Дело № 3а-45/2025
73OS0000-01-2024-000400-40
Р Е
Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 февраля 2025
года
город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Трошиной П.И.
с участием прокурора Леонтьева А.И.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению
Давыдова Александра Юрьевича о признании недействующими
пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, пункта *** Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,
у с т а н о в и л :
29 ноября 2021 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ №
214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость,
на 2022 год» (далее также приказ
№ 214-пр).
25 ноября 2022 года
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан
приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая
стоимость, на 2023 год» (далее приказ № 264-пр).
Указанными приказами
определены Перечни объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество
определяется как кадастровая стоимость, на
2022, 2023 годы соответственно.
Перечни являются приложениями к приказам.
Давыдов
А.Ю. обратился в Ульяновский областной суд с административным иском к
Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о
признании недействующими пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 214-пр от 29 ноября 2021 года (т. 1 л.д. 15, 16), пункта *** Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года (т.
1 л.д. 17-18).
В
обоснование заявленных требований указал на то, что оспариваемыми пунктами в перечни на 2022, 2023 годы включено нежилое
здание, имеющее наименование «авторемонтное предприятие», с кадастровым номером
***, расположенное по адресу: ***.
Включение
объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** в перечни произведено
незаконно, поскольку данный объект не отвечает критериям, установленным статьей
378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ). Здание
расположено на земельном участке с
кадастровыми номерами *** с видом разрешенного использования «для строительства
авторемонтного предприятия». Ни вид разрешенного использования земельного
участка, ни назначение нежилого здания однозначно не свидетельствуют о
размещении в указанном здании объектов,
перечисленных в статье 378.2 НК РФ.
Мероприятий по
обследованию помещений принадлежащего ему нежилого здания с целью определения
вида его фактического использования и включения
в перечни на 2022, 2023 годы не
проводилось, соответственно, здание не подлежало включению в указанные перечни
по фактическому использованию.
В
судебном заседании представитель административного истца Демина С.М. заявленные требования
поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно
указала, что Давыдов А.Ю., являясь
индивидуальным предпринимателем, в спорном нежилом здании с февраля 2022 года осуществляет деятельность
по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта. Данное здание не является объектом бытового обслуживания,
поскольку в нем производится ремонт и техническое обслуживание не только
граждан, но и юридических лиц. Административным ответчиком спорное здание не
обследовалось на предмет его фактического использования перед утверждением перечней на 2022 и 2023
год, соответственно, им не определялось, какая площадь здания использовалась для оказания услуг по
ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта граждан.
Представитель
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Анашкин
А.В. в судебном заседании просил
отказать в удовлетворении административного иска, указывая на то, что более 20
% площади спорного объекта недвижимости использовалось и используется как объект бытового обслуживания, поскольку
производится ремонт и техническое обслуживание автомобилей, в том числе и
физических лиц.
Заслушав пояснения
участников процесса, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим
удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее
также КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного
правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в
отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами
отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они
полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные
интересы.
Согласно пункту «и»
части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление
общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы
и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным
законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным
в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2
и 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации).
В силу положений подпункта 33
пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №
184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к
полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по
предметам совместного ведения относится решение вопросов установления,
изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно положениям
пункта 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №
414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской
Федерации», вступившим в силу с 1 января 2023 года, к полномочиям органов
государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым
данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской
Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены
региональных налогов, определения элементов налогообложения по федеральным
налогам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Правительство Ульяновской
области является постоянно действующим исполнительным органом государственной
власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области
реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме
постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21
августа 2019 года) утверждено Положение
о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п.
1.1 указанного Положения Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство)
является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в
сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности
строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный
государственный контроль (надзор) в области долевого строительства
многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно подпункту
«а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа
очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на
этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1
и 2 пункта 1
статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее
- перечень).
Во исполнение
вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ 214-пр от 29 ноября 2021
года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на
территории Ульяновской области, на 2022 год.
Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, №
публикации 7301202111290005.
Пунктом *** приказа № 214-пр в перечень на 2022 год включено
нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П утверждено
Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области.
В соответствии с п.
1.1 указанного Положения Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также -
Министерство) является исполнительным органом государственной власти
Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия
собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными
участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области,
управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных
законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области
государственное управление в сферах градостроительной деятельности.
