У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0006-01-2024-000325-19
Судья Зотова Л.И.
Дело № 33а-32/2025 (33а-4212/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 4
марта 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Буделеева В.Г.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Тулузакова Ильи Сергеевича на решение Барышского городского суда
Ульяновской области от 18 июня 2024 года по делу № 2а-235/2024, по которому
постановлено:
исковые требования Управления Федеральной налоговой
службы по Ульяновской области
(обособленное подразделение) удовлетворить.
Взыскать с Тулузакова Ильи Сергеевича 09 октября
1990 года рождения (ИНН ***), зарегистрированного и проживающего по адресу: ***, в пользу
Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (обособленное
подразделение) задолженность в общей сумме
914 539,53 руб. в том числе: НДФЛ – 642 218 руб., налог на имущество – 101
руб., транспортный налог – 16 658 руб., земельный налог - 38 руб., а также
пени за период с 29.05.2021 года по 16.08.2023
года и за период с 16.10.2023 года по
10.01.2024 года в общей сумме –
94 969 руб. 83 коп. и штраф – 160 554 руб. 70 коп.
Взыскать с Тулузакова Ильи Сергеевича, *** года
рождения (ИНН ***), государственную пошлину в доход местного бюджета в
размере 12 345 руб. 40 коп.
Заслушав
доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по
Ульяновской области обратилось
в суд с административным исковым заявлением к Тулузакову И.С. о взыскании
задолженности по налогам и пени.
Требования мотивированы тем, что Тулузаков И.С.
состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и в настоящее время
имеет задолженность по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 914 539,53 руб. в том числе: НДФЛ – 642 218 руб.,
налог на имущество – 101 руб., транспортный налог – 16 658 руб., земельный
налог - 38 руб., а также пени за
период с 29.05.2021 года по 16.08.2023 и
за период с 16.10.2023 по 10.01.2024 в общей сумме – 94 969 руб. 83 коп. и штраф – 160 554 руб. 70
коп.
Ранее в отношении ответчика принимались меры ко
взысканию.
Судебный приказ № *** был отменен определением
мирового судьи судебного участка № 1 Барышского района Барышского судебного
района от ***.
Судебный приказ № *** был отменен определением
мирового судьи судебного участка № 1 Барышского района Барышского судебного
района от ***.
Решением Барышского городского суда Ульяновской
области от 25.01.2024 (дело № ***) взыскана задолженность по пени, начисленным
на сумму отрицательного сальдо, за период с 17.08.2023 по 16.10.2023, в общей
сумме 16 613 руб. 50 коп.
Налоговым органом ответчику было направлено
требование об уплате налога № *** от ***, срок добровольной уплаты истёк,
однако до настоящего времени задолженность по пени не погашена.
Административный истец просил взыскать задолженность
в общей сумме 914
539,53 руб. в том числе: НДФЛ – 642 218 руб., налог на имущество – 101 руб.,
транспортный налог – 16 658 руб., земельный налог - 38 руб., а также пени за период с 29.05.2021 года по 16.08.2023 года
и за период с 16.10.2023 года по
10.01.2024 года в общей сумме –
94 969 руб. 83 коп. и штраф – 160 554 руб. 70 коп.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Тулузаков И.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить и прекратить
производство по делу. В обоснование жалобы указывает, что налоговым органом не
представлено доказательств, опровергающих достоверность документов,
представленных административным ответчиком в подтверждение несения расходов на
приобретение у *** 19
земельных участков в размере 13 320 000 руб. Полагает, что акты
налоговой проверки, на основании которых было вынесено решение, не
соответствуют требованиям действующего законодательства. Судом необоснованно не
было рассмотрено ходатайство административного ответчика о привлечении к
участию в деле в качестве заинтересованного лица ***
Указывает на
неправильное применение судом норм материального и процессуального права,
отмечая, что соглашение, которым стороны вносят изменения в ранее заключенный
договор купли-продажи недвижимого имущества, не подлежит государственной
регистрации, также как и договор купли-продажи. Полагает, что соответствующие
условия договора считаются измененными с момента заключения соглашения.
Обращает внимание, что
после вынесения обжалуемого решения им подан административный иск о признании
незаконными и отмене решения УФНС России по Ульяновской области от *** № ***,
акта налоговой проверки от *** № ***, решения от *** № ***.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит
к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Административное
исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано
в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об
уплате обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС
РФ).
