Судебный акт
О проведении ремонта, устранение нарушений СаНПин
Документ от 11.02.2025, опубликован на сайте 04.03.2025 под номером 117458, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие по обеспечению благоприятной среды обитания осужденным, подозреваемым, обвиняемым, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2024-004071-50

Судья Тимошенко Н.А.                                      Дело № 33а-284/2025 (33а-6159/2024)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     11 февраля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,          

судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 25 сентября 2024 года по делу                     №2а-2007/2024, которым постановлено:

уточненный административный иск Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в части неприятия мер по обеспечению соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также по созданию рабочих камер для осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе в федеральном казенном учреждении «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области».

Обязать федеральное казенное учреждение «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет средств бюджета Федеральной службы исполнения наказаний устранить выявленные в ходе проверки нарушения:

- произвести ремонт в камерах №№ 209, 211, 219, 247Б, 252, 258, 262, 312, 314, ШИЗО №№ 001/2, 002/2, 003/2, 004/2, 006/2, 007/2, карцере № 001/3,  помещениях библиотеки, для хранения спальных принадлежностей осужденных, содержащихся в ШИЗО режимного корпуса № 1, для проведения обыска внутреннего поста № 7 режимного корпуса № 2, рентгенологического кабинета, комнате хранения личных вещей осужденных внутреннего поста № 7 режимного корпуса № 2, кабинете первичного приема осужденных режимного корпуса № 1, коридорах режимного корпуса № 1, ШИЗО режимного корпуса № 2, помещениях швейных цехов №№ 1, 2, 3, 5 (камера № 246), лестничном марше режимного корпуса № 2, прогулочных дворах, комнате для предоставления длительных свиданий № 1 в соответствии с требованиями п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 24.12.2020 № 44, согласно которым покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств;

- произвести ремонт в помещениях хлеборезки, разгрузки продовольственного сырья, моечной и овощном цехе, а также коридоре столовой исправительного учреждения в соответствии с требованиями п. 2.16 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32, согласно которому внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений;

- привести уровень искусственной освещенности в камерах №№ 207 и 214 исправительного учреждения в соответствие с требованиями п. 130 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, согласно которым уровень освещения в помещениях должен соответствовать гигиеническим нормативам;

- обеспечить приватность санитарных узлов камер ШИЗО №№ 001/2, 002/2, 006/2, 007/2, 003/3 в соответствии с требованиями примечания № 5 к Номенклатуре и срокам эксплуатации мебели, инвентаря и предметов хозяйственного обихода для общежитий (камер) и объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512, п. 55 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, согласно которым унитазы в камерах, где размещаются осужденные к лишению свободы, устанавливаются в изолированных кабинах в целях обеспечения приватности;

- оборудовать камеры ШИЗО №№ 001/2, 002/2, 003/2, 004/2, 005/2, 006/2, 007/2, 008/2, 009/2, 010/2, 011/2 исправительного учреждения оконными проемами в соответствии с требованиями п. 9.2.1 Свода правил 509.1325800.2021 «Тюрьмы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2021 №1044/пр, согласно которым размеры оконных проемов (в свету) в камерах ШИЗО, одноместных помещениях для кратковременного нахождения с внутренней стороны должны составлять 0,6 м по высоте и 0,9 м по ширине;

- оборудовать форточки камер №№ 101, 102, 103, 104, 105, 106, 108, 109, 110, 201, 202, 203, 204, 206, 208, 209, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 228, 229, 230, 233, 237, 239, 241, 242, 243, 244, 245, 248, 249, 250, 252, 253, 254, 255, 256, 258, 259, 262 и ШИЗО №№ 003/1 и 004/1 механизмом обеспечивающим фиксацию форточки (фрамуги, створки) как в положениях «закрыто» и «открыто», так и в промежуточных положениях в соответствии с требованиями п. 9.2.9 Свода правил 509.1325800.2021 «Тюрьмы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации  от 29.12.2021 №1044/пр, согласно которым оконные блоки в камерных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, одноместном помещении для кратковременного нахождения для обеспечения проветривания оборудуются форточкой (фрамугой), расположенной в верхней части блока. Допускается оконные блоки оборудовать откидной створкой. Створки и форточки (фрамуги) с откидным открыванием должны открываться под углом не более 45° к плоскости оконного блока. Конструкция оконного блока  и механизма открывания должны обеспечивать фиксацию створки, форточки (фрамуги) как в положениях «закрыто» и «открыто», так и в промежуточных положениях;

