УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0018-02-2024-000172-83
Судья Николаева Н.М. Дело № 33-503/2025 (33-6388/2024)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
11 февраля 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Герасимове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-2-137/2024 по апелляционным жалобам Бурнашева Рафаиля Равильевича, Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от
20 сентября 2024 года, с учетом определения того же суда от 22 октября 2024 года об
исправлении описки, по которому постановлено:
исковые требования Бурнашева Рафаиля Равильевича (паспорт ***)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области (ИНН 7325000479) о признании незаконным решения, возложении
обязанности включить в страховой стаж периоды работы, назначении страховой
пенсии удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить Бурнашеву
Рафаилю Равильевичу в общий страховой стаж периоды работы в *** с 01.01.2022 по
31.12.2022, прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с
30.10.1984 по 01.11.1986.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Бурнашева
Рафаиля Равильевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300
руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований
Бурнашева Рафаиля Равильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области отказать.
Заслушав
доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Бурнашева Р.Р., его представителя Насырова
Н.Х.,
поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Бурнашев Р.Р. обратился в суд с исковым заявлением,
уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о признании решения об отказе в установлении
пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный и страховой
стаж периоды работы, досрочно назначить страховую пенсию по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что 13.02.2023 Бурнашев
Р.Р. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении
страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР
по Ульяновской области от 01.06.2023 № *** истцу отказано в досрочном
назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой
продолжительности стажа на соответствующих видах работ, страхового стажа и
величины индивидуального пенсионного коэффициента. При этом в решении указано,
что записи в трудовой книжке, архивные
справки не содержат необходимую информацию об условиях и характере льготной
работы; не усматривается, по какой профессии осуществлялась работа;
отсутствует информация о виде
строительства, занятости на новом строительстве, выполнении строительных и
монтажных работ.
С учетом уточненных исковых требований, Бурнашев Р.Р. просил
суд признать незаконным и отменить решение ОСФР по Ульяновской
области от 01.06.2023 № *** об отказе
в назначении пенсии, возложить на ответчика обязанность:
– включить в стаж,
дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды
работы: с 20.09.1990 по 19.07.1991 – в качестве мастера ***, с 02.08.1991 по
26.10.1993 – в качестве мастера-строителя в ***, с 23.06.1996 по 26.08.1999 – в
качестве мастера-строителя в ***,
– включить в
страховой стаж периоды: с 01.09.1982 по 29.10.1984 – обучение в ***, с
30.10.1984 по 01.11.1986 – прохождение службы в Вооруженных Силах СССР, с
02.11.1986 по 28.06.1989 – обучение в ***, с 31.08.1989 по 16.03.1990 – в
качестве инженера проектировщика в ***, с 22.05.2002 по настоящее время – в ***,
– досрочно
назначить страховую пенсию по старости с момента подачи заявления о назначении
страховой пенсии по старости,
а также взыскать с
ответчика в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300
руб. (л.д. 5-8, 147-148).
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит
решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Бурнашева Р.Р. в
части включения в страховой стаж периода прохождения военной службы с
30.10.1984 по 01.11.1986 отказать (л.д. 210-212).
В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено с
нарушением норм материального права. Полагает, что военный билет Бурнашева Р.Р.
не может являться достаточным доказательством по делу, на основании которого в
страховой стаж истца возможно включение периода прохождения военной службы.
Указывает, что период прохождения истцом
военной службы по призыву должен быть подтвержден компетентным органом
Республики Таджикистан – Агентством социального страхования и пенсий при
Правительстве Республики Таджикистан в рамках заключенного между Российской
Федерацией и Республикой Таджикистан Договора о сотрудничестве в области
пенсионного обеспечения от 15.09.2021. Для подтверждения специального и общего
стажа Бурнашева Р.Р. ОСФР по Ульяновской области направлен запрос в Агентство социального страхования и пенсий при
Правительстве Республики Таджикистан, однако ответ от компетентного органа в
Отделение не поступил.
В апелляционной жалобе Бурнашев Р.Р. просит решение суда
отменить, вынести по делу новое решение (л.д. 221-224).
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам
искового заявления. Полагает, что трудовая книжка является надлежащим
доказательством, подтверждающим периоды его работы в том или ином качестве.