Согласно пункту 33 раздела 2.2 Положения
Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на
имущество организаций:
а) определяет на этот налоговый период
перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1
и 2 пункта 1
статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее
- перечень);
б) направляет перечень в электронной форме в
Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области;
в) размещает перечень на официальном сайте
Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской
области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во исполнение
вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 264-пр от 25 ноября 2022
года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на
территории Ульяновской области, на 2023 год.
Приказ № 264-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, №
публикации 7301202211300001 (л.д.229 т.1).
Пунктом
*** приказа № 264-пр в перечень на 2023 год включено нежилое здание с кадастровым номером ***.
Учитывая
вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что
оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными
органами Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с
соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной
федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти
органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры
официального опубликования.
Определяя
правомерность включения объекта недвижимого имущества в перечни, суд приходит к следующему.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая
база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их
кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в
соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Согласно п.п.1 п. 1
ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей,
установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в
отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом
налогообложения:
1)
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное
использование или наименование которых в соответствии со сведениями,
содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами
технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает
размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового
обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых
объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
В соответствии с п.
3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее
нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному
или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих
условий:
1) здание (строение,
сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного
использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового,
административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение,
сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях
делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового,
административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное
использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов
общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями,
содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами
технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает
размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные
приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование,
парковки);
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) в целях делового,
административного или коммерческого назначения признается использование не
менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей
офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты
для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п.
4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее
нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному
или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих
условий:
1) здание (строение,
сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного
использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение,
сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания. При этом:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование
помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания
(строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином
государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим использованием
здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается
использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
Согласно п. 4.1 ст.
378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в
котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается
одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр
(комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для
использования или фактически используется одновременно как в целях делового,
административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
В целях настоящего
пункта:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в
целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или
наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого
здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в
Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов
и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные
помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки),
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового,
административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого
здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной
инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для
проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Ульяновской
области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на
территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории
Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены
особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов
недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30
Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также
предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования
налогоплательщиками.
На момент издания
оспариваемых приказов пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что
налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества
определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров
(комплексов) и помещений в них (в ред. Закона
Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).
Согласно статье 1
Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала
применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы
по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов
налогообложения» единой датой
начала применения на территории Ульяновской области порядка определения
налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой
стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.
В соответствии с
пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений,
сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида
фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений,
устанавливаемым с учетом положений пунктов 3,
4,
5
настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок
определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество
организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3
указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического
использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на
основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости,
документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных
органов государственной власти Ульяновской области, органов местного
самоуправления муниципальных образования Ульяновской области и собственников объектов недвижимости,
сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных
источников информации.
По результатам сбора
и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об
определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.
В случае
недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для
определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и
помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).
При проведении
обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по
месту их нахождения (п. 1.5).
В ходе судебного
разбирательства установлено, что Давыдов А.Ю. в период с 25 июня 2018 года
по 4 декабря 2024 года являлся
собственником объекта недвижимого имущества – нежилого здания с
кадастровым номером ***, площадью 534,6 кв.м, расположенного по адресу:
Ульяновская область, *** (на земельном участке по ***) (т. 1 л.д. 42-47, л.д.
237-245).
Назначение указанного здания – нежилое здание
Его наименование –
авторемонтное предприятие.
Данный объект
недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 11 269 кв.м, имеющем вид
разрешенного использования – для строительства авторемонтного предприятия (т. 1
л.д.48-54).
Однако вышеуказанные
наименование и назначение здания с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования
земельного участка с кадастровым номером *** однозначно не указывают на
использование здания как в целях делового, административного или коммерческого
назначения, так и в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
Таким образом,
принадлежавшее административному истцу нежилое здание могло быть включено в
перечни при условии установления
уполномоченным органом того, что
назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью
не менее 20 процентов общей площади принадлежащего административному истцу
объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином
государственном реестре недвижимости (далее также ЕГРН), или документами
технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, либо по виду
фактического использования предусматривает размещение офисов и сопутствующей
офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты
для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов,
объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
Согласно выписке из
ЕГРН, объект недвижимого имущества с
кадастровым номером *** был поставлен на кадастровый учет *** года.
