Судебный акт
Оспаривание постановления Правительства Ульяновской области
Документ от 22.09.2008, опубликован на сайте 11.02.2009 под номером 11705, 1-я гражданская, оспаривание постановления Правительства Ульяновской области №425, исковые требования удовлетворены

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

22 сентября 2008 года                                                                          город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего судьи Колобковой О.Б.

с участием прокуроров Балашовой Н.Н., Золотарева И.А.

при секретаре Михайловой О.Н.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-***\2008 по заявлению Г*** И*** П*** о признании недействующим Постановления Правительства Ульяновской области от 26 ноября 2007 года № 425 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области»,

 

у с т а н о в и л:

 

Г*** И.П. обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Ульяновской области от 26.11.2007 года № 425 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области».

 

Заявление мотивировано тем, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Т***, ***, и плательщиком земельного налога, налоговой базой для которого является кадастровая стоимость земли. 26 ноября 2007 года Правительством Ульяновской области было принято постановление № 425 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области». Считает указанное постановление незаконным, т.к. кадастровая стоимость земель кадастрового квартала, в котором расположен его земельный участок, завышена, более чем в два с половиной раза превышает рыночную стоимость земли в этом квартале. По его мнению, кадастровая оценка земли проведена с нарушением Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития № 39 от 02.05.2007 года, а также с нарушением требований Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», а именно п. 9.8-9.16, поскольку отчет об определении кадастровой стоимости, который явился основанием для принятия оспариваемого нормативного акта, не получил положительного заключения экспертизы Роснедвижимости.

 

Уточнив заявленные требования, Г*** И.П. просит признать Постановление Правительства Ульяновской области от 26.11.2007 года № 425 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области» в части  пункта 1 указанного Постановления и Приложений № 1 и № 2 к нему противоречащим закону и недействующим, признать недействительной положенную в основу постановления Правительства Ульяновской области от 26.11.2007 г. № 425 кадастровую оценку земель населенных пунктов Ульяновской области, произведенную ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

 

В судебном заседании заявитель поддержал уточненные требования.

 

Представители заявителя А*** А.Б. и С*** А.Е. в судебном заседании уточненные требования Г*** И.П. поддержали.

 

Представитель Правительства Ульяновской области Ш*** О.А. в судебном заседании требования Г*** И.П. не признала и пояснила, что оспариваемое Постановление Правительства Ульяновской области было принято уполномоченным органом, порядок его принятия и опубликования соблюден. По мнению представителя Правительства области, утверждение заявителя о том, что кадастровая стоимость его земельного участка должна равняться рыночной стоимости, не основано на нормах действующего законодательства. Полагает, что несоответствие показателей кадастровой стоимости рыночным ценам  не является доказательством несоответствия оспариваемого Постановления федеральным нормативным документам. Кроме того, указывает, что оспариваемым нормативным актом права заявителя как налогоплательщика земельного налога не нарушены, поскольку кадастровая стоимость земли не является налогом и сама по себе не возлагает на налогоплательщика обязанность уплачивать налог определенного размера. Считает необоснованной ссылку заявителя на нарушение Правительством Ульяновской области при принятии оспариваемого постановления Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Минэкономразвития № 215 от 28.06.2007 года, т.к. этот акт определяет только поэтапные действия сотрудников Роснедвижимости при проведении государственной кадастровой оценки земли. Сам по себе факт отсутствия решения Роснедвижимости о соответствии отчета Методическим указаниям не может свидетельствовать о недействительности оспариваемого Постановления. Более того, Постановление Правительства РФ от 25.08.1999 г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, не содержат обязательных требований наличия согласования или решения Роснедвижимости о соответствии отчета либо результатов государственной кадастровой оценки земель нормативно-техническим документам.

 

Представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области Р*** Г.М., Л*** А.М., К*** А.Ф. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что до утверждения Правительством Ульяновской области результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области были соблюдены требования нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель. Считают неверным утверждение заявителя о том, что кадастровая оценка земельного участка должна быть меньше рыночной оценки. Кроме того, указывают, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее Роснедвижимость) действительно производит проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Ульяновской области. В ходе проверки отчета были установлены несоответствия, которые вызваны новыми требованиями специального программного обеспечения, отсутствующими на момент составления отчета. Все замечания, по мнению представителей, носят технический характер, их устранение не влияет на средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов. Замечаний по численным показателям кадастровой стоимости Роснедвижимостью не обнаружено. Поскольку численные показатели отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков после устранения замечаний останутся неизменными, просят в удовлетворении заявленных требовать отказать.