Кроме того, согласно пояснениям специалиста по обеспечению пенсионных прав
граждан бывшей Таджикской ССР вся
необходимая информация о периодах работы истца была направлена в адрес ОСФР
по Ульяновской области.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных
жалобах.
Выслушав пояснения
участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,
проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и
правильность применения судом норм материального и процессуального права при
вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан
Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях».
Как следует из части 1
статьи 8 Федерального закона
от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право
на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет
(соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6
к настоящему Федеральному закону).
В пункте
2 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» установлено, что страховая
пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при
наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30
следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по
достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми
условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют
страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если
указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины
установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа,
страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8
настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за
каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы
женщинам.
Согласно
части 2
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по
старости в соответствии с частью 1
настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности)
и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего
федерального закона,
засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных
периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения
данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях»).
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего
федерального закона,
могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством,
действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы
(деятельности) (часть 4
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях»).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды
работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской
Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона,
при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 14
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете
страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего
Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного
лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного
страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на
основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения
содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для
установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.
В
целях реализации положений статей 30
и 31
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством
Российской Федерации принято постановление
от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно
назначается страховая пенсия но старости, и правилах исчисления периодов работы
(деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее –
постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).
Согласно
подпункту «б»
пункта 1 данного постановления при определении стажа на
соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по
старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список № 2
производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми
условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по
старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров
СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий,
должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2
производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в
которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных
размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №
1173 «Об утверждении списков производств, исков, профессий и должностей, работа
в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в
льготных размерах», – для учета периодов выполнения соответствующих работ,
имевших место до 01.01.1992.
По Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и
показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных
условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №
10, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются мастера строительных и
монтажных работ и производители работ (прорабы), а по Списку № 2 производств,
профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда
раздел XXIX «Строительство зданий и сооружений», утвержденному постановлением
Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, – мастера (десятники) и прорабы.
Мастера, занятые на строительстве сельскохозяйственных объектов, этим правом не
пользуются.
Согласно
пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, Перечню
документов, необходимых для установления пенсии, утвержденному приказом
Минтруда России от 04.08.2021 № 538н, в случаях, когда необходимы данные о
характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных
видов работ (деятельности), например, о работе с вредными веществами
определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте
(местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о
выполнении нормы рабочего времени, для подтверждения периодов работы
принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими
государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов
соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно
установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на
конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение пенсии по
старости.
Из
пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления пенсии,
утвержденного Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н, следует, что для
назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30
– 32
Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам,
предусмотренным пунктами 6
и 7
настоящего перечня, необходимы документы (сведения): а) подтверждающие периоды
работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1
статьи 30, часть 1
статьи 31, пункт 7 части
1 статьи 32, статья 33
Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с пунктом 5 разъяснений Министерства
труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения списков
производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии
со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»,
право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за
выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда Российской
Федерации от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда
имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками,
в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы
в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего
времени. При этом в указанное время включается время выполнения
подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу
при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего
характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время
может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с
целью обеспечения основных трудовых функций.
В
соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются
периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное
не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами,
при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации.
При
применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное
социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
13.02.2023 Бурнашев
Р.Р., *** года рождения, обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о
назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
(л.д. 74-76).
Решением ОСФР по Ульяновской области от 01.06.2023 № ***
Бурнашеву Р.Р. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в
соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на
соответствующих видах работ, страхового стажа и величины индивидуального
пенсионного коэффициента (л.д. 70 оборотная сторона-73).
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», засчитан период работы с 28.10.1993 по 12.06.1996 (02-07-15) – в качестве
прораба в ***».
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не засчитаны следующие
периоды работы:
с 20.03.1990 по
19.07.1991 (01-04-00) – в качестве мастера ***;
с 02.08.1991 по
26.10.1993 (02-02-25) – в качестве мастера-строителя в *** (записи в трудовой
книжке, архивные справки не содержат необходимой информации об условиях и
характере льготной работы, не усматривается профессия, по которой
осуществлялась работа, отсутствует информация о виде строительства, занятости
на новом строительстве, выполнении строительных и монтажных работ).