Представителем
административного истца представлен план недвижимого имущества (технический
паспорт с описанием) по состоянию на 30 июня
2016 года, составленный *** (т.1 л.д.109-114) на объект по обслуживанию
автомобилей (автомойка).
Данный технический
паспорт объекта недвижимости, составленный по состоянию 30 июня 2016 года, не
может быть принят во внимание как
документ технического учета (инвентаризации), поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47
Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»
с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового
учета объектов недвижимости проведение
технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов
недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и согласно пункту
7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О
государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной
регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт
обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в
установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном
федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате
выполнения комплексных кадастровых работ.
Основанием для
постановки на учет и регистрации права собственности на указанный объект
являлись подготовленный кадастровым инженером *** года технический план здания
и документы, использованные при подготовке технического плана, (т. 1 л.д.55-84)
в том числе проектная документация ***, разрешение на строительство, документы, содержащие описание объекта –
планы ***, выписки из ЕГРН об объекте недвижимости.
Согласно
техническому плану здание имеет
назначение – нежилое, наименование – авторемонтное предприятие, площадью 534,6
кв.м, год завершения строительства – 2018 год.
Проектной
документацией на авторемонтное предприятие (реконструкция объекта
незавершенного строительства – автомойка и СТО) (том 1 раздел 1.
Пояснительная записка 050-2017-ПЗ, том
3 раздел 3 Архитектурные решения 050-2017-АР)
(т. 1 л.д. 69-70) предусмотрено, что авторемонтное предприятие – 2 поста мойки
и мелкий ремонт легковых автомобилей, принадлежащих населению, сопутствующие
подсобные и офисные помещения.
Согласно планам
этажей на первой этаже предусмотрено размещение 2-х постов мойки, ремонтного
бокса с тремя въездами, шиномонтажа, санитарного узла, подсобного помещения и
лестничной клетки, на втором этаже
предусмотрено размещение подсобного помещения (т. 1 л.д. 78-79).
Вышеуказанное наименование
объекта недвижимого имущества и помещений в нем не могут являться безусловным
основанием для включения указанного нежилого здания в перечни объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, поскольку не указывает на фактическое использование
здания для размещения объектов бытового обслуживания.
Таким образом,
принадлежащее административному истцу на праве собственности здание могло быть
включено в перечни при условии, что
фактическое использование помещений общей площадью не менее 20 процентов от
общей площади этого здания предусматривает размещение объектов бытового
обслуживания.
Фактическое
обследование нежилых помещений
административного истца уполномоченным органом государственной власти
Ульяновской области до утверждения оспариваемых в части перечней объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2022-2023 годы не проводилось.
Согласно
выписке из ЕГРИП в отношении Давыдова А.Ю., он
является индивидуальным предпринимателем с 9 февраля 2001 года, при этом
основным видом его деятельности является техническое облуживание и ремонт
автотранспортных средств.
Из исследованных судом доказательств, в том
числе и пояснений представителя административного истца Динулловой Н.И.
следует, что Давыдов А.Ю. начал осуществлять предпринимательскую деятельность
по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в нежилом здании с
кадастровым номером *** с февраля 2022 года.
Так,
из выданного ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска Давыдову А.Ю. патента на право применения патентной системы
налогообложения (форма № 26.5-П) (т. 1 л.д. 213-214) следует, что он выдан в отношении осуществляемых видов
предпринимательской деятельности: ремонт, техническое обслуживание
автотранспортных и мототранспортных средств, мотоциклов, машин и оборудования,
мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг,
на период с 19 февраля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
Согласно
ответу на запрос суда УФНС России по Ульяновской области по адресу: *** за налогоплательщиком Давыдовым А.Ю.
зарегистрирована контрольно-кассовая техника с 18 февраля 2022 года по
настоящее время.
Из
книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную
систему налогообложения, за 2022 год (т. 2 л.д. 12-13), в которой
приведены доходы от операций по техническому обслуживанию и ремонту автомашин с указанием
дат и номеров первичных документов, усматривается, что доходы начали поступать
Давыдову А.Ю. с 23 февраля 2022 года.
