Судебный акт
Оспаривание решения межведомственной комиссии
Документ от 28.01.2025, опубликован на сайте 14.02.2025 под номером 117059, 2-я гражданская, об обязании к совершению действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2024-002167-40

Судья Лисова Н.А.                                           Дело №33а-117/2025 (№33а-5914/2024)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      28 января 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                       

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 6 июня 2024 года по делу №2а-1859/2024, которым постановлено:

административный иск Прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних *** к администрации г.Ульяновска, удовлетворить частично.

Признать заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, №*** от *** г. в отношении  многоквартирного дома №*** -  незаконным.

Обязать межведомственную комиссию г. Ульяновска принять решение, предусмотренное пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. за № 47.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                        пояснения прокурора Леонтьева А.И., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних ***, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о признании заключения межведомственной комиссии администрации г.Ульяновска незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.

В обосновании требований указал, что в ходе обследования многоквартирного жилого дома №***, проведенного *** совместно со специалистами Агентства государственного строительного и жилищного и Ульяновской области, установлено частичное разрушение и аварийное состояние дома.

По информации администрации г.Ульяновска, обследование технического состояния данного дома не проводилось.

Согласно заключению межведомственной комиссии от *** №***, назначенной Главой города Ульяновка № *** от ***, принято решение о признании многоквартирного жилого дома №*** аварийным и подлежащим реконструкции в связи с фактическим износом здания, приводящего к снижению до недопустимого его надежности, прочности и устойчивости конструкций и оснований. Из заключения следует, что в его основу положены технический паспорт жилого дома и техническое заключение о техническом состоянии здания, выполненное ***.

Аварийное, непригодное для проживания состояние жилого дома подтверждается также заявлением Гимаевой А.Т.

Полагает, что заключение от *** № *** межведомственной комиссии принято с существенными нарушениями, является немотивированным, не ясно, по какой причине комиссия пришла к такому выводу при наличии строительно-технической экспертизы *** от ***. Произвольное решение межведомственной комиссии означает неопределенность регулирования рассматриваемых правоотношений.

