У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2024-004657-92
Судья
Алексеева Е.В. Дело
№33а-382/2025 (33а-6263/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
7 февраля 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 сентября 2024 года, с
учетом определения того же суда об исправлении описки от 2 ноября 2024 года, по
делу №2а-3519/2024, которым постановлено:
административный иск УФНС России по Ульяновской области к
Мартьянову Николаю Геннадьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций
удовлетворить частично.
Взыскать с Мартьянова Николая Геннадьевича, *** года
рождения, уроженца ***, ИНН ***, паспорт серии ***, выдан ***, в пользу УФНС
России по Ульяновской области задолженность по транспортному налогу в сумме 83
421, 08 руб., по земельному налогу за 2021, 2022 г.г. в сумме 873 руб., пени
6191, 82 руб., а всего 90 485,90 руб.
Реквизиты для оплаты задолженности: наименование банка
получателя: ***.
В удовлетворении остальной части административного иска
отказать.
Взыскать с Мартьянова Николая Геннадьевича, *** года
рождения, уроженца ***, ИНН ***, паспорт серии ***, выдан ***, в доход местного
бюджета государственную пошлину в сумме 2914,57 руб.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
установила:
УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с
административным иском к Мартьянову Н.Г., *** года рождения, о взыскании
обязательных платежей и санкций, указав, что административный ответчик состоит
на учете в УФНС России по Ульяновской области, имеет задолженность по
транспортному налогу за 2019, 2020, 2021, 2022 годы в сумме 91 961,08
руб., по земельному налогу за 2021, 2022 годы в сумме 873 руб., по пеням на
указанную задолженность в сумме 6191,82 руб.
*** мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного
района г. Ульяновска был вынесен судебный приказ по делу №*** о взыскании
с Мартьянова Н.Г. недоимки по налогам и сборам в сумме
99 025,90 руб., который был отменен определением мирового судьи от ***
на основании заявления Мартьянова Н.Г.
В связи с отменой судебного приказа налоговый орган
обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просил взыскать с
административного ответчика указанную задолженность по налогам и пени.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе УФНС России по Ульяновской области не
соглашается с решением суда об отказе во взыскании с административного
ответчика транспортного налога за автомобиль ***.
Указывает, что обязанность по уплате транспортного налога
ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а
не от фактического наличия или использования транспортного средства у
налогоплательщика. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено
Налоговым кодексом РФ в случае снятия с учета транспортного средства в
регистрирующих органах (за исключением угона транспортного средства либо
возникновения права на налоговую льготу).
Согласно сведениям ГИБДД по Ульяновской области Мартьянов
Н.Г. являлся собственником автомобиля *** с 18.05.2004 по 13.05.2022,
следовательно, транспортный налог за 2020, 2021, 2022 годы на данный автомобиль
начислен правомерно.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
проверив правильность принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
приходит к выводу об обоснованности доводов УФНС России по Ульяновской области,
приведенных в апелляционной жалобе, в связи со следующим.
В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым
заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты
установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется
задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате
взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен
указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом
не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации
каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность
по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого
налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть
исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.
Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого
налогового платежа до наступления установленного срока (п.1 ст.45 НК РФ).
В силу ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации
совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете
(далее - ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение
обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого
налогового платежа (далее - ЕНП).
Данная статья введена в Налоговый кодекс Российской
Федерации Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ. Согласно пункту 1
указанной статьи единым налоговым платежом признаются денежные средства,
перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых
взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской
Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения
совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика
страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или)
налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктами 4, 5
указанной статьи предусмотрено, что единый налоговый счет ведется в отношении
каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками,
плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми
агентами.
Совокупная
обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица,
указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе,
среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного
законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).
В соответствии с
подп.1 п.1 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в
части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого
налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023 с
учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей,
в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом согласно
п.2 ст.4 названного Федерального закона в целях п.1 ч.1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по
налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу
выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по
пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации
процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания.