Доказательств,
опровергающих утверждения представителя административного истца Динулловой Н.И. о начале осуществления Давыдовым А.Ю. вышеуказанной предпринимательской
деятельности с февраля 2022 года, суду не представлено. В 2022 году
обследования нежилого здания с кадастровым номером *** с целью определения его
фактического использования
административным ответчиком не проводилось.
В силу
вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что на момент утверждения
Министерством перечня на 2022 год, ИП Давыдовом А.Ю. фактически не
использовалось в предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию и
ремонту автотранспортных средств нежилое здание с кадастровым номером ***.
При таких
обстоятельствах требование Давыдова А.Ю. о признании недействующим со дня принятия пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с
которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан
недействующим в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что
административный истец является плательщиком налога на имущество за 2022 год и
оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на год, на
который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказа с момента
вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав
и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3
КАС РФ.
Следовательно,
оспариваемый административным истцом пункт нормативного правового акта следует
признать недействующим с момента его принятия.
Из положений части 3
статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает
вопросы о распределении судебных расходов.
Положения КАС РФ, в том числе глава 21,
не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых
актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых
актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10
КАС РФ.
В силу части 1
статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной
пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как предусмотрено частью 1
статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда,
суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 107
и частью 3
статьи 109 настоящего Кодекса.
Поскольку требование административного
истца об оспаривании пункта *** перечня
на 2022 год подлежит удовлетворению, суд считает необходимым взыскать с
административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в пользу
Давыдова А.Ю. в размере 4 000 руб.
Как следует из
пояснений представителя административного истца Динулловой Н.И., в 2023 году
Давыдов А.Ю. в нежилом здании с кадастровым номером *** осуществлял деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных
средств.
Указанные
обстоятельства объективно подтверждаются исследованными в судебном заседании
доказательствами.
Так,
из выданного ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска Давыдову А.Ю. патента на право применения патентной системы
налогообложения (форма № 26.5-П) (т. 1 л.д.217-218) следует, что он выдан
Давыдову А.Ю. в отношении осуществляемых
им видов предпринимательской деятельности: ремонт, техническое обслуживание
автотранспортных и мототранспортных средств, мотоциклов, машин и оборудования,
мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг,
на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2022 года.
Представленная
книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную
систему налогообложения, за 2023 год (т. 2 л.д. 14-15) подтверждает
осуществление Давыдовым А.Ю.
деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и
поступление от данной деятельности доходов в течение 2023 года.
Как следует из
материалов дела, по заявлению Давыдова А.Ю. об определении вида
фактического использования объекта
недвижимого имущества от 26 сентября 2023 года (т. 2 л.д. 8) должностными
лицами департамента земельных отношений и реестра Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области
*** и ОГБУ «БТИГКО» *** *** года было
обследовано в присутствии Давыдова А.Ю. нежилое здание авторемонтного предприятия с кадастровым
номером ***, составлен акт обследования
(т.1 л.д.203-209).
Из
содержания указанного акта следует, что при обследовании нежилого здания
установлено, что фактическая площадь объекта, используемая для размещения
объектов бытового обслуживания (мойки, СТО) составляет 210,1 кв.м., что
составляет 39,3 % от общей площади объекта.
Из
приложенных к акту обследования фотоматериалов усматривается, что на фасаде
здания имеется наименование крупными буквами – «СТО Ресурс»; расположены 5
отдельных въездов, над которыми имеются следующие наименования: «мойка» (2
указателя), «сход-развал», «СТО
шиномонтаж», «СТО»; на первом этаже
расположены два самостоятельным помещения автомоек и единое помещение для
ремонта и технического обслуживания с
тремя въездами; в помещении для ремонта и технического обслуживания ремонтируются два легковых автомобиля, в
одном помещении мойки находится легковой автомобиль.
На
основании указанных акта обследования, фотоматериалов комиссией по
рассмотрению вопросов определения вида
фактического использования зданий (строений), сооружений) и помещений, в
отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций
определяется как их кадастровая стоимость, *** года было принято решение (протокол № ***) (т. 2 л.д.10) о том, что
объект недвижимого имущества с кадастровым номером *** соответствует критериям,
установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку
площадь помещений бытового обслуживания (автомойки, СТО) – 210,1 кв.м
составляет 39,3 % от общей площади рассматриваемого объекта.