В страховой стаж не
засчитаны периоды:
с 01.09.1982 по
29.10.1984 (02-01-29) – обучение в ***;
с 30.10.1984 по
01.11.1986 (02-00-02) – прохождение службы в Вооруженных Силах СССР;
с 02.11.1986 по
28.06.1989 (02-07-27) – обучение в ***;
с 31.08.1989 по
16.03.1990 (00-06-16) – в качестве инженера проектировщика в ***;
с 20.03.1990 по
19.07.1991 (01-04-00) – в качестве мастера ***, поскольку компетентный орган
Республики Таджикистан не подтвердил специальный и общий стаж формализованным
документом – формуляром «О страховом стаже»;
с 23.06.1996 по
26.08.1999 (03-02-04) – в качестве мастера-строителя в ***, в связи с
отсутствием сведений об уплате страховых взносов, информации о членстве в
хозяйстве либо работе в качестве наемного работника.
На
дату обращения (13.02.2023) у Бурнашева Р.Р. стаж на соответствующих видах
работ в соответствии с пунктом 2 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» составил 2 года 7 месяцев 15 дней, при требуемом – 6 лет 3 месяца для
назначения пенсии в возрасте 58 лет, страховой стаж – 23 года 10 месяцев 11
дней, при требуемом – не менее 25 лет. Величина индивидуального лицевого счета
– 17,019, при требуемой – не менее 25,8 в 2023 году.
В
системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации Бурнашев
Р.Р. зарегистрирован 18.09.2002.
Из трудовой книжки следует, что Бурнашев Р.Р. работал (л.д.
82-84):
с 31.08.1989 по
16.03.1990 в должности инженера-проектировщика
3
категории в ***;
с 20.03.1990 по 19.07.1991 в ***;
с 02.08.1991 по 26.10.1993 в *** в качестве мастера-строителя;
с 28.10.1993 по 12.06.1996 в *** прорабом;
с 23.06.1996 по 26.08.1999 в *** в качестве
мастера-строителя.
Кроме того, в трудовой книжке указано о прохождении истцом в
период с 30.10.1984 по 01.11.1986 службы в рядах Советской Армии.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного
лица сведения о стаже работы в период с 02.08.1991 по 26.10.1993 и с 01.01.2003
по 31.12.2021 отражены общими условиями
без указания кода и дополнительных сведений для досрочного назначения страховой
пенсии.
Не согласившись с решением ОСФР по Ульяновской области, Бурнашев Р.Р. обратился
в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что представленными
доказательствами не подтверждается льготный характер работы и постоянная полная
занятость истца в спорные периоды, в
выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют
сведения относительно заявленных периодов, периоды работы на территории
Таджикской ССР не подтверждены формуляром «О страховом стаже» от Агентства социального страхования и
пенсий при Правительстве Республики Таджикистан, в результате чего пришел
к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, возможности включения
Бурнашеву Р.Р. в страховой стаж периодов работы в *** с 01.01.2022 по
31.12.2022, прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с
30.10.1984 по 01.11.1986.
Решение
суда в части включения Бурнашеву Р.Р. в страховой стаж периода работы в *** с
01.01.2022 по 31.12.2022 сторонами не оспаривается, в связи с чем законность и
обоснованность необжалуемой части решения в силу положений частей 1,
2 статьи
327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.
С выводом суда о включении в страховой стаж Бурнашева
Р.Р. периода прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с
30.10.1984 по 01.11.1986, а также отсутствии оснований для включения в
специальный и страховой стаж периодов работы, обучения на территории Таджикской ССР судебная коллегия
соглашается, поскольку он основан на верном применении норм материального
права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу
доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.
В
соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной
деятельности, которые предусмотрены статьей 11
данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой
приравненной к ней службы, предусмотренной Законом
Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и
их семей».
При
исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию
периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления
в силу Федерального закона
«О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в
соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы
(деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета
соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том
числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного
лица (часть 8
статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Статьей 13
Конституции (Основного закона) СССР от 05.12.1936 было определено, что Союз Советских Социалистических
Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного
объединения равноправных Советских Социалистических Республик, в их числе
Таджикская Советская Социалистическая Республика.
Статьей 132 Конституции (Основного закона) СССР от
05.12.1936, предусматривалось, что всеобщая воинская обязанность является
законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР представляет почетную
обязанность граждан СССР.
