Судебный акт
Перерасчет страховой пенсии по старости
Документ от 11.02.2025, опубликован на сайте 25.02.2025 под номером 117181, 2-я гражданская, о возложении обязанности по перерасчету страховой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0009-01-2024-000627-21

Судья Жучкова Ю.П.                                                                        Дело № 33-720/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     11 февраля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Дементьевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1-417/2024 по апелляционной жалобе Андриянова Андрея Ефимовича на решение                          Карсунского районного суда Ульяновской области от 9 октября 2024 года,                           по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Андриянова Андрея Ефимовича (паспорт ***) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479) о возложении обязанности по перерасчету страховой пенсии, отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Андриянова А.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Андриянов А.Е. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что с 19.08.1994 Андриянов А.Е. является получателем пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, размер пенсии составляет 39 518 руб. 59 коп. В ноябре 2023 года и апреле 2024 года истец обращался в ОСФР по Ульяновской области по вопросу перерасчета пенсии, на что ему даны разъяснения о правомерности назначенной и выплачиваемой пенсии, с чем он не согласен. В справке пенсионного органа от 28.02.2024 и письменных ответах неверно указан период его работы и иной деятельности – 30 лет 8 месяцев 8 дней, тогда как согласно трудовой книжке и арифметическим подсчетам указанный стаж составляет 35 лет 3 месяца 7 дней. При разъяснениях указано на постановление Совета Министров СССР от 10.11.1967 № ***, где Коми АССР, в том числе и г. ***, включены в районы Крайнего Севера. В обращениях указан районный коэффициент к заработной плате 1,3, при этом согласно Закону Республики Коми от 06.10.2005 № 93-РЗ «О повышенных и предельных размерах районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Республики Коми» повышенный размер районного коэффициента города *** *** с подчиненной ему территорией – 1,5. Таким образом, неверно исчисленный коэффициент нарушает права истца на пенсионное обеспечение. Кроме того, неверно произведено начисление. В частности, не указана надбавка за проживание на Севере (регистрация или фактическое проживание в северной местности) – 100% фиксированной выплаты, поскольку истец имел регистрацию по месту работы. При этом его страховая пенсия состоит из страховой выплаты (по состоянию на 2024 год – 15 113 руб. 95 коп.) и следующих фиксированных выплат: установленный размер фиксированной выплаты в сумме 8134 руб. 88 коп. + фиксированная 100% выплата как лицу, достигшему возраста 80 лет (8134 руб. 88 коп.) + 50% от фиксированной выплаты за работу в районах Крайнего Севера более 15 лет (4067 руб. 44 коп.) + 50% от фиксированной выплаты за работу в районах Крайнего Севера как лицу, достигшему возраста 80 лет (4067 руб. 44 коп). Процентное отношение фиксированной выплаты за регистрацию и проживание в северной местности учтено не было. Однако согласно трудовой книжке с 14.02.1979 истец проживал в районе Крайнего Севера. При назначении пенсии в 1994 году изначально не был включен период учебы, период службы в Вооруженных силах Российской Федерации засчитан в одинарном размере, тогда как срочная служба проходила на Дальнем Востоке (Приморский край) и коэффициент должен быть 1,3, что регламентировано в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях». Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости необоснованно уменьшена, что приводит к нарушению прав пенсионера.

