У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2024-005362-14
Судья Борисова Е.С.
Дело № 33а-304/2025 (33а-6179/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
28 января 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В.,
Лифановой З.А.
при ведении протокола помощником судьи Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города
Ульяновска на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 06 сентября 2024 года по делу
№ 2а-4081/2024, по которому постановлено:
административный иск прокурора Заволжского района
г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города
Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города
Ульяновска о возложении обязанности организовать водоотведение на автомобильных
дорогах, устранить дефекты покрытия проезжей части, устранить ограничения
видимости автомобильной дороги, обеспечить нанесение горизонтальной дорожной
разметки, устройство дублирующих дорожных знаков удовлетворить частично.
Возложить на Управление дорожного хозяйства и транспорта
администрации города Ульяновска обязанность в течение десяти месяцев с даты
вступления решения в законную силу организовать водоотведение на автомобильных
дорогах общего пользования по улицам ***.
Возложить на Управление дорожного хозяйства и транспорта
администрации города Ульяновска обязанность в течение шести месяцев с даты
вступления решения в законную силу устранить ограничения видимости
автомобильной дороги в зонах треугольников видимости на пересечениях улиц ***.
Возложить на Управление дорожного хозяйства и транспорта
администрации города Ульяновска обязанность в течение шести месяцев с даты
вступления решения в законную силу обеспечить нанесение горизонтальной дорожной
разметки по улицам ***, обеспечить устройство дублирующих дорожных знаков
5.19.1 ПДД РФ в районе домов №№ ***.
В удовлетворении административного искового заявления к
Администрации города Ульяновска отказать.
В удовлетворении административного искового заявления к
Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска о
возложении обязанности устранить дефекты покрытия проезжей части в районе дома
№***, обеспечить нанесение горизонтальной дорожной разметки на улицах ***
отказать.
Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
пояснения прокурора Стерлядевой Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим
отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор Заволжского района г.Ульяновска в интересах
неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к
администрации города Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта
администрации города Ульяновска о возложении обязанности организовать
водоотведение на автомобильных дорогах, устранить дефекты покрытия проезжей
части, устранить ограничения видимости автомобильной дороги, обеспечить
нанесение горизонтальной дорожной разметки, устройство дублирующих дорожных
знаков.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки, проведенной с
привлечением специалистов УГИБДД УМВД России по Ульяновской области,
установлено, что в нарушение норм действующего законодательства допущено
наличие дефектов покрытия проезжей части в районе дома № *** (размеры: длина -
70 см, ширина - 50 см, глубина - 8 см, площадь 0,35 кв.м), в районе дома № ***
(размеры: длина - 80 см, ширина - 50 см, глубина - 5 см, площадь 0,4 кв.м), в
районе дома № *** (размеры: длина - 150 см, ширина - 100 см, глубина - 7 см,
площадь 1,5 кв.м), в районе дома № *** (размеры: длина - 150 см, ширина -100
см, глубина - 7 см, площадь 1,5 кв.м);
- на пересечении улиц *** отсутствие видимости проезжей
части из-за разросшихся зеленых насаждений в треугольнике видимости;
- отсутствие горизонтальной дорожной разметки на всем
протяжении улиц ***;
- отсутствие дублирующих дорожных знаков 5.19.1 ПДД РФ в
районе домов №№ *** на дороге с двухсторонним движением с двумя полосами.
Указанные участки дорог относятся к дорогам общего
пользования местного значения. Администрацией города Ульяновка не исполнена
обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на указанных
участках дорог, а также водоотведения.
Прокурор просил обязать ответчика в течение шести месяцев со
дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение на
автомобильных дорогах общего пользования по улицам ***, исключающее застой воды
на покрытии и обочинах проезжей части, в соответствии с Техническим регламентом
Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», принятого решением
Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 827; устранить дефекты
покрытия проезжей части в районе дома № ***; устранить ограничения видимости
автомобильной дороги в зонах треугольников видимости на пересечениях улиц ***;
обеспечить нанесение горизонтальной дорожной разметки на всем протяжении улиц ***,
обеспечить устройство дублирующих дорожных знаков 5.19.1 ПДД РФ в районе домов
№№ *** на дороге с двухсторонним движением с двумя полосами.
Судом к участию в деле в качестве административного
ответчика привлечено Управление дорожного хозяйства
администрации г.Ульяновска, в качестве заинтересованных лиц Управление
муниципальной собственности администрации г.Ульяновска, Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
Определением суда от 06.09.2024
производство по делу в части требований о возложении обязанности
устранить дефекты покрытия проезжей части в районе дома №***, обеспечить
нанесение горизонтальной дорожной разметки на улицах *** прекращено в связи с отказом административного истца от
части административного иска.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление
дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных
требований.
В обоснование жалобы указывает о том, что
решение принято с нарушением норм материального права. Автомобильные дороги,
находящиеся в реестре муниципальной собственности, переданы Управлению на праве
оперативного управления. Передача полномочий по содержанию улично-дорожной сети
города Ульяновска Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации
города Ульяновска не освобождает муниципальное образование как собственника
имущества осуществлять полномочия, предусмотренные ст. 210 ГК РФ.
Кроме этого, деятельность по устранению
ограничения видимости автомобильной дороги в зонах треугольников видимости на
пересечениях улиц *** связана с
необходимостью получения порубочного билета и последующей обрезкой и
вырубкой деревьев. Данные полномочия возложены на Управление по благоустройству
администрации города Ульяновска и МБУ «Городской центр по
благоустройству и озеленению города Ульяновска», не являющееся учреждением
подведомственным Управлению дорожного
хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. Мероприятия по обрезке и сносу деревьев не
могут производиться силами Управления
дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, а также подведомственными ему учреждениями.