07.10.1977 Верховным Советом СССР принята Конституция
(Основной закон) СССР (действовала в период прохождения истцом действительной
срочной военной службы в рядах Вооруженных сил СССР), в статье 63 которой
устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР – почетная
обязанность советских граждан.
В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от
07.10.1977 провозглашалось, что Союз
Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное
государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в
результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения
равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских
Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе
Таджикская Советская Социалистическая Республика (статья 71).
Территория СССР была едина и включала территории союзных
республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75
Конституции (Основной закон) СССР от 07.10.1977).
Прохождение
военной службы гражданами СССР регулировалось Законом
СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» (утратил силу
на территории Российской Федерации с 01.03.1993).
Статьями 3,
5
и 8
Закона СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности»
предусматривалось, что все мужчины – граждане СССР, независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной
принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера
занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу
в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной
военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы,
сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах
сроков, установленных данным законом,
считались состоящими на действительной срочной военной службе.
В статье 78
Закона СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности»
закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в
рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период
регулировалось Законом
СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Положением
о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным
постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590.
В соответствии с подпунктом
«к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты
государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в
общий стаж работы.
Согласно абзацу
четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты
государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных
размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на
подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на
других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных
Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к
работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая
следовала за окончанием этого периода.
Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший
действительную срочную военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил
СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность
советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР
подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его
на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной
службы.
В связи
с этим выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для включения
истцу в его страховой стаж периода прохождения им действительной срочной
военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 10.10.1984 по 01.11.1986 являются
правильными.
При
этом факт прохождения Бурнашевым Р.Р. военной службы в рядах Вооруженных Сил
СССР в указанный период подтверждается его военным билетом (л.д. 24-37) и
сведениями, представленными федеральным государственным казенным учреждением
«Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» (л.д. 244-245),
Военным комиссариатом *** (справка приобщена к материалам дела в суде
апелляционной инстанции).
Периоды обучения в *** с 01.09.1982 по 29.10.1984, с 02.11.1986 по 28.06.1989
не подлежали включению в страховой в стаж, поскольку в силу абзаца
тринадцатого пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты
государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от
03.08.1972 № 590, при назначении пенсий
по старости периоды, указанные в подпункте «и»
(в том числе обучение в высших учебных заведениях), могут быть засчитаны в
страховой стаж только при наличии стажа работы или службы, указанной в подпункте «к»
пункта 109 вышеназванного Положения, до поступления в учебное
заведение.
Сведений о выполнении Бурнашевым Р.Р. трудовой
деятельности до поступления в учебное заведение в материалах дела не имеется. Кроме того, этот период не подтвержден уполномоченным Агентством
социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан.
Заявленные периоды работы на территории Таджикской ССР (с 31.08.1989 по 16.03.1990,
с 20.09.1990 по 19.07.1991) также не подлежали учету при досрочном назначении
страховой пенсии по старости в соответствии
с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду следующего.
В
соответствии с частью 4
статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора.
В
соответствии с частью 3
статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом,
применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы
пенсионного обеспечения граждан, прибывших на территорию Российской Федерации
из Республики Таджикистан, обратившихся с заявлением о назначении пенсии до
21.10.2022 урегулированы Соглашением
о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых
государств от 13.03.1992 (далее – Соглашение) и осуществлялись в соответствии с
нормами Федеральных законов от 17.12.2001 № 173-ФЗ
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 166-ФЗ
«О государственном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также подзаконных нормативных
правовых актов, принятых в целях реализации названных Федеральных законов, в
частности с Правилами
подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №
1015, в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами
Российской Федерации.
На
дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой
пенсии (13.02.2023) вступил в силу и действовал заключенный между Российской
Федерацией и Республикой Таджикистан Договор о сотрудничестве в области
пенсионного обеспечения, подписанный в Душанбе 15.09.2021 (далее – Договор)
(ратифицирован Федеральным законом
Российской Федерации от 14.07.2022 №
242-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой
Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения», опубликован на
официальном интернет-портале правовой информации http://gov.ru
21.10.2022).
В
соответствии с частью 3 статьи 21 данного Договора одновременно со вступлением
его в силу в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан
прекращает действие Соглашение
о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых
Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
При
этом Федеральный закон
от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о
гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств
в области пенсионного обеспечения», вступивший в силу 30.06.2022, не содержит
норм о возможности применения указанного Соглашения.
