У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2023-006090-80
Судья Павлов Н.Е.
Дело № 33а-572/2025 (33а-6462/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 11 февраля 2025
года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей
Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные
жалобы Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №9 Управления
Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской
области на решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 10 января 2024 года по делу №
2а-2125/2024, по
которому постановлено:
административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за
соблюдением законов в исправительных учреждениях области удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная
колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской
области» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу
устранить следующие нарушения закона, а именно:
- обеспечить эксплуатацию электрических светильников в
отрядах №№ 4.1, 7.1, 7.2, помывочном
помещении отряда хозяйственного обслуживания, банно-прачечном комплексе,
коридоре 2 этажа помещения клуба, флюорографическом кабинете МЧ-10 с колпаками
(рассеивателями), предусмотренными их конструкциями;
- оборудовать помещения отряда № 7.1 системой пожарной
сигнализации;
- обеспечить исправное состояние речевых оповещателей
системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в отрядах №№ 4.1,
4.2, 7.2;
- оборудовать камеры здания ШИЗО/ПКТ горячим водоснабжением;
- обеспечить приватность санитарных узлов в камерах здания
ШИЗО/ПКТ (за исключением камеры № 2 ШИЗО) путем ограждения изолированными
кабинами;
-обеспечить исправное состояние сантехнического оборудования
в санузлах цехов заготовки и сборки деревообрабатывающего участка,
терапевтического и приемного отделений филиала больницы;
- провести ремонт, устранив дефекты и повреждения покрытия
стен
в спальных помещениях отрядов №№ 1.1,
2.1, 2.2, в умывальных комнатах отрядов
№ № 3.1, 4.1, карантинного отделения, в санузле отряда №
4.1, в комнатах воспитательной работы отряда № 4.1, хранения личных вещей
отряда № 4.2, в здании клуба, душевой и кабинете заведующего банно-прачечного
комплекса, в камерах ШИЗО №№ 1, 3, 6, 7, ПКТ №№ 1, 2, 3, 5, 8, в душевой
и комнате хранения спальных принадлежностей здания ШИЗО-ПКТ,
в производственных помещениях и душевой цеха заготовки деревообрабатывающего
участка, в производственных помещениях цеха сборки деревообрабатывающего
участка, участка по изготовлению мебельной фурнитуры, в кабинете фельдшера и
коридоре здания МЧ-10, санузле столовой больницы, коридоре приемного отделения
больницы, палатах №№ 4, 6, 7 хирургического отделения больницы, палате №2
терапевтического отделения больницы, эндоскопическом и ингаляторном кабинетах
больницы, приемном отделении больницы, клинической лаборатории больницы,
кабинете забора анализов туберкулезного отделения больницы, процедурном
кабинете и гнойной (чистой) перевязочных хирургического отделения больницы,
кабинете забора анализов и процедурном кабинете терапевтического отделения
больницы, комнатах приема и забора материала, проведения бак-исследований,
автоклавной, моечной, средоварочной и препараторской комнатах
бактериологической лаборатории;
- провести ремонт, устранив повреждения потолка в умывальных
комнатах отрядов №№ 1.1, 3.1, помещении приема осужденных администрацией отряда
№ 7.1, здании клуба, душевой банно-прачечного комплекса, санузле цеха заготовки
деревообрабатывающего участка, производственных помещениях цеха сборки
деревообрабатывающего участка, швейного участка, участка
по изготовлению мебельной фурнитуры, рентген-кабинете здания МЧ-10, санузле
столовой больницы, коридоре приемного отделения больницы, палате
№ 3 терапевтического отделения больницы, эндоскопическом и ингаляторном
кабинетах больницы, приемном отделении больницы, клинической лаборатории
больницы, процедурных кабинетах и кабинете забора анализов туберкулезного
отделения больницы, операционной, процедурном кабинете и гнойной (чистой)
перевязочных хирургического отделения больницы, кабинете забора анализов
и процедурном кабинете терапевтического отделения больницы, кабинетах
средоварочной, заведующей, моечной, «ЦГСЭН», комнатах приема и забора
материала, проведения бак-исследований, автоклавной, моечной, средоварочной и
препараторской комнатах бактериологической лаборатории;
- провести ремонт, устранив повреждения напольного покрытия
в спальных помещениях отрядов №№ 1.1, 2.1 и карантинного отделения, умывальной
комнате отряда № 3.1, комнатах воспитательной работы отрядов №№ 3.2, 4.1,
комнате хранения личных вещей отряда № 4.2, помещении поста младшего инспектора
здания ШИЗО-ПКТ, камерах ШИЗО №№ 1, 4, ПКТ №№ 1, 3, 5, 7, санузле цеха
заготовки деревообрабатывающего участка, производственных помещениях цеха
сборки деревообрабатывающего участка, в производственных помещениях участка по
изготовлению мебельной фурнитуры, кабинете фельдшера здания МЧ-10, палатах №№
4, 6, 7, 11 хирургического отделения больницы, палатах №№ 1, 3, 4, 5, 6, 8 и
коридоре терапевтического отделения больницы, в стерилизационном, ЛОР,
физиотерапевтическом и ингаляторном кабинетах больницы, в клинической
лаборатории больницы, процедурных кабинетах и кабинете забора анализов
туберкулезного отделения больницы, комнатах приема и забора материала,
проведения бак-исследований, автоклавной, моечной, средоварочной и
препараторской комнатах бактериологической лаборатории;
- провести ремонт, устранив нарушения покрытия труб в палате
интенсивной терапии терапевтического отделения больницы, стоматологическом,
эндоскопическом, ЛОР, стерилизационном, физиотерапевтическом, ингаляторном
кабинетах больницы, в приемном отделении больницы, клинической лаборатории