 

Представитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) Р*** Г.М. в судебном заседании поддержала возражения представителей Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области.

 

Представитель Министерства государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области П*** И.В. в судебном заседании с требованиями Г*** И.П. не согласился, пояснив, что заявитель не является собственником либо арендатором всех земельных участков, поименованных в оспариваемом Постановлении, поэтому не вправе заявлять требования о признании недействующим этого нормативного акта в целом. Более того, Г*** И.П. не приведены доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что оспариваемым нормативным актом в целом нарушаются его права. Считает несостоятельным довод заявителя о нарушении его прав на обоснованное исчисление земельного налога превышением кадастровой стоимости над рыночной, производство которой осуществлялось накануне. По мнению представителя, принимая во внимание различную правовую природу, предметы и сроки оценок, способы нормативной регуляции, кадастровая стоимость не должна быть тождественна рыночной стоимости. Кроме того, считает, что Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный Приказом Минэкономразвития № 215 от 28.06.2007 года, не распространяет свое действие на оспариваемое Постановление Правительства области, т.к. процедуры, установленные Административными регламентами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти. Действующими нормативными актами не предусмотрено право Минэкономразвития РФ издавать правовые акты, в том числе и Административные регламенты, обязательные к применению органами исполнительной власти субъектов.

 

Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области С*** С.Ф. с требованиями Г*** И.П. не согласилась, пояснив, что оспариваемое Постановление не может нарушать прав заявителя, поскольку, по утверждению самого Г*** И.П., в сравнении с оспариваемым, ранее действующее Постановление Правительства Ульяновской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области» от 2004 года содержало более высокие показатели средних значений кадастровой стоимости земель.

 

Представители ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями от 09.09.2008 г. и 11.09.2008 г.

 

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокуроров Балашовой Н.Н., Золотарева И.А., полагавших, что заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

 

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

 

26 ноября 2007 года Правительством Ульяновской области принято Постановление № 425 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области» (далее Постановление).

 

Согласно  части 1 статьи 65 и части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с пунктом 11 которых методические указания по государственной кадастровой оценке  земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

 

Во исполнение приведенных положений Министерство экономического развития и торговли РФ Приказом № 39 от 15 февраля 2007 года утвердило Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее Методические указания), а Приказом № 215 от 28 июня 2007 года - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее Административный регламент).

 

Суд полагает, что утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области произведено с нарушением процедуры, установленной федеральными правовыми актами.

 

Так, в силу п. 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

Только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной.

 

В силу п. 9.9 Административного регламента сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации после получения  из Роснедвижимости согласованных сведений о кадастровой стоимости земельных участков и акта проверки.

 

Следует отметить, что в силу п. 9.5. Административного регламента  Управление Роснедвижимости по субъекту РФ производит проверку представленного исполнителем работ Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ульяновской области лишь на соответствие его состава условиям технического задания, проверка же указанного выше отчета на соответствие Методическим указаниям производится Роснедвижимостью (п. 9.8. Административного регламента).

 

В ходе судебного разбирательства было установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области) были представлены Управлением Роснедвижимости по Ульяновской области на утверждение Правительству Ульяновской области до получения согласованных сведений и акта проверки Роснедвижимости, что является грубым нарушением п.п. 9.9. – 9.12. Административного Регламента, т.е. на утверждение Правительству Ульяновской области были представлены сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не прошедшие проверку на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39.

 

Поскольку государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ульяновской области была проведена с нарушением требований Методических указаний и Административного регламента, Постановление Правительства Ульяновской области, которым утверждена такая оценка, не может быть признано соответствующим требованиям закона.

 

Доводы Правительства Ульяновской области о том, что нарушение Управлением Роснедвижимости процедуры, установленной Административным регламентом, не может повлечь признание недействующим Постановления Правительства Ульяновской области и доводы представителя Минимущества Ульяновской области о том, что процедуры, установленные Административным регламентом, необязательны к применению органами исполнительной власти субъекта, в связи с чем Административный регламент не распространяет свое действие на оспариваемое Постановление Правительства области, не могут быть приняты во внимание.