- оборудовать форточки камер №№ 301, 302, 303, 304, 305, 306, 307, 308, 309, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 323, 324, 325, 326, 327, 328, карцера №№ 001/3, 002/3, 003/3 механизмом обеспечивающим фиксацию форточки (фрамуги, створки) как в положениях «закрыто» и «открыто», так и в промежуточных положениях в соответствии с требованиями п. 12.5 свода правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утверждённых Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 №245/пр, согласно которым конструкция оконного блока и механизма открывания должны обеспечивать фиксацию створки, форточки (фрамуги) как в положениях «закрыто» и «открыто»,  так и в промежуточных положениях;

- оборудовать изолированные кабины санитарных узлов камер №№ 203, 215, 224, 238, 249, 250, 251, 253, 254, 255, 257, 258, 259, 260, 262, камер ШИЗО №№004/2, 005/2 вентиляционными каналами для обеспечения естественной вентиляции санитарного узла в соответствии с требованиями п.п. 11.2.5, 11.2.6 Свода правил 509.1325800.2021 «Тюрьмы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2021 № 1044/пр, согласно которым в помещениях зданий тюрем в зависимости от их назначения следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением, удаление воздуха естественным путем следует предусматривать через внутристенные, пристенные вытяжные каналы, самостоятельные для каждого помещения;

- оборудовать рабочие камеры (изолированный производственный участок) помещений штрафного изолятора в соответствии с требованиями п. 424 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, п.п. 8.20.1, 8.20.5, п. 11 таблицы 8.12 Свода правил 509.1325800.2021 «Тюрьмы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2021 № 1044/пр, согласно которым осужденные к лишению свободы, водворенные в ШИЗО, трудятся в рабочих камерах отдельно от других осужденных к лишению свободы площадь рабочего места рабочей камеры ШИЗО в производственных мастерских, составляет не менее 4 квадратных метров на одно рабочее место для картонажных, плетеночных и швейных работ.

В удовлетворении административного иска Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., старшего прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Вязьмина А.А., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее - ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области), УФСИН России по Ульяновской области об устранении нарушений требований законодательства материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных.

Административный иск мотивирован тем, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области с участием специалистов ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России проведена проверка соблюдения законодательства о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, по результатам которой установлено нарушение требований ст.ст. 99 и 101 УИК РФ, Санитарно-эпидемиологических правил и норм о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных.

С учетом уточненных требований прокурор просил:

признать незаконным бездействие ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области и УФСИН России по Ульяновской области по обеспечению благоприятной среды обитания осужденным, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, а также созданию рабочих камер для осужденных, содержащихся в ШИЗО;

обязать ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области устранить выявленные в ходе проверки нарушения закона, а именно:

произвести ремонт в камерах №№ 209, 211, 219, 247Б, 252, 258, 262, 312, 314, ШИЗО №№ 001/2, 002/2, 003/2, 004/2, 006/2, 007/2, карцере № 001/3, помещениях библиотеки, для хранения спальных принадлежностей осужденных, содержащихся в ШИЗО режимного корпуса № 1, для проведения обыска внутреннего поста № 7 режимного корпуса № 2, рентгенологического кабинета, комнате хранения личных вещей осужденных внутреннего поста № 7 режимного корпуса № 2, кабинете первичного приема осужденных режимного корпуса № 1, коридорах режимного корпуса № 1, ШИЗО режимного корпуса № 2, помещениях швейных цехов №№ 1, 2, 3, 5 (камера № 246), лестничном марше режимного корпуса № 2, прогулочных дворах, комнате для предоставления длительных свиданий № 1 в соответствии с требованиями п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, согласно которым покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств;

