Судебный акт
О признании постановления незаконным, о предоставлении земельного участка
Документ от 11.02.2025, опубликован на сайте 03.03.2025 под номером 117403, 2-я гражданская, о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность бесплатно, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2024-004301-39

Судья Ленковская Е.С.                                                                    Дело № 33а-658/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     11 февраля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.                       

судей Бахаревой Н.Н., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сулеймановой Энар Фатоевны, Сулеймановой Изабеллы Амирановны, Сулейманова Роберта Амирановича, Сулеймановой Кристины Амирановны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 сентября 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 15 ноября 2024 года, по делу № 2а-2109/2024, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Сулеймановой Энар Фатоевны к администрации города Димитровграда, муниципальному образованию «город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации города Димитровграда», муниципальному образованию «Город Димитровград» Ульяновской области в лице комитета по управлению имуществом                            г. Димитровграда о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении земельного участка, понуждении к предоставлению земельного участка отказать. 

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения представителя Сулеймановой Э.Ф., Сулеймановой И.А., Сулейманова Р.А., Сулеймановой К.А. – Александровой А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации г. Димитровграда Ульяновской области Шулимовой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

установила:

 

Сулейманова Э.Ф. обратилась в суд с административным иском к администрации г. Димитровграда Ульяновской области о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении земельного участка, понуждении к предоставлению земельного участка.

В обоснование требований указала на то, что она  в период с марта 2019 года по настоящее время  имеет на попечении  детей: Сулейманову К.А., Сулейманову И.А., Сулейманова Р.А. и   *** Факт установления за ней опеки установлен в 2019 году на основании постановлений администрации                           г. Димитровграда Ульяновской области.

В соответствии с пунктом  «в» части 2 статьи 13.4, а также пункта 1 части 1 статьи 13.3 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003 года  № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 059-ЗО) она, реализуя свои права, обратилась в администрацию г. Димитровграда Ульяновской области с заявлением о постановке многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка  и предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

По факту обращения семья административного истца была постановлена на учет, за ними зарезервирован участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, категории земель (земли населенных пунктов).

3 июня 2024  года административным истцом получено постановление администрации г. Димитровграда Ульяновской области от *** года            № *** «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в общую долевую собственность бесплатно» в связи с отсутствием у гражданина права на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13.3 Закона Ульяновской области № 059-ЗО, а именно ввиду отсутствия опеки (или) попечительства над тремя и более детьми по договору о приемной семье.

Просила признать незаконными действия администрации г. Димитровграда Ульяновской области по вынесению постановления  от ***  года № *** «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в общую долевую собственность бесплатно»; обязать административного ответчика предоставить Сулеймановой Э.Ф. в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, категория земель - (земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены муниципальное образование «город Димитровград» в лице администрации               г. Димитровграда и муниципальное образование «город Димитровград» в лице Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда, в качестве заинтересованных лиц  Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Ульяновской области, Сулейманова К.А., Сулейманова И.А., Сулейманов Р.А., отдел опеки и попечительства                           г. Димитровграда Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сулейманова Э.Ф., Сулейманова И.А.,  Сулейманов Р.А., Сулейманова К.А. не соглашаются с решением суда, просят его отменить, принять по делу новое решение о полном удовлетворении требований.

Заявление  Сулеймановой Л.М. о постановке на учет в качестве  многодетной семьи принято   *** года, поскольку ее семья полностью соответствовала  всем критериям, установленным  законом.

*** умерла в 2022 году, не дождавшись предоставления земельного участка. ***  года она была заменена на  административного истца с сохранением номера очереди ***.

Полагают, что вывод суда противоречит пункту 6 статьи  13.6 Закона Ульяновской области № 059-ЗО, согласно которому достижение ребенком совершеннолетия после принятия уполномоченным органом местного самоуправления заявления о постановке гражданина на учет основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно не является.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,    судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены судебного решения является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Такие основания по настоящему делу имеются.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 26 июня 2012 года ***  и ее дети   - Сулейманова К.А., *** года рождения, Сулейманова И.А., *** года рождения, Сулейманов Р.А., *** года рождения, ***, *** года рождения, как многодетная семья  стояли в очереди на предоставление земельного участка в         г. Димитровграде Ульяновской области  бесплатно.

Постановлением администрации г. Димитровграда Ульяновской области от *** года № *** установлено попечительство над несовершеннолетним ***, *** года рождения, по договору о приемной семье. Его попечителем назначен  административный истец (л.д. 94). 

Постановлениями администрации г. Димитровграда Ульяновской области от   *** года № ***  и № ***  также установлена опека над Сулеймановой И.А., *** года рождения,  и над ***.,      *** года рождения, по договору о приемной семье. Сулейманова Э.Ф. назначена опекуном несовершеннолетних детей (л.д. 93, 95).