 

Как следует из п. 1. Административного регламента, указанный нормативный акт определяет не только последовательность и сроки осуществления действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, но и порядок взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценке земель, поэтому он подлежит обязательному исполнению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующим в исполнении государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель.

 

Довод об обязательности Административного регламента только для федеральных органов исполнительной власти и отсутствии у Минэкономразвития РФ полномочий издавать правовые акты, обязательные для применения органами исполнительной власти субъектов, опровергается следующим.

 

В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 года № 679, административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами, иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции.

 

Поскольку указанной нормой Постановления Правительства РФ предусмотрена возможность определения порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с иными органами государственной власти (к которым относятся и органы исполнительной власти субъекта), Административные регламенты, разработанные федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции, обязательны для исполнения и применения органами исполнительной власти субъектов.

 

С учетом изложенного, суд считает, что нарушение Управлением Роснедвижимости по Ульяновской области административных процедур при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, а именно представление результатов государственной кадастровой оценки земель Правительству Ульяновской области без получения из Роснедвижимости согласованных сведений о кадастровой стоимости земель и акта проверки, безусловно, влечет признание недействующим нормативного акта органа исполнительной власти субъекта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.   

 

Делая вывод о незаконности Постановления Правительства Ульяновской области № 425, суд учитывает и то обстоятельство, что на момент его принятия Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ульяновской области, составленный ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 31 октября 2007 года, не соответствовал Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39.

 

Об этом свидетельствует проверка отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, проведенная Роснедвижимостью в период с 23 ноября 2007 года по 05 декабря 2007 года (акт № 1, л.д. 167-171 т.1).

 

Из данного акта следует, что при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков выявлены нарушения Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

 

Так, не соответствуют п. 2.2. Методических указаний (расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель) по каждому виду разрешенного использования: достоверность источников информации о значениях факторов стоимости, наличие обоснования выбора факторов группировки и их значений и (или) диапазона значений при группировке земельных участков, наличие анализа достоверности рыночной информации (пункты 10, 12, 16 протокола проверки, л.д. 169 т.1), сопоставимость рыночной информации (пункт 17 протокола проверки, л.д. 170).

 

По результатам экспертизы отчетов об оценке рыночной стоимости (пункт 20 протокола проверки л.д. 170 т.1) дано отрицательное заключение в отношении оценки земельных участков с 1 по 12 вид разрешенного использования.

 

Например, в отношении отчетов № *** и № *** об оценке земельных участков в Ульяновской области, выполненных ООО «Агентство поддержки бизнеса» (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли (5 вид разрешенного использования, к которому относится земельный участок, принадлежащий Г*** И.П.)), Роснедвижимость выявила следующие замечания: 1. однозначно не идентифицирован объект оценки; 2. не представлены какие-либо критерии либо причины, по которым была сформирована выборка расчета доли земельного участка в стоимости единого объекта недвижимости (17 из 95 объектов); 3. не обоснована ссылками на какие-либо источники информации либо расчетами величина прибыли предпринимателя; 4. не обоснованы значения физического износа улучшений объектов оценки, определенные «экспертно на основе описания характеристик объектов»; 5. ошибочно рассчитана корректировка на разницу в дате предложения объекта и дате оценки «в соответствии с индексами роста цен на строительно-монтажные работы в Ульяновской области».

 

Впоследствии отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ульяновской области неоднократно направлялся на проверку в Роснедвижимость. По результатам проверок каждый раз принималось решение о выявлении нарушений Методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, о чем свидетельствуют акты проверок № 2 от 26.12.2007-25.01.2008 гг. (л.д.174-177 т.1), № 3 от 14.02.2008 -18.03.2008 гг. (л.д. 181-183 т.1), № 4 от 27.03.2008-24.04.2008 гг. (л.д.187-188 т.1), № 5 от 31.07.2008-19.08.2008 гг. (л.д. 208-210 т.2).