произвести ремонт в помещениях хлеборезки, разгрузки продовольственного сырья, моечной и овощном цехе, а также коридоре столовой исправительного учреждения в соответствии с требованиями п. 2.16 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32, согласно которому внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений;

привести уровень искусственной освещенности в камерах №№ 207 и 214 исправительного учреждения в соответствие с требованиями п. 130 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, согласно которым уровень освещения в помещениях должен соответствовать гигиеническим нормативам;

обеспечить приватность санитарных узлов камер ШИЗО №№ 001/2, 002/2, 006/2, 007/2, 003/3 в соответствии с требованиями примечания № 5 к Номенклатуре и срокам эксплуатации мебели, инвентаря и предметов хозяйственного обихода для общежитий (камер) и объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512, п. 55 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, согласно которым унитазы в камерах, где размещаются осужденные к лишению свободы, устанавливаются в изолированных кабинах в целях обеспечения приватности;

оборудовать камеры ШИЗО №№ 001/2, 002/2, 003/2, 004/2, 005/2, 006/2, 007/2, 008/2, 009/2, 010/2, 011/2 исправительного учреждения оконными проемами в соответствии с требованиями п. 9.2.1 Свода правил 509.1325800.2021 «Тюрьмы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2021 № 1044/пр, согласно которым размеры оконных проемов (в свету) в камерах ШИЗО, одноместных помещениях для кратковременного нахождения с внутренней стороны должны составлять 0,6 м по высоте и 0,9 м по ширине;

оборудовать форточки камер №№ 101, 102, 103, 104, 105, 106, 108, 109, 110, 201, 202, 203, 204, 206, 208, 209, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 228, 229, 230, 233, 237, 239, 241, 242, 243, 244, 245, 248, 249, 250, 252, 253, 254, 255, 256, 258, 259, 262 и ШИЗО №№ 003/1 и 004/1 механизмом обеспечивающим фиксацию форточки (фрамуги, створки) как в положениях «закрыто» и «открыто», так и в промежуточных положениях в соответствии с требованиями п. 9.2.9 Свода правил 509.1325800.2021 «Тюрьмы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2021 № 1044/пр, согласно которым оконные блоки в камерных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, одноместном помещении для кратковременного нахождения для обеспечения проветривания оборудуются форточкой (фрамугой), расположенной в верхней части блока. Допускается оконные блоки оборудовать откидной створкой. Створки и форточки (фрамуги) с откидным открыванием должны открываться под углом не более 45° к плоскости оконного блока. Конструкция оконного блока и механизма открывания должны обеспечивать фиксацию створки, форточки (фрамуги) как в положениях «закрыто» и «открыто», так и в промежуточных положениях;

оборудовать форточки камер №№ 301, 302, 303, 304, 305, 306, 307, 308, 309, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 323, 324, 325, 326, 327, 328, карцера №№ 001/3, 002/3, 003/3 механизмом обеспечивающим фиксацию форточки (фрамуги, створки) как в положениях «закрыто» и «открыто», так и в промежуточных положениях в соответствии с требованиями п. 12.5 Свода правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утверждённых Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 № 245/пр, согласно которым конструкция оконного блока и механизма открывания должны обеспечивать фиксацию створки, форточки (фрамуги) как в положениях «закрыто» и «открыто», так и в промежуточных положениях;

оборудовать изолированные кабины санитарных узлов камер №№ 203, 215, 224, 238, 249, 250, 251, 253, 254, 255, 257, 258, 259, 260, 262, камер ШИЗО №№ 004/2, 005/2 вентиляционными каналами для обеспечения естественной вентиляции санитарного узла в соответствии с требованиями п.п. 11.2.5, 11.2.6 Свода правил 509.1325800.2021 «Тюрьмы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2021 № 1044/пр, согласно которым в помещениях зданий тюрем в зависимости от их назначения следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением, удаление воздуха естественным путем следует предусматривать через внутристенные, пристенные вытяжные каналы, самостоятельные для каждого помещения;

