У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2024-005724-30
Судья Павлов
Н.Е.
Дело № 33а-254/2025 (33а-6126/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
21 января 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.
судей Бахаревой
Н.Н., Васильевой Е.В.,
при ведении
протокола помощником судьи Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального
развития Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г.
Ульяновска от 23 сентября 2024 года по делу № 2а-3106/2024, которым
постановлено:
административный иск
Смолякова Александра Анатольевича к Министерству социального развития
Ульяновской области, заместителю директора по вопросам социальной защиты в г.
Ульяновске областного государственного казенного учреждения социальной защиты
населения Ульяновской области Бертасовой Елене Валерьевне о признании незаконным отказа в
предоставлении государственной социальной помощи на основании социального
контракта удовлетворить частично.
Признать незаконным
распоряжение Министерства социального развития Ульяновской области от *** года
№ *** в части отказа в предоставлении государственной социальной помощи на
основании социального контракта на территории Ульяновской области Смолякову
Александру Анатольевичу.
Признать незаконным
решение Министерства социального развития Ульяновской области,
заместителя директора по вопросам социальной защиты в г. Ульяновске областного
государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской
области Бертасовой Елены Валерьевны
от *** об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании
социального контракта на территории Ульяновской области Смолякову Александру
Анатольевичу.
Возложить
обязанность на Министерство социального развития Ульяновской области повторно
рассмотреть заявление Смолякова Александра Анатольевича на оказание государственной
социальной помощи на основании социального контракта.
В удовлетворении
остальной части административного иска Смолякова Александра Анатольевича
отказать.
Заслушав доклад
судьи Бахаревой Н.Н., объяснения
представителя Министерства социального развития Ульяновской области
Фроловой Е.В., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, объяснения Смолякова А.А. и его представителя Володиной
С.А., полагавшей
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Смоляков А.А.
обратился в суд с административным иском к Министерству социального развития
Ульяновской области о признании незаконным отказа в предоставлении
государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В обоснование
требований указал, что *** года он обратился в Министерство социального
развития Ульяновской области с заявлением о предоставлении государственной
социальной помощи на основании социального контракта.
*** года ему было
отказано в удовлетворении заявления. Основанием для отказа явилось
установленное решением межведомственной комиссии наличие у Смолякова А.А.
действующего успешного бизнеса, имеющего потенциал к дальнейшему
самостоятельному расширению.
Однако данный отказ является незаконным, поскольку его семья имеет среднедушевой доход ниже величины
прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ульяновской области,
он же зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный
доход. Его семья соответствует условиям принятия решения о назначении государственной социальной помощи на
основании социального контракта, а вывод о
наличии у него успешного бизнеса сделан без учета результатов финансовой
деятельности.
Просил признать незаконным протокол
комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи
№ *** от *** года в части отказа
в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального
контракта на территории Ульяновской области Смолякову А.А.; признать незаконными распоряжение
Министерства социального развития Ульяновской области от *** года № *** и решение Министерства социального развития
Ульяновской области от *** года об отказе в предоставлении государственной
социальной помощи на основании социального контракта на территории Ульяновской
области; включить административного истца в реестр получателей государственной
социальной помощи на основании социального контракта с возложением
обязанности в течение 5 рабочих дней с
момента вступления решения суда в законную силу заключить с ним социальный
контракт на осуществление предпринимательской деятельности.
Судом к участию в
деле привлечена в качестве административного ответчика Бертасова
Е.В., в качестве заинтересованного лица - областное государственное казенное
учреждение социальной защиты населения Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство социального
развития Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении
административного иска.
Не соглашается с
выводами суда об отсутствии у административного ответчика правовых оснований
для отказа Смолякову А.А. в назначении государственной социальной помощи на
основании социального контракта. Считает,
что правила оказания государственной социальной помощи на основании социального
контракта указывают на круг лиц, имеющих право претендовать на такую помощь, но
не обязывают Министерство заключить с гражданином социальный контракт.
Вопреки мнению суда
о том, что исследование финансовой деятельности Смолякова А.А. не проводилось,
вывод об эффективности бизнеса административного истца был сделан на основании
отчета об оценке эффективности реализации социального контракта от *** года.