Частью
2 статьи 19 Договора определено, что для установления права на пенсию в
соответствии с его положениями принимается во внимание страховой стаж, который
в соответствии с законодательством договаривающихся сторон приобретен и до
вступления в силу настоящего Договора.
Договор
базируется на пропорциональном принципе, а именно разделении ответственности за
периоды страхового стажа, приобретенного на территории Договаривающихся Сторон,
не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды
стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и Таджикской ССР, каждая
Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу,
приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Условиями
данного Договора предусмотрено, что застрахованные лица, на которых
распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под
действие законодательства той договаривающейся стороны, на территории которой
они осуществляют трудовую (работа по найму) и (или) иную (работа не по найму)
деятельность, если иное не предусмотрено настоящим Договором (статья 7).
Каждая
договаривающаяся сторона назначает пенсию на основании страхового стажа,
приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если
иное не предусмотрено настоящим Договором (пункт 1 статьи 9).
При
определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях
договаривающихся сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:
в
отношении Российской Федерации – страховой стаж, приобретенный на территории
Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики;
в
отношении Республики Таджикистан – страховой стаж, приобретенный на территории
Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики
(пункт 2 статьи 9).
В
случае если согласно законодательству одной из договаривающихся сторон право на
пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории
другой договаривающейся стороны, то первая договаривающаяся сторона назначает
пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом
подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно
законодательству той договаривающейся стороны, которая устанавливает пенсию
(пункт 3 статьи 9).
Если
страхового стажа, приобретенного по законодательству договаривающейся стороны,
назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание
принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой
договаривающейся стороны, а также третьего государства, с которым
договаривающаяся сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о
социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье
государство подтвердит страховой стаж (пункт 4 статьи 9).
При
определении права на пенсию в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи
страховой стаж, совпадающий по времени его приобретения, не учитывается (пункт
5 статьи 9).
В
Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктами
4 и 5 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента
определяется за периоды стажа, приобретенного на ее территории, а также на
территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики. В случае если согласно законодательству Российской Федерации право
на пенсию в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного
коэффициента не возникает, применяется величина индивидуального пенсионного
коэффициента, равная единице за один год стажа работы, приобретенного на
территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической
Республики, а также на территориях третьих государств, с которыми у Российской
Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном
страховании). При этом один месяц страхового стажа составляет 1/12 часть
коэффициента за полный календарный год, а один день – 1/360 часть коэффициента
за полный календарный год (пункт 6 статьи 9).
При
определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на
определенной должности или в определенных условиях труда и организациях по
законодательству одной из договаривающейся сторон аналогичные периоды работы на
территории другой договаривающейся стороны с периодами такой работы на
территории первой договаривающейся стороны не суммируются, но учитываются как
периоды страхового стажа на общих основаниях, за исключением периодов работы на
территориях бывших Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики и Таджикской Советской Социалистической Республики, имевших место до
01.01.1991 (пункт 7 статьи 9).
Таким
образом, Договором предусмотрено распределение финансовой ответственности
договаривающихся сторон по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные
права, приобретенные (приобретаемые) на их территории.
Из
смысла приведенных положений Договора следует, что возможность принятия во внимание
страхового стажа, приобретенного по законодательству другой договаривающейся
стороны, предусмотрена для тех случаев, если страхового стажа, приобретенного
по законодательству договаривающейся стороны, назначающей пенсию, требуемого
для права на нее, недостаточно.
Как
до заключения Договора от 15.09.2021, так и до денонсации Соглашения, вопросы о
зачете в специальный и страховой стаж Бурнашеву Р.Р. периодов его работы в Республике Таджикистан
не рассматривались, за ним не было признано право на пенсионное обеспечение в
Российской Федерации.
Принимая во внимание включенные в страховой стаж решением
Радищевского районного суда Ульяновской области от 20.09.2024 периоды работы в ***
с 01.01.2022 по 31.12.2022, прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил
СССР с 30.10.1984 по 01.11.1986, продолжительность страхового стажа Бурнашева
Р.Р. составляет 26 лет 10 месяцев 13 дней, что превышает требуемую
продолжительность страхового стажа для досрочного назначения страховой пенсии
по старости (25 лет).