Статья 57 Конституции Российской Федерации и
пункт 1 статьи 23 Налогового
кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно
установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок,
установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из пункта 1 статьи 45
Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть
исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для
направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в
порядке, предусмотренном статьями 69
и 70
Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 70
Налогового кодекса Российской Федерации
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является
основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности
по налогу и предусмотренной
статьей 75 Налогового кодекса Российской
Федерации пени, начисляемой за каждый
календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога,
начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В
силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога
признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на
праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного
наследуемого владения.
Согласно статье 396 Налогового кодекса Российской Федерации
сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками -
физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налог
подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1
декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст. 397 Налогового
кодекса Российской Федерации).
В
силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются физические
лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом
налогообложения в соответствии со статьей 401
настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российской
Федерации налог подлежит уплате
налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим
налоговым периодом (п.1). Налог уплачивается по месту нахождения объекта
налогообложения на основании налогового уведомления,
направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2).
В
силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога
признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской
Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом
налогообложения в соответствии со статьей 358
настоящего Кодекса (в том числе, автомобили).
Налог
подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1
декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 363 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской
Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические
лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также
физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не
являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К числу доходов от
источников в Российской Федерации, подлежащих обложению налогом на доходы
физических лиц, статья 208 Налогового кодекса Российской Федерации относит
доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, находящегося в
Российской Федерации (абз.2 подп.5 п.1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса
Российской Федерации при определении
налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в
денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него
возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в
соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской
Федерации.
Согласно
пункту 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по
доходам от продажи имущества, в отношении которых применяется налоговая ставка,
установленная пунктом 1.1
статьи 224 настоящего Кодекса, определяется как денежное выражение
таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых
вычетов, предусмотренных подпунктами 1
(в части, относящейся к проданным имуществу и (или) доле (долям) в нем) и 2 пункта 1
статьи 220 настоящего Кодекса, а также с учетом особенностей,
установленных статьями 213,
213.1
и 214.10
настоящего Кодекса.
Статьей 216 Налогового кодекса Российской
Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.
В силу пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса
Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов,
если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 Налогового
кодекса Российской Федерации исчисление
и уплату налога на доходы физических лиц производят физические лица - исходя из
сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве
собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 указанного Кодекса,
когда такие доходы не подлежат налогообложению.
На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 Налогового кодекса
Российской Федерации освобождаются от налогообложения доходы, получаемые
физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за
соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а
также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в
собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока
владения объектом недвижимого имущества и более.
Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого
имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 упомянутого Кодекса (п.4 ст.217.1 Налогового кодекса Российской
Федерации).
Срок нахождения имущества в собственности определяется как
период его непрерывного нахождения в собственности налогоплательщика до
реализации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового
кодекса Российской Федерации при
определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц
налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета.
Согласно
подпункту 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации
имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1
пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих
особенностей:
имущественный
налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных
налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат,
включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков
или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности
налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом
недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1
настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
В
соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 Налогового кодекса
Российской Федерации в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта
недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта,
внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению
с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода
права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае
образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода -
кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату
его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент
0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта
недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент
0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
Сведения о кадастровой стоимости в целях исчисления налогов
представляются налоговому органу из государственного кадастра недвижимости
органами, осуществляющими государственный кадастровый учет (п.4 ст.391, ст.403 Налогового кодекса Российской
Федерации).
Статьей 75 Налогового кодекса Российской
Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм
налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это
время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый
календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со
следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты
налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Сумма пеней, начисленных на
недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются
одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Федеральным законом № 263-ФЗ от 14.07.2022 года «О
внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской
Федерации» внесены изменения в положения Налогового
Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого
налогового счёта с 01.01.2023.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 11.3 Налогового Кодекса Российской
Федерации, Единым налоговым счётом признается форма учёта налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств,
перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в
качестве единого налогового платежа.
Единый налоговый счёт ведётся в отношении каждого
физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками,
плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми
агентами.
Единым налоговым платежом признаются денежные средства,
перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых
взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской
Федерации на счёт Федерального казначейства, предназначенные для исполнения
совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика
страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или)
налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом (п.1 ст.11.3 НК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации
принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в
качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на
основании учтённой на едином налоговом счёте налогоплательщика суммы его
совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка
по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента её
возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения
обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам,
сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента её
возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с
момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6)
проценты; 7) штрафы.
Отрицательное сальдо
ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или)
признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения
совокупной обязанности.
Согласно пункту 3
статьи 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей
юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести
месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Тулузаков
И.С. зарегистрирован в качестве налогоплательщика, ИНН ***.
