УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Леонтьева
И.А.
дело №7-39/2025
73RS0002-01-2024-006937-86
Р Е Ш Е Н И Е
город Ульяновск
6 февраля 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города Ульяновска
Болониной Ольги Александровны на постановление заместителя начальника отделения
– заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП
России от 8 октября 2024 года и решение судьи Засвияжского районного
суда города Ульяновска от 10 декабря 2024 года, вынесенные по делу по ч.2
ст.17.15 КоАП РФ, в отношении администрации города Ульяновска
(дело №12-878/2024),
установил:
постановлением
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП
по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 08.10.2024 администрации г.Ульяновска назначено
административное наказание в виде административного штрафа в размере
50 000 рублей по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
Решением судьи
Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 10.12.2024 указанное постановление
оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации г.Ульяновска
Болонина О.А. не соглашается с вынесенными постановлением и решением суда,
полагает их подлежащими отмене, производство по делу прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что администрация г.Ульяновска не устраняется от исполнения решения
суда, исполнить которое в полном объеме без соблюдения всех процедур,
предписанных нормами действующего законодательства, не представляется
возможным.
Обращает внимание
суда, что предыдущей судебной инстанцией оставлено без внимания, что из
постановления не следует, на основании совершения какого именно исполнительного
действия, какого нормативного правового акта и каким образом установлено, что
именно администрация г.Ульяновска является лицом, ответственным за исполнение
судебных решений, имелась ли объективная возможность их исполнения, предприняты
ли все необходимые меры для исполнения судебного акта.
Просит учесть, что
постановление о назначении нового срока для исполнения исполнительного
документа вынесено в апреле 2024 года, то есть когда уже были определены
расходы бюджета на 2024 год, в связи с чем администрация г.Ульяновска полагает,
что вывод об умышленном непринятии мер к исполнению требований исполнительного
документа является преждевременным.
Ссылаясь на правовую
позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также на отсутствие
надлежащего финансирования полагает, что
исполнить решение суда в сроки, установленные судебным
приставом-исполнителем, не представляется возможным, в связи с чем дело
подлежит прекращению по основаниям, указанным в ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Обращает внимание
суда, что автомобильный путепровод по ул.Кирова через железную дорогу был
построен в 1956 году из элементов правобережного подхода через реку Волга и
длительное время находился в ведении Куйбышевской железной дороги. На баланс
муниципального образования «город Ульяновск» данный путепровод был передан в
текущем состоянии.
Автомобильный путепровод
по ул.Кирова имеет две раздельные проезжие части для движения автотранспорта и
трамвая.
26.05.2020 МБУ
«Стройзаказчик» по результатам аукциона заключил контракт на разработку
проектно-сметной документации по реконструкции путепровода в створе ул.Кирова в
Железнодорожном районе г.Ульяновска с ЗАО «Институт Гипротрансмост – Ульяновск»
на сумму 12 780 024 руб. 06 коп. со сроком выполнения до 10.02.2021.
Реконструкция
путепровода в створе ул.Кирова в Железнодорожном районе г.Ульяновска будет
проведена, после того как будет окончена реконструкция моста на ул.Минаева в
2025 году. Одновременно с реконструкцией моста по ул.Минаева проводить работы
по реконструкции автомобильного путепровода по ул.Кирова невозможно, так как
это вызовет автомобильные пробки, перекроет проезд для жителей Засвияжского
района через Железнодорожный район.
Одномоментное
проведение ремонтных работ на улично-дорожной сети муниципального образования
«г.Ульяновск» невозможно.
Исходя из
изложенного в связи с отсутствием финансовых средств, исполнить вышеуказанное
решение суда в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем, не
представилось возможным.
Администрация
г.Ульяновска обращалась за выделением финансирования к губернатору Ульяновской
области и председателю Ульяновской Городской Думы, однако в выделении денежных
средств было отказано.
На исполнение
судебных решений и исполнительных производств необходимо бюджетных ассигнований
на общую сумму более 5 миллиардов рублей.