Поскольку
страховой стаж превышает требуемую продолжительность страхового стажа для
досрочного назначения страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 4
статьи 9 Договора от 15.09.2021 правовых оснований для включения в подсчет
страхового стажа для определения права на досрочное назначение страховой пенсии
по старости периодов работы на территории Таджикской ССР с 31.08.1989 по 16.03.1990, с 20.09.1990 по 19.07.1991 у
суда первой инстанции не имелось.
При этом формуляр «О страховом стаже» относительно периода
работы с 20.09.1990 по 19.07.1991 в
*** в качестве мастера *** содержит лишь сведения о приеме и увольнении с
работы и не подтверждает данный период как специальный стаж, приобретенный по
законодательству Республики Таджикистан.
В материалах дела не имеется документального подтверждения
по законодательству Российской Федерации занятости Бурнашева Р.Р. в период с 20.09.1990 по 19.07.1991, на новом строительстве
зданий и сооружений, кроме сельскохозяйственных), необходимого по Списку № 2 от
22.08.1956, действующего до 01.01.1991, и выполнения постоянно в течение
полного рабочего дня обязанностей «мастера строительных и монтажных работ» на
строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте
зданий и других сооружений, что предусмотрено Списком № 2 от 26.01.1991.
Таким образом, период работы с 20.09.1990 по 19.07.1991 в *** в качестве мастера *** включить
истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой выплаты по
старости, не представляется возможным.
Период работы с 23.06.1996
по 26.08.1999 в *** в должности мастера-строителя
также не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение
страховой выплаты по старости, поскольку истцом не представлены относимые и
допустимые доказательства выполнения постоянно в течение полного рабочего дня
обязанностей «мастера строительных и монтажных работ» на строительстве,
реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий и
других сооружений, что предусмотрено Списком № 2 от 26.01.1991. Приобщенные к
материалам дела в суде апелляционной инстанции акты приемки выполненных
строительно-монтажных работ коровника за июнь, июль 1996 года, платежные
ведомости за июль 1996 года, апрель 1997 года не подтверждают выполнение
постоянно в течение полного рабочего дня обязанностей «мастера строительных и монтажных
работ».
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с
выводом суда об отказе во включении периода
работы с 23.06.1996 по 26.08.1999 в
*** в должности мастера-строителя в страховой стаж. Первоначально исковые
требования относительно данного периода были заявлены о включении его в стаж
истца. Впоследствии исковые требования были уточнены согласно позиции
пенсионного органа. Между тем для защиты пенсионного права истца суду первой
инстанции следовало оценить возможность включения спорного периода в страховой
стаж. В суде апелляционной инстанции Бурнашев Р.Р., его представитель Насыров
Н.Х. полагали, что период
работы с 23.06.1996 по 26.08.1999 подлежит включению в страховой стаж
работника.
Для
восстановления нарушенного права Бурнашева Р.Р.,
его социальной защиты, действительного соблюдения баланса прав и
интересов сторон возникших правоотношений, обеспечения
права истца на пенсионное обеспечение судебная коллегия в силу абзаца
второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ полагает необходимым проверить
решение в части отказа Бурнашеву Р.Р. во включении периода работы с 23.06.1996 по 26.08.1999 в *** в должности мастера-строителя в страховой стаж.
Разрешая
вопрос о возможности включении периода
работы с 23.06.1996 по 26.08.1999 в
*** в должности мастера-строителя в
страховой стаж, судебная коллегия исходит из следующего.
Деятельность
*** в спорный период работы истца регулировалась Законом
РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», утратившим
силу в связи с принятием Федерального закона
от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
В
соответствии со статьей 22
Закона
РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
крестьянскому хозяйству разрешалось использовать наемный труд в соответствии с
действующим законодательством РСФСР, условия которого могли регламентироваться
договором с гражданами об использовании их труда.
При
этом пунктом 6
статьи 25 данного Закона предусматривалось, что время работы в
крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об
использовании их труда, подлежало зачету в общий и непрерывный стаж работы на
основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов
по социальному страхованию.
С
учетом положений статей 22
и 25
Закона
РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» трудовые
отношения наемных работников крестьянских (фермерских) хозяйств регламентировались
общими нормами трудового права.