Просил суд признать заключение межведомственной комиссии от *** №*** незаконным. Обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть межведомственной комиссией вопрос о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома №*** аварийным и подлежащим сносу.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники жилого дома №*** (Антонова З.В., Антонов В.Н., Безрукова В.Д., Гафаров М.Р., Добровольская Л.А., Куимова Э.А., Куимов А.Н., Майданкин И.Г., Мутина Н.В., Насырова А.Р., Сергеева В.С., Сергеева М.М., Караполова К.А., Сорокина О.Г., Шестакова Т.А., Сиротов Д.С., Шестаков Е.В., Юдина О.Б., Яковлева Ю.Е., Яковлев Д.Г., Садертдинов Р.И., Яковлев Е.Д., Яковлев А.Д., Друк А.П., Низаметдинов А.А., Низаметдинова А.Ш., Низаметдинова А.А., Низаметдинова Д.А., Низаметдинов Н.А., Николаев И.А.,  Николаев А.П., Николаева А.И., Поселяннова Д.А., Зыков М.А., Поселяннова Н.В., Захаренко М.В., Рябкова О.В., Рябков Д.В., Сергеева Н.А., Сергеева М.И.,             Сергеев А.А., Усов Е.А., Абрамов В.М., Алексеев П.В., Алексеева Е.Н.,             Алексеев Н.П., Алексеев Д.П., Алексеева Т.П., Алимов А.Х., Алимова А.А., Алимов О.В., Белов В.Н., Дьячков А.А., Шмелева Н.А., Ермолаева М.Г.,  Заварихин В.В., Идрисов Р. М., Кузнецов В. Н., Савадяркин О.П., Хмелев Н.Г., Милованова Н.М., Азизова И.В., Бродягина В.В., Алексеева Е.Н., Валиулова Е.А., Валиулова К.Р., Глушонков В.Ф., Емдиханова Л.Н., Емдиханов Н.Р.,             Емдиханова Э.Н., Емдиханова Г.Х., Емдиханова Г.Н., Ефремкин Я.А.,               Ефремкин П.А., Ефремкина О.Н., Ефремкин А.П., Ефремкина В.А.,              Зиатдинова Г.Г., Зиатдинова Р.Ф., Зиатдинова А.Ф., Зиатдинов А.Ф., Иванова В.М., Иванова Н.А., Казаков В.Н., Платонова Д.К., Казакова Е.В., Казакова В.В.,           Котова О.В., Моисеева В.Ф., Моисеева И.А., Москвина А.И., Палугин И.А., Парамонова О.В., Брюханов М.А., Потанина Н.В., Угаров Д.В., Суворова Г.И., Филин В.Н., Хамадеева М.З., Чурашов А.В., Чурашова О.А., Чурашова А.А., Чурашова Д.А., Шульпина Н.П., Зырянова А.С., Яшин А.Н., Рожков Р.Е.,  Хисамова Г.И., Хисамов Т.А., Хисамова А.А., Анисимова Т.Е., Анисимова П.С., Анисимова Е.С., Ахметшина Э.Р., Ахметшина А.А., Березин А.А., Гаврилина Ю.Н., Камалов И.Л., Мустафин Р.И., Хуснетдинова К.К., Айметдинова Е.Н.,            Ахметшина Э.Р., Базрова Е.А., Байменова Н.В., Байменова В.К., Борбот М.В., Борисова Ю.А., Борисов А.В., Гимаева А.Т., Гимаева А.Д., Гимаева А.Д., Тужилкина И.А., Горюнова О.А., Данилова Е.А., Етриванова Е.Д., Етриванов Н.А., Етриванов М.Д., Етриванова В.Д., Зайцева Д.Ф., Краснова О.В., Лезина Г.Д., Зайцев Д.В., Макаров М.Н., Макарова С.А., Низамов И.Б., Петрова Н.В., Поликарпова Н.П., Хакимов Р.А., Халятян Е.В., Хисамова Г.И., Хисамов А.Г., Чайников В.Ю., Шестак Д.Д., Шестак А.В., Андреев С.С., Шестак Е.Д.,                 Штанг И.Ф., Юркина В.Д., Юркин Д.Г., Юркина С.Д., Юркина А.А., Юркина М.Д., Ярылкина Н.В., Аббазова О.Н., Аббазова Э.И., Аббазова А.И., Арсланов Р.Р., Агафонов Г.В., Алехина Д.С., Алиев А.Р., Болсун А.П., Валгуснов Н.Я., Зуев М.В., Игнатьев А.Ю., Игнатьева У.А., Назарова В.А., Назаров В.В., Назметдинов Ш.И., Петровичева А.И., Пименова В.И., Терехов В.Г., Александров П.Е.,                  Васильева Т.М., Васильев М.М., Васильев Е.А., Васильев И.В., Волков Т.Н., Волков Д.А., Ерофеев Н.Г., Зайцев А.А., Изосимова Н.С., Качимова В.А.,       Кириллов Г.А., Князев С.И., Князев И.А., Князева А.А., Скрытьева Е.И.,           Кузьмина В.Г., Кузьмина Е.В., Кузьмина В.В., Мамадалеева Р.Р., Михайлова Л.А.,              Мускатинова Л.В., Мускатинова А.В., Мускатинов П.В., Мухаметшина Н.В., Мухаметшина Ю.Ф., Мухаметшин Ф.Ю., Мухаметшин Д.Ф., Мухаметшин А.Ф., Мухаметьянова А.Д., Нестерова А.М., Рябова Л.Е., Сергеева Л.И., Кулакова А.Е., Терешина С.Е., Терешин В.Д., Кулакова А.А., Чеусов И.В., Юнусов И.И.,       Юнусова Т.Ю., Коняхина О.В., Квасова М.С., Квасов М.Д., Квасов К.Д.,            Антонов В.П., Комадынко Г.Н., Коротенко А.И., Ларионов С.Н., Макаров Д.А., Смольков А.Н., Тиханов С.Н., Мельникова Л.В., Тиханов Е.С., Чапурин Д.А., Чапурина А.А., Юдин А.В., Андреева П.А., Артюх Е.Н., Артюх Т.В.,              Игнатьева А.С., Артюх Г.О., Архипов М.А., Волкова Г.Н., Гасанова А.Р. кызы, Ахвердова В. хдр-кызы, Егорова С.Ю., Закиров Ф.Ф., Иванова Е.М.,             Искендеров А.П., Круглов А.А., Муссалямов Р.А., Никулина О.П., Панфилова К.Н., Рахманкулов Р.И., Салюкина Л.Г., Салюкин Л.Г., Салюкина О.Л., Сатеев А.В., Тарасова Д.А., Тютина А.М., Фадеев В.В., Филимонов А.В., Хайрулина Н.А., Хайруллина Г.Ф., Хайруллин Р.Р., Христофоров Е.Ю., Чернов А.Б., Юдина Г.М.), Управление ЖКХ администрации города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, МБУ «Управление гражданской защиты г.Ульяновска», Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, ООО «РИНС-ПОВОЛЖЬЕ.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы указывает, что в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01 января 2012, в 2018-2030 годах», утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П, расселение многоквартирного жилого дома №*** запланировано до IV квартала 2030 года. Постановление администрации города Ульяновска № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции» принято *** на основании заключения межведомственной комиссии от *** №***, о результатах которого жители дома были проинформированы.

