У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2024-004549-28
Судья Шабинская Е.А. Дело
№33а-417/2025 (33а-6299/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
7 февраля 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Лифановой З.А.
при помощнике судьи
Каминской Ю.А., секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционное
представление прокурора Ленинского района г.Ульяновска на решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 августа 2024 года по делу
№2а-3479/2024, которым постановлено:
в удовлетворении
административного искового заявления прокурора Ленинского района города
Ульяновска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к
Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области об обязании
признать не подлежащими обработке и
подлежащими аннулированию налоговых деклараций – отказать.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения прокурора Стерлядевой
Е.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя УФНС
России по Ульяновской области Круть Е.А., полагавшей решение суда подлежащим
отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского
района города Ульяновска, действуя в интересах Российской Федерации и
неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к УФНС
России по Ульяновской области с административным иском о возложении обязанности исключить из обработки
налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2021 года, номер корректировки «0»,
регистрационный номер ***, признать не подлежащей обработке и подлежащей
аннулированию налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2021 года, номер
корректировки «1», регистрационный номер ***, представленные ***.
Требования
мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского
района г. Ульяновска
проведена проверка в соответствии с Протоколом заседания межведомственной
рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям №***
(«Механизм выявления «технических» организаций и пресечения их деятельности, в
том числе в целях принятия превентивных мер для обеспечения сохранности
бюджетных средств»), которой установлено, что ***
(ИНН ***), имеет признаки организации, деятельность которой направлена не
на осуществление предпринимательской деятельности, а на осуществление
деятельности в интересах третьих лиц и является звеном в цепочке организаций, оказывающих
услуги по получению необоснованной налоговой экономии организациями -
выгодоприобретателями.
По результатам
проведенных контрольных мероприятий в отношении *** за период 4 квартал 2021 года УФНС
России по Ульяновской области установлено неправомерное предъявление к вычету
НДС за указанный период от «недобросовестных» контрагентов (определено
мероприятиями администрирующих органов, а также судебным решением) при
отсутствии реальных хозяйственных отношений, то есть налоговое правонарушение,
ответственность за совершение которого предусмотрена п. 3 ст. 122 НК РФ.
В налоговой
декларации по НДС за 4 квартал 2021 года, представленной ***, указана
минимальная сумма НДС к уплате при несоразмерных показателях в книге покупок и
книге продаж.
*** представлена
уточненная налоговая декларация по НДС (корректировка № 1) за 4 квартал 2021
года от 28.02.2022, сумма заявленного НДС по книге покупок (раздел 8) - 146 083
716,20 руб., сумма исчисленного НДС по книге продаж (раздел 9) - 146 145 244,86
руб., сумма НДС к уплате - 61 529 руб.
На основании
сведений из книги покупок и продаж (Раздел 8 и 9), отраженных в налоговой
декларации по НДС за 4 квартал 2021 года, выявлено, что налогоплательщик *** заявляет
налоговые вычеты по НДС на основании счетов-фактур от сомнительных поставщиков
на сумму 146,08 млн. руб. и НДС с реализации 146,14 млн. руб.
В разделе 8
(сведения из книги покупок) декларации по НДС за 4 квартал 2021 года ***
единственным поставщиком являлось ООО «Электрострой»
(источник формирования расхождений) на сумму – 876,5 млн. руб.
В ходе анализа
сведений в отношении ООО «Электрострой» установлены признаки, определяющие
общество в качестве «транзитной» организации, используемой для создания
формального документооборота без ведения реальной финансово-хозяйственной
деятельности c целью получения необоснованной налоговой выгоды организациями -
выгодоприобретателями.
Оплата
товаров/работ/услуг между ООО «Электрострой», *** по отраженным сделкам
отсутствует.
Основными
заказчиками согласно сведениям книги продаж декларации по НДС за 4 квартал 2021
года *** выступали: ООО «Бест»,
ООО «ТНК «Погода в доме», ООО «Симтрейд», ООО «Меркурий», ООО «Техстройгаз». Оплата
товаров/работ/услуг между *** с указанными контрагентами по отраженным сделкам
отсутствует.