больницы, процедурных кабинетах и кабинете забора анализов туберкулезного
отделения больницы;
- провести ремонт, устранив дефекты покрытия дверей
в стоматологическом, эндоскопическом, ЛОР, стерилизационном,
физиотерапевтическом и ингаляторном кабинетах больницы, в приемном отделении
больницы, в клинической лаборатории больницы, процедурных кабинетах и кабинете
забора анализов туберкулезного отделения больницы,
в системной терапевтического отделения больницы;
- провести ремонт, устранив дефекты покрытия окон в стоматологическом,
эндоскопическом, ЛОР, стерилизационном, физиотерапевтическом
и ингаляторном кабинетах больницы, в клинической лаборатории больницы,
в процедурных кабинетах и кабинете забора анализов туберкулезного отделения
больницы;
- оборудовать местной системой вытяжной вентиляции цех
заготовки деревообрабатывающего участка;
- привести уровни искусственной освещенности в отрядах №№
1.1, 7.2,
в камерах ШИЗО №№ 1, 3, 4, 8, ПКТ №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8 в соответствие
с гигиеническими нормативами показателей естественного, искусственного
и совмещенного освещения зданий (не ниже 150 Лк.).
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний
по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения
бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со
дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Вязьмина А.А.,
полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в
исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц
обратилась в суд с административным иском, измененным в порядке ст. 46 Кодекса
административного судопроизводства РФ, к Федеральному казенному учреждению
«Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Ульяновской области» (далее – ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области),
Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области
(далее – УФСИН России по Ульяновской области) о возложении обязанности
устранить выявленные нарушения.
В обоснование
заявленных требований указал на то, что в ходе проведенной прокуратурой с
участием специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы
ГУ МЧС России по Ульяновской области и филиала «Центр государственного
санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России проверки
соблюдения законодательства о пожарной безопасности, материально-бытовом и
медико-санитарном обеспечении осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-9 УФСИН России
по Ульяновской области установлено нарушение требований противопожарного и
санитарно-эпидемиологического законодательства. В связи с этим прокуратурой
Ульяновской области в адрес руководителей УФСИН России по Ульяновской
области и ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области выданы представления об
устранении нарушений закона. Вместе с тем, контрольная проверка показала, что
имевшиеся нарушения в полном объеме не устранены. Поскольку администрацией
исправительным учреждением не принимаются меры к соблюдению требований пожарной безопасности и развитию материальной
базы учреждения, в результате чего имеется реальная угроза причинения вреда
жизни и здоровью осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и
граждан, посещающих учреждение.
Административный истец просил обязать
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в течение девяти месяцев со дня
вступления решения в законную силу устранить нарушения закона, указанные в
административном иске.
Судом к участию в деле в
качестве заинтересованных лиц
привлечены ГУ МЧС России по
Ульяновской области, ФКУ «Центр материально-технического обеспечения и
вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской
области».
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе УФСИН
России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
изменить в части, касающейся работ в отрядах №№ 4.1, 7.1, 7.2 (поскольку они не
используются для содержания осужденных, следовательно, их права не нарушаются),
в части обязанности по оборудованию камер здания ШИЗО/ПКТ горячим водоснабжением
(поскольку указанные здания построены в 1985 году и требования СП
308.1325800.2017 на них не распространяются. Горячее водоснабжение в камерных
помещениях не предусмотрено). Обращает внимание на то, что отряды №№ 4.1, 4.2,
7.1, 7.2 законсервированы по причине неполной заполняемости исправительного
учреждения ввиду снижения численности осужденных.
Также просит дополнить
резолютивную часть сроком доведения УФСИН России по Ульяновской области до ФКУ
ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области бюджетных ассигнований (лимитов
бюджетных обязательств) – 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу,
поскольку денежные средства поступают из федерального бюджета от ФСИН России.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК
– 9 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит
его отменить.
В обоснование жалобы указывает
доводы, аналогичные, изложенные в апелляционной жалобе УФСИН России по
Ульяновской области.
В возражениях на апелляционные
жалобы Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в
исправительных учреждениях области просит решение суда оставить без изменения,
апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по
административным делам Ульяновского областного суда от 14.05.2024 решение Заволжского районного суда
г.Ульяновска от 10.01.2024 оставлено без изменения, апелляционные жалобы
ФКУ «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по
Ульяновской области», УФСИН
России по Ульяновской области – без удовлетворения.
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей
юрисдикции от 20.11.2024 апелляционное определение судебной коллегии по
административным делам Ульяновского областного суда от 14.05.2024 отменено,
дело направлено на новое рассмотрение в Ульяновский областной суд.
