Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 11.02.2025, опубликован на сайте 27.02.2025 под номером 117356, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить индивидуальными средствами реабилитации, взыскании компенсаии морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-006079-94

Судья Киреева Р.Р.                                                                            Дело № 33-775/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              11 февраля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 октября 2024 года по гражданскому делу № 2-4355/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Майнского района Ульяновской области в интересах несовершеннолетнего *** к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить средствами технической реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить *** техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** от 09.04.2024: *** - 2 шт., «*** - 1 шт.; *** -  1 шт.;

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу несовершеннолетнего *** в лице законного представителя Комоловой Веры Юрьевны в счет компенсации морального вреда 9000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований о возложении обязанности обеспечить средствами технической реабилитации отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего *** к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что *** является ***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации – *** в количестве 1 штуки, *** в количестве 2 штук, *** в количестве 1 штуки.

Заявление на получение технических средств реабилитации направлено 15.04.2024, однако до настоящего времени ребенок техническими средствами реабилитации не обеспечен.

С учетом изложенного прокурор просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области обеспечить *** указанными техническими средствами реабилитации, взыскать с ответчика в пользу *** компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. 

В обоснование доводов жалобы указано, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными органами фонда по месту жительства заявителя на основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе. Выдача направления на получение технических средств реабилитации осуществляется только после конкурсного отбора организации и заключения территориальным отделением Фонда государственного контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.

По заявлению от 15.04.2024 *** было сформировано направление от 13.06.2023 на изготовление *** в количестве 2 штук со сроком действия до 06.09.2024. На дату подачи заявления сформировать *** направление на изготовление *** не представилось возможным по причине отсутствия действующего государственного контракта. Для обеспечения *** 26.12.2023, 08.02.2024 в единой информационной системе в сфере закупок  ОСФР по Ульяновской области размещались запросы ценовой информации. По запросам ценовой информации от 18.04.2024 поступали ценовые предложения, сформирована начальная максимальная цена контракта, по итогам конкурентной процедуры от 29.05.2024 заключен государственный контракт от 11.06.2024 на выполнение работ по изготовлению ***. После поставки товара в регион и проведения выборочной проверки поступающего товара стало возможным сформировать направление на изготовление ***.

Также в жалобе отмечено, что *** не обеспечен *** по причине отсутствия на дату подачи заявления свободных единиц в действующих государственных контрактах. Для обеспечения ***  28.06.2024 в единой информационной системе в сфере закупок ОСФР по Ульяновской области размещался запрос ценовой информации, на который поступили ценовые предложения, сформирована начальная максимальная цена контракта. Затем размещена в единой информационной системе конкурентная процедура от 02.08.2024, по результатам которой заключен государственный контракт от 27.08.2024 № ***. В рамках исполнения данного государственного контракта после поставки товара на территорию региона и проведения выборочной проверки поставленного товара появилась возможность сформировать *** направление от 12.09.2024 со сроком действия до 21.10.2024. После принятия решения судом первой инстанции в ОСФР по Ульяновской области поступил подтверждающий документ о том, что *** обеспечен *** 16.09.2024.

Кроме того по заявлению от 15.04.2024 *** без нарушения сроков сформировано направление от 22.04.2024 на изготовление либо получение *** со сроком действия до 11.08.2024. *** 10.06.2024.

Также в жалобе отмечено, что *** имел право самостоятельно приобрести технические средства реабилитации с последующей компенсацией понесенных расходов, однако с заявлением на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации не обращался.

Дополнительно в жалобе указано, что право на обеспечение техническими средствами реабилитации относится к имущественным правам, а компенсация морального вреда в отношении имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена. Доказательств невозможности продолжения инвалидом активной общественной жизни, совершения ответчиком виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, не представлено.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

До начала судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции прокурором Майнского района Ульяновской области и Комоловой В.Ю., действующей в интересах несовершеннолетнего ***, представлены письменные заявления об отказе от исковых требований в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить *** техническими средствами реабилитации – *** в количестве 1 штуки, *** в количестве 2 штук, *** в количестве 1 штуки, поскольку указанными техническими средствами реабилитации *** обеспечен.

В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно части 1 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалобы, представления, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме.

В силу части 2 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173, главой 14.1 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.

Судебная коллегия полагает возможным принять отказ прокурора от иска в указанной им части, поскольку данный отказ не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия отказа от иска прокурору известны и понятны.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить *** техническими средствами реабилитации – *** в количестве 1 штуки, *** в количестве 2 штук, *** в количестве 1 штуки подлежит отмене, а производство по делу в данной части – прекращению.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в остальной части проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, *** года рождения, является ***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 09.04.2024 *** подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации – *** в количестве 1 штуки, *** в количестве 2 штук, *** в количестве 1 штуки (л.д. 14-21, 31).

15.04.2024 законный представитель *** – Комолова В.Ю. обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении техническим средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ***.

Поскольку *** не был своевременно обеспечен спорными техническими средствами реабилитации, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции *** был обеспечен: 11.06.2024 *** в количестве 2 штук, 16.09.2024 *** в количестве 1 штуки и 10.06.2024 *** в количестве 1 штуки.

Разрешая исковые требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав *** на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности  (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ                             «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно‑правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов *** (далее – Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в несвоевременном обеспечении *** полагающимися ему техническими средствами реабилитации существенно нарушает личные неимущественные права ребенка, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, причиняет нравственные и физические страдания относительно несвоевременного предоставления средств реабилитации, свидетельствует о социальной незащищенности инвалида, и является основанием для компенсации морального вреда.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению.

Учитывая приведенные обстоятельства, возраст ребенка, характер имеющегося у него заболевания, нуждаемость *** в технических средствах реабилитации, несвоевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, период нарушенного права, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также принцип разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к правильному выводу о компенсации истцу морального вреда в размере 9000 руб.

Определенный судом первой инстанции размер морального вреда соответствует принципам разумности и справедливости и снижению не подлежит.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие причинно‑следственной связи между непредставлением технических средств реабилитации и моральными страданиями истца, не опровергают выводов суда о том, что в результате виновного бездействия ответчика истцу причинен моральный вред.

Доводы жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как они не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 326.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

принять отказ прокурора Майнского района Ульяновской области от исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в части возложения обязанности обеспечить *** техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 9 апреля 2024 года: *** в количестве 1 штуки, *** в количестве 2 штук, *** в количестве 1 штуки.

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 октября 2024 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить *** техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 9 апреля 2024 года: *** в количестве 1 штуки, *** в количестве 2 штук, *** в количестве 1 штуки, производство по делу в указанной части прекратить.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 февраля 2025 года