С учетом уточненных исковых требований Андриянов А.Е. просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области при расчете пенсии включить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости за проживание в районах Крайнего Севера согласно регистрации с 14.02.1979 по 26.06.1995 (16 лет 4 месяца 12 дней); с 01.01.2015 фиксированную выплату в размере 7673 руб.; с 01.01.2020 фиксированную выплату в размере 20 179 руб. 38 коп.; с 01.11.2020 фиксированную выплату в размере 35 919 руб. 84 коп.; с 01.11.2023 фиксированную выплату в размере 47 667 руб. 68 коп.; с 01.01.2024 фиксированную выплату в размере 51 242 руб. 75 коп. (т. 1 л.д. 5-7, 188-189, 216).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Андриянов А.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Основанием для перерасчета страховой пенсии по старости является отказ во включении условия «надбавки на проживание на Севере» в размере 100% фиксированной выплаты на 01.01.2020. Обращает внимание, что с ноября 1978 года по июнь 1995 года он проживал в полевых условиях на *** где и был приписан в Коми АССР ***. На момент назначения пенсии продолжал осуществлять трудовую деятельность в районах Крайнего Севера. Трудовая деятельность истца в районах Крайнего Севера прекратилась спустя 10 месяцев после назначения пенсии, а именно – 26.06.1995. По окончанию трудовых отношений регистрация истца сменилась на г. Ульяновск. В Российской Федерации действует экстерриториальный принцип подачи заявления, согласно которому гражданин может обратиться за назначением пенсии в любой территориальный орган Пенсионного фонда по своему выбору: по месту жительства (пребывания) или фактического проживания независимо от места регистрации. Полагает, что смена места жительства не может повилять на его право получать 100%  фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за проживание в районах Крайнего Севера. Кроме того, согласно пенсионному удостоверению истцу с 14.08.1994 назначена пенсия в размере 181 327 руб., при этом в ответах и возражениях ответчик берет за расчет размер пенсии в сумме 1494 руб. 88 коп. При перерасчете пенсии в 2002 году не учтены периоды его службы в армии и учебы.  Северный стаж также должен исчисляться в полуторном размере. Общий трудовой стаж истца составляет 46 лет 8 месяцев 17 дней, из которых 16 лет 4 месяцев 11 дней – работа в районах Крайнего Севера. В непрерывный трудовой стаж, исчисляемый за период до 01.01.2007, военная служба засчитывается по правилам, установленным пунктом 3 статьи 10 и пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Один день военной службы по призыву должен быть засчитан за два дня работы, что составляет 5 лет 2 месяца 38 дней. Период учебы засчитывается в календарном исчислении и составляет 4 года 9 месяцев 14 дней. Таким образом, до переезда в районы Крайнего Севера стаж истца составлял 21 год 8 месяцев 22 дня. С учетом работы в районах Крайнего Севера, которая должна учитываться в полуторном размере (16 лет 4 месяца 11 дней х 1,5 = 24 года 6 месяцев 16 дней), советский стаж для расчета валоризации должен составлять 42 года 3 месяца 5 дней, сумма валоризации 1824 руб. 09 коп. По мнению автора жалобы, по состоянию на 01.01.2015 фиксированная выплата должна была составлять 7673 руб., по состоянию на 01.01.2020 –                                   10 401 руб. 35 коп., а с 01.01.2020 также должна быть включена надбавка за проживание в районах Крайнего Севера в сумме 5686 руб. 25 коп. На 01.01.2020 с учетом индексации на 6,6% фиксированная выплата составила 17 149 руб. 38 коп. При этом ответчиком по состоянию на 01.01.2020 установлена выплата в размере 8529 руб. 38 коп., и не включены 5686 руб. 25 коп. за проживание в районах Крайнего Севера, 1180 руб. 50 коп. – за проживание в период работы в районах Крайнего Севера. В январе 2020 года фиксированная выплата была включена в сумме 8529 руб. 38 коп. вместо 10 401 руб. 14 коп., в ноябре фиксированная выплата в размере 8529 руб. 38 коп. исключена. С 01.11.2020 в связи с достижением 80-летнего возраста фиксированная выплата составляет                                   32 889 руб. 40 коп. С 01.01.2021 фиксированная выплата должна составлять в                       34 862 руб. 76 коп. Отмечает, что при расчете пенсии был применен заниженный коэффициент 1,4. При этом согласно постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВСЦПС от 06.08.1971 № 316/22 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР», пороги от 1,4 до 1,6. Следовательно, для работников предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства должен применяться районный коэффициент 1,6.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации в настоящее время регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.

Порядок расчета пенсии по старости определен положениями статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно нормам части 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013                     № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» к страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата в сумме 4982 руб. 90 коп. в месяц.

Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (часть 6 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с частью 13 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» действие части 6 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» приостановлено.

