УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0002-01-2024-002710-60
Судья Зубрилина
Е.А.
Дело № 33-400/2025 (33-6282/2024)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
4 февраля 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Коротковой Ю.Ю.,
судей Рыбалко В.И., Маслюкова П.А.,
при секретаре
Туктаровой Н.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе
представителя Петровичева Михаила Александровича – Литвинова Дениса
Александровича на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 10 июля 2024 года по делу
№2-2247/2024, которым постановлено:
исковые требования
Петровичева Михаила Александровича к Федеральному казенному учреждению
«Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального
дорожного агентства», обществу с ограниченной ответственностью
«Ульяновсктрансстрой», обществу с ограниченной
ответственностью «Автодоринжиниринг» о возмещении ущерба, причиненного в
результате дорожно-транспортного
происшествия, удовлетворить.
Взыскать с общества
с ограниченной ответственностью «Ульяновсктрансстрой» в пользу Петровичева
Михаила Александровича в счет возмещения ущерба денежные средства в размере 104
100 руб., расходы на оплату услуг эксперта в размере 5000 руб., расходы на
оплату услуг представителя в размере 25 000 руб., расходы на удостоверение
доверенности 2200 руб., почтовые расходы в размере 1722 руб. 93 коп., расходы
по уплате государственной пошлины в размере 3282 руб.
В удовлетворении
исковых требований Петровичева Михаила Александровича к Федеральному казенному
учреждению «Федеральное управление
автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного
агентства», обществу с ограниченной ответственностью «Автодоринжиниринг» о
возмещении ущерба, причиненного в результате
дорожно-транспортного происшествия отказать.
Взыскать с общества
с ограниченной ответственностью
«Ульяновсктрансстрой» в пользу автономной некоммерческой организации
«Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по
приволжскому округу – Ульяновск» подлежат взысканию расходы по производству
судебной автотехнической экспертизы в размере 28 900 руб.
Обязать УФНС по
Ульяновской области возвратить Петровичеву Михаилу Александровичу излишне
уплаченную государственную пошлину в размере 7182 руб. 27 коп. по чек-ордеру от 27.04.2024.
Заслушав доклад
судьи Рыбалко В.И., судебная коллегия
установила:
Петровичев М.А. обратился в суд с
уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к Федеральному
казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского
региона Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ «Волго-Вятскуправтодор»)
о возмещении ущерба, причиненного в результате
дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
В обоснование
иска указал, что ему на праве собственности принадлежит автомобиль Porsche Cayenne, государственный регистрационный номер !Р 021 РР 73.!
2 апреля 2024
года в 14 часов 11 минут возле !дома № 6 по ул. Мостостроителей в г. Ульяновске!
произошло ДТП – наезд автомобилем Porsche Cayenne, государственный регистрационный номер ***,
под его управлением на препятствие – выбоину на проезжей части дороги. Согласно
рапорту сотрудника ГИБДД размеры выбоины составили: длина – 4,2 м, ширина – 1,6 м, глубина - 0,2 м.
В результате
ДТП его автомобиль получил механические повреждения.
По его заказу
ИП Маскеевым Е.Н. было подготовлено
экспертное заключение №
04/2024-34! от 19 апреля 2024 года, согласно которому стоимость
восстановительного ремонта автомобиля составила 726 427 руб.
Им понесены
расходы на оценку материального ущерба в размере 5000 руб.
Уточнив
требования, окончательно просил суд взыскать в его пользу с ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» материальный
ущерб в размере 104 100 руб., расходы на оценку материального ущерба в
размере 5000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000
руб., расходы на составление доверенности в размере 2200 руб., расходы на отправку телеграмме в размере 1293 руб. 64
коп., почтовые расходы в размере 429
руб. 50 коп., расходы на оплату государственной пошлины в размере 10 464
руб. 27 коп. (т. 1 л.д. 224).
Судом к
участию в деле в качестве соответчиков привлечены общество с ограниченной ответственностью
(ООО) «Ульяновсктрансстрой», общество с ограниченной ответственностью (ООО)
«Автодоринжиниринг», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные
требования относительно предмета спора, привлечены Ульяновский филиал Федерального казенного
учреждения «Федеральное управление
автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного
агентства», ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерство
транспорта Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель
Петровичева М.А. – Литвинов Д.А. просит
решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых
требований в полном объеме.
Ссылается на несоответствие изложенных в
решении выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность установленных судом
обстоятельств.
Полагает необоснованным вывод суда о
невозможности установления момента повреждения дисков колес автомобиля истца -
до ДТП, в момент ДТП или после ДТП.
Отмечает, что
согласно заключению судебной экспертизы и пояснениям судебного эксперта на
дисках колес имеются, как повреждения, которые могли быть получены при обстоятельствах ДТП от 2 апреля 2024
года, так и иные повреждения, время образования которых установить невозможно.