На требования,
выставленные в адрес ***, о предоставлении документов (информации) по
взаимоотношениям контрагентами ответы не получены. На требования, выставленные
в адрес контрагентов, о предоставлении документов (информации) по
взаимоотношениям с *** ответы также не получены.
Таким образом, факт
финансово-хозяйственных взаимоотношений с
контрагентами не подтвержден. *** при представлении налоговой отчетности по НДС
использовались следующие IP-адреса: *** и т.д., которые являются массовыми динамическими
сетевыми адресами, определить точное место представления отчётности невозможно.
Таким образом,
установлено, что все декларации, представленные от лица данных Обществ, носят
фиктивный характер, так как Обществами фактически не осуществляется финансово-хозяйственная
деятельность, что подтверждается отсутствием организаций по заявленным адресам,
отсутствием трудовых и материальных ресурсов, несоответствием данных по
декларациям с данными выписок по расчетным счетам, перечислением денежных средств
ИП и организациям без НДС, отсутствием взаиморасчетов по банковским счетам с
контрагентами, заявленными в декларации по НДС. У организаций, которые заявлены
вышеуказанными Обществами в качестве поставщиков, также отсутствуют трудовые и
имущественные ресурсы, а движение денежных средств носит «транзитный» характер
или отсутствует полностью.
Поскольку в
налоговых декларациях по НДС, поданных *** за спорные периоды, отражены
недостоверные сведения об операциях, не связанных с реальной экономической деятельностью данной
организации, то все сведения о декларациях подлежат аннулированию.
Прокурор просил суд
возложить обязанность на УФНС России по Ульяновской области признать не
подлежащей обработке и подлежащей аннулированию налоговую декларацию по НДС за
4 квартал 2021 года, номер корректировки «0», регистрационный номер ***,
представленную ***, признать
не подлежащей обработке и подлежащей аннулированию налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2021 года, номер
корректировки «1», регистрационный номер ***, представленную ***.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Электрострой», ФНС России, Меньшиков
С.А., ООО «Бест», ООО
«Симтрейд», ООО «Меркурий», ООО «Техстройгаз», ООО «ТПК «Погода в доме».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор
Ленинского района г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его
отменить.
Полагает, что вывод
суда о том, что сторонами не представлены доказательства, свидетельствующие о
нарушении прав Российской Федерации, не основаны на материалах
административного дела.
Указывает, что в
рамках судебного разбирательства были установлены нарушения требований
налогового законодательства, выявленные административным ответчиком в ходе
мероприятий по налоговому контролю.
Поскольку в
налоговых декларациях по НДС, поданных *** за спорные периоды, отражены недостоверные
требования об операциях, не связанных с реальной экономической деятельностью
данной организации, то из единой базы ФНС России все сведения о декларациях
подлежат аннулированию.
В отзыве на
апелляционное представление УФНС России по Ульяновской области поддерживает его
доводы.
В судебное заседание
другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционного представления, отзыва на него, судебная
коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов
граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других
случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.4 ст.218
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может
обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании
незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных
государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и
законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия
(бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права,
свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия
к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них
незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и
из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска
проведена проверка в соответствии с Протоколом заседания межведомственной
рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям №***
«Механизм выявления «технических» организаций и пресечения их деятельности, в
том числе в целях принятия превентивных
мер для обеспечения сохранности бюджетных средств».
Прокурорской
проверкой установлено, что *** предоставляло налоговые декларации по НДС с использованием формального
документооборота, организуемого с участием компаний, не ведущих реальной
экономической деятельности и не исполняющих налоговые обязательства в связи со
сделками, оформляемыми от их имени. *** не осуществляют деятельность в своем
интересе и на свой риск, не обладает необходимыми активами, не выполняет
реальных функций, и принимает на себя статус участников операций с оформлением
документов от их имени в противоправных целях.
*** состоит на
налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области, дата регистрации ***,
юридический адрес: ***,
в качестве директора и учредителя значится Меньшиков Станислав Андреевич.
Основным видом
деятельности является: 46.73 Торговля оптовая лесоматериалами, строительными
материалами и санитарно-техническим оборудованием.