оборудовать рабочие камеры (изолированный производственный участок) помещений штрафного изолятора в соответствии с требованиями п. 424 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, п.п. 8.20.1, 8.20.5, п. 11 таблицы 8.12 Свода правил 509.1325800.2021 «Тюрьмы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2021 № 1044/пр, согласно которым осужденные к лишению свободы, водворенные в ШИЗО, трудятся в рабочих камерах отдельно от других осужденных к лишению свободы площадь рабочего места рабочей камеры ШИЗО в производственных мастерских, составляет не менее 4 квадратных метров на одно рабочее место для картонажных, плетеночных и швейных работ.

При недостаточности, либо отсутствии у ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

К участию в деле привлечены в качестве административного ответчика ФСИН России, в качестве заинтересованного лица федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №73 Федеральной службы исполнения наказаний».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

Не соглашается с выводами суда о бездействии исправительного учреждения в части непринятия мер по обеспечению соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Указывает, что ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области принимаются необходимые меры по обеспечению благоприятных условий содержания, в учреждении проводятся работы, о чем свидетельствует уточнение прокурором заявленных требований. По ряду недостатков ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в настоящее время проводится работа по их устранению.

Нарушений прав осужденных в связи с необеспечением приватности санузлов камер ШИЗО №№001/2, 002/2, 006/2, 007/2 учреждением не допущено, так как они были выведены из эксплуатации приказом ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области от *** №***. Кроме того, указанные камеры предназначены только для одного осужденного.

Не соглашается с решением суда об оборудовании камер ШИЗО №№001/2, 002/2, 003/2, 004/2, 005/2, 006/2, 007/2, 008/2, 009/2, 010/2, 011/2 оконными проемами в соответствии с нормами СП 509.1325800.2021, ссылаясь на указанный приказ ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, которым данные помещения выведены из эксплуатации. Кроме того, в камерах №№ 008/2, 009/2, 010/2, 011/2 фактически имеются по 2 оконных блока размерами 0,5 м на 0,5 м и площадью 0,25 кв.м каждый, что в сумме соответствует предъявляемым требованиям. Отмечает, что при увеличении оконных блоков по требованиям действующих нормативов будет снижена несущая способность ограждающих конструкций, что будет переквалифицировано в реконструкцию, проводимую за счет средств федерального бюджета.

Механизм закрывания/открывания окон находится в исправном состоянии, у младшего инспектора, несущего службу на посту, имеется механизм открывания/закрывая фрамуги. Камеры режимного корпуса №2 оборудованы вытяжной вентиляцией с естественным пробуждением. Удаление воздуха из камер режимного корпуса №2 предусмотрено через внутристенные вытяжные каналы, расположенные в стенах, в том числе со стороны коридора.

В судебное заседание, кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3).

Согласно ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом при рассмотрении настоящего административного дела.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 мая 2017 года N 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

Исходя из изложенного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод.

Из содержания административного искового заявления следует, что Ульяновским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, наряду с другими, заявлены требования о проведении ремонтных работ в камерах ШИЗО №№ 001/2, 002/2, 003/2, 004/2, 006/2, 007/2, обеспечении приватности санитарных узлов камер ШИЗО №№001/2, 002/2, 006/2, 007/2, оборудовании названных камер ШИЗО оконными проемами в соответствии с требованиями п. 9.2.1 СП 509.1325800.2021, оборудовании камер ШИЗО №№ 004/2, 005/2 вентиляционными каналами для обеспечения естественной вентиляции санитарного узла в соответствии с требованиями п.п. 11.2.5, 11.2.6 Свода правил 509.1325800.2021 (том 1 л.д. 139-143).