В силу п.10. ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Федерации» денежные средства, поступившие после 01.01.2023 в счет погашения
недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням,
штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и
определяются по принадлежности в соответствии со ст.45 НК РФ (в редакции
настоящего Федерального закона).
Положениями подп. 1 п.3 ст.44, подп.1 п.7 ст.45
Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по
уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога
считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не
предусмотрено п.13 ст.45 НК РФ, со дня перечисления денежных средств в качестве
единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня
признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на
соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности
в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм
денежных средств в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ.
В связи с неуплатой в установленные сроки налогов, в
соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации
налогоплательщику подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки
исполнения обязанности по уплате налога в размере 1/300 ставки рефинансирования
действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней
просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % = пени (руб.).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки
исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки
по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
В соответствии с
п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение
обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых
взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного
сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для
направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате
задолженности.
Согласно п. 3
ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе
обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в
течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 000 руб.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности
за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в
порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня
вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии
заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения
судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене
судебного приказа задолженность была погашена (п.4 ст.48 НК РФ).
Принимая решение по административному иску УФНС России по
Ульяновской области, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии
оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с
Мартьянова Н.Г. задолженности по транспортному налогу за автомобиль марки ***,
государственный регистрационный номер ***, в связи с отсутствием сведений о
регистрации за административным ответчиком данного автомобиля.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда,
поскольку он основан на ненадлежаще установленных обстоятельствах по
административному делу.
Как следует из ответа УМВД России по Ульяновской области от
04.02.2025 №10/1903, поступившего в суд апелляционной инстанции, по данным
федеральной информационной системы ГИБДД МВД России транспортное средство ***
года выпуска, ***, государственный регистрационный знак *** с 18.05.2004 по
13.05.2022 было зарегистрировано за Мартьяновым Н.Г., *** года рождения. С
13.05.2022 учет данного транспортного средства прекращен по заявлению
владельца, и до настоящего времени оно ни за кем не зарегистрировано.
Данный ответ судебная коллегия принимает в качестве
доказательства по делу в порядке ст.308 КАС РФ, поскольку указанные сведения
имеют существенное значение для правильного разрешения административного иска.
Так как на основании ст. 357 Налогового кодекса Российской
Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в
соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы
транспортные средства, а автомобиль ***, государственный регистрационный знак ***,
был зарегистрирован за Мартьяновым Н.Г. в спорные налоговые периоды 2020, 2021,
2022 годов, оснований для отказа в удовлетворении требований административного
истца о взыскании с административного ответчика транспортного налога за данный
автомобиль не имелось.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по
сведениям УМВД России по Ульяновской области за Мартьяновым Н.Г. с 15.09.2017
по 08.05.2019 был зарегистрирован автомобиль марки *** года выпуска,
государственный регистрационный знак ***; с 21.09.2015 по 07.08.2019 -
автомобиль *** года выпуска, государственный регистрационный знак ***; с
30.12.2015 по 15.03.2022 - автомобиль ***, государственный регистрационный знак
***; с 13.09.2012 по 13.05.2022 -автомобиль ***, государственный
регистрационный знак *** года выпуска; с 18.05.2004 по 13.05.2022 - автомобиль ***
года выпуска, государственный регистрационный знак ***.
Согласно выписке из ЕГРН Мартьянову Н.Г. на праве совместной
собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, общей
площадью 747 кв.м, в с***, право собственности зарегистрировано ***, вторым
сособственником земельного участка является *** года рождения (л.д. 32-35).
В налоговом уведомлении от *** №*** (л.д. 10)
Мартьянову М.Г. начислен к уплате транспортный налог за 2019 год за
автомобиль *** (за 7 месяцев) в размере 497 руб., за автомобиль *** в размере
3388 руб., за автомобиль *** (за 4 месяца) в размере 1430 руб., всего 5 315
руб.
В налоговом уведомлении от *** №*** (л.д. 12)
административному ответчику начислен транспортный налог за 2020 год за
автомобиль *** в размере 3388 руб., с учетом переплаты 969,28 руб., сумма
налога составила 2418,72 руб., срок
уплаты не позднее 01.12.2021.