30.01.2023 в ЕГРЮЛ
внесены сведения о недостоверности адреса юридического лица.
По результатам
проведенных проверочных мероприятий установлено, что в налоговой декларации по
НДС за 4 квартал 2021 года, представленной ***, указана минимальная
сумма НДС к уплате при несоразмерных показателях (обороты) в книге покупок и
книге продаж.
*** представлена
уточненная налоговая
декларация по НДС (корректировка № 1) за 4 квартал 2021 года от 28.02.2022,
сумма заявленного НДС по книге покупок (раздел 8) - 146 083 716,20 руб., сумма
исчисленного НДС по книге продаж (раздел 9) - 146 145 244,86 руб., сумма НДС к
уплате - 61 529 руб., подписант - законный представитель Меньшиков С.А.
(подписантом первичной декларации по НДС также является Меньшиков С.А.).
На основании
сведений из книги покупок и продаж (Раздел 8 и 9), отраженных в налоговой
декларации по НДС за 4 квартал 2021 года, выявлено, что налогоплательщик ***
заявляет налоговые вычеты по НДС на основании счетов-фактур от сомнительных
поставщиков на сумму 146,08 млн. руб. и НДС с реализации 146,14 млн. руб.
В разделе 8
(сведения из книги покупок) декларации по НДС за 4 квартал 2021 года ***
единственным поставщиком являлось ООО «Электрострой»
(источник формирования расхождений) на сумму – 876,5 млн. руб.
ООО «Электрострой»
состоит на налоговом учёте в Управлении Федеральной налоговой службы по
Ульяновской области (ранее состояло на учёте в Инспекции Федеральной налоговой
службы по Ленинскому району г. Ульяновска), дата
регистрации ***.
ООО «Электрострой»
имеет признаки организации, деятельность, которой направлена не на
осуществление предпринимательской деятельности, а на осуществление деятельности
в интересах третьих лиц и является звеном в цепочке организаций, оказывающих
услуги по получению необоснованной налоговой экономии организациями - выгодоприобретателями.
В ходе анализа
сведений в отношении ООО «Электрострой» установлены признаки, определяющие
общество в качестве «транзитной» организации, используемой для создания
формального документооборота без ведения реальной финансово-хозяйственной
деятельности c целью получения необоснованной налоговой выгоды организациями -
выгодоприобретателями: в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об
адресе регистрации организации от ***; в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности
сведений в части руководителя организации от ***; анализ движения денежных
средств по расчетным счетам не подтверждает ведение реальной
финансово-хозяйственной деятельности (отсутствие перечислений на хозяйственные
нужды, коммунальные платежи, зарплату и т.д.) кроме того установлен факт вывода
денежных средств из оборота; численность сотрудников - 0 человек; расходы
максимально приближены к доходам; сумма налоговых вычетов по НДС - 100%; отсутствие
основных средств.
Оплата
товаров/работ/услуг между ООО «Электрострой» и *** по отраженным сделкам
отсутствует.
Основными
заказчиками, согласно сведениям книги продаж декларации по
НДС за 4 квартал 2021 года *** выступали: ООО «Бест» (общество является
«техническим» звеном, имеет высокий уровень налогового риска, по результатам
проверки в отношении руководителя, учредителя, адреса регистрации общества
внесены записи о недостоверности сведений, общество исключено из ЕГРЮЛ ***), ООО
«ТНК «Погода в доме» (общество является предполагаемым бенефициарным владельцем
схемы); ООО «Симтрейд» (общество является «техническим» звеном, имеет высокий
уровень налогового риска, по результатам проверки в отношении адреса регистрации
общества внесена запись о недостоверности сведений); ООО «Меркурий» (общество
является «техническим» звеном, имеет высокий уровень налогового риска, по
результатам проверки в отношении руководителя, учредителя, адреса регистрации
общества внесены записи о недостоверности сведений); ООО «Техстройгаз»
(общество является «техническим» звеном, имеет высокий уровень налогового
риска, по результатам проверки в отношении руководителя, учредителя, адреса
регистрации общества внесены записи о недостоверности сведений, принято решение
о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ).
