У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0002-01-2024-003527-34
Судья Саенко Е.Н. Дело
№33а-542/2025 (33а-6430/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 11 февраля 2025
года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Лазареве
М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Субботкиной Галины
Владимировны на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 27 августа
2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 22 ноября
2024 года, по делу №2а-2677/2024, которым постановлено:
административные
исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области к Субботкиной Галине Владимировне о взыскании обязательных платежей и
санкций удовлетворить.
Взыскать с Субботкиной
Галины Владимировны, проживающей по адресу: ***, в пользу Управления
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность в сумме
16 223 руб. 77 коп., в том числе: транспортный налог в размере 2937
руб. за 2019 год, 2937 руб. за 2020 год, 2937 руб. за 2021 год, 2937 руб. за
2022 год, пени по транспортному налогу за 2019 год на сумму 2937 руб. за период
со 02.12.2021 по 31.12.2022 в размере 218 руб. 73 коп., по транспортному налогу
за 2020 год на сумму 2937 руб. за период со 02.12.2021 по 31.12.2022 в размере
402 руб. 61 коп., налог на имущество за 2021 год в размере 1377 руб., за 2022
год в размере 1047 руб., пени на отрицательное сальдо ЕНС с 01.01.2023 по
18.01.2024 в размере 1430 руб. 43 коп.
Взыскать с
Субботкиной Галины Владимировны в доход местного бюджета государственную
пошлину в размере 648 руб. 95 коп.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения Субботкиной Г.В., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Управление
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее – УФНС
России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым
заявлением к Субботкиной Г.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование требований
административный истец указал, что Субботкина Г.В., *** года рождения, состоит
на налоговом учете, является плательщиком транспортного налога и налога на
имущество физических лиц.
За административным
ответчиком зарегистрировано транспортное средство ***, государственный
регистрационный номер ***, за которое начислен транспортный налог за 2019 год -
2937 руб., за 2020 год - 2937 руб., за 2021 год - 2937 руб., за 2022 год - 2937
руб. и в соответствии со ст.75 НК РФ пени за просрочку обязательства.
Также за Субботкиной
Г.В. зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество: квартиру с
кадастровым номером *** по адресу: ***, квартиру с кадастровым номером *** по
адресу: ***.
Сумма начисленного
налога на имущество физических лиц по объекту недвижимости с кадастровым
номером *** за 2021 год - 1274 руб., за 2022 год – 934 руб.; по объекту
недвижимости с кадастровым номером *** за 2021 год - 103 руб., за 2022 год -
113 руб. В соответствии со ст.75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по
уплате налога начислены пени.
Во исполнение ст.69
Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом административному
ответчику было направлено требование №*** от *** об уплате налога заказной
почтой, однако задолженность до настоящего времени не уплачена.
Судебный приказ от ***
о взыскании спорной недоимки по налогам и пени отменен определением мирового
судьи судебного участка №9 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от ***.
УФНС России по
Ульяновской области просило взыскать с Субботкиной Г.В. задолженность в
сумме 16 223,77 руб., в том числе: транспортный налог в размере 2937 руб.
за 2019 год, 2937 руб. за 2020 год, 2937 руб. за 2021 год, 2937 руб. за
2022 год, пени по транспортному налогу за 2019 год за период со 02.12.2021
по 31.12.2022 в размере 218,73 руб., за 2020 год за период со 02.12.2021 по
31.12.2022 в размере 402,61 руб., налог на имущество за 2021 год в размере 1377
руб., за 2022 год в размере 1047 руб., пени на отрицательное сальдо ЕНС с
01.01.2023 по 18.01.2024 в сумме 1430,43 руб.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе и дополнениях к жалобе Субботкина Г.В. не соглашается с решением суда,
просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении
административного иска.
Указывает, что судом
проигнорирован тот факт, что транспортное средство в 2016 году утилизировано. ***
она обращалась с заявлением в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области о
снятии автомобиля с регистрационного учета. В удовлетворении данного заявления
было отказано ввиду наличия запрета на совершение регистрационных действий с
транспортным средством, наложенного службой судебных приставов.
Полагает, что,
несмотря на наличие сведений о регистрации автомобиля в уполномоченном органе,
вывод об обязанности оплатить транспортный налог является ошибочным, основан на
неправильном применении норм материального права. Также считает, что должна
быть освобождена от уплаты налога на имущество за квартиру по адресу: ***, как
лицо предпенсионного возраста, *** года рождения.
В возражениях на
апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание
не явился представитель УФНС России по Ульяновской области, о месте и времени
рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия с
учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу,
проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст.308 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со
следующим.