В
соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для
установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от
24.07.2002 № 555, основным документом о трудовом стаже является трудовая книжка
(пункт 6).
Пунктом 11
указанных Правил также предусмотрено, что периоды работы членов крестьянского
(фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском)
хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой
книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской
Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных
платежей.
Записями в трудовой книжке истца подтверждается факт его
работы с 23.06.1996 по 26.08.1999 на условиях
найма в качестве мастера-строителя в ***
В подтверждение этому представлен трудовой договор от
23.06.1996, заключенный между работодателем ***, и работником Бурнашевым Р.Р. на неопределенный срок, а также акты
приемки выполненных строительно-монтажных работ за июнь, июль 1996 года,
платежные ведомости за июль 1996 года, апрель 1997 года.
При
этом запись об увольнении с указанной должности по собственному желанию
подтверждает трудовой характер отношений Бурнашева Р.Р. и ***.,
так как увольнение *** *** законодательством не предусматривалось. *** выходили
из его состава с выплатой соответствующей денежной компенсацией за счет
вынесенного имущества, а не увольнялись.
Спорный
период работы истца приходился на время действия Закона
Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в
Российской Федерации» (действовал до 01.01.2002), которым предусматривалось,
что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом,
осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов
работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8);
в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего,
члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой
работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному
страхованию (статья 89).
Следовательно,
уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу
граждан, работающих по трудовому договору, как в период работы истца, так и в
настоящее время должен был производить работодатель.
При
этом статьей 237
КЗоТ РСФСР (действовал до 01.02.2002) предусматривалось, что взносы на
государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями,
учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных
работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка.
Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не
лишает работников права на обеспечение за счет государственного социального
страхования.
Таким
образом, гарантируя права работников, законодатель установил правило, согласно
которому неуплата работодателем взносов на государственное социальное
страхование не лишала работников права на обеспечение за счет средств
государственного социального страхования, а значит и права на пенсию.
Поэтому
право работника, работающего на условиях найма в *** на включение периодов
указанной трудовой деятельности в стаж и на реализацию его пенсионных прав не
может быть поставлено в зависимость от надлежащего исполнения работодателем
предусмотренной законом обязанности по перечислению страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации.
Записи
за спорный период заверены руководителем организации, скреплены печатью
организации, содержат номера и даты приказов о приеме и увольнении.
Доказательства,
позволяющие поставить под сомнение или признать недействительными сведения,
внесенные в трудовую книжку истца о периодах работы в *** в материалах дела не
имеется.
Следует
учесть, что ни Федеральный закон
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Федеральный закон
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не содержат
норм, обязывающих застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную
уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
в связи с чем отсутствие страховых перечислений в Пенсионный фонд Российской
Федерации не может служить основанием для ограничения права истца на получение
трудовой пенсии в соответствии с продолжительностью трудового стажа. Условия
приобретения пенсионных прав не могут быть поставлены в зависимость от
исполнения страхователем (работодателем) надлежащим образом своей обязанности
по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской
Федерации.
При
таком положении вина работника в неисполнении работодателем своих обязательств
по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ отсутствует.
С учетом
изложенного судебная коллегия полагает необходимым включить в страховой стаж
Бурнашева Р.Р. периода работы с 23.06.1996 по 26.08.1999 в качестве мастера-строителя в ***
Также судебная
коллегия не согласна с выводом суда об отказе во включении в специальный
стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» периода работы с 02.08.1991 по 26.10.1993 в качестве мастера-строителя в ***
(указанный период включен пенсионным органом в страховой стаж).
По сведениям муниципального архива *** от 13.08.2024 акты
ввода в эксплуатацию возведенных *** зданий и сооружений на хранение в архив не
передавались, отсутствуют в описи, табели учета рабочего времени в отношении
работы Бурнашева Р.Р., устав (положение) на хранение в архив не передавались (л.д. 119).
Из исторической справки к описи *** следует, что в ноябре
1986 года после объединения двух строительных
организаций района *** и *** было создано на базе ***. Местонахождение
организации: ***. Основной задачей организации является строительство
производственных зданий и сооружений сельскохозяйственного производства, жилья,
объектов социального и культурного назначения в селах района. В структуру
организации входили, в том числе мастера (л.д. 120).
