У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2024-004551-22
Судья
Шабинская Е.А. Дело
№33а-395/2025 (33а-6276/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
7 февраля 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,
при помощнике судьи Каминской Ю.А., секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное
представление прокурора Ленинского района г.Ульяновска на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 16 августа 2024 года по делу №2а-3481/2024,
которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления
прокурора Ленинского района города Ульяновска в интересах Российской Федерации
и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной налоговой службы по
Ульяновской области об обязании признать не подлежащей обработке и подлежащей
аннулированию налоговой декларации отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора
гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Стерлядевой Е.В.,
поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя Управления
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области Круть Е.А., полагавшей
решение суда необоснованным, а апелляционное представление подлежащим
удовлетворению, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в
интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с
административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области (далее – УФНС России по Ульяновской области) о признании не подлежащей
обработке и аннулированию налоговой декларации.
Требования мотивированы тем, что в
ходе проверки, проведенной прокуратурой района в соответствии с Протоколом
заседания межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным
финансовым операциям установлено, что ООО «АТЛАС-63» имеет признаки
организации, деятельность, которой направлена не на осуществление
предпринимательской деятельности, а на осуществление деятельности в интересах
третьих лиц. Данная организация является звеном в цепочке организаций,
оказывающих услуги по получению необоснованной налоговой экономии организациями
- выгодоприобретателями.
В соответствии со ст. 92 НК РФ *** сотрудниками УФНС России
по Ульяновской области проведен осмотр места регистрации ООО «АТЛАС-63» (***),
в результате которого установлено, что заявленный ООО «АТЛАС-63»адрес регистрации
является недостоверным. *** в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений
об адресе регистрации ООО «АТЛАС-63».
Также проверкой установлено, что руководитель и учредитель
общества Котляров Д.М., является номинальным руководителем и учредителем. *** в
ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений в части руководителя и
учредителя ООО «АТЛАС-63».
В результате проведенного анализа операций на расчетных
счетах ООО «АТЛАС-63» установлено отсутствие операций. Движение денежных
средств в период деятельности фирмы не осуществлялось и по состоянию на
сегодняшний день не осуществляется. Сделки, отраженные в декларации по налогу
на добавленную стоимость за 1 квартал 2023 года, носят формальный характер,
отражены с целью создания схемы незаконной налоговой экономии в интересах
третьих лиц.
ООО «АТЛАС-63» представлена первичная налоговая декларация
по НДС за 1 квартал 2023 года от ***, сумма заявленного НДС по книге покупок
1 668 333,34 руб., сумма исчисленного НДС по книге продаж
79 995 000 руб., сумма НДС к уплате - 6009 руб., подписант - законный
представитель Котляров Д.М.
ООО «АТЛАС-63» при представлении налоговой отчетности по НДС
использовались IP-адреса, которые являются «массовыми» и использовались большим
количеством налогоплательщиков на территории Российской Федерации.
В отношении ООО «АТЛАС-63» за период 1 квартал 2023 года
налоговым органом установлено неправомерное уклонения от начисления НДС в
бюджет за указанный период сумме 11 658 158 руб., то есть налоговое правонарушение, ответственность
за совершение которого предусмотрена п. 3 ст. 122 НК РФ; счета-фактуры с
положительными значениями реализации и суммы налога ООО «АТЛАС-63»
выставлены в адрес ООО «КЕДР» (ИНН ***), ООО «УЛЬКЕР» (ИНН ***), ИП
Шмелева С.В. (ИНН ***), которые не обладают признаками реальных объектов
предпринимательской деятельности. Все декларации, представленные от данных
обществ, носят фиктивный характер, так как обществами фактически не
осуществляется финансово-хозяйственная деятельность.
Прокурор просил суд возложить на УФНС России по Ульяновской
области обязанность признать не подлежащей обработке и подлежащей аннулированию
налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2023 года, номер корректировки «0»,
регистрационный номер ***, представленную ООО «Атлас-63».