Согласно части 8 статьи 10 указанного Федерального закона от 03.10.2018               № 350-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 01.01.2019 устанавливается в сумме, равной 5334 руб. 19 коп., с 01.01.2020 – 5686 руб. 25 коп., с 01.01.2021 – 6044 руб. 48 коп., с 01.01.2022 – 6564 руб. 31 коп., с 01.01.2023 – 7567 руб. 33 коп., с 01.01.2024 – 8134 руб. 88 коп.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 № 973 «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым – шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» утвержден коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.06.2022 в размере 1,1, а также коэффициент дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента с 01.01.2022 в размере 1,1.

В части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013                         № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частями 3 и 3.1 настоящей статьи, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 13.1 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

Согласно части 9 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Указанным лицам, имеющим право на повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 13.1 настоящей статьи, такие повышения дополнительно увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

В силу части 10 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается без учета районного коэффициента.

На основании части 13 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013                         № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»  лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с частью 9 настоящей статьи и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица.

Основания перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой выплате закреплены в статье 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как установлено судом и следует из материалов дела, Андриянов А.Е. родился *** в ***.

Из паспорта Российской Федерации серии *** усматривается регистрация истца по адресу: *** (л.д.8-9). Также он имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: *** (л.д. 12).

Согласно трудовой книжки Андриянова  А.Е. усматриваются периоды его работы в районах Крайнего Севера *** ( л.д. 15-21)

С 19.08.1994 Андриянов А.Е. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом «б» статьи 12 и статьи 14 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пенсия назначена досрочно с учетом двойного снижения пенсионного возраста: за работу по Списку № 2 и за работу в Районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (РКС)).

Пенсия истцу была назначена отделом социального обеспечения Засвияжского райисполкома г. Ульяновска (протокол от 09.10.1994) (л.д. 84, 91).

С 01.01.2002 Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу в связи с принятием Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вследствие вступления в силу Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер пенсии истца с 01.01.2002 пересчитан по нормам вновь принятого Федерального закона.

Исчисление расчетного пенсионного капитала осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой предусмотрена возможность оценки (преобразования) пенсионных прав граждан по стажу и заработку в расчетный пенсионный капитал по наиболее выгодному для них варианту: либо в порядке, установленном пунктом 3, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи.

Оценка пенсионных прав истца была произведена по наиболее выгодному для него варианту – по пункту 3 статьи 30 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно справке о начисленных пенсиях и социальных выплатах на 15.11.2023, страховая пенсия по старости была назначена истцу с 14.08.1994 в размере  14 059 руб.78 коп., данный размер указан без фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии. В размере страховой пенсии учтена сумма, полагающаяся в связи с валоризацией пенсионных прав, – 3721 руб. 89 коп. При этом установлены фиксированные выплаты к страховой пенсии по старости (л.д. 22-23, 24-25).

При исчислении размера пенсии истца с 01.01.2002 учтены его индивидуальные показатели:         общий трудовой стаж по состоянию на 01.01.2002 продолжительностью 30 лет 8 мес. 8 дней, в том числе работа в РКС – 16 лет 2 мес. 17 дней (стажевый коэффициент составил 0,60 – 0,55 за требуемый стаж для мужчин 25 лет и 0,05 за 5 полных лет, отработанных сверх требуемого стажа).

В общий трудовой стаж включены следующие периоды трудовой и иной деятельности:

с 25.06.1959 по 28.09.1959; с 15.12.1959 по 30.07.1962 (служба в армии);

с 29.07.1967 по 17.07.1970; с 24.07.1970 по 01.10.1972; с 03.10.1972 по 19.02.1974; с 20.02.1974 по 16.07.1976; с 09.08.1976 по 27.10.1977; с 31.10.1977 по 05.02.1979;  с 14.02.1979 по 03.12.1985 (РКС); с 04.12.1985 по 29.01.1986; с 30.01.1986 по 31.05.1986 (РКС); с 01.06.1986 по 20.05.1993 (РКС); с 21.05.1993 по 31.01.1994 (РКС); с 01.02.1994 по 02.08.1994 (РКС); с 05.08.1994 по 26.06.1995 (РКС).

Периоды учебы в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» включены не были.

Также при исчислении размера пенсии истца принят во внимание среднемесячный заработок за периоды работы в *** с августа 1993 года по январь 1994 года и в                       *** с февраля по июль 1994 года в размере 530 527 руб. 32 коп. Отношение указанного заработка к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период в размере 142 425 руб. 00 коп. составляет 3,725.