 

При этом следует отметить, что в акте последней проверки, проведенной в период с 31.07.2008 г. по 19.08.2008 г., как и в акте первой проверки, проведенной в период с 23.11.2007 г. по 05.12.2007 г., Роснедвижимостью указано на несоответствие отчета п. 2.2. Методических указаний (расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель). В частности, по экспертизе отчетов об оценке рыночной стоимости дано заключение о несоответствии отчетов  по оценке земельных участков с 1 по 12 вид разрешенного использования требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Стандартам оценки, обязательным к применению субъектами оценочной деятельности (л.д.214-227 т.2).

 

Суд не может принять во внимание довод представителей Управления Роснедвижимости по Ульяновской области о том, что указанные в актах проверки нарушения носят технический характер, не затрагивают права заявителя и не могут повлиять на результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Правительством.

 

Как следует из перечисленных выше актов проверки и приложенных к ним протоколов, обнаруженные Роснедвижимостью нарушения допущены именно при расчете кадастровой стоимости земельных участков по каждому виду разрешенного использования, в том числе и при расчете кадастровой стоимости участков 5-го вида разрешенного использования, к которому относится земельный участок заявителя.

 

Ссылка представителей Управления Роснедвижимости по Ульяновской области на отсутствие со стороны Роснедвижимости замечаний по численным показателям кадастровой стоимости не может быть принята во внимание.

 

Факт отступления от содержащихся в Методике правил определения кадастровой цены земельных участков подтверждается пятью актами проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, составленными Роснедвижимостью. Поскольку определение кадастровой стоимости земель возможно лишь с применением Методики, любое отступление от нее является основанием для признания результатов государственной кадастровой оценки земель не соответствующими закону, и как следствие, нарушенной процедуры утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель, установленной федеральными правовыми актами.

 

Суд не может согласиться с доводом представителя Правительства Ульяновской области о том, что Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Правительством РФ 08.04.200 года № 316, не содержат обязательных требований наличия согласования либо решения Роснедвижимости о соответствии отчета либо результатов государственной кадастровой оценки земель нормативно-техническим документам.

 

Пункт 11 приведенного выше нормативного акта прямо указывает на необходимость проведения государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями и нормативно-техническими документами, разработанными и утвержденными Минэкономразвития РФ.

 

Необходимость получения до утверждения органом власти субъекта результатов государственной оценки земель решения Роснедвижимости о соответствии Методическим указаниям отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков предусмотрена Административным регламентом, разработанным и утвержденным Минэкономразвития РФ во исполнение п. 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель.

 

Несостоятельным является и довод представителей Правительства Ульяновской области, Министерства имущества Ульяновской области и Управления Роснедвижимости по Ульяновской области о том, что оспариваемым нормативным актом права заявителя не нарушены.

 

Как следует из представленного суду свидетельства о государственной регистрации права, Г*** И.П. является собственником земельного участка площадью 1166, 1 кв.м по ул. Т***, *** в Ленинском районе города Ульяновска и плательщиком земельного налога. Поскольку кадастровая цена земли является налоговой базой земельного налога, ее установление в нормативном акте, не соответствующем требованию закона, лишает заявителя права уплачивать законно установленные налоги. 

 

Учитывая изложенное выше, суд полагает необходимым удовлетворить требования заявителя.

 

Поскольку государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ульяновской области и утверждение ее результатов произведено с нарушением процедуры, установленной федеральными правовыми актами, суд считает нарушенным порядок принятия Постановления Правительства Ульяновской области № 425 от 26 ноября 2007 года «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Ульяновской области», поэтому указанное постановление подлежит признанию недействующим в полном объеме и со дня его принятия.

 

Учитывая, что при рассмотрении настоящего дела производится проверка акта Правительства Ульяновской области в порядке нормоконтроля, требования заявителя в части признания недействительной положенной в основу постановления Правительства Ульяновской области от 26.11.2007 г. № 425 кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области, произведенной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», суд расценивает как доводы, приведенные в обоснование своих требований о признании недействующим оспариваемого нормативного акта.

 

Руководствуясь ст. ст. 199, 253 ГПК РФ, суд

 

р е ш и л:

 

Заявление Г*** И*** П*** удовлетворить.

 

Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня принятия Постановление Правительства Ульяновской области № 425 от 26 ноября 2007 года «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Ульяновской области».

 

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней через Ульяновский областной суд.

 

Судья                                                                              О.Б. Колобкова