Согласно представленным в материалы дела договорам о приемной семье   от *** года  Сулейманова Э.Ф. (приемный родитель) приняла на воспитание в свою семью ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, далее именуемый «приемный ребенок» Сулейманова Р.А.,     *** года рождения, Сулейманову И.А., *** года рождения, и *** года рождения (л.д. 60-63, 64-65, 66-67).

Справками, выданными администрацией г. Димитровграда Ульяновской области  *** года,   также подтверждается статус Сулеймановой И.А. и Сулеймановой К.А.   как детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 16, 17).

Приказом комитета по управлению имуществом г. Димитровграда от            *** года № *** на основании заявления административного истца  от       *** года в связи со смертью ее дочери *** года осуществлена замена стороны в реестре граждан, сведения о которых включены в журнал учета граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, с *** на Сулейманову Э.Ф. на основании постановления администрации от ***  года № *** «Об установлении опеки над несовершеннолетней *** по договору о приемной семье». За семьей *** сохранен номер регистрации в журнале учета заявлений – ***, на 27 января  2024 года номер очереди – *** (л.д. 42, 47).

С заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером  ***, площадью 1005 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ИЖС, расположенного по адресу: ***, Сулейманова Э.Ф. обратилась в администрацию г. Димитровграда  Ульяновской области 24 апреля 2024 года (л.д. 45-46).

Постановлением администрации г. Димитровграда Ульяновской области от *** года  № *** «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в общую долевую собственность бесплатно» в предоставлении земельного участка семье в составе  Сулеймановой Э.Ф., Сулеймановой К.А., Сулеймановой И.А., Сулейманова Р.А. и *** отказано в связи с отсутствием у гражданина права на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13.3 Закона Ульяновской области № 059-ЗО, а именно отсутствие опеки (или) попечительства над тремя и более детьми по договору о приемной семье, заключенному между органами опеки и попечительства и приемными родителями (л.д. 44).

Отказывая в удовлетворении административного иска о предоставлении земельного участка Сулеймановой Э.Ф. в собственность бесплатно, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом утрачено  основание для его  предоставления, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 13.3 Закона Ульяновской области № 059-ЗО.

С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается в связи со следующим.

Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации право граждан, имеющих трех и более детей, на получение в собственность бесплатно земельного участка гарантировано Земельным кодексом Российской Федерации в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 39.19 этого же кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Ранее до 23 июня 2014 года пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации также было предусмотрено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодательства принят Закон Ульяновской области № 059-ЗО.                     

Статьей 13.3 Закона Ульяновской области № 059-ЗО предусмотрено, что   земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предельные размеры которых предусмотрены пунктами 1 и 3 части 3 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома в собственность бесплатно, в том числе, проживающему на территории Ульяновской области гражданину Российской Федерации, имеющему трех и более детей в возрасте до   18 лет, проживающих совместно с гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, а также осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем.      

Согласно части 1 статьи 13.4  Закона Ульяновской области № 059-ЗО постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 13.3 настоящего Закона право на получение земельных участков в собственность бесплатно (далее - постановка на учет), осуществляется органами местного самоуправления муниципального района или городского округа Ульяновской области, в границах территории которого эти граждане проживают по состоянию на день подачи ими заявления о постановке на учет, за исключением постановки на учет граждан, указанных в пунктах 2 - 5 части 1 и части 1.1 статьи 13.3 настоящего Закона и проживающих в границах территории городского округа Ульяновской области, которая осуществляется органом местного самоуправления любого муниципального района Ульяновской области, по выбору гражданина.

Решение о постановке на учет принимается уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявления о постановке на учет и сведений, содержащихся, в том числе, в документах, подтверждающих состав семьи гражданина (части 2.1 статьи 13.4  Закона Ульяновской области № 059-ЗО).

В силу предписаний части 6 статьи 13.6 Закона Ульяновской области          № 059-ЗО основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно является отсутствие у гражданина права на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии со статьей 13.3 поименованного Закона.

Из системного толкования приведенного правового регулирования следует, что введенная законодателем с 2011 года в Земельный кодекс Российской Федерации норма права, устанавливающая возможность предоставления бесплатно семьям, имеющим трех и более детей, в собственность земельного участка, является одним из инструментов государственной политики в Российской Федерации, реализуемой в сфере демографии для поддержки семьи с целью увеличения численности населения.

При этом субъект Российской Федерации, также предусматривая такое право за многодетными семьями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.

Из материалов дела следует, что на момент постановки на учет *** в 2012 году ее семья отвечала условиям бесплатного предоставления в собственность земельного участка, такое право не было реализовано по обстоятельствам, не зависящим от указанного лица и членов его семьи.

Судом первой инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что Сулейманова Э.Ф. занималась воспитанием троих несовершеннолетних детей - Сулеймановой И.А., Сулейманова Р.А. и ***, являлась  их попечителем, опекуном с 2019 года, следовательно, имела право на  предоставление в собственность земельного участка.