Андриянову А.Е. был учтен северный районный коэффициент в размере 1,3, установленный в *** для работников непроизводственной сферы.

Также истцу учтены показатели, общие для всех получателей трудовых пенсий: среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, установленная для определения размера пенсии, равная 1671 руб.; ожидаемый период выплаты страховой пенсии по старости – Т (на 2002 год «Т» установлен продолжительностью 144 мес.).

Размер пенсии по состоянию на 01.01.2002 (РП) составил 1 403 руб. 64 коп., где:

– 953 руб. 64 коп. – страховая часть трудовой пенсии (137 324 руб. 16 коп. / 144 мес., где 137 324 руб. 16 коп. – расчетный пенсионный капитал, исчисленный исходя из индивидуальных показателей (0,60 х 1,4 х 1671 руб.) – 450 руб., где 450 руб. – базовая часть трудовой пенсии) х 144 мес.)); 450 руб. – базовая часть трудовой пенсии.

В дальнейшем размер пенсии увеличивался в соответствии с нормами пенсионного законодательства. Пенсионные права истца, учтенные при назначении пенсии, преобразованы в ИПК в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Стоимость ИПК на 01.01.2015 установлена – 64 руб. 10 коп (пункт 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Сумма набранных истцом ИПК составила 113, 596 (7281 руб. 51 коп. /                     64 руб. 10 коп., где: 7281 руб. 51 коп. – размер страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 (за исключением фиксированного базового размера),                            64 руб. 10 коп. – стоимость одного ИПК на 01.01.2015.

Полагая, что расчет размера пенсии произведен ответчиком неверно, фиксированные выплаты к страховой пенсии по старости должны выплачиваться в большем размере в связи с проживанием в районах Крайнего Севера, Андриянов А.Е. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами закона, пришел к выводу о том, что оснований для перерасчета страховой пенсии по старости, изменении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с проживанием в районах Крайнего Севера не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

По состоянию на 01.01.2015 размер фиксированной выплаты составлял                    3935 руб. (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Размер фиксированной выплаты с учетом повышения за работу в РКС составил у истца 5902 руб. 50 коп. (3935 руб. + 1967 руб. 50 коп. (50 % от 3935 руб.) – повышение за работу в РКС 15 лет).

С 01.01.2024 страховые пенсии проиндексированы на 7,5%, соответственно, размер пенсии Андриянова А.Е.  с указанной даты составляет 39 518 руб. 59 коп., где 15 113 руб. 95 коп. – страховая пенсия (113,596 ИПК х 133 руб. 05 коп. – стоимость одного ИПК с 01.01.2024), 24 404 руб. 64 коп. – повышенная фиксированная выплата.

Отношение среднемесячного заработка гражданина к среднемесячной заработной плате по стране учитывается в размере – не свыше 1,2 (абзац 10 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

При исчислении размера пенсии из заработка за работу в районах Крайнего Севера, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, расчет производится с учетом повышенного отношения заработков (не свыше 1.4: 1.7: 1.9) при условии проживания по состоянию на 01.01.2002 в «северных» регионах, либо при наличии одновременно на 01.01.2002 стажа работы не менее 15 лет в «северных» регионах и страхового стажа мужчинам не менее 25 лет: не свыше 1,4 – для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 – для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 – для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

В соответствии с абзацем 15 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей».

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967                     № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» *** относится к районам Крайнего Севера.

*** и ***, в которых работал истец в 1993-1994 годах, находятся в  ***.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВСЦПС от 06.08.1971 № 316/22 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР» к заработной плате всех рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР (включая работников обслуживающих предприятий, организаций и учреждений), в виде исключения, были установлены повышенные районные коэффициенты в следующих размерах (от 1,4 д 1,6): в местностях, расположенных между 62 град. и 65 град. северной широты (за исключением ***), для работников предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства – коэффициент 1,50, а для работников предприятий, учреждений и организаций непроизводственных отраслей – 1,40; в местностях, расположенных севернее 65 град. северной широты (за исключением городов ***), для работников предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства – коэффициент 1,60, а для работников предприятий, учреждений и организаций непроизводственных отраслей – 1,50.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВСЦПС от 22.04.1985               № 107/10-1 «О районном коэффициенте к заработной плате работников, занятых на нефтяных и газовых месторождениях, расположенных на территории Коми АССР и Ненецкого автономного округа Архангельской области севернее Полярного круга» районный коэффициент к заработной плате работников, занятых разработкой, обустройством и эксплуатацией нефтяных и газовых месторождений, расположенных на территории Коми АССР и Ненецкого автономного округа Архангельской области севернее Полярного круга,  был повышен с 1,60 до 1,80.