Согласно приказу ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области от *** №*** «О выводе из эксплуатации (консервации) камер штрафного изолятора режимного корпуса №2» ввиду отсутствия потребности использования камер штрафного изолятора №001/2, 002/2, 003/2, 004/2, 005/2, 006/2, 007/2 режимного корпуса №2 ФУ Т УФСИН России по Ульяновской области названные камеры выведены из эксплуатации с 23.05.2024, произведена их консервация, отключено электроснабжение и водоснабжение (том 1 л.д. 225).

Данные обстоятельства имели место на дату принятия судом решения по настоящему административному делу, однако судом установлены не были и необоснованно не приняты во внимание при принятии решения по требованиям прокурора о возложении на ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области обязанности проведения в данных камерах ремонта, обеспечению приватности санитарных узлов, увеличения оконных проемов, оборудования вентиляционными каналами для обеспечения естественной вентиляции санитарного узла.

Поскольку заявленные прокурором требования направлены на защиту прав лиц содержащихся в исправительном учреждении и имеют целью восстановление нарушенных прав, а по делу установлено, что в отношении указанных камер ШИЗО административным ответчиком проведена консервация, и, соответственно, факт нарушения прав и свобод осужденных при содержании в данных камерах не подтвержден, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований административного истца в данной части.

Также судебная коллегия не соглашается с решением суда в части удовлетворения требований прокурора об оборудовании камер ШИЗО №№ 001/2, 002/2, 003/2, 004/2, 005/2, 006/2, 007/2, 008/2, 009/2, 010/2, 011/2 оконными проемами в соответствии с требованиями п. 9.2.1 СП 509.1325800.2021 и оборудовании изолированных кабин санитарных узлов камер №№ 203, 215, 224, 238, 249, 250, 251, 253, 254, 255, 257, 258, 259, 260, 262, камер ШИЗО №№ 004/2, 005/2 вентиляционными каналами для обеспечения естественной вентиляции санитарного узла в соответствии с требованиями п.п. 11.2.5, 11.2.6 Свода правил 509.1325800.2021.

Приходя к данному выводу, судебная коллегия исходит из следующего.

Как указано выше, в отношении камер ШИЗО №001/2 – 007/2 администрацией тюрьмы принято решение о консервации, в связи с чем оснований для возложения на административного ответчика обязанности по оборудованию данных камер оконными проемами в соответствии с п. 9.2.1 СП 509.1325800.2021 не имеется.

Относительно камер ШИЗО №№ 008/2, 009/2, 010/2, 011/2 ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области представлены сведения о наличии в камерах по 2 оконных блока размерами 0,5 м на 0,5 м, что соответствием по площади требованиям названного Свода правил.

Оснований для удовлетворения требований прокурора об оборудовании изолированных кабин санитарных узлов камер №№ 203, 215, 224, 238, 249, 250, 251, 253, 254, 255, 257, 258, 259, 260, 262 вентиляционными каналами для обеспечения естественной вентиляции в соответствии с требованиями п.п. 11.2.5, 11.2.6 Свода правил 509.1325800.2021 не имеется, поскольку удаление воздуха естественным путем, согласно названным пунктам Свода правил, следует предусматривать через внутристенные, пристенные вытяжные каналы, а проведение таких работ возможно в рамках капитального ремонта и реконструкции, которые в настоящее время не запланированы. Доказательств обратного сторонами не представлено.

Согласно техническому паспорту на здание режимного корпуса №2 ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, составленному по состоянию на 23.05.2023, здание построено в *** году, является четырехэтажным, физический процент износа составляет 40% (том 1 л.д. 206-223).

В соответствии с п.1.1 СП 509.1325800.2021 «Тюрьмы. Правила проектирования» действие Свода правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования тюрем уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий тюрем.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», документом по стандартизации является документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается названным Федеральным законом (пункт 1); свод правил - это документ по стандартизации, содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов (пункт 12).

Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определяет, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований названного закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного закона перечни, или требований специальных технических условий (часть 2 статьи 5).