Положениями пункта 4.1 статьи 13.4 Закона Ульяновской области № 059-ЗО также   закреплено, что в случае смерти гражданина, решение о постановке которого на учет принято уполномоченным органом местного самоуправления, а равно в случае признания его недееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим, лишения указанного гражданина родительских прав или ограничения его в этих правах решением суда, вступившим в законную силу, право быть поставленным на учет с сохранением очередности постановки такого гражданина на учет имеет другой родитель (опекун, попечитель) всех детей данного гражданина, соответствующий требованиям, установленным пунктами 1 и 3 части 1 и пунктом 3 части 1.1 статьи 13.3 настоящего Закона.

Приказом комитета по управлению имуществом г. Димитровграда от            *** года № *** подтверждено право Сулеймановой Э.Ф. на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, в связи с чем  осуществлена замена стороны в реестре граждан, сведения о которых включены в журнал учета граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно,  с сохранением номера  очереди.

То обстоятельство, что на момент обращения административного истца        24 апреля 2024 года с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность  бесплатно Сулейманова К.А., Сулейманова И.А. и Сулейманов Р.А. достигли  возраста  совершеннолетия,  не может расцениваться как условие для лишения Сулеймановой Э.Ф. вышеуказанного права. В данном случае указанное обращение не являлось заявлением о  постановке на очередь на получение  земельного участка в собственность  бесплатно, а послужило основанием для получения распорядительного   акта  о выделении земельного участка.  

Более того, частью 6 статьи 13.6 Закона Ульяновской области № 059-ЗО указано на то, что достижение ребенком (детьми) возраста, установленного пунктом 1 части 1 статьи 13.3 этого Закона, после принятия уполномоченным органом местного самоуправления заявления о постановке гражданина на учет основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно не является. Предусмотренная законом обязанности органом местного самоуправления не исполнялась более 12 лет.

При таких обстоятельствах постановление администрации г. Димитровграда Ульяновской области от *** года № *** нельзя  признать законным.

Поскольку в соответствии с положением  о Комитете  по управлению имуществом г. Димитровграда, утвержденным  решением Городской Думы             г. Димитровграда  от 31 октября 2018 года № 4/24,  комитет обеспечивает реализацию полномочий администрации города по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города; осуществляет ведение учета муниципального имущества; выступает стороной в сделках по приобретению в муниципальную собственность имущества и по отчуждению имущества, находящегося в муниципальной собственности по специальному поручению администрации города в виде отдельных постановлений администрации города, то обязанность  по предоставлению земельного участка  в общую долевую собственность бесплатно лежит  на муниципальном образовании «город Димитровград».

Согласно выписке из ЕГРН права иных лиц на земельный участок с кадастровым номером ***, который  был предложен административным  ответчиком  Сулеймановой Э.Ф., не зарегистрированы.

Учитывая изложенное,  принятое по делу следует отменить, принять по делу новое решение, которым  частично удовлетворить  административный  иск  Сулеймановой Э.Ф., действующей, в том числе, в интересах несовершеннолетней  ***.,  признав незаконным постановление администрации               г.  Димитровграда Ульяновской области от *** года № ***  «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в общую долевую собственность бесплатно», возложив на муниципальное образование «город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда  обязанность предоставить  земельный участок  с кадастровым номером *** в общую долевую собственность бесплатно Сулеймановой Э.Ф., Сулеймановой К.А., Сулеймановой И.А., Сулейманову Р.А. и *** В удовлетворении административного иска к администрации г. Димитровграда Ульяновской области, муниципальному образованию «Город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации г. Димитровграда  Ульяновской области о предоставлении земельного участка следует  отказать, поскольку  они не являются надлежащими административными ответчиками  в указанной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                  30 сентября 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 15 ноября 2024 года, отменить. Принять по делу новое решение.

Исковые требования Сулеймановой Энар Фатоевны к администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному образованию «Город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации города Димитровграда» Ульяновской области, муниципальному образованию «город Димитровград» Ульяновской области в лице комитета по управлению имуществом города  Димитровграда удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации города Димитровграда Ульяновской области от *** года № ***  «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в общую долевую собственность бесплатно».

Обязать  муниципальное образование «город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по управлению имуществом города Димитровграда предоставить  земельный участок  с кадастровым номером ***, общей площадью 1005 кв. м,  по адресу: ***, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства   в общую долевую собственность бесплатно Сулеймановой Энар Фатоевне, Сулеймановой Кристине Амирановне, Сулеймановой Изабелле Амирановне, Сулейманову Роберту Амирановичу, ***.  

В удовлетворении административного иска Сулеймановой Энар Фатоевны к администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному образованию «Город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации города Димитровграда Ульяновской области   о предоставлении земельного участка  отказать. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 февраля 2025 года.