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц
привлечены Котляров Д.М.,
ООО «Улькер», ООО «Кедр», ИП Шмелева С.В.,
ООО «АТЛАС-63», ФНС России.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Ленинского района
г.Ульяновска просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и
направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Не соглашается с выводом суда о том, что сторонами не
представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении прав Российской
Федерации.
В рамках судебного разбирательства были установлены
нарушения требований налогового законодательства, выявленные административным
ответчиком в ходе мероприятий по налоговому контролю.
Поскольку в налоговых декларациях по НДС, поданных ООО
«Атлас» за спорные периоды, отражены недостоверные требования об операциях, не
связанных с реальной экономической деятельностью данной организации, то из
единой базы ФНС России все сведения о декларациях подлежат аннулированию.
В отзыве на апелляционное представление УФНС России по
Ульяновской области поддерживает апелляционное представление прокурора
Ленинского района г.Ульяновска.
В судебное заседание не явились заинтересованные лица, о
месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного
представления, отзыва на представление, проверив законность и обоснованность
решения суда в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов
граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других
случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с
административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений,
действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов
иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не
соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные
интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их
прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского
района г.Ульяновска проведена проверка в соответствии с Протоколом заседания
межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым
операциям №*** «Механизм выявления «технических» организаций и пресечения их
деятельности, в том числе в целях принятия превентивных мер для обеспечения
сохранности бюджетных средств».
По итогам проверки установлено, что ООО «АТЛАС-73» имеет
признаки организации, деятельность которой направлена на осуществление
деятельности в интересах третьих лиц и является звеном в цепочке организаций,
оказывающих услуги по получению необоснованной налоговой экономии организациями
-выгодоприобретателями.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «АТЛАС-73» состоит на учете в
УФНС России по Ульяновской области. Запись о юридическом лице внесена в
ЕГРЮЛ ***. Место нахождения организации – ***. В качестве лица, имеющего право
без доверенности действовать от имени юридического лица, указан директор
Котляров Д.М, являющийся единственным участником общества.
Основным видом деятельности общества указан код 46.74 -
торговля оптовая скобяными изделиями, водопроводным и отопительным
оборудованием и принадлежностями. Дополнительными видами деятельности указаны:
25.29 -производство прочих металлических цистерн, резервуаров и емкостей; 41.10
– разработка строительных проектов; 41.20 – строительство жилых и нежилых
зданий, еще 25 наименований.
*** налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись о
недостоверности сведений о юридическом лице. *** в ЕГРЮЛ внесена запись о
недостоверности сведений о руководителе юридического лица. *** УФНС России
по Ульяновской области принято решение о предстоящем исключении юридического
лица из ЕГРЮЛ (том 1 л.д. 25-34).
По результатам проведенных УФНС России по Ульяновской
области проверочных мероприятий установлено отсутствие операций на расчетных
счетах ООО «АТЛАС-63». Движение денежных средств в период деятельности фирмы не
осуществлялось.
Сделки, отраженные в декларации по НДС за 1 квартал 2023 год
носят формальный характер и отражены с целью создания схемы незаконной экономии
в интересах третьих лиц.
В представленной ООО «АТЛАС-63» первичной налоговой
декларации за 1 квартал 2023 года сумма заявленного НДС по книге покупок –
1 668 333,34 руб., сумма исчисленного НДС по книге продаж –
79 995 000 руб., сумма НДС к уплате – 6009 руб., подписант – законный
представитель Коляров Д.М. (том 1 л.д. 49-52).
Представленная декларация содержит реализационный
счет-фактуру с отрицательными значениями, а именно: №*** от *** на сумму
69 948 945 руб., в том числе НДС 11 658 158 руб.
Счет-фактура с отрицательными показателями включена в раздел 9 налоговой
декларации по НДС за 1 квартал 2023 года с целью математического
сторнирования положительных сумм реализации с выставленных счет-фактур.
