Судебный акт
Аннулирование декларации по НДС
Документ от 07.02.2025, опубликован на сайте 26.02.2025 под номером 117320, 2-я гражданская, об устранении нарушений налогового законодательства, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-004551-22

Судья Шабинская Е.А.                                        Дело №33а-395/2025 (33а-6276/2024)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      7 февраля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при помощнике судьи Каминской Ю.А., секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ленинского района г.Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 августа 2024 года по делу №2а-3481/2024, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления прокурора Ленинского района города Ульяновска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области об обязании признать не подлежащей обработке и подлежащей аннулированию налоговой декларации отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Стерлядевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области Круть Е.А., полагавшей решение суда необоснованным, а апелляционное представление подлежащим удовлетворению, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее – УФНС России по Ульяновской области) о признании не подлежащей обработке и аннулированию налоговой декларации.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в соответствии с Протоколом заседания межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям установлено, что ООО «АТЛАС-63» имеет признаки организации, деятельность, которой направлена не на осуществление предпринимательской деятельности, а на осуществление деятельности в интересах третьих лиц. Данная организация является звеном в цепочке организаций, оказывающих услуги по получению необоснованной налоговой экономии организациями - выгодоприобретателями.

В соответствии со ст. 92 НК РФ *** сотрудниками УФНС России по Ульяновской области проведен осмотр места регистрации ООО «АТЛАС-63» (***), в результате которого установлено, что заявленный ООО «АТЛАС-63»адрес регистрации является недостоверным. *** в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе регистрации ООО «АТЛАС-63».

Также проверкой установлено, что руководитель и учредитель общества Котляров Д.М., является номинальным руководителем и учредителем. *** в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений в части руководителя и учредителя ООО «АТЛАС-63».

В результате проведенного анализа операций на расчетных счетах ООО «АТЛАС-63» установлено отсутствие операций. Движение денежных средств в период деятельности фирмы не осуществлялось и по состоянию на сегодняшний день не осуществляется. Сделки, отраженные в декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2023 года, носят формальный характер, отражены с целью создания схемы незаконной налоговой экономии в интересах третьих лиц.

ООО «АТЛАС-63» представлена первичная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2023 года от ***, сумма заявленного НДС по книге покупок 1 668 333,34 руб., сумма исчисленного НДС по книге продаж 79 995 000 руб., сумма НДС к уплате - 6009 руб., подписант - законный представитель Котляров Д.М.

ООО «АТЛАС-63» при представлении налоговой отчетности по НДС использовались IP-адреса, которые являются «массовыми» и использовались большим количеством налогоплательщиков на территории Российской Федерации.

В отношении ООО «АТЛАС-63» за период 1 квартал 2023 года налоговым органом установлено неправомерное уклонения от начисления НДС в бюджет за указанный период сумме 11 658 158 руб., то есть налоговое правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 3 ст. 122 НК РФ; счета-фактуры с положительными значениями реализации и суммы налога ООО «АТЛАС-63» выставлены в адрес ООО «КЕДР» (ИНН ***), ООО «УЛЬКЕР» (ИНН ***), ИП Шмелева С.В. (ИНН ***), которые не обладают признаками реальных объектов предпринимательской деятельности. Все декларации, представленные от данных обществ, носят фиктивный характер, так как обществами фактически не осуществляется финансово-хозяйственная деятельность.

Прокурор просил суд возложить на УФНС России по Ульяновской области обязанность признать не подлежащей обработке и подлежащей аннулированию налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2023 года, номер корректировки «0», регистрационный номер ***, представленную ООО «Атлас-63».

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены                Котляров Д.М., ООО «Улькер», ООО «Кедр», ИП Шмелева С.В.,      ООО «АТЛАС-63», ФНС России.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района г.Ульяновска просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Не соглашается с выводом суда о том, что сторонами не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении прав Российской Федерации.

В рамках судебного разбирательства были установлены нарушения требований налогового законодательства, выявленные административным ответчиком в ходе мероприятий по налоговому контролю.

Поскольку в налоговых декларациях по НДС, поданных ООО «Атлас» за спорные периоды, отражены недостоверные требования об операциях, не связанных с реальной экономической деятельностью данной организации, то из единой базы ФНС России все сведения о декларациях подлежат аннулированию.

В отзыве на апелляционное представление УФНС России по Ульяновской области поддерживает апелляционное представление прокурора Ленинского района г.Ульяновска.

В судебное заседание не явились заинтересованные лица, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, отзыва на представление, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска проведена проверка в соответствии с Протоколом заседания межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям №*** «Механизм выявления «технических» организаций и пресечения их деятельности, в том числе в целях принятия превентивных мер для обеспечения сохранности бюджетных средств».

По итогам проверки установлено, что ООО «АТЛАС-73» имеет признаки организации, деятельность которой направлена на осуществление деятельности в интересах третьих лиц и является звеном в цепочке организаций, оказывающих услуги по получению необоснованной налоговой экономии организациями -выгодоприобретателями.