Согласно
плану 1 этажа нежилого здания, находящегося
в составе реестрового дела, площади помещений, в которых на 2023 год находились
автомойки и СТО, литера 1 составляет
94,7 кв.м., литера 2 – 133,2 кв.м (т.1 л.д.174),
Из
пояснений представителя административного истца следует, что со слов Давыдова А.Ю. ей известно, что все имеющееся в нежилом здании с кадастровым
номером *** оборудование, необходимое для ремонта, технического обслуживания,
мойки автотранспортных средств, было установлено в 2022 году и ранее, то
есть имелось на 2023 год, использовалось
административным истцом, что объективно подтверждается фотоматериалами,
приложенными к акту обследования от *** года.
Допрошенный
в качестве свидетеля ***,
главный консультант департамента земельных отношений Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области, показал, что он обследовал в ноябре 2023 года нежилое здание с кадастровым номером ***
с целью определения его фактического использования. Было установлено, что на здании имеются вывески о нахождении в нем автомоек и СТО, на
первом этаже здания имеются три помещения, два из которых предназначены для
мойки автомобилей, а одно - для СТО, площадь которых составляла 39,3% от
общей площади здания. В данных помещениях фактически функционировала станция
технического обслуживания и автомойка, так как на момент осмотра в помещении
автомойки и СТО находились автомобили. Кроме того, то обстоятельство, что
автомойка работала, подтверждалось наличием вывески о том, что для сотрудников
АО «Авиастар» действует скидки 15%. Им Давыдову А.Ю. предлагалось представить любые документы, подтверждающие,
что объект не соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ, однако таковых
представлено не было. Давыдовым А.Ю. не заявлялось, что объект используется для
технического обслуживания транспортных средств, принадлежащих только юридическим лицам.
Представителем
административного истца Динулловой Н.И. в ходе судебного разбирательства
неоднократно указывалось на то, что Давыдовым А.Ю. оказывались услуги по
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств как юридическим,
так и физическим лицам.
Суду
были представлены часть актов выполненных работ
к договорам за 2022, 2023 год, заказчиками по которым являются
юридические лица (т. 1 л.д. 115-125). На запрос суда о представлении
аналогичных актов выполненных работ к
договорам за 2022, 2023 год, заключенным с физическими лицами, документы
представлены не были со ссылкой на пояснения Давыдова А.Ю. о том, что они не
сохранились.
На
основании вышеизложенного, суд к площади, предназначенной для размещения
объектов бытового, обслуживания, относит с учетом фактического использования
площади 2 помещений моек и помещения СТО, которые составляют 210,1 кв.м.
согласно акту обследования от *** года.
При
этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Исходя из системного толкования положений параграфа 2
главы 37, главы 39
Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил
бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025,
правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом,
осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг,
предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина,
не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем
третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года
№ 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение
заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий
товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не
связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с ГОСТ Р
57137-2016 «Бытовое обслуживание населения. Термины и определения»,
утвержденного и введенного в действие
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
11 октября 2016 года № 1356-ст, под предприятием (организацией) бытового
обслуживания понимается исполнитель бытовых услуг совместно с имущественным
комплексом, используемым им для оказания бытовых услуг, под бытовым
обслуживанием населения - отрасль экономики, состоящая из предприятий различных
организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей,
занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ), под бытовой услугой -
услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности
индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов, то есть потребности,
связанной с проведением ремонтных и профилактических услуг и работ, услуг и
работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам,
услуг и работ, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием
индивидуального образа человека, а также удовлетворением иных потребностей,
возникающих в бытовой среде обитания человека.
На территории Российской Федерации
предприятия, занимающиеся оказанием бытовых услуг (выполнением работ),
функционируют в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации, Законом
Российской Федерации "О защите прав потребителей", Правилами
бытового обслуживания населения в Российской Федерации, общероссийскими
классификаторами технико-экономической и социальной информации и документами
национальной системы стандартизации.