Первоначально на территории Коми в 1966 году был образован ***, который входил в состав ***.

Указом Президиума Верховного Совета РСФР от 21.02.1975 был образован ***. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20.07.1984 года *** был преобразован в ***. В 1994 году *** был ликвидирован.

Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (т.е. для непроизводственной сферы).

При этом для Печорского района был установлен северный районный коэффициент – 1,3. Согласно совместным письмам Госкомтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 18.11.1998 № *** и № ***, от 15 марта и 9 апреля 2001 года № *** и № *** от 09.06.2003 № *** и *** в *** и в *** для работников непроизводственных отраслей был установлен северный районный коэффициент в размере – 1,3.

Учитывая изложенное, при расчете пенсии истцу правильно применен северный районный коэффициент в размере – 1,3, установленный для работников непроизводственной сферы в г. ***.

Судебная коллегия отмечает, что право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент, соответствующий месту проживания (пребывания) получателя пенсии, на основании части 9 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обусловлено исключительно фактом проживания (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Возможность изменения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии законодателем связывается с изменением районного коэффициента в новом месте жительства пенсионера на Крайнем Севере, или с выездом пенсионера на место жительства за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В отличие от повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которое, в силу части 12 данной статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица, повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 9 и 10 названной статьи, то есть с применением соответствующего районного коэффициента, поставлено федеральным законодателем в зависимость от факта проживания застрахованного лица на Крайнем Севере.

Факт проживания застрахованного лица на Крайнем Севере является необходимым условием для назначения ему пенсионным органом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии согласно частям 9 и 10 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом истец проживает за пределами района Крайнего Севера и местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Возможность дополнительного повышения фиксированной выплаты за наличие факта прошлого проживания на севере (с 1979 по 1995) законом не предусмотрена.

Из представленного расчета фиксированной выплаты следует, что Андриянов А.Е. с 01.01.2024 получает фиксированную выплату с учетом полагающихся повышений за работу в РКС и достижения возраста 80 лет в размере  24 404 руб. 64 коп., из которых: 8134 руб. 88 коп. – размер фиксированной выплаты, гарантированный всем получателям страховой пенсии, 8134 руб. 88 коп. – 100%  повышение в связи с достижением возраста 80 лет, 4067 руб. 44 коп. – 50%  повышение за стаж работы в РКС 15 лет, 4067 руб. 44 коп. – дополнительное повышение за стаж работы в РКС 15 лет, как лицу, достигшему возраста 80 лет.

Расчеты базовой части трудовой пенсии, страховой пенсии по старости с учетом  фиксированной выплаты приведены в обжалуемом судебном акте, ответах пенсионного органа, с которыми не согласиться судебная коллегия оснований не усматривает.

Зачет в страховой стаж периодов учебы и работы по разным вариантам одновременно не предусмотрен приведенными нормами закона.

Истцу неоднократно разъяснялось, что размер пенсии, исчисленный в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом льготного исчисления работы в РКС, а также с учетом периода учебы с 01.09.1962 по 15.06.1967, составил бы 756 руб. 03 коп., что менее установленного размера, в соответствии с нормами пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (1403 руб. 64 коп.). Размер пенсии ему исчислен по более выгодному варианту, а с заявлением о расчете пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Андриянов А.Е. не обращался.

Документами пенсионного дела подтверждается, что пенсия истцу назначена и выплачивается правильно, каких-либо ошибок не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.

Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не влечет отмены судебного постановления.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области                                              от 9 октября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу                     Андриянова Андрея Ефимовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.02.2025