 

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «АТЛАС-73» состоит на учете в УФНС России по Ульяновской области. Запись о юридическом лице внесена в ЕГРЮЛ ***. Место нахождения организации – ***. В качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан директор Котляров Д.М, являющийся единственным участником общества.

Основным видом деятельности общества указан код 46.74 - торговля оптовая скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и принадлежностями. Дополнительными видами деятельности указаны: 25.29 -производство прочих металлических цистерн, резервуаров и емкостей; 41.10 – разработка строительных проектов; 41.20 – строительство жилых и нежилых зданий, еще 25 наименований.

*** налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице. *** в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о руководителе юридического лица. *** УФНС России по Ульяновской области принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (том 1 л.д. 25-34).

По результатам проведенных УФНС России по Ульяновской области проверочных мероприятий установлено отсутствие операций на расчетных счетах ООО «АТЛАС-63». Движение денежных средств в период деятельности фирмы не осуществлялось.

Сделки, отраженные в декларации по НДС за 1 квартал 2023 год носят формальный характер и отражены с целью создания схемы незаконной экономии в интересах третьих лиц.

В представленной ООО «АТЛАС-63» первичной налоговой декларации за 1 квартал 2023 года сумма заявленного НДС по книге покупок – 1 668 333,34 руб., сумма исчисленного НДС по книге продаж – 79 995 000 руб., сумма НДС к уплате – 6009 руб., подписант – законный представитель Коляров Д.М. (том 1 л.д. 49-52).

Представленная декларация содержит реализационный счет-фактуру с отрицательными значениями, а именно: №*** от *** на сумму 69 948 945 руб., в том числе НДС 11 658 158 руб. Счет-фактура с отрицательными показателями включена в раздел 9 налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2023 года с целью математического сторнирования положительных сумм реализации с выставленных счет-фактур.

Счета-фактуры с положительными значениями реализации и суммы налога ООО «АТЛАС-63» выставлены в адрес ООО «КЕДР», ООО «УЛЬКЕР», ИП ШмелеваС.В., которые не обладают признаками реальных объектов предпринимательской деятельности. Данные организации входят в группу налогоплательщиков, которые предоставляют налоговые декларации по НДС с заведомо ложными данными об операциях по приобретению и реализации материалов (работ, услуг) и сознательного формирования счет-фактур для последующего применения по ним налоговых вычетов выгодоприобреталеями в целях минимизации налоговых обязательств.

В налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2023 года ООО «АТЛАС-63» отражены недостоверные сведения об операциях, не связанных с реальной экономической деятельностью.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права, свободы и законные интересы лиц, в защиту прав, свобод которых обратился прокурор, не нарушены. Кроме того, факты нарушений выявлены налоговым органом в ходе мероприятий по налоговому контролю, поэтому налоговый орган должен самостоятельно принимать решения по результатам налоговых проверок.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не соглашается, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права, что в силу п.4 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.

Согласно подп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новация, а также передача имущественных прав.

Применение налогоплательщиками вычетов сумм НДС влечет уменьшение размера их налоговой обязанности и является формой налоговой выгоды.

Обоснованность налоговой выгоды подлежит оценке судом с учетом необходимости реализации в правоприменительной практике таких публично значимых целей, вытекающих из положений пунктов 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, как поддержание стабильности налоговой системы, стимулирование участников оборота к вступлению в договорные отношения преимущественно с контрагентами, ведущими реальную хозяйственную деятельность и уплачивающими налоги, обеспечение нейтральности налогообложения по отношению ко всем плательщикам НДС, которые действовали осмотрительно в хозяйственном обороте и не участвовали в уклонении от налогообложения.

По смыслу п.1 ст.54.1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик отвечает за искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности (совокупности таких фактов), в которых он участвовал.

В п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» указано, что под налоговой выгодой для целей настоящего Постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п.4 Постановления).

В п.5 Постановления разъяснено, что о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Установленные по делу обстоятельства с очевидностью свидетельствуют о том, что ООО «АТЛАС-63» не осуществляет реальную финансово-хозяйственную деятельность, представленные сведения о расчетах направлены исключительно на уклонение от налогообложения.

Судебная коллегия приходит к выводу о доказанности административным истцом факта недостоверности сведений, представленных ООО «АТЛАС-63» в налоговый орган при подаче оспариваемой налоговой декларации, в связи с чем административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

Вопреки выводам суда первой инстанции, административный иск направлен на защиту интересов Российской Федерации, поскольку налог на добавленную стоимость в соответствии со ст.50 Бюджетного кодекса Российской Федерации зачисляется в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 августа 2024 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление прокурора Ленинского района города Ульяновска в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании не подлежащей обработке и аннулировании налоговой декларации удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области признать не подлежащей обработке и подлежащей аннулированию налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2023 года, номер корректировки «0», регистрационный номер ***, представленную обществом с ограниченной ответственностью «АТЛАС-63», ИНН ***.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.02.2025.