В этой связи считает, что прокурор обратился с административным исковым заявлением за пределами, установленного процессуального срока, следовательно, его требования удовлетворению не подлежат.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

В свою очередь на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 7 Положения).

Согласно п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям и принимает решение в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.

Пунктами 44 - 47 Положения установлена процедура проведения оценки соответствия помещения, многоквартирного дома установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятие решения по результатам работы комиссии.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43).

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 21.03.2024 в прокуратуру Засвияжского района г. Ульяновска обратилась Гимаева А.Т., являющейся матерью несовершеннолетних *** года рождения, *** года рождения с заявлением, в котором просит прокуратуру Засвияжского района г.Ульяновска обратиться в Засвияжский районный суд г. Ульяновска в защиту прав ее несовершеннолетних детей с заявлением о скорейшем расселении многоквартирного жилого №***.

В ходе проведенного *** совместно со специалистами Агентства государственного строительного и жилищного и Ульяновской области обследования установлено разрушение кровельного покрытия на карнизной части; сильное увлажнение и разрушение кирпичной кладки в карнизной части здания; на фасаде дома имеются трещины, отсутствие и выветривание раствора швов кирпичной кладки; обнаружено отклонение от вертикали внешних кирпичных стен, выпучивание и просадка отдельных участков стен; имеется подвижность кирпичей в подоконной части, расслоение рядов кладки; сквозные трещины в перемычках над оконными проемами, оголение и коррозия арматуры перемычек; на цоколе по  периметру здания местами имеют место сквозные трещины, разрушение наружного поверхностного слоя штукатурки, расслоение керамического кирпича; отмостка вокруг здания практически полностью отсутствует, имеются многочисленные повреждения, трещины в теле отмостки и вдоль периметра здания, примыкание отмостки к зданию не обеспечено; полное разрушение козырьков над входами в подвалы с внешней стороны здания; прорастание на отмостке деревьев. В подъездах: на потолке и стенах многочисленные следы протечек (из-за негерметичности кровли, аварийного состояния системы водоснабжения и водоотведения); электрическая проводка в коридорах и на лестничной клетке проложена по поверхности стен и находится в неудовлетворительном состоянии; сажа и копоть на поверхности стен и потолка на 3-м этаже, внутренняя отделка местами полностью утрачена; в окнах (в помещениях общего пользования) частично отсутствует остекление, деревянные рамы прогнили не закрываются; общий коридор 3-го этажа полностью захламлён (мебель, мусор, бутылки, обувь и т.п.). В подвале: спуски в подвал, как из подъезда, так и с улицы полностью зав мусором; в подвале стоит вода; имеет место стойкий запах канализации и продуктов гниения.