Также, по мнению
Министерства, указание суда на отсутствие такого основания для отказа, как
наличие у заявителя действующего успешного бизнеса, необоснованно. Смолякову
А.А. отказано в связи с несоответствием его и членов семьи условиям принятия
решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального
контракта, а формулировка о действующем бизнесе, который является успешным и
имеет потенциал к дальнейшему самостоятельному расширению, указана в качестве
аргументации.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены
судебного решения является несоответствие выводов суда первой инстанции,
изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Таких оснований по
настоящему делу не имеется.
В силу части 1
статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании
решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного
лица, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные
интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации
законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям части 2
статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации суд удовлетворяет заявленные
требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными
полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным
правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы
административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить
нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или
препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и
реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано
соответствующее административное исковое заявление.
Статьей 3
Федерального закона от 17 июля 1999 года
№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено оказание государственной социальной помощи в
целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко
проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного
минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте
Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом
«О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; адресного использования
бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся
граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и
общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального
неравенства; повышения доходов населения.
В соответствии с частью 1.1
статьи 5 Федерального закона от 17
июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 года № 1931 «Об оказании
субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального
бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в
части, не определенной Федеральным законом «О государственной социальной
помощи», Законом
Ульяновской области от 31
августа 2013 года № 160-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов,
связанных с оказанием государственной социальной помощи» Правительством
Ульяновской области утверждены Правила
оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта
на территории Ульяновской области (далее – Правила).
В силу пункта 2
Правил право на государственную социальную помощь на основании социального
контракта в соответствии с настоящими Правилами имеют граждане Российской
Федерации, постоянно проживающие на территории Ульяновской области, величина
среднедушевого дохода членов семей которых (совокупного дохода в случае
одинокого проживания граждан по независящим от них причинам, перечень
которых определен в приложении № 2 к постановлению Правительства Ульяновской
области «Об утверждении Правил оказания государственной социальной помощи на
основании социального контракта на территории Ульяновской области»), не
превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в
Ульяновской области в соответствии с Федеральным законом
от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации» по состоянию на дату обращения за оказанием государственной
социальной помощи на основании социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа
социальной адаптации, предусматривающая реализацию гражданами следующих
мероприятий: 1) по поиску работы; 2) по осуществлению индивидуальной
предпринимательской деятельности; 3) по ведению личного подсобного хозяйства;
4) иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной
ситуации (пункт 3 Правил).
Подготовленные Областным государственным
казенным учреждением социальной защиты населения Ульяновской области социальный
контракт, программа социальной адаптации и прилагаемые к ним документы, в том
числе подготовленный гражданином бизнес-план или план ведения личного
подсобного хозяйства в случае реализации мероприятий, указанных в подпунктах 2
и 3 пункта 3
настоящих Правил, в обязательном порядке рассматриваются на заседании
межведомственной областной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании
государственной социальной помощи на основании социального контракта до
заключения социального контракта в порядке, предусмотренном приложением № 3 к
постановлению Правительства Ульяновской области «Об утверждении Правил оказания
государственной социальной помощи на основании социального контракта на
территории Ульяновской области» (пункт 4 Правил).
Государственная социальная помощь на
основании социального контракта, предусматривающего реализацию мероприятий,
указанных в подпунктах 2
и 3 пункта 3
настоящих Правил, назначается гражданам, зарегистрированным (или планирующим
зарегистрироваться) в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве
налогоплательщика налога на профессиональный доход на территории Ульяновской
области (пункт 11 Правил).
Основаниями для отказа в назначении
государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:
1) превышение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко
проживающего гражданина над величиной прожиточного минимума на душу населения,
установленной в Ульяновской области; 2) наличие в заявлении и (или) документах
(сведениях) недостоверной и (или) неполной информации, за исключением случая,
предусмотренного пунктом 43
настоящих Правил; 3) непредставление заявителем в учреждение документов
(сведений), необходимых для оказания государственной социальной помощи на
основании социального контракта, в сроки, установленные пунктами 24
и 25
настоящих Правил; 4) отсутствие бюджетных ассигнований областного бюджета
Ульяновской области на заключение новых социальных контрактов в Ульяновской
области в текущем финансовом году; 5) достижение численности получателей
государственной социальной помощи на основании социального контракта,
установленной пунктом 85
настоящих Правил; 6)
трудоустройство заявителя в период рассмотрения заявления, предусматривающего
реализацию мероприятия, указанного в подпункте 1
пункта 3 настоящих Правил; 7) наличие у заявителя (члена его семьи)
действующего социального контракта; 8) отзыв заявителем заявления до принятия
решения о назначении государственной социальной помощи на основании либо
решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании
социального контракта в соответствии с пунктом 31
настоящих Правил; 9) отказ заявителя от подписания социального контракта или
его неявка для подписания социального контракта; 10) наличие у заявителя
непогашенной задолженности перед уполномоченным органом, в том числе
взыскиваемой в судебном порядке, по денежным средствам, выплаченным в
соответствии с условиями ранее заключенного социального контракта; 11)
несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о
назначении государственной социальной помощи на основании социального
контракта, предусмотренным настоящими Правилами, в том числе установленное
решением межведомственной комиссии; 12) неполучение гражданином сертификата или
иного документа, подтверждающего успешное прохождение обучения для развития
предпринимательских компетенций, который предоставляется в случае,
предусмотренном пунктом 59
настоящих Правил (при оказании государственной социальной помощи на основании
социального контракта, предусматривающего реализацию мероприятий, указанных в подпунктах 2
и 3 пункта 3
настоящих Правил) (пункт 32 Правил).
Дополнительными основаниями для отказа в
назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта
в случае, когда заявитель ранее являлся получателем такой помощи, являются: 1)
наличие завершенного социального контракта, предусматривающего реализацию
мероприятий, указанных в подпунктах 1
и 4 пункта 3
настоящих Правил; 2) непредставление заявителем в учреждение документов
(сведений), необходимых для контроля реализации и мониторинга ранее
заключенного социального контракта; 3) прекращение трудовой деятельности в
период действия ранее заключенного социального контракта, предусматривающего
реализацию мероприятия, указанного в подпункте 1
пункта 3 настоящих Правил (за исключением случаев сокращения,
увольнения в связи с переездом на новое место жительства и иные уважительные
причины); 4) прекращение трудовой
деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного
социального контракта, предусматривающего реализацию мероприятия, указанного в подпункте 1
пункта 3 настоящих Правил (за исключением случаев сокращения, увольнения
в связи с переездом на новое место жительства и иные уважительные причины); 5)
прекращение государственной регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя или снятие заявителя, не являющегося индивидуальным
предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика
налога на профессиональный доход в период действия ранее заключенного
социального контракта, предусматривающего реализацию мероприятий, указанных в подпунктах 2
и 3 пункта 3
настоящих Правил; 6) прекращение государственной регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя или снятие заявителя, не являющегося
индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве
налогоплательщика налога на профессиональный доход в течение 12 месяцев со дня
окончания срока действия ранее заключенного социального контракта, предусматривающего
реализацию мероприятий, указанных в подпунктах 2
и 3 пункта 3
настоящих Правил; 7) нецелевое использование получателем государственной
социальной помощи на основании социального контракта денежных средств,
выплаченных в соответствии с условиями ранее заключенного социального
контракта, предусматривающего реализацию мероприятий, указанных в подпунктах 2
- 4 пункта 3
настоящих Правил; 8) неисполнение (несвоевременное исполнение) получателем
государственной социальной помощи на основании социального контракта
мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся
уважительными, в рамках ранее заключенного социального контракта; 9) полное отсутствие
налоговых отчислений в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее
заключенного социального контракта, предусматривающего реализацию мероприятий,
указанных в подпунктах 2
и 3 пункта 3
настоящих Правил; 10) получение заявителем от органов службы занятости
населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления
предпринимательской деятельности безработных граждан, оказываемой в
соответствии с абзацем
одиннадцатым подпункта 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской
Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской
Федерации» (при оказании государственной социальной помощи на реализацию
мероприятий, указанных в подпунктах 2
и 3 пункта 2
настоящих Правил) (пункт 33 Правил).
В случае наличия оснований для отказа в
назначении государственной социальной помощи на основании социального
контракта, установленных пунктом 32
настоящих Правил, уполномоченный орган принимает решение об отказе в назначении
социальной помощи на основании социального контракта без рассмотрения личного
дела на заседании межведомственной комиссии и уведомляет заявителя о принятии
такого решения в порядке, предусмотренном пунктом 17
настоящих Правил, при этом в уведомлении должны быть указаны обстоятельства,
послужившие основанием для принятия решения об отказе в назначении
государственной социальной помощи на основании социального контракта в
соответствии с пунктом 32
настоящих Правил (пункт 34 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Смоляков
А.А.
зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход,
состоит в браке, имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей.
Согласно предоставленному
административным ответчиком расчету
среднедушевого дохода семьи Смолякова А.А. указанный доход составил 10 393 руб. 38 коп. на члена семьи
при прожиточном минимуме на душу
населения 13 753 руб. (л.д. 38-39).
*** года
административный истец обратился в Министерство социального развития
Ульяновской области с заявлением о предоставлении государственной социальной
помощи на основании социального контракта (л.д. 44-47).
Распоряжением
Министерства социального развития Ульяновской области «О назначении (об отказе в назначении)
государственной социальной помощи на основании социального контракта» от ***
года № *** Смолякову А.А. отказано
в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального
контракта в силу подпункта 11 пункта 32 Правил - несоответствие заявителя и
членов его семьи условиям принятия решения о назначении государственной
социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным
настоящими Правилами, в том числе установленное решением межведомственной
комиссии (действующий бизнес является успешным и имеет потенциал к дальнейшему
самостоятельному расширению) (л.д. 50-54).
О принятом решении Смоляков А.А. уведомлен письмом от *** года, подписанным
заместителем директора Бертасовой
Е.В., в котором содержались аналогичные основания отказа в
назначении государственной социальной
помощи на основании социального контракта (л.д. 9).
Удовлетворяя частично административный иск Смолякова А.А.,
суд первой инстанции исходил из того, что имеются основания для признания оспариваемых решений
Министерства социального развития
Ульяновской области незаконными, с
возложением обязанности рассмотреть
заявление административного истца без учета немотивированных оснований отказа.
С таким выводом суда
первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Как указано в принятом Министерством
социального развития Ульяновской области
решении об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на
основании социального контракта, в силу подпункта 11 пункта 32 Правил заявитель и члены его семьи не соответствуют условиям принятия решения о
назначении государственной социальной помощи на основании социального
контракта, предусмотренным настоящими Правилами.
Вместе с
тем, ни из указанного распоряжения, ни из протокола комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной
социальной помощи, в том числе на основании
социального контракта, от *** года № ***, не представляется возможным
установить, в чем именно выражается несоответствие заявителя и членов его семьи
условиям принятия решения о назначении государственной социальной помощи, тогда
как административный истец и члены его
семьи на момент обращения к административному ответчику зарегистрированы на территории Ульяновской области, величина
среднедушевого дохода не превышала
величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Ульяновской
области.
Ссылка
административного ответчика при принятии решения на действующий успешный
бизнес Смолякова А.А., имеющий потенциал
к дальнейшему самостоятельному расширению,
материалами дела не подтверждена.
Доводы жалобы о том, что вывод об эффективности
бизнеса административного истца был сделан на основании отчета об оценке
эффективности реализации социального контракта от *** года противоречат
тексту указанного документа.
Согласно отчету об оценке эффективности
реализации социального контракта от *** года доход гражданина и члена его семьи составлял 7580 руб. 40 коп. на члена семьи, улучшение условий жизни Смолякова А.А.
за период 2021-2022 годы последовало ввиду оформления социальных
пособий на детей и заработной платы
супруги. При этом имеется указание на
низкий доход от осуществления деятельности в качестве самозанятого (л.д. 221).
Учитывая указанные
обстоятельства, основания для отказа в предоставлении государственной социальной
помощи, предусмотренные пунктом 32
Правил, суд первой инстанции верно указал, что
решение Министерством социального развития Ульяновской области принято
преждевременно и без надлежащего исследования финансовой деятельности Смолякова
А.А., истребования у него необходимых
документов, подтверждающих успешность его бизнеса.
Как разъяснено
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 28 июня 2022
года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации», если в соответствии с законом за
наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность
принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы,
законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться
возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином,
организацией вопрос (абзац четвертый пункта 26).
Разрешая вопрос о
способе восстановления нарушенного права административного истца, в силу
вышеприведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации суд первой
инстанции обоснованно возложил на административного
ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления
Смолякова А.А., отказав в удовлетворении его требований о
заключении с ним социального контракта
на осуществление предпринимательской деятельности и во включении его в реестр получателей
государственной социальной помощи.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда г. Ульяновска от 23 сентября 2024 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 4 февраля 2025 года.