Оплата
товаров/работ/услуг между *** с указанными контрагентами по отраженным сделкам
отсутствует.
Решением Кировского
районного суда г. Самары от 10.11.2022 по административному делу № ***
аннулированы налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2018 года, 3 квартал 2021
года, 1-2 кварталы 2022 года, представленные ***, контрагентом которого также
являлось ООО «Электрострой».
Установив указанные
обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права, свободы
и законные интересы лиц, в защиту прав, свобод которых обратился прокурор, не
нарушены. Кроме того, факты нарушений
выявлены налоговым органом в ходе мероприятий по налоговому контролю, поэтому
налоговый орган должен самостоятельно принимать решения по результатам
налоговых проверок.
Судебная коллегия с
таким выводом суда первой инстанции не соглашается, поскольку он основан на
неправильном применении норм материального права, и данное обстоятельство в
силу п.4 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции в
апелляционном порядке.
Согласно п.п.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом
налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация
товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе
реализация предметов
залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание
услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации,
а также передача имущественных прав.
Применение налогоплательщиками вычетов сумм
НДС влечет уменьшение размера их налоговой обязанности и является формой
налоговой выгоды.
Обоснованность налоговой выгоды подлежит
оценке судом с учетом необходимости реализации в правоприменительной практике
таких публично значимых целей, вытекающих из положений п.1
и п.3 ст.3
НК РФ, как поддержание стабильности налоговой системы, стимулирование
участников оборота к вступлению в договорные отношения преимущественно с
контрагентами, ведущими реальную хозяйственную деятельность и уплачивающими
налоги, обеспечение нейтральности налогообложения по отношению ко всем
плательщикам НДС, которые действовали осмотрительно в хозяйственном обороте и
не участвовали в уклонении от налогообложения.
По смыслу п.1 ст.54.1
НК РФ налогоплательщик отвечает за искажения сведений о фактах хозяйственной
деятельности (совокупности таких фактов), в которых он участвовал.
В п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от
12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения
налогоплательщиком налоговой выгоды» указано, что под налоговой выгодой для
целей настоящего Постановления понимается уменьшение размера налоговой
обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения
налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а
также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Представление налогоплательщиком в налоговый
орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды
является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что
сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или)
противоречивы.
Налоговая выгода не может быть признана
обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением
реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п.4
Постановления).
В п.5 Постановления разъяснено, что о
необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные
доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
- невозможность реального осуществления
налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения
имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для
производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для
достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу
отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств,
производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- учет для целей налогообложения только тех
хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением
налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение
и учет иных хозяйственных операций;
- совершение операций с товаром, который не
производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком
в документах бухгалтерского учета.
Установленные по делу обстоятельства с
очевидностью свидетельствуют о том, что *** не осуществляет реальную
финансово-хозяйственную деятельность, представленные сведения о расчетах
направлены исключительно на уклонение от налогообложения.
Судебная коллегия приходит к выводу о
доказанности налоговым органом, и, соответственно, административным истцом,
факт недостоверности сведений, представленных *** в налоговый орган при подаче
оспариваемых деклараций, в связи с чем административный иск прокурора подлежит
удовлетворению.
Вопреки выводам суда
первой инстанции, административный иск направлен на защиту интересов Российской
Федерации, поскольку налог на добавленную стоимость в соответствии со ст.50
Бюджетного кодекса Российской Федерации зачисляется в доход федерального
бюджета.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 16 августа 2024 года отменить, принять по делу
новое решение об удовлетворении административного иска прокурора Ленинского
района г. Ульяновска к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области об обязании признать не подлежащими обработке и подлежащими
аннулированию налоговые декларации.
Обязать Управление
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области признать не подлежащей
обработке и подлежащей аннулированию налоговую декларацию по НДС за 4 квартал
2021 года, номер корректировки «0», регистрационный номер ***, представленную *** (ИНН ***), признать не
подлежащей обработке и подлежащей аннулированию
налоговую декларацию по НДС за 4
квартал 2021 года, номер корректировки «1», регистрационный номер ***,
представленные *** (ИНН ***).
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 14.02.2025.