В части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

СП 509.1325800.2021 «Тюрьмы. Правила проектирования» не значится в перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009   №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 №815).

Данный Свод правил приказом Росстандарта от 02.04.2020 №687 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (пункт 621).

Таким образом, СП 509.1325800.2021 является нормативно-техническим документом для добровольного применения для целей соблюдения технических регламентов, и его действие распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования тюрем.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, приведенные нормы права, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения указанных требований прокурора.

Решение суда в части удовлетворения административного иска о возложении на ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области обязанности по проведению ремонта в камерах ШИЗО №№ 001/2, 002/2, 003/2, 004/2, 006/2, 007/2; обеспечению приватности санитарных узлов камер ШИЗО №№001/2, 002/2, 006/2, 007/2; оборудованию камер ШИЗО №№ 001/2, 002/2, 003/2, 004/2, 005/2, 006/2, 007/2, 008/2, 009/2, 010/2, 011/2 оконными проемами в соответствии с требованиями п. 9.2.1 СП 509.1325800.2021; оборудованию изолированных кабин санитарных узлов камер №№ 203, 215, 224, 238, 249, 250, 251, 253, 254, 255, 257, 258, 259, 260, 262, камер ШИЗО №№004/2, 005/2 вентиляционными каналами для обеспечения естественной вентиляции в соответствии с п.п. 11.2.5, 11.2.6 Свода правил 509.1325800.2021 подлежит отмене с принятием по делу в данной части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска прокурора.

В остальной части решение суда является законным и обоснованным, выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.

Довод ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что в настоящее время уровень освещенности в камерах №№ 207 и 214 соответствует требованиями СанПиН, что подтверждается протоколом измерений от ***, не опровергает правильность решения суда в данной части и не влечет его отмену. Указанное обстоятельство имело место после принятия судом решения по делу, в связи с чем подлежит установлению на стадии исполнения решения суда.

Возложение на исправительное учреждение обязанности по оборудованию форточек камер, в том числе карцера и ШИЗО, механизмом обеспечивающим фиксацию форточки (фрамуги, створки) как в положениях «закрыто» и «открыто», так и в промежуточных положениях является законным, так как данное требование предусмотрено требованиями п.12.5 Свода правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Минстроя России от 15.04.2016 №245/пр, п. 9.2.9 Свода правил 509.1325800.2021, в соответствии с которыми механизм открывания оконного блока должен обеспечивать фиксацию створки, форточки (фрамуги) как в положении «закрыто» и «открыто», так и в промежуточных положениях.

Правомерным является возложение на ФКУ Т УФСИН России по Ульяновкой области обязанности по оборудованию рабочих камер помещений ШИЗО, поскольку данная обязанность прямо предусмотрена требованиями п.424 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 №110 и СП 509.1325800.2021, согласно которым, лица, водворенные в ШИЗО должны трудиться отдельно от других осужденных к лишению свободы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                   25 сентября 2024 года отменить в части удовлетворения административного иска Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о возложении обязанности

- провести ремонт в камерах ШИЗО №№ 001/2, 002/2, 003/2, 004/2, 006/2, 007/2

- обеспечить приватность санитарных узлов камер ШИЗО №№001/2, 002/2, 006/2, 007/2;

- оборудовать камеры ШИЗО №№ 001/2, 002/2, 003/2, 004/2, 005/2, 006/2, 007/2, 008/2, 009/2, 010/2, 011/2 оконными проемами в соответствии с требованиями п. 9.2.1 СП 509.1325800.2021;

- оборудовать изолированные кабины санитарных узлов камер №№ 203, 215, 224, 238, 249, 250, 251, 253, 254, 255, 257, 258, 259, 260, 262, камер ШИЗО №№004/2, 005/2 вентиляционными каналами для обеспечения естественной вентиляции санитарного узла в соответствие с требованиями п.п. 11.2.5, 11.2.6 Свода правил 509.1325800.2021

Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении административного иска Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области отказать.

В остальной части решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 25 сентября 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.02.2025.