Эксперт не исключил возможность образования повреждений дисков колес в ДТП от 2
апреля 2024 года. Указал, что перед ним не ставился вопрос об установлении
времени повреждения дисков колес. При этом суд отказал в назначении по делу
дополнительной судебной экспертизы.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО
«Ульяновсктрансстрой»,
ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» просят решение суда оставить без изменения,
а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Поскольку лица, не явившиеся в судебное
заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения,
судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных
жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к
следующему.
Установлено, что истцу Петровичеву М.А. на праве
собственности принадлежит автомобиль Porsche Cayenne, государственный регистрационный номер Р 021
РР 73!%.
2 апреля 2024
года в 14 часов 11 минут возле дома !№ 6 по ул. Мостостроителей в г. Ульяновске!
произошло ДТП - наезд
автомобилем Porsche Cayenne, государственный регистрационный номер *** под
управлением истца на препятствие – выбоину на проезжей части дороги. В
результате ДТП автомобиль истца получил механические повреждения шин и дисков
правых колес (т. 1 л.д. 19).
Согласно рапорту сотрудника ГИБДД от 2 апреля
2024 года, ДТП с участием принадлежащего истцу автомобиля Porsche Cayenne, государственный регистрационный номер ***,
произошло при съезде с Президентского моста через р. Волга в *** Размеры выбоины, на
которую совершил наезд автомобиль,
составили: длина – 4,2 м, ширина – 1,6 м, глубина - 0,2 м (т. 1 л.д. 18).
По заказу
истца ИП Маскеевым Е.Н. было
подготовлено экспертное заключение
*** от 19 апреля 2024 года, согласно которому стоимость
восстановительного ремонта автомобиля составила 726 427 руб. (т.1 л.д. 27
– 38)
Истцом
понесены расходы на оценку материального ущерба в размере 5000 руб. (т. 1 л.д.
23 – 25), расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб. (т.
1 л.д. 39 - 42), расходы на
составление доверенности в размере 2200 руб. (тт. 1 л.д. 9, 10), расходы
на отправку телеграмм в размере 1293
руб. 64 коп. (т. 1 л.д. 20 – 22), почтовые расходы в размере 429 руб. 50 коп.
(т. 1 л.д. 3), расходы на оплату государственной пошлины в размере 10 464
руб. 27 коп. (т. 1 л.д. 8).
Как установлено судом и следует из материалов
дела, ДТП произошло на участке автомобильной дороги *** являющейся объектом
федеральной собственности и переданной в оперативное управление ФКУ
«Волго-Вятскуправтодор».
2 июня 2023 года между ФКУ
«Волго-Вятскуправтодор» (заказчик) и ООО
«Ульяновсктрансстрой» (исполнитель) был заключен государственный контракт ***
(т. 1 л.д. 69 – 88), согласно которому (п. 1.1) исполнитель принял на себя
обязательства оказать услуги по содержанию автомобильной дороги ***, на
участках: 180 км + 878 м – 218 км + 743 м, 221 км + 067 м – 263 км + 684 м, 283
км + 717 м – 293 км + 472 м, 299 км + 764 м – 326 км + 367 м (далее – объект),
включая услуги по обеспечению круглогодичного проезда автомобильных
транспортных средств по объекту, созданию условий для бесперебойного и
безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности
имущественного комплекса объекта, а заказчик обязался оплатить услуги,
оказанные с надлежащим качеством, в соответствии с условиями контракта.
Срок действия контракта – с 1 июля 2023 года по 30 июня 2025 года (п. 2.1
контракта).
Согласно п. 7.1.3. контракта исполнитель
принял на себя обязанность поддерживать требуемый в соответствии с условиями
контракта уровень содержания объекта, обеспечивать круглогодичное ежедневное
безопасное и бесперебойное движение автомобильных транспортных средств и
безопасность дорожного движения на участке автомобильной дороги, а также
обеспечивать сохранность имущества, входящего в состав объекта, за исключением
участков объекта или отдельных элементов объекта, на которых выполняются работы
по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту переданных третьим лицам по
соответствующим актам приема-передачи с разграничением полномочий сторон в
отношении таких участков или отдельных элементов объекта.
В силу п.12.3 контракта исполнитель несет
имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами за
последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие
неудовлетворительных дорожных условий (за исключением ДТП, произошедших
вследствие обстоятельств непреодолимой силы).
Согласно п. 12.20 контракта при причинении
вреда и ущерба третьим лицам в случае нарушения исполнителем условий контракта
и нормативно-правовых документов, указанных в приложении к контракту, последний
возмещает в полном объеме причиненный третьим лицам ущерб и убытки.
Судом по данному гражданскому делу была
назначена судебная автотехническая экспертиза, проведение которой было поручено
экспертам автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная
организация «Региональный центр экспертизы по приволжскому округу – Ульяновск»
(АНО «ЭСО «РЦЭ ПО – Ульяновск»).
