4 ст.217.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Срок нахождения имущества в собственности определяется как период его непрерывного нахождения в собственности налогоплательщика до реализации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации  при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей:

имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Сведения о кадастровой стоимости в целях исчисления налогов представляются налоговому органу из государственного кадастра недвижимости органами, осуществляющими государственный кадастровый учет (п.4 ст.391, ст.403 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Федеральным законом № 263-ФЗ от 14.07.2022 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения Налогового Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счёта с 01.01.2023.

В соответствии  с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, Единым налоговым счётом признается форма учёта налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Единый налоговый счёт ведётся в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счёт Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом (п.1 ст.11.3 НК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтённой на едином налоговом счёте налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Тулузаков И.С. зарегистрирован в качестве налогоплательщика, ИНН ***.

Тулузаков И.С.  в спорные периоды являлся собственником транспортных средств, земельного участка, квартиры.

В адрес Тулузакова И.С. налоговым органом направлены налоговые уведомления:

- № *** от *** (л.д. 16) о необходимости в срок до 02.12.2019 уплатить транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2018 год;

- № *** от *** (л.д. 15) о необходимости в срок до 01.12.2020 уплатить транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2019 год;

- № *** от *** (л.д. 14) о необходимости в срок до 01.12.2021 уплатить транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2020 год;

- № *** от *** (л.д. 13) о необходимости в срок до 01.12.2022 уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2021 год;

- № *** от *** (л.д. 12) о необходимости в срок до 01.12.2023 уплатить транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2022 год.

Обязанность по уплате налогов Тулузаковым И.С. исполнена не была.

Решением налогового органа от *** № *** (л.д. 18-22) Тулузаков И.С. привлечен  к налоговой ответственности, ему доначислен НДФЛ за 2021 год в размере 642 218 руб., штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ в размере 96 332,70 руб., штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в размере 64 222 руб.

В связи с отсутствием добровольной уплаты налогоплательщиком задолженности по указанным налогам, пени, штрафам налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ 16.05.2023 через личный кабинет было направлено требование № *** от *** со сроком уплаты 15.06.2023, которое осталось без удовлетворения (л.д. 8-9).

В установленные законом сроки требования налогового органа не были исполнены.

С заявлением о взыскании с Тулузакова И.С. недоимки за 2018-2021 годы налоговый орган обратился к мировому судье 28.08.2023; судебный приказ, выданный ***, отменен определением мирового судьи от ***.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Тулузакова И.С. недоимки за 2022 год налоговый орган обратился к мировому судье 05.02.2024. *** мировым судьей выдан судебный приказ, который *** отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 18.04.2024, т.е. в пределах установленного законом шестимесячного срока после отмены судебных приказов.

Как установлено судом первой инстанции, за Тулузаковым И.С. имеется задолженность в общей сумме 914 539,53 руб., в том числе: НДФЛ – 642 218 руб., налог на имущество – 101 руб., транспортный налог – 16 658 руб., земельный налог – 38 руб., а также пени  в общей сумме – 94 969,83 руб. и штраф – 160 554 руб.      70 коп.

Удовлетворяя заявленные требования налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком получен доход, НДФЛ с которого не уплачен до рассмотрения дела судом; также не уплачена задолженность по земельному налогу, транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, штрафам и пени; порядок и сроки взыскания налогов и пени по нему налоговым органом соблюдены, проверена правильность расчета задолженности.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они основаны на представленных доказательствах, оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с начислением налога на доходы физических лиц за 2021 год.

Вместе с тем, решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 02.09.2024, оставленным без изменения апелляционным определением Ульяновского областного суда от 11.02.2025, отказано в удовлетворении административного иска Тулузакова И.С. к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании незаконными и отмене решения, акта налоговой проверки. Указанное решение для настоящего дела имеет преюдициальное значение.

Непривлечение судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица продавца земельных участков не влечет отмену оспариваемого решения, поскольку указанное лицо не является участником правоотношений между административным истцом и административным ответчиком, возникших на основании обязанности Тулузакова И.С. по уплате налогов.

Учитывая изложенное, при отсутствии доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате налогов, штрафов и пени суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований административного истца.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 18 июня   2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тулузакова Ильи Сергеевича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                             Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  05.03.2025.