В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым
заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты
установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется
задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об
уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или
пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным
законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации
каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность
по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого
налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть
исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.
Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого
налогового платежа до наступления установленного срока (п.1 ст.45 НК РФ).
В силу ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации
совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете
(далее - ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение
обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого
налогового платежа (далее - ЕНП).
Данная статья введена в Налоговый кодекс Российской
Федерации Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ. Согласно пункту 1
указанной статьи единым налоговым платежом признаются денежные средства,
перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых
взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской
Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения
совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика
страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или)
налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктами 4, 5
указанной статьи предусмотрено, что единый налоговый счет ведется в отношении
каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками,
плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми
агентами.
Совокупная
обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица,
указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе,
среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного
законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).
В соответствии с подп.1
п.1 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022
№ 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового
кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или
физического лица формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных
настоящей статьей,
в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом согласно
п.2 ст.4 названного Федерального закона в целях п.1 ч.1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по
налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу
выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по
пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации
процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания.
В силу п.10. ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Федерации» денежные средства, поступившие после 01.01.2023 в счет погашения
недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням,
штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и
определяются по принадлежности в соответствии со ст.45 НК РФ (в редакции
настоящего Федерального закона).
Положениями подп. 1 п.3 ст.44, подп.1 п.7 ст.45
Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по
уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога
считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не
предусмотрено п.13 ст.45 НК РФ, со дня перечисления денежных средств в качестве
единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня
признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на
соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности
в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм
денежных средств в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ.
В связи с неуплатой в установленные сроки налогов, в
соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации
налогоплательщику подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки
исполнения обязанности по уплате налога в размере 1/300 ставки рефинансирования
действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней
просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % = пени (руб.).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки
исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки
по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
В соответствии с
п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности
по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов,
пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого
налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления
налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Согласно п. 3
ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе
обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в
течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 000 руб.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности
за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в
порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня
вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии
заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения
судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене
судебного приказа задолженность была погашена (п.4 ст.48 НК РФ).
Принимая решение об
удовлетворении требований УФНС России по Ульяновской области в полном объеме,
суд первой инстанции правомерно руководствовался приведенными выше нормами
налогового законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, налоговым органом в установленные законом
сроки и порядке в адрес Субботкиной Г.В. направлялись налоговые уведомления о
начислении налогов за 2019, 2020, 2021, 2022 годы (л.д. 17-24), а также
требования об уплате задолженности по налогам и пени (л.д. 10-11, 61-64).
В связи с
неисполнением требования налогового органа о погашения образовавшейся
задолженности по обязательным платежам в отношении Субботкиной Г.В. было
принято решение от *** №*** о взыскании образовавшейся задолженности и
заявление №*** от *** о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности,
которое направлено мировому судье судебного участка №9 Засвияжского района
Засвияжского судебного района г.Ульяновска.
*** мировым судьей
был выдан судебный приказ о взыскании с Субботкиной Г.В. спорной задолженности
по налогам и пени, который отменен *** на основании заявления административного
ответчика (л.д. 40-49).
К мировому судье с
заявлением о выдаче судебного приказа и в суд с настоящим административным
иском налоговый орган обратился в сроки, установленные статьей 48 Налогового
кодекса Российской Федерации.
Расчет задолженности
по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени, начисленных
на задолженность по налогам, судом проверен и признан верным.
Доводы Субботкиной
Г.В. в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для начисления
транспортного налога на автомобиль *** в связи с его утилизацией, не могут быть
признаны состоятельными, поскольку доказательства, подтверждающие утилизацию
транспортного средства, отсутствуют. Транспортное средство не снято с
регистрационного учета в ГИБДД и до настоящего времени зарегистрировано за
административным истцом.
Так как на основании ст. 357 Налогового кодекса Российской
Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в
соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы
транспортные средства, оснований для отказа налоговому органу во взыскании с
административного ответчика транспортного налога за 2019-2022 годы не имелось.
Довод в апелляционной жалобе о наличии оснований для
освобождения Субботкиной Н.Г. от уплаты налога на имущество физических лиц
является несостоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании налогового
законодательства.
Принятое по делу решение является правильным, судом полно и
объективно оценены представленные в дело доказательства, надлежаще применены
нормы материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения
апелляционной жалобы и отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского
районного суда г.Ульяновска от 27 августа 2024 года, с учетом определения того
же суда об исправлении описки от 22 ноября 2024 года, оставить без изменения, апелляционную
жалобу Субботкиной Галины Владимировны –
без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 25.02.2025.