В налоговом уведомлении от *** №*** Мартьянову Н.Г. начислен
транспортный налог за автомобиль ***, в размере 3388 руб. за 2021 год, за
автомобиль *** за 2019 год в размере 8400 руб., за 2020 год в размере 8400
руб., за 2021 год в размере 8400 руб., всего - 28 588 руб., земельный налог за
9 месяцев – 374 руб. (л.д. 14).
Налоговые уведомления и требования о погашении спорной недоимки
направлялись налогоплательщику в установленном порядке.
*** административному ответчику выставлено требование №***
об уплате в срок до 28.11.2023 задолженности по налогам в общей сумме
33 390,08 руб. и пени на указанную дату в сумме 2166,42 руб. (л.д.
18).
*** налоговым органом сформировано налоговое уведомление №***
(л.д. 16) об уплате транспортного налога за 2022 год за автомобиль ***, в
размере 565 руб. (за 2 месяца), за автомобиль *** в размере 9520 руб. (за 4
мес.), за автомобиль *** за 2020 год в размере 3660 руб., за 2021 год в размере
3660 руб., за 2022 год (за 4 мес.) в размере 1220 руб., произведен перерасчет
транспортного налога по налоговому уведомлению от *** №***, произведен расчет
земельного налога за 2022 год в размере 499 руб., всего к уплате до 01.12.2023
- 59 444 руб.
В связи с непогашением налогоплательщиком задолженности по
налогам и сборам налоговый орган в установленный статьей 48 НК РФ срок
обратился к мировому судье с заявлением от 16.01.2024 о выдаче судебного
приказа о взыскании с Мартьянова Н.Г. недоимки по налогам и пени,
числящейся на ЕНС, а после отмены судебного приказа – в суд с настоящем
административным иском также в срок, предусмотренный п.4 ст.48 НК РФ.
Мартьяновым Н.Г. ни в суд первой инстанции, ни в
апелляционную инстанцию не представлено доказательств погашения спорной
налоговой задолженности перед бюджетом.
Поскольку суд первой инстанции при принятии решения о взыскании
с административного ответчика в пользу налогового органа задолженности по
налогам необоснованно исключил недоимку по транспортному налогу за автомобиль ***
за 2020, 2021 и 2022 годы в общей сумме 8540 руб., принятое по делу в
части отказа в удовлетворении требований УФНС России по Ульяновской
области в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об
удовлетворении требований административного истца о взыскании транспортного
налога за данный автомобиль в сумме 8540 руб.
В остальной части решение суда решение суда сторонами не
обжалуется, является правильным и отмене не подлежит.
Поскольку с
учетом довзыскания с административного ответчика недоимки по транспортному
налогу общая сумма недоимки по налогам и пени составит 99 025,90 руб.,
в соответствии со ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер
государственной пошлины, подлежащий взысканию с Мартьянова Н.Г. в доход
местного бюджета составит 3171 руб. Решение суда в части государственной
пошлины подлежит изменению.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16
сентября 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от
2 ноября 2024 года, в части отказа во
взыскании с Мартьянова Николая Геннадьевича транспортного налога за автомобиль ***,
государственный регистрационный знак ***, за 2020, 2021, 2022 годы отменить.
Принять в данной части новое решение.
Взыскать с Мартьянова Николая Геннадьевича, *** года
рождения, ИНН ***, зарегистрированного по адресу: ***, в пользу УФНС России по
Ульяновской области задолженность по транспортному налогу за автомобиль ***,
государственный регистрационный знак ***, за 2020, 2021, 2022 годы в сумме 8540
руб.
Изменить решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от
16 сентября 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки
от 2 ноября 2024 года, в части размера государственной подлинны, подлежащей
взысканию с Мартьянова Николая Геннадьевича в доход местного бюджета, увеличив
размер государственной пошлины до 3171 руб.
В остальной части решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 16 сентября 2024 года, с учетом определения того же суда
об исправлении описки от 2 ноября 2024 года оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
21.02.2025.