Решением Ульяновской
Городской Думы от 06.12.2023 №187 «Об утверждении бюджета муниципального
образования «город Ульяновск» на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов»
утвержден бюджет муниципального образования «город Ульяновск», который является
дефицитным.
Отмечает, что
администрация г.Ульяновска не вправе производить перераспределение финансовых
средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение.
Полагает, что в
действиях администрации г.Ульяновска отсутствует состав административного
правонарушения и правовые основания для привлечения к административной
ответственности.
Подробно позиция
защитника администрации г.Ульяновска Болониной О.А. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы жалобы и материалы дела в
соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что
вмененное администрации г.Ульяновска деяние правильно квалифицировано по ч.2
ст.17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение должником
содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в
срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения
административного штрафа.
Из материалов дела
усматривается, что вступившим в законную силу 17.10.2017 решением Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 06.07.2017 на администрацию г.Ульяновска
возложена обязанность устранить нарушения при содержании объекта «Путепровод
ул.Кирова (автомобильный) через железнодорожные пути»: язвенную коррозию
металлоконструкций арочного пролетного строения, коррозионное разрушение до 90%
заклепок в верхнем поясе балок проезжей части; разрушение бетонной кладки опор;
коррозию со сквозными отверстиями листов настила проезжей части; коррозию и
разрушение узлов прикрепления к пролетному строению кронштейнов, на которых
проложены кабельные коммуникации; коррозию перильного ограждения пешеходного
тротуара на мосту, разрушение узлов крепления стоек перильного ограждения к
пролетному строению, наклон перильного ограждения в наружную сторону;
выпучивание каменной кладки в верхней части опоры №2 (л.д.10-11).
27.12.2017
возбуждено исполнительное производство, должнику установлен пятидневный срок
для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д.12).
В установленный для
добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.
19.01.2018 в
отношении администрации г.Ульяновска в рамках исполнительного производства
вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д.14).
Постановлением врио
начальника МОСП по исполнению ОИП УФССП России по Ульяновской области от
25.12.2023 администрация г.Ульяновска привлечена к ответственности за
совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП
РФ. Указанное постановление вступило в законную силу 11.04.2024 (л.д.19-20,
23-28).
05.04.2024 судебным
приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России вынесено
постановление о назначении нового срока исполнения судебного решения до
23.08.2024 (л.д.22).
29.08.2024 составлен
акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное
требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до
23.08.2024 администрацией г.Ульяновска не исполнено (л.д.34).
По факту
неисполнения требований исполнительного документа 23.09.2024 судебным
приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России в отношении
администрации г.Ульяновска составлен протокол об административном
правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ (л.д.31).
Как указано выше,
постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего
судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 08.10.2024
администрация г.Ульяновска привлечена к административной ответственности по ч.2
ст.17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде
административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 10.12.2024 указанное постановление
оставлено без изменения.
С учетом длительного
непринятия должником необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда,
судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что администрация
г.Ульяновска обоснованно привлечена к административной ответственности по ч.2
ст.17.15 КоАП РФ за то, что, являясь должником по исполнительному производству,
не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования
неимущественного характера в срок до 23.08.2024, после наложения
административного штрафа.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в
соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам жалобы
судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу
обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального
права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доказательств
фактического совершения должником действий, направленных на исполнение
содержащихся в исполнительном документе по настоящему делу требований суда в
срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.
К уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения администрацией г.Ульяновска решения суда, в материалах дела не
имеется.
Доводы жалобы об
отсутствии финансирования и наличии оснований для применения положений ч.4
ст.24.5 КоАП РФ не влекут освобождение администрации г.Ульяновска от
административной ответственности, поскольку администрация г.Ульяновска является
участником бюджетного процесса, обладает необходимыми организационно-властными
полномочиями и не была лишена возможности принять все необходимые и достаточные
меры к исполнению решения суда в установленные сроки.
