У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0003-01-2024-002490-85
Судья
Резовский Р.С. Дело
№33а-489/2025 (33а-6373/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
4 февраля 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу администрации муниципального образования «город Ульяновск» на решение
Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 27 августа 2024 года по делу
№2а-1624/2024, которым постановлено:
административное исковое заявление прокурора
Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах
неопределённого круга лиц, к администрации города Ульяновска о возложении
обязанностей по оборудованию мест (площадок) для накопления твердых
коммунальных отходов в соответствии с требованиями действующего
законодательства удовлетворить.
Обязать администрацию города Ульяновска устранить навалы
твердых коммунальных отходов вблизи контейнерной площадки, расположенной по
адресу: ***; географические координаты ***; собственник площадки –
администрация города Ульяновск; источники образования ТКО – ***.
Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность по
оборудованию твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения
талых и дождевых сточных вод, трёхстороннего непрерывного ограждения высотой не
менее 1 метра в соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические
требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным
объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху,
почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных
помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий» и пункта 4.4 Порядка накопления (в том числе
раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской
области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 03
марта 2017 года № 91-П,
контейнерной площадки по адресу: ***; географические координаты ***;
собственник площадки – администрация города Ульяновск; источники образования
ТКО – ***.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора
гражданско – судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Стерлядевой Е.В.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Железнодорожного района города Ульяновска обратился
в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц
к администрации муниципального образования «город Ульяновск», в котором просил:
обязать администрацию города Ульяновска в соответствии с требованиями пунктов
9, 10 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию
территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и
питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям,
эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и пункта 4.12
Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных
отходов на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением
Правительства Ульяновской области от 03 марта 2017 года № 91-П,
устранить навалы твердых коммунальных отходов вблизи контейнерной площадки,
расположенной по адресу: ***; возложить на администрацию города Ульяновска
обязанность по оборудованию твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном
для отведения талых и дождевых сточных вод, трёхстороннего непрерывного
ограждения высотой не менее 1 метра в соответствии с требованиями пункта 3 указанных
СанПиН 2.1.3684-21 и пункта 4.4 Порядка накопления (в том числе раздельного
накопления) твердых коммунальных отходов, контейнерной площадки по указанному
адресу.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены
Финансовое управление администрации города Ульяновска, Министерство финансов
Ульяновской области, УФК по Ульяновской области, Министерство природы и
цикличной экономики Ульяновской области, Управление Роспотребнадзора по
Ульяновской области, ООО «Контракт-Плюс», Управление по благоустройству
администрации города Ульяновска, МБУ «Городской центр по благоустройству и
озеленению города Ульяновска».
Рассмотрев требования административного истца по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска
просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое
решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Не соглашается с выводами суда о том, что администрация
города Ульяновска является собственником места (площадки) накопления ТКО.
Ссылается на письмо Управления муниципальной собственности администрации города
Ульяновска №*** от ***, согласно которому указанная контейнерная площадка в
реестре муниципальной собственности не числится.
Согласно пунктам 4.3, 4.4 «Порядка накопления (в том числе
раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской
области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от
03.03.2017 №91-П, контейнерная площадка располагается на твердом, прочном,
водонепроницаемом, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать
установку и выкатывание контейнеров без повреждения. Контейнерные площадки
должны быть огорожены с трех сторон.
В связи с тем, что указанное место накопления ТКО не
оборудовано под требования, относящиеся к контейнерным площадкам с определенным
количеством контейнеров, предусмотренных в данном районе, назвать данный объект
контейнерной площадкой можно будет только после соответствующего переоборудования.
Таким образом, обязанность по содержанию указанного места
накопления ТКО не лежит на администрации.
В решении суда указано, что фактически несанкционированный
навал ТКО размещен на земельном участке, государственная собственность на
который не разграничена. Однако в суд не было представлено доказательств,
подтверждающих, что правообладателем земельного участка, на котором были
образованы навалы ТКО, является муниципальное образование «город Ульяновск».
При вынесении решения судом не было учтено, что Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области совместно с
Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области обязаны
проводить мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе на
территории *** в границах земельных участков, государственная собственность на
которые не разграничена.
Не соглашается с выводом суда о необоснованности доводов
администрации города Ульяновска о необходимости возложения обязанности по
вывозу отходов на регионального оператора ООО «Контракт Плюс».
Судом не учтены и не отражены в решении меры, принятые
структурными подразделениями администрации города Ульяновска по ликвидации
несанкционированного места размещения ТКО вблизи контейнерной площадки.
Указывает, что для установления конкретных лиц,
ответственных за несанкционированное складирование отходов, требуется система
видеонаблюдения, охватывающая всю территорию города и специальная служба
контроля, которые в настоящее время отсутствуют.
В судебное заседание не явились представители
административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени
рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
проверив законность принятого по делу решения в порядке статьи 308 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со
следующим.
В соответствии с п.24 ч.1
ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного
значения муниципального, городского округа относятся участие в организации
деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых
коммунальных отходов.
Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» территории муниципальных образований подлежат
регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и
иными требованиями.
В силу ч.4 ст.8
Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в
области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и
содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за
исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда
такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест
(площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест
(площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического
воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми
коммунальными отходами.
В соответствии с п.п. 1,
3,
4 ст.13.4
названного Федерального закона накопление отходов допускается только в местах
(на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства
в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного
законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения
мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение
реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии
с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления
твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 места (площадки)
накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления,
за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев,
когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления
создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия
решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого
муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации
в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного
законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам
(площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические
требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным
объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному
воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных
помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3, контейнерные площадки,
организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников
(контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое,
бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а
также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за
пределы контейнерной площадки.
В соответствии со ст.6 Федерального закона «Об отходах
производства и потребления» постановлением Правительства Ульяновской области от
03.03.2017 №91-П утвержден Порядок накопления (в том числе раздельного
накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области.
Пунктом 2.5 названного Порядка предусмотрено, что создание и
содержание мест накопления (в том числе раздельного) ТКО, за исключением
установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая
обязанность лежит на других лицах, осуществляют органы местного самоуправления.
Лицо, ответственное за содержание контейнерной площадки,
обеспечивает своевременную уборку контейнерной площадки и непосредственно
прилегающей к ней территории, а также свободный доступ к контейнерам (пункт 4.3
Порядка).
Контейнерная площадка располагается на твердом, прочном,
водонепроницаемом, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать
установку и выкатывание контейнеров без их повреждения (пункт 4.3 Порядка).
Согласно пункту 4.4 указанного Порядка, контейнерные
площадки должны быть огорожены с трех сторон.
Необходимое
количество контейнеров на контейнерной площадке и их объем определяются исходя
из числа жителей, проживающих в многоквартирных и индивидуальных жилых домах,
для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО которых предназначены
эти контейнеры, установленных нормативов накопления (в том числе раздельного
накопления) ТКО с учетом санитарно-эпидемиологических требований (пункт 4.7).
Как установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой
Железнодорожного района г.Ульяновска проверки установлено неналежащее санитарно-эпидемиологическое
состояние контейнерной площадки по адресу: ***. Вблизи контейнерной площадки
имеются навалы твердых коммунальных отходов. Установлено наличие трех
контейнеров, которые находятся за пределами контейнерной площадки
(л.д. 10, 13, 117).
В соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования
«город Ульяновск», названная контейнерная площадка имеет географические
координаты ***), собственником площадки является администрация города
Ульяновск; источники образования ТКО – *** (л.д. 115, 116).
Принимая во внимание, что по делу достоверно установлено,
что собственником названной контейнерной площадки по адресу: ***
(географические координаты ***) является администрация города Ульяновска, к
полномочиям которой относится деятельность по накоплению, в том числе по
созданию, обустройству, содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных
отходов на территории муниципального образования «город Ульяновск», суд первой
инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, обоснованно возложил
на административного ответчика обязанность по оборудованию площадки накопления
твердых коммунальных отходов по указанному адресу в соответствии с требованиями
СанПин 2.1.3684-21.
Ссылка администрации города Ульяновска в апелляционной
жалобе о том, что указанная контейнерная площадка не числится в реестре
муниципальной собственности, является несостоятельной, поскольку опровергается
представленными в материалы дела доказательствами.
То обстоятельство, что место накопления ТКО не оборудовано в
соответствии с требованиями, предъявляемыми законом к контейнерным площадкам,
административным ответчиком не оспаривается.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что по делу не
представлено доказательств образования навалов ТКО на земельном участке,
собственником которого является муниципальное образование «город Ульяновск», не
опровергает правильность принятого по делу решения, поскольку в силу п.4.3
Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных
отходов на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением
Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 №91-П, администрация города
Ульяновска, как лицо, ответственное за содержание контейнерной площадки, должна
обеспечивать своевременную уборку контейнерной площадки и непосредственно
прилегающей к ней территории.
Довод в апелляционной жалобе о том, что обязанность по
ликвидации несанкционированных свалок на территории *** в границах земельных
участков, государственная собственность на которые не разграничена, лежит на
Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области, не
может быть признан состоятельным, так как спорные правоотношения подпадают под
регулирование Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства
и потребления», устанавливающим порядок обращения с твердыми коммунальными
отходами.
Указание в жалобе на то, что судом не учтены принятые
структурными подразделениями администрации города Ульяновска меры по ликвидации
несанкционированного места размещения ТКО вблизи контейнерной площадки, не опровергает
правильность принятого по делу решения суда. Названные обстоятельства
опровергнуты административным истцом в акте от *** и подлежат установлению в
порядке исполнения решения суда.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись
предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана оценка, с
которой судебная коллегия соглашается.
Принятое по делу решение является правильным, основано на
надлежащем применении и толковании норм материального и процессуального права,
процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решении, судом не
допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения
суда не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 27
августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации
муниципального образования «город Ульяновск» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
17.02.2025.