Кроме этого, Управление осуществляет свои полномочия в рамках выделенного
финансирования с формированием конкретного адресного перечня участков дорог,
где утверждаются конкретные участки необходимые к проведению работ. В связи с
дефицитом бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год
расходы на выполнение мероприятий, указанных в административном иске, не были предусмотрены. Выполнение указанных
мероприятий возможно при условии дополнительного финансирования данной статьи
на 2025 – 2026 годы.
В судебное заседание
другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная
коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В силу пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ нарушение или
неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Такие основания по настоящему делу установлены судебной
коллегией.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с
административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений,
действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов
иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не
соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные
интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их
прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Согласно
статье 16 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по
ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах
местного самоуправления.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры,
предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные
участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них
или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и
подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью,
- защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения,
производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пункта 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №
257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги
общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением
автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения,
частных автомобильных дорог.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности
дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности
дорожного движения на территории Российской Федерации.
Согласно указанному Федеральному закону, организация
дорожного движения – это комплекс организационно-правовых,
организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по
управлению движением на дорогах.
В
соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы
местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают
вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия
органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного
движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску
транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по
обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, лица,
ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, обязаны содержать
дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии
с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и
улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не
должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных
повреждений (п. 5.2.4); дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953,
форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256.
Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289
в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения
(п. 6.3.1); дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2
приложения Б. (п. 6.3.2); для
обеспечения видимости не допускается устройство земляных валов, посадка
деревьев и кустарников, установка сооружений (кроме технических средств,
устанавливаемых по ГОСТ Р 52289,
а также за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на
улицах населенных пунктов) высотой более 0,5 м в зонах:
- треугольников видимости на нерегулируемых пересечениях и
примыканиях дорог и улиц в одном уровне, а также на пешеходных переходах;
- срезки видимости на внутренней стороне кривых в плане
дорог и улиц (п. 7.1).
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 №
416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» канализационная сеть - комплекс
технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для
транспортировки сточных вод.
Техническим регламентом Таможенного союза. Безопасность
автомобильных дорог», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от
18.10.2011 № 827, устанавливается, что водоотвод с проезжей части должен
находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах (п.
13.2)
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской
проверки, проведенной с привлечением специалистов УГИБДД УМВД России по
Ульяновской области, установлено:
- наличие дефектов покрытия проезжей части в районе дома № ***
(размеры: длина - 70 см, ширина - 50 см, глубина - 8 см, площадь 0,35 кв.м), в
районе дома № *** (размеры: длина - 80 см, ширина - 50 см, глубина - 5 см,
площадь 0,4 кв.м), в районе дома № *** (размеры: длина - 150 см, ширина - 100
см, глубина - 7 см, площадь 1,5 кв.м), в районе дома № *** (размеры: длина -
150 см, ширина -100 см, глубина - 7 см, площадь 1,5 кв.м);
- на пересечении улиц *** отсутствие видимости проезжей
части из-за разросшихся зеленых насаждений в треугольнике видимости;
- отсутствие горизонтальной дорожной разметки на всем
протяжении улиц ***;
- отсутствие дублирующих дорожных знаков 5.19.1 ПДД РФ в
районе домов №№ *** на дороге с двухсторонним движением с двумя полосами.
Наличие выявленных нарушений в ходе рассмотрения дела
административными ответчиками не оспаривалось, доказательств устранения
нарушений в материалы дела не представлено, в связи с чем суд первой инстанции
пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу, что судом
первой инстанции неверно определен надлежащий административный ответчик, на
которого следует возложить устранение нарушений.
В соответствии со статьей 3 Устава муниципального
образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской
Думы от 23.09.2014 № 119, к вопросам
местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении
автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и
обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и
обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление
муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в
границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования
автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В соответствии с разделом 1 Устава муниципального
образования «город Ульяновск» администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным
органом и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и
полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.
Исходя из приведенных выше норм материального права на лиц,
ответственных за содержание дорог и дорожных сооружений, возложена обязанность
не только своевременно устранять недостатки и неисправности дорог и дорожных
сооружений, но и постоянно содержать их в безопасном для движения состоянии.
Таким лицом по настоящему делу является администрация города
Ульяновска, как исполнительно-распорядительный орган, наделенный
соответствующими полномочиями по содержанию автомобильных дорог, что
соответствует положениям статьи 210 ГК РФ.
Передача автомобильных дорог в оперативное управление Управлению
дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска не
свидетельствует о том, что Управление является надлежащим ответчиком по делу.
Необходимо также отметить, что администрация города Ульяновска также
осуществляет и финансирование работ по содержанию автомобильных дорог, что
относит ее к статусу надлежащего ответчика по делу.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене
с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований
прокурора к администрации города Ульяновска, в удовлетворении административного
иска к Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города
Ульяновска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 06 сентября 2024 года отменить,
принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление прокурора Заволжского
района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации
города Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации
города Ульяновска о возложении обязанности организовать водоотведение на
автомобильных дорогах, устранить дефекты покрытия проезжей части, устранить
ограничения видимости автомобильной дороги, обеспечить нанесение горизонтальной
дорожной разметки, устройство дублирующих дорожных знаков удовлетворить частично.
Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность в
течение десяти месяцев с даты вступления решения в законную силу организовать
водоотведение на автомобильных дорогах общего пользования по улицам ***.
Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность в
течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу устранить
ограничения видимости автомобильной дороги в зонах треугольников видимости на
пересечениях улиц ***.
Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность в
течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу обеспечить
нанесение горизонтальной дорожной разметки по улицам ***, обеспечить устройство
дублирующих дорожных знаков 5.19.1 ПДД РФ в районе домов №№ ***.
В удовлетворении административного искового заявления к
Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска
отказать.
Определение
суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и
может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 10.02.2025.