Судебный акт
О перерасчете пенсии
Документ от 14.01.2025, опубликован на сайте 05.02.2025 под номером 116971, 2-я гражданская, о перерасчете пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0013-01-2024-002170-30                                                                                                                                                   

Судья         Кудряшева Н.В.                                                Дело № 33-351/2025 (33-6230/2024)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     14 января 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Алимовой Ильмиры Ильтузаровны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 июня 2024 года, по гражданскому делу № 2-1211/2024, по которому постановлено:

 

в удовлетворении иска Алимовой Ильмире Ильтузаровне  к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о  понуждении к перерасчету пенсии, взыскании  невыплаченной пенсии с учетом индексации отказать.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения представителя Алимовой И.И. – Мингачева Р.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,   судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Алимова  И.И. обратилась в суд с иском к Отделению  Фонда пенсионного и социального страхования  Российской Федерации по Ульяновской области о  понуждении к перерасчету пенсии, взыскании  невыплаченной пенсии с учетом индексации.

В обоснование заявленных требований указала, что 04.12.2023 она обратилась в пенсионный орган с заявлением о корректировке  сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, на что 13.12.2023 получила отказ в корректировке сведений,  где были искажены даты рождения детей и учеба в институте, хотя ею были представлены надлежащие сведения.

Она обратилась за экспертной оценкой действий ответчика в ООО «Экспертиза и Оценка» г. Москва с целью возможного перерасчета пенсии.

16.01.2024 получила полный расчет пенсии от ООО «Экспертиза и Оценка», согласно которому размер её пенсии составил 21 741 руб. 98 коп., а по расчетам ответчика он составил  20 423 руб. 94 коп., соответственно  разница составила 1318 руб. 04 коп.

07.02.2024 она обратилась с жалобой к прокурору г. Димитровграда. 

20.03.2024 ей поступил ответ пенсионного органа с расчетом, который имеет ряд пробелов: завышен ожидаемый период,  выбран менее выгодный вариант расчета пенсии,  при расчете пенсии для неработающего пенсионера  не учитывают накопленные баллы (более 3),  исчисленные из страховых взносов  за период с 2016 по 2023 годы. Однако согласно письму ответчика от 20.03.2024 расчет пенсии произведен по наиболее выгодному варианту  с оценкой пенсионных прав на 01.01.2002 – из расчета общего  страхового стажа до 2002 года – 12 лет 3 месяца 8 дней.

Учитывая, что ООО «Экспертиза и Оценка» расчет представлен в двух вариантах, то ответчик выбрал не выгодный вариант расчета пенсии, завысил ожидаемый период  и не учел накопленные баллы, что привело к снижению размера пенсии на 1318 руб. 94 коп.

Просила суд обязать ответчика  пересчитать размер пенсии согласно экспертному заключению ООО «Экспертиза и Оценка»,  вернуть  невыплаченные за  три года  с учетом индексации  денежные средства в сумме 20 000 руб.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Алимова  И.И. не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Считает, что суд безосновательно не принял  во внимание расчеты размера её пенсии, произведенные экспертной организации ООО «Экспертиза и Оценка», из которых усматривается, что ответчик выбрал невыгодный для неё вариант расчета. Пенсионный орган не представил суду доказательств, подтверждающих верность своего расчета. Считает, что суду из-за возникших противоречий в расчетах надлежало назначить судебную экспертизу. Полагает, что суд необоснованно и немотивированно принял во внимание только один вариант расчета пенсии по её общему стажу. Считает, что суд не принял во внимание, что при расчете пенсии неработающего пенсионера после прекращения трудовой деятельности пенсионный орган не учитывает ранее накопленные баллы (более 3) исчисленные из страховых взносов, которые были уплачены работодателем за период 2016-2023 годы. В жалобе ссылается на нормы действующего законодательства, приводит возможные варианты расчета пенсии.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Судом установлено и следует из материалов дела, что с 21.03.2016 Алимова Ильмира Ильтузаровна, *** года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по старости, назначенной на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Закон о страховых пенсиях), размер которой определен в соответствии со статьей 15 данного закона, а также получателем фиксированной выплаты к страховой пенсии в   соответствии со статьей 16 Закона о страховых пенсиях (т. 1 л.д. 160 об.).