Более того,
администрация г.Ульяновска является должником по исполнительному производству,
в обязанности которого, исходя из положений законодательства об исполнительном
производстве, входит исполнение решения суда, указанного судебным приставом в
соответствующем требовании.
Доводы жалобы о том,
что требования исполнительного документа невозможно исполнить до окончания
реконструкции моста на ул.Минаева в 2025 году, поскольку это вызовет
автомобильные пробки для жителей Засвияжского района через Железнодорожный
район, достоверными доказательствами не подтверждены.
Кроме того, должник
в установленном порядке не обращался с заявлением о предоставлении отсрочки
исполнения решения суда или приостановления исполнительного производства.
При этом
исполнительное производство об исполнении требований исполнительного документа
было возбуждено 27.12.2017 (л.д.12).
Иные доводы жалобы
направлены на переоценку выводов судьи районного суда, не опровергают
установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по
делу судебного решения.
При назначении
наказания требования ст.4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в соответствии
с санкцией ч.2 ст.17.15 КоАП РФ в минимальном размере.
Вместе с тем имеются
основания для изменения указанных выше актов.
В
описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения
– заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП
России от 08.10.2024 указано, что в отношении администрации г.Ульяновска
составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч.2 ст.17.15 КоАП РФ. При
этом ошибочно указано, что протокол об административном правонарушении
составлен за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе
требований неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора (абз.2 стр.1
постановления, л.д.33).
Описанная диспозиция
ч.1 ст.17.15 КоАП РФ не имеет отношения к настоящему делу, поскольку
администрация г.Ульяновска привлечена к административной ответственности по ч.2
ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе
требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным
приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В связи с изложенным
из описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области
ГМУ ФССП России от 08.10.2024 подлежит исключению указание на то, что в
отношении администрации г.Ульяновска составлен протокол об административном
правонарушении за неисполнение должником содержащихся в исполнительном
документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора.
Кроме того, в
описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения
– заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП
России от 08.10.2024 ошибочно указано, что постановление от 25.12.2023 №***,
вынесено зам. начальника МОСП по исполнению особых производств УФССП России по
Ульяновской области и вступило в законную силу 13.04.202, вместо верного
указания на постановление от 25.12.2023 № ***, которое вынесено врио начальника
МОСП по исполнению особых производств УФССП России по Ульяновской области и
вступило в законную силу 11.04.2024 (абзац 5 страницы 1 постановления, л.д.33).
Учитывая, что
решением судьи районного суда постановление должностного лица административного
органа в указанной части оставлено без изменения, решение вместе с
постановлением также подлежит изменению.
В рассматриваемом
случае указанные изменения отвечают требованиям п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
поскольку не влекут ухудшение положения лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении, существа состоявшихся
по делу актов не изменяют, что согласуется с правовой позицией,
сформулированной в постановлении
Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2022 №58-АД22-3-К9.
Руководствуясь
ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего
судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от
8 октября 2024 года и решение судьи Засвияжского районного суда
города Ульяновска от 10 декабря 2024 года, вынесенные по делу по ч.2 ст.17.15
КоАП РФ, в отношении администрации города Ульяновска, изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по
Ульяновской области ГМУ ФССП России от 8 октября 2024 года указание
на то, что в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об
административном правонарушении за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения исполнительского
сбора.
В
описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения
– заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП
России от 8 октября 2024 года верно указать, что постановление от 25
декабря 2023 года имеет номер № ***, вынесено врио начальника МОСП по
исполнению особых производств УФССП России по Ульяновской области и вступило в
законную силу 11 апреля 2024 года.
В остальной части постановление заместителя начальника отделения –
заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП
России от 8 октября 2024 года и решение судьи Засвияжского районного суда
города Ульяновска от 10 декабря 2024 года, вынесенные по делу по ч.2 ст.17.15
КоАП РФ, в отношении администрации города Ульяновска, оставить без изменения,
жалобу защитника администрации города Ульяновска Болониной Ольги Александровны
– без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть
обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Д.А. Логинов