Судебный акт
Спор о праве на участие в федеральной целевой программе
Документ от 10.02.2009, опубликован на сайте 02.03.2009 под номером 11740, 2-я гражданская, о признании неждающ.в улучшении жил.условий,обязании включить в состав участников подпрограммы"Обеспечение жильем молодых семей", без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2009 г.                                              Судья Нефедов О.Н.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

10 февраля 2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                 Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Г*** М.В. и Г*** О.А. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 декабря 2008 года, которым

отказано в удовлетворении исковых требований Г*** М*** В***, Г*** О*** А***, действующих в собственных интересах и в интересах несовершеннолетнего Г*** И*** М***, к мэрии г. Ульяновска о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязании включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Г*** М.В. и Г*** О.А., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Г*** И***, 2007 г.р., обратились в суд с иском к мэрии г. Ульяновска о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В обоснование заявленных требований указали, что решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от 24.04.2008 их семья не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в результате чего они лишились возможности получить субсидию на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Комиссия не признала их нуждающимися в улучшении жилищных условий по той причине, что однокомнатную квартиру по пр. А*** ***-*** в г. Ульяновске они приобрели на средства, полученные в кредит в Сбербанке РФ, до рождения сына. В связи с этим комиссия посчитала, что на момент приобретения квартиры их семья состояла из двух человек. Однако, поскольку ребенок родился спустя 15 дней после приобретения квартиры, он должен был быть учтен при подсчете общей площади занимаемых ими помещений.

Г*** М.В. зарегистрирован в трехкомнатной квартире по пр. А***, ***-***, где на него приходится 18,74 кв.м общей площади. Г*** О.А. зарегистрирована вместе с сыном в однокомнатной квартире по пр. А***, ***-***, где на них приходится 8,60 кв.м общей площади. Сумма общей площади занимаемых их семьей жилых помещений составляет 27,34 кв.м, т.е. по 9,11 кв.м на каждого. На основании решения Ульяновской Городской Думы № *** от 13.07.2005 они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого из них приходится менее 12 кв.м общей площади.

Просили признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий и возложить на мэрию г. Ульяновска обязанность включить их семью в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Г*** М.В. и Г*** О.А. не соглашаются с решением суда, просят его отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. При этом указывают, что при решении вопроса о нуждаемости их в улучшении жилищных условий суд должен был учитывать право на жилище их нерожденного ребенка. Это право закреплено Конституцией РФ и одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 Конвенцией о правах ребенка, согласно которой ребенок в виду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Выполняя свои родительские обязанности, они проявили должную заботу о неродившемся ребенке и за 15 дней до его рождения приобрели жилье, в котором он сможет нормально жить и развиваться.

В настоящее время отсутствуют правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно, отсутствует запрет на учет не- родившегося ребенка при решении вопроса о нуждаемости в улучшении жилищных условий. В правилах, действующих до 2006 года, беременность матери учитывалась. Поэтому факт получения кредита и покупки квартиры за 15 дней до рождения ребенка не может служить основанием для отказа в признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решение суда противоречит целям Областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей», которая нацелена на стимулирование рождаемости в условиях ухудшения демографической ситуации.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения Г*** О.А. и представителя мэрии г. Ульяновска К*** О.В., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы.

Основной целью входящей в нее подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, основной задачей подпрограммы – предоставление молодым семьям – участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 № 510, от 10.04.2008 № 257).

Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 № 510, от 10.04.2008 № 257).

Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 № 510, от 10.04.2008 № 257).

Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 979).

Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.

Статьей 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как видно из материалов дела, Г*** М.В. и Г*** О.А. состоят в зарегистрированном браке с 08.09.2001. От брака имеют сына И***, 19.10.2007 г.р.

04.10.2007 между Сбербанком РФ и Г*** М.В., Г*** О.А. был заключен кредитный договор, по которому они получили кредит в сумме 1 008 000 руб. на срок до 04.10.2027 для приобретения однокомнатной квартиры № *** дома *** по пр. А*** в г. Ульяновске.

В этот же день Г*** М.В. и Г*** О.А. приобрели указанную квартиру в общую долевую собственность на основании договора купли-продажи. Право собственности на квартиру зарегистрировано за ними в ЕГРП 09.10.2007.

Из материалов дела следует, что Г*** М.В. зарегистрирован в трехкомнатной квартире по пр. А***, ***-*** г. Ульяновска, принадлежащей на праве собственности его матери Г*** Н.И. на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от 30.05.2007. Общая площадь квартиры составляет 74,99 кв.м, на долю Г*** М.В. приходится 18,74 кв.м общей площади.

Г*** О.А. зарегистрирована в трехкомнатной коммунальной квартире по пр. А***, ***-*** г. Ульяновска общей площадью 60,46 кв.м, две комнаты в которой принадлежат на праве собственности ее отцу С*** А.Е. на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от 19.01.2007. Приходящаяся на Г*** О.А. доля в общей площади квартиры на момент получения кредита и приобретения квартиры составляла 11,48 кв.м.

Всего общая площадь занимаемых Г*** М.В. и Г*** О.А. жилых помещений на 04.10.2007 составляла 30,22 кв.м, на каждого из них приходилось по 15,11 кв.м.

Решением Ульяновской Городской Думы № *** от 13.07.2005 учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м общей площади на каждого члена семьи.

31.03.2008 Г*** М.В. и Г*** О.А. обратились в мэрию г. Ульяновска с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для последующего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Комиссия по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска 24.04.2008 отказала в признании Г*** М.В. и Г*** О.А. нуждающимися в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что на момент получения кредита 04.10.2007 они не нуждались в улучшении жилищных условий.

Разрешая заявленные истцами требования, суд пришел к правильному выводу, что поскольку ребенок истцов родился 19.10.2007 и на момент получения кредита и приобретения квартиры 04.10.2007 на каждого из истцов приходилось более 12 кв.м общей площади занимаемых ими жилых помещений, оснований для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и возложении на мэрию г. Ульяновска обязанности включить их семью в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы не имеется.

Доводы, приведенные истцами в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Исходя из содержания п.п. 5, 6, 15, 18 названных Правил для участия в подпрограмме молодая семья должна подтвердить нуждаемость в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.

Поскольку данное обстоятельство не было подтверждено истцами, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных ими требований.

Действующее в настоящее время жилищное законодательство не предусматривает учет беременности матери при решении вопроса о нуждаемости в получении жилых помещений по договору социального найма.

Ссылка в кассационной жалобе на Конституцию РФ и Конвенцию о правах ребенка (Резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от  20.11.1989) не может быть принята во внимание, поскольку принятое судом решение названным правовым актам не противоречит.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 декабря 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г*** М.В. и Г*** О.А. – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи