Судебный акт
Отмена решения с направлением дела на новое рассмотрение
Документ от 04.02.2025, опубликован на сайте 14.02.2025 под номером 117037, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности заключить социальный контракт на ведение деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-006384-52

Судья Анциферова Н.Л.                                       Дело №33а-405/2025 (33а-6287/2024)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       4 февраля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                       

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.

при ведении протокола помощником судьи Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 октября 2024 года по делу №2а-4887/2024, которым постановлено:

административный иск Салихова Алексея Васильевича к Министерству социального развития Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности заключить социальный контракт удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Министерства социального развития Ульяновской области № *** от *** в части отказа Салихову Алексею Васильевичу в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Обязать Министерство социального развития Ульяновской области назначить Салихову Алексею Васильевичу государственную социальную помощь на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения представителя Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Салихова А.В. и его представителя Еремина С.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Салихов А.В. обратился в суд с административным иском к Министерству социального развития Ульяновской области (далее также Министерство) о признании решения незаконным, возложении обязанности заключить социальный контракт.

В обоснование заявленных требований указал, что *** обратился в ОГКУЗН Ульяновской области с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Министерство социального развития Ульяновской области, рассмотрев заявление, приняло решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В уведомлении от *** № *** об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, ОГКУЗН Ульяновской области ссылается на пп. 11 п. 32 Постановления Правительства Ульяновской области от 25.12.2023 № 729-П «Об утверждении Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Ульяновской области» - несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным настоящими Правилами, в том числе, установленное решением межведомственной комиссии.

С решением об отказе в назначении государственной социальной помощи  административный истец не согласен.

Указал, что в уведомлении от *** № *** не обозначено, в чем именно заключается несоответствие, отсутствует обоснование данного вывода. Кроме того указанные Правила не содержит такого основания для отказа как вывод о нецелесообразности.

Административный истец является гражданином РФ, постоянно проживает на территории Ульяновской области, осуществляет свою деятельность в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход на территории Ульяновской области. В браке не состоит, детей не имеет. Доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Ульяновской области.

Просил признать незаконным решение административного ответчика, изложенное в уведомлении № *** от ***, обязать административного ответчика заключить социальный контракт на ведение деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход на территории Ульяновской области в соответствии с представленным проектом.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

По мнению административного ответчика, Министерство не обязано указывать причины отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, поскольку действующее законодательство таких требований не содержит. Считает, что вывод суда о том, что Салихов А.В. не может самостоятельно повысить свои доходы является ошибочным и неаргументированным. Показания свидетелей, допрошенных в судебном заседании, подтверждают, что Салихов А.В. может самостоятельно повысить свои доходы, так как имеет определенные навыки и клиентскую базу.

Вопреки мнению суда, считает, что отказ Министерства является аргументированным, а именно обусловлен наличием возможности Салихова А.В. обеспечить свою экономическую независимость.

Утверждает, что нецелесообразность заключения социального контракта подтверждается отчетом об оценке эффективности реализации социального контракта от ***, согласно которому доходы Салихова А.В. увеличились, следовательно, цель социального контракта была реализована. Более того, доказательства, обосновывающие ухудшение условий жизни административного истца, не представлены. Учитывая условия проживания заявителя и уровень его дохода от самозанятости, Министерство предполагает, что Салихов А.В. скрывает свои реальные доходы.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Салихова А.В. – Еремин С.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ  суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При рассмотрении апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по административному делу (глава 17 КАС РФ) или оставления административного искового заявления без рассмотрения (пункты 1 - 4 части 1, часть 2 статьи 196 КАС РФ) (п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 №5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, на что прямо указано в пункте 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Суд, принимая решение о признании незаконным распоряжения Министерства социального развития Ульяновской области в части отказа   Салихову А.В. в назначении государственной социальной помощи, возложил на Министерство обязанность назначить государственную социальную помощь на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности.

Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2023 № 729-П утверждены Правила оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Ульяновской области (приложение №1).

Данные Правила устанавливают порядок и условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В соответствии с пунктами 86-88 Правил перечисление денежных выплат, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется в порядке и в сроки, установленные уполномоченным органом.

Реестр получателей, которым предоставляется государственная социальная помощь на основании социального контракта, направляется учреждением в центр социальных выплат для организации перечисления денежных средств, предоставляемых в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта на счет получателя, открытый в кредитной организации на территории Российской Федерации, в порядке и в сроки, установленные уполномоченным органом.

Главным распорядителем средств областного бюджета Ульяновской области, направляемых на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, является уполномоченный орган.

Финансовое обеспечение расходов на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и оплату услуг по доставке денежных средств, предоставляемых в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных уполномоченному органу на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - средства, предусмотренные на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта).

В Ульяновской области таким уполномоченным органом является Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».

Между тем, указанное учреждение судом первой инстанции к участию в деле привлечено не было.

Таким образом, суд первой инстанции рассмотрел административное дело, не установив круг лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются рассмотрением настоящего дела, и не привлек таких лиц к участию в деле.

Указанное обстоятельство является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке и направления на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо установить круг лиц, участвующих в деле, чьи права и интересы затрагиваются рассмотрением дела, определить их процессуальный статус, проверить доводы административного истца о соблюдении административным ответчиком процедуры принятия решения, принять по делу законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 октября 2024 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                              Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.02.2025.