04.12.2023 Алимова И.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением, которое поступило ответчику 08.12.2023, о корректировке сведений  индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, в котором указала, что ошибочно установлен стаж , вследствие чего занижена величина  индивидуального пенсионного коэффициента. Просила внести  сведения о периодах учебы с 01.09.1984 по 01.03.1990, период ухода за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет (т. 1 л.д. 8-10).

Решением ответчика от 13.12.2023  Алимовой И.И. отказано в удовлетворении заявления, указано, что корректировка сведений не требуется (т. 1 л.д. 31-32).

Впоследствии, Алимова И.И. обратилась в Прокуратуру города Димитровграда с жалобой на нарушение ее пенсионных прав (т. 1 л.д. 33-39, 40-71).

В ответе от 20.03.2024 ответчик сообщил Алимовой И.И. о том, что пенсия ей назначена и выплачивается правильно в соответствии с нормами действующего законодательства.

Полагая, что сведения  ее индивидуального (персонифицированного) учета и лицевого счета содержат искаженные сведения относительно дат рождения детей и учебы в институте, а также то, что оценка ее пенсионных прав произведена ответчиком неверно, Алимова И.И. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные  требования и отказывая в иске, суд пришел к выводу, что период учебы истца с 23.02.1990 по 01.03.1990 в ***, то есть после присвоении квалификации, которая согласно диплому Алимовой И.И. ей присвоена Государственной экзаменационной комиссией 22.02.1990, не может быть занесен  на лицевой счет.

Также суд, ссылаясь на положения статей 11, 13 Закона о страховых пенсиях суд пришел к выводу, что периоды ухода за детьми по достижении ими полуторалетнего возраста не подлежат зачету в страховой стаж.

Кроме того, суд пришел к выводу, что размер пенсии истцу определен в соответствии с требованиями закона, отклонив доводы Алимовой И.И. о том, что пенсионным органом завышен ожидаемый период выплаты трудовой пенсии, выбран менее выгодный вариант расчета пенсии, не учтены накопленные баллы, как для неработающего пенсионера.

С данными выводами судебная коллегия соглашается ввиду нижеследующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно пункту 2 части 1 статьи 30 которого, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу части 1 статьи 15 Закона о страховых пенсиях Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:

СПст = ИПК x СПК,

где СПст - размер страховой пенсии по старости;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Согласно части 9 статьи 15 Закона о страховых пенсиях (в редакции, действовавшей на момент назначении Алимовой И.И. пенсии) величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,

где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.

В соответствии с частью 10 статьи 15 Закона о страховых пенсиях (в той же ребакции) величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется по формуле:

,

где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца детям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери ИПКс каждого умершего родителя или ИПКс умершей одинокой матери определяется исходя из размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера указанной пенсии), исчисленного по формуле, предусмотренной пунктом 1 или 4 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

 - сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении , если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 марта 2005 года № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;

К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по инвалидности (по случаю потери кормильца) - отношению нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) (в месяцах) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности (по состоянию на день смерти кормильца), к 180 месяцам. При этом нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом (умершим кормильцем) возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - количеству нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;

СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равная 64 рублям 10 копейкам.

В соответствии с частью 11 статьи 15 Закона о страховых пенсиях (в той же редакции) величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, определяется по формуле:

,

где ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

 - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные начиная с 1 января 2015 года отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости за застрахованное лицо в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;

 - сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 настоящей статьи;

К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по инвалидности (по случаю потери кормильца) - отношению нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) (в месяцах) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности (по состоянию на день смерти кормильца), к 180 месяцам. При этом нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом (умершим кормильцем) возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - количеству нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.

Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 173-ФЗ) установлено, что в связи с введением в действие данного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с данной статьей;

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 данного Федерального закона).

В силу пункта 1 статьи 32 Федерального закона № 173-ФЗ при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).

Лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно) (пункт 2 статьи 32 Федерального закона № 173-ФЗ).

Материалами дела подтверждено, что при назначении пенсии Алимовой И.И. ответчиком были учтены: трудовой стаж (по состоянию на 1 января 2002 года) – 12 лет 03 месяца 08 дней (стажевый коэффициент составляет 0,55 за требуемый для  женщин стаж 20 лет), из них: с 11.10.1983 по 03.05.1984, с 16.04.1990 по 31.01.2001; 1 полный год работы в «советское» время до 01.01.1991 в целях повышения (валоризации) пенсии (коэффициент валоризации составляет 11% - базовые 10% и сверх того по 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991); среднемесячный заработок за период работы с января 2000 года по декабрь 2001 года в размере 6018,02 руб. (отношение указанного заработка к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период, в размере 1494,50 руб. составил 4,027 при максимально учитываемом отношении заработков, равном 1,2); страховые взносы, уплаченные страхователем и находящиеся на лицевом счете застрахованного лица, за период работы с 01.01.2002 по 31.12.2014 в сумме 628 436,47 руб.

С учетом перечисленных показателей размер пенсии по состоянию на 01.01.2002 составил 1102,86 руб. (0,55 х 1,2 х 1671 руб., где 0,55 - стажевый коэффициент, 1,2 ‑ максимально учитываемое отношение заработков, 1671 руб. - заработок, установленный для определения размера пенсии).

Исходя из расчетного размера пенсии по состоянию на 01.01.2002, величина пенсионного капитала составила 164 520,72 руб. (1102,86 руб. - 450 руб.) х 252 мес., где 450 руб. - фиксированный базовый размер пенсии по состоянию на 01.01.2002, 252 мес. - ожидаемый период выплаты).

Поскольку у Алимовой И.И. по состоянию на 01.01.2002 отсутствовала  требуемая продолжительность общего трудового стажа, пенсионный капитал определяется пропорционально фактическому стажу, выработанному на 01.01.2002: (12 лет х 12 мес. + 3 мес. + 8 дней / 30 дней) / 240 мес. = 0,61361111.

Таким образом, ПК по состоянию на 01.01.2002 составляет 100 951,74 руб. (164 520,72 руб. х 0,61361111).

В связи с тем, что пенсионный капитал определен по состоянию на 01.01.2002, пенсионным органом произведена индексация в соответствии с нормами пенсионного законодательства на все индексы, имевшие место в период с  01.01.2002 по 31.12.2014: 100 951,74 х 1,307 х 1,177 х 1,114 х 1,127 х 1,16 х 1,204 х 1,269 х 1,1427 х 1,088 х 1,1065 х 1,101 х 1,083 = 566 825,48 руб.

Кроме того, пенсионный капитал подлежит валоризации (повышению) за работу до 01.01.1991.

Сумма повышения за 1 полный год работы до 01.01.1991 составила 62 350,80 руб. (566 825,34 руб. х 11%).

При исчислении размера пенсии учтены страховые взносы за период с 01.01.2002 по 31.12.2014 в общей сумме 628436,47 руб.

Таким образом, пенсионный капитал истицы (ПК) на 31.12.2014 составил 1 257 612,75 руб. (629 176,28 руб. + 628 436,47 руб.).

С учетом изложенного, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 составил 4 990,53 руб. (1 257 612,75 руб. / 252 месяца).

С 01.01.2015 выплата пенсии осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем трудовые пенсии преобразованы в страховые пенсии, размер которых зависит от величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) и стоимости одного ИПК.

При преобразовании полученного размера пенсии величина ИПК по состоянию на 31.12.2014 составляет 77,855 (4900,53 руб.: 64,10руб.).