Счета-фактуры с положительными значениями реализации и суммы
налога ООО «АТЛАС-63» выставлены в адрес ООО «КЕДР», ООО «УЛЬКЕР»,
ИП ШмелеваС.В., которые не обладают признаками реальных объектов
предпринимательской деятельности. Данные организации входят в группу
налогоплательщиков, которые предоставляют налоговые декларации по НДС с
заведомо ложными данными об операциях по приобретению и реализации материалов
(работ, услуг) и сознательного формирования счет-фактур для последующего применения
по ним налоговых вычетов выгодоприобреталеями в целях минимизации налоговых
обязательств.
В налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2023 года ООО
«АТЛАС-63» отражены недостоверные сведения об операциях, не связанных с
реальной экономической деятельностью.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований
прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права, свободы и
законные интересы лиц, в защиту прав, свобод которых обратился прокурор, не
нарушены. Кроме того, факты нарушений выявлены налоговым органом в ходе
мероприятий по налоговому контролю, поэтому налоговый орган должен
самостоятельно принимать решения по результатам налоговых проверок.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не
соглашается, поскольку он основан на неправильном применении норм материального
права, что в силу п.4 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой
инстанции в апелляционном порядке.
Согласно подп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса Российской
Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость
признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской
Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов
выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного
или новация, а также передача имущественных прав.
Применение налогоплательщиками вычетов сумм НДС влечет
уменьшение размера их налоговой обязанности и является формой налоговой выгоды.
Обоснованность налоговой выгоды подлежит оценке судом с
учетом необходимости реализации в правоприменительной практике таких публично
значимых целей, вытекающих из положений пунктов 1 и 3 статьи 3 Налогового
кодекса Российской Федерации, как поддержание стабильности налоговой системы,
стимулирование участников оборота к вступлению в договорные отношения
преимущественно с контрагентами, ведущими реальную хозяйственную деятельность и
уплачивающими налоги, обеспечение нейтральности налогообложения по отношению ко
всем плательщикам НДС, которые действовали осмотрительно в хозяйственном
обороте и не участвовали в уклонении от налогообложения.
По смыслу п.1 ст.54.1 Налогового кодекса Российской
Федерации налогоплательщик отвечает за искажения сведений о фактах
хозяйственной деятельности (совокупности таких фактов), в которых он
участвовал.
В п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об
оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком
налоговой выгоды» указано, что под налоговой выгодой для целей настоящего
Постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в
частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой
льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на
возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех
надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о
налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее
получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в
этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если
получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной
предпринимательской или иной экономической деятельности (п.4 Постановления).
В п.5 Постановления разъяснено, что о необоснованности
налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы
налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком
указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема
материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров,
выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов
соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого
или технического персонала, основных средств, производственных активов,
складских помещений, транспортных средств;
- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных
операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды,
если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных
хозяйственных операций;
- совершение операций с товаром, который не производился или
не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах
бухгалтерского учета.
Установленные по делу обстоятельства с очевидностью
свидетельствуют о том, что ООО «АТЛАС-63» не осуществляет реальную
финансово-хозяйственную деятельность, представленные сведения о расчетах
направлены исключительно на уклонение от налогообложения.
Судебная коллегия приходит к выводу о доказанности
административным истцом факта недостоверности сведений, представленных ООО
«АТЛАС-63» в налоговый орган при подаче оспариваемой налоговой декларации, в
связи с чем административный иск прокурора подлежит удовлетворению.
Вопреки выводам суда первой инстанции, административный иск
направлен на защиту интересов Российской Федерации, поскольку налог на
добавленную стоимость в соответствии со ст.50 Бюджетного кодекса Российской
Федерации зачисляется в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 августа
2024 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление прокурора Ленинского
района города Ульяновска в защиту интересов Российской Федерации и
неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной налоговой службы по
Ульяновской области о признании не подлежащей обработке и аннулировании
налоговой декларации удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по
Ульяновской области признать не подлежащей обработке и подлежащей аннулированию
налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2023 года, номер корректировки «0»,
регистрационный номер ***, представленную обществом с ограниченной
ответственностью «АТЛАС-63», ИНН ***.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
21.02.2025.