Приказом
Минпромторга России от 10 мая 2016 года № 1471 утверждена Собирательная
классификационная группировки видов экономической деятельности «Бытовые услуги»
и к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК
029-2014, которой предусмотрены, в том числе, следующие виды деятельности:
техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (код по ОКВЭД2
45.20), техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких
грузовых автотранспортных средств (код по ОКВЭД2 45.20.1), мойка
автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг (код
по ОКВЭД2 45.20.3).
Согласно ГОСТу Р
57137-2016 «Бытовой обслуживание населения. Термины и определения»,
утвержденному приказом Росстандарта от 11 октября 2016 года № 1356-ст, бытовое
обслуживание населения – это отрасль экономики, состоящая из предприятий
различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных
предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ). При
этом бытовая услуга определяется как услуга, связанная с удовлетворением
конкретной бытовой потребности индивидуального клиента или группы клиентов.
Потребителями бытовых услуг (клиентами) могут быть физические лица и
юридические лица (в отношении некоторых бытовых услуг). При предоставлении
одинаковых бытовых услуг и получении сопоставимого экономического результата
налогоплательщики не должны быть поставлены в зависимость от субъектного
состава потребителя таких услуг. Иное толкование понятия «бытовая услуга»
повлекло бы нарушение принципов равенства и экономического основания налога.
Из изложенного следует, что услуги по
автомойке, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средства относятся к
бытовым услугам, которые оказываются как физическим, так и юридическим лицам.
Как
было указано выше, представителем административного истца Динулловой Н.И.
подтверждалось то обстоятельство, что в нежилом здании с кадастровым номером ***
оказывались в 2023 году услуги по ремонту, техническому обслуживанию и
мойке транспортных средств, как населению, так и юридическим лицам. Оказание
данных услуг гражданам и юридическим
лицам является основанием к отнесению
вышеуказанных помещений автомойки, СТО, общей площадью 210,1 кв.м, к
объектам бытового обслуживания.
В силу изложенного ссылки представителя
административного истца на то обстоятельство, что, поскольку административным
истцом оказывались услуги по ремонту и техническому обслуживанию
автотранспортных средств не только физическим лицам, но и юридическим лицам,
следовательно, данный объект нельзя отнести к объектам бытового обслуживания
являются несостоятельными.
С учетом вышеуказанного также не могут быть
признаны влияющими на разрешение спора по существу доводы представителя административного
истца Диннуловой Н.И. о том, что на
момент утверждения перечней на 2022 и 2023 годы Министерством не было
определено, какая площадь помещений автомойки и СТО использовалась для оказания
услуг юридическим лицам, а какая площадь этих помещений использовалась для
оказания услуг гражданам. Более того, из
ответов указанного представителя, данных на вопросы суда, следует, что никакого разграничения площадей
помещений по субъектному составу потребителей при оказании услуг Давыдовым А.Ю. не было.
Таким образом, общую площадь здания занимают,
в том числе и помещения, предназначенные для размещения объектов бытового
обслуживания, площадь которых составляет 39,3 %, то есть более 20% от общей
площади здания, следовательно, данное здание обладает признаками торгового
центра, который является объектом
налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой
стоимости.
Таким образом, суд
считает, что здание с кадастровым
номером *** правомерно включено в Перечень
объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023
год, поскольку оно в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2
Налогового кодекса Российской Федерации.
Нормативных правовых
актов, имеющих большую юридическую силу, которым бы не соответствовал перечень в оспариваемой части, не имеется.
Поскольку оспариваемый в части нормативный
правовой акт
соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в
соответствии с пунктом 2
части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в
удовлетворении заявленного требования о признании недействующим со дня принятия
пункта 9770 Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года, а
также о взыскании уплаченных Давыдовым А.Ю. при подаче иска судебных расходов по
уплате государственной пошлины в размере 4000 руб. отказать.
На основании пункта 2
части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит
опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную
силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».
Руководствуясь статьями 175-180,
215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Давыдова
Александра Юрьевича о признании
недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.
Взыскать с Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Давыдова Александра Юрьевича в возмещение расходов по уплате государственной
пошлины 4000 руб.
В удовлетворении административного
искового заявления Давыдова
Александра Юрьевича о признании недействующим со дня принятия пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023
год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года, взыскании судебных
расходов по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб. отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения
подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную
силу в газете «Ульяновская правда».
Решение может быть обжаловано в апелляционном
порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова
Мотивированное решение суда составлено 21
февраля 2025 года.