Согласно информации администрации г. Ульяновска обследование технического состояния многоквартирного жилого дома № *** не проводилось.

Согласно заключению межведомственной комиссии от *** № ***, назначенной Главой города Ульяновка № *** от *** (с изменениями ***), принято решение о признании многоквартирного жилого дома   № *** аварийным и подлежащим реконструкции в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации отдельными частями здания эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого надежности здания, прочности и устойчивости конструкций и оснований.     

Вместе с тем, из заключения следует, что в основу его положены следующие документы: технический паспорт жилого дома № по ***, техническое заключение о техническом состоянии здания по адресу: ***, выполненное ***.

При этом, как следует из технического заключения, выполненного           ***, процент износа несущих и ограждающих конструкций составляет 70%, общее техническое состояние несущих и ограждающих конструкций здания, на период исследования отвечает современным нормативным требования, в том числе по безопасной эксплуатации. Фактическое состояние несущих стен угрожает жизни здоровью граждан. Основными причинами выявленных деформаций дефектов в строительных конструкциях здания являются: длительный с эксплуатации здания без проведения капитальных ремонтов по сохранно эксплуатационных качеств строительных конструкций и инженер коммуникаций; значительный физический износ основных несущих строительных конструкций.

Согласно выводу строительно-технической экспертизы *** по состоянию на *** здание полностью выработало свой эксплуатационный ресурс и достигло состояние неисправимого износа.        

Удовлетворяя административный иск прокурора в части и возлагая на административного ответчика обязанность по принятию решения в соответствии с п. 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение межведомственной комиссии является немотивированным, принято в нарушение    п. 47 Положения, поскольку обследование конструкций многоквартирного дома №*** и дополнительное обследование жилых помещений с привлечением экспертов и специалистов не проводились, не дана оценка техническому заключению ***.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным оспариваемого заключения межведомственной комиссии, поскольку в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права именно администрация муниципального образования должна принять меры для установления фактического состояния объекта, в отношении которого должно быть принято заключение в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

У суда первой инстанции имелись основания, предусмотренные                                    п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения требований прокурора, так как межведомственная комиссия фактически уклонилась от рассмотрения технического заключения, не дала ему оценки.

Доводы апелляционной жалобы о включении дома в адресную программу переселения граждан из аварийного жилья не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не влекут отмену решения.

Правильным является вывод суда о возложении обязанности принять решение в соответствии с п.47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Довод апелляционной жалобы о том, что административным истцом пропущен срок для подачи административного иска,  является необоснованным.

В силу ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по данной категории дел, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, для установления факта пропуска срока подачи административного искового заявления по данному административному делу является необходимым установление даты, когда заявителю стало известно содержание решения ответчика, в связи с которыми заявлены исковые требования.

О нарушенных правах неопределенного круга лица прокурору Засвияжского района г. Ульяновска  стало известно по поступившему 21.03.2024  обращению Гимаевой А.Т.

Настоящее административное исковое заявление подано 10.04.2024, т.е. в пределах установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока.

Иных данных, свидетельствующих о том, что срок на подачу административного иска истцом пропущен, материалы дела не содержат и доказательств этому административным ответчиком не представлено. 

Обжалуемое решение является законным и обоснованным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым внести изменения в решение суда, возложив обязанность по принятию решения на администрацию города Ульяновска, поскольку межведомственная комиссия является коллегиальным органом, юридическим лицом не является.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 6 июня 2024 года  изменить, возложив обязанность по принятию решения, предусмотренного пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, на администрацию города Ульяновска.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.02.2025.