УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
73RS0001-01-2024-003843-12
Судья Кузнецова О.В. Дело
№33а-240/2025 (33а-6108/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ульяновск
21 января
2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом
судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 июля 2024 года по делу
№2а-3050/2024, которым постановлено:
административный иск
прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах
неопределённого круга лиц, удовлетворить частично.
Возложить на
администрацию города Ульяновска обязанность в течение двух месяцев с даты
вступления решения в законную силу устранить дефекты дорожного покрытия в виде
выбоин на участке автомобильной дороги по ***.
В удовлетворении
исковых требований в остальной части отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В.,
пояснения прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области
Стерлядевой Е.В., не согласившейся с апелляционной жалобой, полагавшей решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского
района города Ульяновска, действующий в интересах неопределённого круга лиц,
обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о
возложении обязанности устранить дефекты дорожного покрытия.
В обоснование
требований указал, что в ходе совместной проверки, проведенной прокуратурой
района и ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, установлено, что в
нарушение требований п.13 ОП ПДД РФ, п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги
автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по
условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», подп.
«а» п.13.2 ст.3 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность
автомобильных дорог» дорожное покрытие по *** не соответствует нормативным
требованиям, имеются выбоины вдоль трамвайных путей в пределах проезжей части в
обоих направлениях, шириной от 5 см до 30 см.
Бездействие
администрации города Ульяновска и Управления дорожного хозяйства и транспорта
администрации города Ульяновска, выразившееся в неустранении дефектов дороги по
***, привело к необеспечению безопасности дорожного движения и непринятию
исчерпывающих мер, предусмотренных законодательством, по сохранению жизни и
здоровья неопределенного круга лиц.
Прокурор просил суд
обязать администрацию города Ульяновска устранить дефекты дорожного покрытия в
виде выбоин на вышеуказанном участке автомобильной дороги в течение месяца с
момента вступления решения в законную силу.
К участию в деле
привлечены Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска,
УМВД России по Ульяновской области, МБУ «Дорремстрой».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит
его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований
прокурора.
В обоснование жалобы
указывает, что в связи с дефицитом бюджета большая часть мероприятий по смете
расходов Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города
Ульяновска финансированием не обеспечены. Администрация города Ульяновска
является бюджетным учреждением и все денежные, находящиеся в ее распоряжении,
носят целевой характер. Направление средств бюджета и оплата денежных
обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям,
определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью,
бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным
документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств,
является нецелевым использованием бюджетных средств.
В судебное
заседание, кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с
учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом норм права
при принятии оспариваемого решения, судебная коллегия не находит оснований к
отмене решения суда в связи со следующим.
В соответствии с п. 5
ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к
вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная
деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах
городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая
создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест),
осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог
местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных
полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной
деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Данной норме корреспондирует пункт 5 части 1 статьи 3
Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением
Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119.
Согласно ч. 4
ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности
дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции
самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При
этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности
дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных
образований.
В силу ч. 1 ст. 36 Устава муниципального образования «город
Ульяновск» администрация города Ульяновска является
исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город
Ульяновск» и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов
местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и
законами Ульяновской области.
В статье 38 Устава
муниципального образования «город Ульяновск» среди иных полномочий
администрации города Ульяновска указана дорожная деятельность в отношении
автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение
безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в
области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности
в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая создание и
обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление
муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в
границах городского округа (пункт 6).
Как установлено
судом и следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой
Ленинского района г.Ульяновска совместно с ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по
Ульяновской области, установлено, что в нарушение требований п.13 ОП ПДД РФ,
п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, подп. «а» п. 13.2
ст. 3 Технического
регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» на участке от
дома №*** дорожное покрытие не соответствует нормативным требованиям, на всем
протяжении дороги имеются выбоины вдоль трамвайных путей в пределах проезжей
части в обоих направлениях, шириной от 5 см до 30 см (л.д. 6-10).
Ненадлежащее
состояние дорожного покрытия создает угрозу безопасности дорожного движения,
жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В соответствии с
требованиями п.5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не
должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных
повреждений.
Согласно подп.
«а» п.13.2 ст.3 Технического регламента таможенного союза «Безопасность
автомобильных дорог» на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы,
просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы,
затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и
представляющие опасность для потребителей транспортных услуг.
Указанные требования
стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности
дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану
окружающей среды.
Вывод суда первой
инстанции о том, что ответственным за состояние автомобильной дороги,
находящейся в границах города Ульяновска, является администрация города
Ульяновска, следует признать правильным.
Факт наличия
нарушений ГОСТ Р 50597-2017 на указанной автодороге нашел свое объективное
подтверждение и ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Доводы, приведенные
администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе, являются
несостоятельными.
Поскольку
обязанность осуществлять контроль за безопасностью дорожного движения на
автомобильных дорогах местного значения в пределах городского округа возложена
на муниципальное образование законом, суд обоснованно возложил обязанность по
устранению дефектов дорожного покрытия на спорном участке автомобильной дороги
по *** на администрацию города Ульяновска.
Доводы
административного ответчика в апелляционной жалобе о недостаточности бюджетных
средств на выполнение ремонтных работ не освобождают администрацию города
Ульяновска от возложенной на неё законом обязанности и не опровергают правильность
принятого по делу решения суда.
Обжалуемое решение
основано на верном применении норм материального и процессуального права,
регулирующих спорные правоотношения, надлежащей оценке представленных в дело
доказательств. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения,
судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены
решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 15 июля 2024 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу администрации
города
Ульяновска - без удовлетворения.
Определение
суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и
может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено
03.02.2025.