Из справки муниципального архива от 29.03.2023
усматривается, что Бурнашев Рафаэль – мастер (в документе отчество дата
рождения, дата приема и увольнения не указаны) в период с августа 1991 по
сентябрь 1993 получал заработную плату, с указанием сумм ежемесячных выплат.
Так же указано, что какой-либо другой Бурнашев Р.Р. в документах за 1991-1993
годы не значится. Других документов, в том числе карточек формы Т2, на хранение
в архив не передавалось (л.д. 121).
В архивной выписке из приказа по *** от 26.10.1993 № ***
имеется запись об увольнении Бурнашева Рафаэля Равилевича – мастера с работы по
собственному желанию с 26.10.1993. Приказы по личному составу за 1991-1992 годы на
хранение в архив не передавались их местонахождение неизвестно (л.д. 122).
Представленными в суде апелляционной инстанции документами
(постановлениями главы администрации *** от 28.12.1993 № ***, от 28.03.1993 № ***,
актами приемки выполненных строительно-монтажных работ, актами государственной
приемочной комиссии о приемке законченного строительного объекта в
эксплуатацию, ведомостями о начислении заработной платы) подтверждается строительство
***, 16-ти квартирного жилого дома,
двухквартирного жилого дома.
Совокупность доказательств относительно периода работы с
02.08.1991 по 26.10.1993 в качестве
мастера-строителя в *** свидетельствует о выполнении истцом работы в должности
мастера на вновь строящихся объектах (которые не относятся к
сельскохозяйственным объектам), выполнении им строительных и монтажных работ,
подтверждает полную занятость, характер и специфику работы, позволяет включить этот период работы
в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в
соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Вместе с тем специальный стаж Бурнашева Р.Р. не достаточен
для досрочного назначения страховой пенсии (с 28.10.1993 по 12.06.1996
(02-07-15) и с 02.08.1991 по 26.10.1993 (02-02-05), то есть менее половины – 6
лет 3 месяцев), что не позволяет досрочно назначить ему страховую пенсию по
старости в соответствии с пунктом 2
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях».
Что касается невключенных в страховой стаж периодов
индивидуальной предпринимательской деятельности, то они могут быть включены в
страховой стаж только при условии
документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей документами
территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации.
Период осуществления истцом деятельности в качестве
индивидуального предпринимателя с 01.01.2003 по 31.12.2021 включен пенсионным
органом в страховой стаж, оснований для их повторного включения в страховой
стаж у суда первой инстанции не имелось.
Поскольку доказательств об уплате обязательных платежей в
полном объеме за период с 22.05.2002 по 31.12.2002, с 01.01.2023 по 31.12.2023 не
представлено, указанные периоды не подлежали включению в страховой стаж истца.
Судом первой инстанции верно отмечено, что содержащиеся в материалах дела квитанции
об уплате средств в Пенсионный фонд Российской федерации не являются
достаточными доказательствами полной уплаты данных взносов.
Необходимые
условия для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 2
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» не соблюдены, что препятствует истцу в назначении страховой
пенсии по старости по заявленному основанию.
Принимая во внимание изложенное, решение суда следует
отменить в части отказа во включении: в стаж, дающий право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости, периода работы с 02.08.1991 по 26.10.1993 в качестве мастера-строителя в ***, в
страховой стаж периода работы с 23.06.1996 по 26.08.1999 в качестве мастера-строителя в ***, принять
в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований в данной
части.
В остальной части решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Радищевского районного суда Ульяновской области
от 20 сентября 2024 года, с учетом определения того же суда от 22
октября 2024 года об исправлении описки, отменить в части отказа во включении:
в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
периода работы с 02.08.1991 по
26.10.1993 в качестве мастера-строителя в ***, в страховой стаж периода работы
с 23.06.1996 по 26.08.1999 в
качестве мастера-строителя в ***., принять в указанной части новое решение.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить Бурнашеву
Рафаилю Равильевичу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, период работы с
02.08.1991 по 26.10.1993 в качестве мастера-строителя в ***, в страховой стаж
период работы с 23.06.1996 по 26.08.1999 в качестве мастера-строителя в ***
В остальной части решение суда оставить без изменения,
апелляционные жалобы Бурнашева Рафаиля Равильевича, Отделения Фонда пенсионного
и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Радищевский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
14.02.2025