При новом рассмотрении дела лица, участвующие в деле, кроме
прокурора, в судебное заседание не явились, извещены о дате и месте судебного
заседания надлежащим образом.
На основании ч.2 ст.150,
ч. 2 ст.306,
ч.1 ст.307,
ч.6 ст.226
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС
РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела в соответствии с
положением ст.308
КАС РФ, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия
приходит к следующему.
При рассмотрении апелляционных жалобы, представления,
частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае
следует проверять наличие предусмотренных ч.1 ст.310
КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции
(п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 №5 «О применении
судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции, удовлетворяя
требования прокурора, возложил на Управление Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем
доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные
цели, указывая на то, что УФСИН России по Ульяновской области не представлено
суду доказательств того, что для разрешения вопроса по финансированию
мероприятий по устранению выявленных нарушений в ФКУ ИК-9 УФСИН России по
Ульяновской области были приняты какие-либо меры и совершены необходимые
действия.
При этом суд правильно указал в своем решении, что Учредителем
ФКУ ИК-9 УФСИН России по
Ульяновской области является Российская Федерация. Функции и полномочия
учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником
имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России и в
соответствии с п.5.8 Устава источниками финансирования деятельности учреждения
являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные
законодательством Российской Федерации. При недостаточности у учреждения
денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и
УФСИН России по Ульяновской области в порядке, установленном действующим законодательством
(п.5.12 Устава).
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Рассматривая требования прокурора,
суд первой инстанции не в полном объеме выяснил обстоятельства, а именно:
необходимо ли в настоящее время для обеспечения горячего водоснабжения в камерах
здания ШИЗО/ПКТ, в которых установлены санитарные приборы, проведение
реконструкции, капитального ремонта зданий, либо возможно установить
водонагревающие устройства в действующую систему водоснабжения с соблюдением
требований противопожарной безопасности в рамках текущего ремонта без прокладки
трубопроводов большого диаметра и увеличения системы водоотведения; каков объем
необходимых финансовых затрат для устранения недостатков, связанных с
отсутствием горячего водоснабжения; запланирована ли ФСИН России реконструкция,
капитальный ремонт зданий для этих либо иных целей.
Данные вопросы являются юридически
значимыми, но не нашли отражения в обжалуемом решении, которое по общему
правилу должно быть исполнимым.
При этом ФКУ ИК-9 не осуществляет функции главного
распорядителя бюджетных средств.
Согласно п.3
Положения о Федеральной службе исполнения
наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации
от 13.10.2004 №1314, основными
задачами ФСИН России являются, в том числе управление территориальными органами
ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (пп.8).
Согласно п.7 Положения
ФСИН России осуществляет материально-техническое
обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы
(в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих
наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально
созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы,
осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию
возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по
капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов
уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и
(или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания,
следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально
созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п.5
Положения о ФСИН России).
В силу п.5.8 Устава ФКУ ИК-9 данное Учреждение находится в
ведении ФСИН России, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса
- получателем бюджетных средств.
Согласно п.п.1
и 7 ст. 161
Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении
органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного
распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств,
доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по
таким обязательствам от имени Российской Федерации отвечает орган
государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные
полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого
находится соответствующее казенное учреждение.
Из правового анализа приведенных правовых норм следует, что
именно ФСИН России осуществляет обязанности по финансированию мероприятий,
направленных на устранение выявленных прокурором нарушений в Учреждении, а УФСИН
России по Ульяновской области доводит финансирование до ФКУ ИК-9.
Ч. 5 ст.41
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено,
что в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в
качестве административного ответчика предусмотрено данным Кодексом
или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица,
суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного
соответчика.
Учитывая, что в данном случае ФСИН России реализует
административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению
законов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях,
исполняющих наказания, и следственных изоляторах, настоящее дело подлежало
рассмотрению с обязательным привлечением ФСИН России к участию в деле в
качестве административного ответчика, поскольку доведение лимитов бюджетных
ассигнований без соответствующего финансирования из федерального бюджета не
представляется возможным.
Между тем, суд рассмотрел дело без привлечения к участию в
деле ФСИН России, которая является главным распорядителем бюджетных средств.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации,
содержащихся в постановлении
от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», следует, что судебный акт является
законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального
права.
Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям не
соответствует. Допущенные судом существенные нарушения норм процессуального
права повлияли на исход дела, что привело к вынесению незаконного судебного
решения.
На
основании изложенного, в соответствии с п.3 ст.309
КАС РФ, обжалованное решение суда подлежит безусловной отмене, а административное
дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует
учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для
рассмотрения данного административного дела, в случае необходимости истребовать
дополнительные доказательства, правильно определить круг лиц, участвующих в
деле, их процессуальный статус, принять решение в соответствии с нормами
материального и процессуального права, с учетом установленных обстоятельств по
делу, а также принимая во внимание указания вышестоящего суда, изложенные в
Кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от
20.11.2024.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда
г.Ульяновска от 10 января 2024 года отменить.
Административное
дело №2а-2125/2024
направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Определение
суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и
может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 12.02.2025.