Тулузаков И.С. в
спорные периоды являлся собственником транспортных средств, земельного участка,
квартиры.
В
адрес Тулузакова И.С. налоговым органом направлены налоговые уведомления:
- № ***
от *** (л.д. 16) о необходимости в срок до 02.12.2019 уплатить транспортный
налог и налог на имущество физических лиц за 2018 год;
- № ***
от *** (л.д. 15) о необходимости в срок до 01.12.2020 уплатить транспортный
налог и налог на имущество физических лиц за 2019 год;
- № ***
от *** (л.д. 14) о необходимости в срок до 01.12.2021 уплатить транспортный
налог и налог на имущество физических лиц за 2020 год;
- № ***
от *** (л.д. 13) о необходимости в срок до 01.12.2022 уплатить транспортный
налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2021 год;
- № ***
от *** (л.д. 12) о необходимости в срок до 01.12.2023 уплатить транспортный
налог и налог на имущество физических лиц за 2022 год.
Обязанность
по уплате налогов Тулузаковым И.С. исполнена не была.
Решением
налогового органа от *** № *** (л.д. 18-22) Тулузаков И.С. привлечен к налоговой ответственности, ему доначислен
НДФЛ за 2021 год в размере 642 218 руб., штраф в соответствии с пунктом 1
статьи 119 НК РФ в размере 96 332,70 руб., штраф в соответствии с пунктом
1 статьи 122 НК РФ в размере 64 222 руб.
В
связи с отсутствием добровольной уплаты налогоплательщиком задолженности по
указанным налогам, пени, штрафам налоговым органом в соответствии со статьями
69, 70 НК РФ 16.05.2023 через личный кабинет было направлено требование № ***
от *** со сроком уплаты 15.06.2023, которое осталось без удовлетворения (л.д. 8-9).
В
установленные законом сроки требования налогового органа не были исполнены.
С заявлением о взыскании с Тулузакова И.С. недоимки за 2018-2021
годы налоговый орган обратился к мировому судье 28.08.2023; судебный приказ,
выданный ***, отменен определением мирового судьи от ***.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Тулузакова
И.С. недоимки за 2022 год налоговый орган обратился к мировому судье 05.02.2024.
*** мировым судьей выдан судебный приказ, который *** отменен в связи с поступившими
возражениями ответчика относительно его исполнения.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился
в суд 18.04.2024, т.е. в пределах установленного законом шестимесячного срока
после отмены судебных приказов.
Как установлено судом первой инстанции, за
Тулузаковым И.С. имеется задолженность в общей сумме 914 539,53 руб., в том числе: НДФЛ – 642 218 руб.,
налог на имущество – 101 руб., транспортный налог – 16 658 руб., земельный
налог – 38 руб., а также пени в общей
сумме – 94 969,83 руб. и штраф –
160 554 руб. 70 коп.
Удовлетворяя заявленные требования
налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком получен
доход, НДФЛ с которого не уплачен до рассмотрения дела судом; также не уплачена
задолженность по земельному налогу, транспортному налогу и налогу на имущество
физических лиц, штрафам и пени; порядок и сроки взыскания налогов и пени по
нему налоговым органом соблюдены, проверена правильность расчета задолженности.
Судебная
коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они основаны на
представленных доказательствах, оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ,
соответствуют нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы
апелляционной жалобы сводятся к несогласию с начислением налога на доходы
физических лиц за 2021 год.
Вместе с тем, решением Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 02.09.2024, оставленным без изменения апелляционным
определением Ульяновского областного суда от 11.02.2025, отказано в
удовлетворении административного иска Тулузакова И.С. к Управлению Федеральной
налоговой службы по Ульяновской области о признании незаконными и отмене
решения, акта налоговой проверки. Указанное решение для настоящего дела имеет
преюдициальное значение.
Непривлечение судом первой инстанции к участию в деле в
качестве заинтересованного лица продавца земельных участков не влечет отмену
оспариваемого решения, поскольку указанное лицо не является участником
правоотношений между административным истцом и административным ответчиком, возникших
на основании обязанности Тулузакова И.С. по уплате налогов.
Учитывая
изложенное, при отсутствии доказательств надлежащего исполнения обязанности по
уплате налогов, штрафов и пени суд первой инстанции пришел к правильному выводу
об удовлетворении требований административного истца.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение
является правильным, нормы материального и процессуального права применены
судом верно. Оснований для его отмены не имеется.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Барышского городского суда Ульяновской области от 18
июня 2024 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Тулузакова Ильи Сергеевича - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 05.03.2025.