Согласно заключению эксперта *** от 8 июля
2024 года (т. 1 л.д. 181 – 210) препятствие – выбоина, при контакте с которой
были повреждены элементы автомобиля Porsche Cayenne, государственный регистрационный номер ***,
расположена на полосу прямого направления в правом крайнем ряду.
При
сопоставлении известных размеров выбоины, ширины автомобиля Porsche Cayenne, государственный регистрационный номер ***, и ширины проезжей части
эксперт пришел к выводу о том, что истец не мог избежать наезда на выбоину без
покидания своей полосы движения.
Стоимость материального ущерба автомобиля Porsche Cayenne, государственный регистрационный номер ***, причиненного в результате
ДТП от 2 апреля 2024 года,
составила 104 000 руб.
В исследовательской части заключения эксперта
указано, что ан момент осмотра 5 июля 2024 года проезжая часть не имеет
значительных разрушений, имеются следы капитального ремонта (т. 1 л.д. 188).
Автомобиль и его поврежденные элементы (шины
и диски колес) были представлены истцом на осмотр судебному эксперту.
Эксперт не исключил возможность образование
повреждений шин колес автомобиля истца при заявленных обстоятельствах ДТП.
В то же время эксперт выявил на дисках колес
повреждения, не относящиеся к ДТП от 2 апреля 2024 года и носящие вероятно
эксплуатационный характер.
В судебном заседании судебный эксперт ******.
пояснил, что на момент ДТП на автомобиль истце на дисках были установлены
зимние шины, на момент осмотра независимым экспертом на автомобиле истца на
дисках были установлены летние шины, а на момент осмотра судебными экспертами
на дисках были установлены другие летние шины. На дисках колес есть повреждения
в местах, где были повреждены шины, но есть и повреждения, расположенные в
других местах. Время образования повреждения на дисках колес определить не
представляется возможным. Фотоматериалы с места ДТП недостаточно информативны.
Поскольку суду не были представлены
доказательства недостоверности выводов судебной экспертизы, суд первой
инстанции обоснованно принял заключение судебной экспертизы и пояснения
судебного эксперта в качестве допустимых доказательств по делу.
В силу ст. 309
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться
надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями
закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии
с обычаями
или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ вред,
причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный
имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом,
причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от
возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, в
подтверждение оснований для привлечения ответчика к гражданско-правовой
ответственности истец должен доказать наступление вреда, противоправность
действий (бездействия) причинителя вреда, причинную связь между противоправными
действиями (бездействием) и вредом, а также вину лица, причинившего вред.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право
которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков,
если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем
размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено,
произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права,
утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные
доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота,
если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Правовые основы обеспечения безопасности
дорожного движения закреплены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения», задачами которого определены: охрана
жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а
также защита интересов общества и государства путем предупреждения
дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ч. 1 ст. 17
Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и
о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных
дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в
целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации
дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения
транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого
движения.
В силу ст. 12
Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного
движения», ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать
безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия
состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и
другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание
автомобильных дорог.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения
безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного
состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов
устанавливаются ГОСТ Р
50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации.
Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию,
допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В п. 3.1.2 названного государственного
стандарта, установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин, которые
не должны превышать по длине - 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В суде первой инстанции интересы истца
представляла Дамаева Э.Р., действовавшая на основании нотариально
удостоверенной доверенности от 27 апреля 2024 года (т. 1 л.д. 9).
В доверенности Дамаевой Э.Р., в частности,
были предоставлены истцом полномочия представлять его интересы в суде по делу о
возмещении вреда, причиненного в результате ДТП от 2 апреля 2024 года, в том
числе с правом признания или отказа полностью или частично от исковых
требований, с правом уменьшения или увеличения исковых требований.
10 июля 2024 года представитель истца Дамаева
Э.Р. представила в суд заявление об
уточнение исковых требований – просила суд взыскать с ответчиков в пользу истца
материальный ущерб в размере 104 100 руб. (т. 1 л.д. 224).
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд
принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Применив
вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд первой
инстанции в полном объеме удовлетворил исковые требования Петровичева
М.А., заявленные к ООО
«Ульяновсктрансстрой», признав указанное общество надлежащим ответчиком по
делу.
С учетом изложенного, судебная коллегия
считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы представителя истца
Литвинова Д.А. о несогласии с решением суда в части размера взысканного с
ответчика материального ущерба.
Доводы
апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства,
которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали
выводы судебного решения, не влияют на правильность принятого судом решения, в
связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, а кроме того,
они направлены на иную оценку добытых судом доказательств, с чем судебная коллегия согласиться не может.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших
вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые
обстоятельства установлены с достаточной полнотой, доводы апелляционной жалобы
не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330
ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит
оставлению без изменения.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 10 июля 2024 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу представителя Петровичева Михаила Александровича –
Литвинова Дениса Александровича – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня составления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Засвияжский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 17
февраля 2025 года.