С учетом начисленных страховых взносов работодателями за периоды после 01.01.2015 величина ИПК составляет 6,031.

Итого: 77,855 + 6,031 = 83,886.

Таким образом, размер страховой пенсии по старости по состоянию на 21.03.2016 составил 10789,14 руб., где 6230,21 руб. - страховая часть пенсии, 4558,93 руб. - фиксированная выплата.

С учетом произведенных перерасчетов (корректировок) с 01 августа каждого года с учетом уплаченных страховых взносов, размер страховой пенсии по старости в настоящее время составил – 21 955,45 руб.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчиком верно определен в отношении истца ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, при установлении пенсии.

В части 3 статьи 36 Закона о страховых пенсиях закреплено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 01.01.2015) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона № 173-ФЗ при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).

Лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).

Судом верно указано что с 1 января 2015 года установление и выплата пенсий осуществляются в соответствии с Законом о страховых пенсиях, положениями статьи 15 которого размер страховой пенсии при ее назначении исчисляется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), складывающегося из ИПК за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по нормам Федерального закона № 173-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Поскольку Алимовой И.И. назначена досрочная страховая пенсия по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях (ранее подпункт 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ), то, начиная с 01 января 2013 года, продолжительность ожидаемого периода с каждым годом дополнительно увеличивается на 12 месяцев.

В то же время максимально возможное количество лет увеличения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости при назначении досрочной страховой пенсии по старости указанным лицам, начиная с 1 января 2015 года составит 2 года (228 (ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, установленный в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона № 173-ФЗ) + 12 (увеличение с 1 января 2013 года) + 12 (увеличение с 1 января 2014 года), всего 252 месяца). При этом количество лет, недостающих до 50 лет для женщин, определяется на день назначения страховой пенсии по старости.

Таким образом, продолжительность ожидаемого периода истца на дату назначения досрочной страховой пенсии составила 252 месяца, что соответствует нормам действующего законодательства.

Алимова И.И. также оспаривает выгодность выбранного варианта расчета размера пенсии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Вопреки доводам Алимовой И.И. ей выбран наиболее выгодный для нее вариант расчета размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым расчетный размер пенсии Алимовой И.И. составляет 1 102,86 руб., тогда как по пункту 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ ее размер составляет 660 руб.

При этом, как верно учтено судом, при оценке пенсионных прав по пункту  3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ не учитывается период учебы Алимовой И.И.

Также судом обоснованно отклонен довод Алимовой И.И. о том, что ответчиком не учтенные баллы при расчете размера пенсии за периоды с 2016 по 2023 годы.

В соответствии со статьей 18 Закона о страховых пенсиях размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при их назначении переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом.

Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года.

Согласно данным индивидуального (персонифицированного) учета у Алимовой И.И. имеется учтенная величина ИПК, определенная с учетом сумм начисленных страховых взносов за следующие периоды:

2016 год - 3,0; 2017 год - 3,0; 2018 год - 3,0; 2019 год - 3,0; 2020 год - 2,704; 2021 год - 2,620; 2022 год - 2,665, 2023 год - 2,665 (раздел 6 выписки по форме СЗИ‑НВП «Сведения о состоянии ИПК (с 1 января 2015 года).

При этом ответчик принял во внимание максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, в размере 3,0 (часть 4 статьи 18 Закона о страховых пенсиях).

В соответствии с законодательством перерасчет размера пенсии с учетом указанной выше величины  ответчиком ИПК производился в следующем порядке:

- с 01.08.2017 - по взносам за 2016 год размер пенсии составил 11 011,95 руб.

- с 01.08.2018 - по взносам за 2017 год по взносам за 2016 год размер пенсии составил 11 234,76 руб.

- с 01.08.2019 - по взносам за 2018 год размер пенсии составил 11 457,57 руб.

- с 01.08.2020 - по взносам за 2019 год размер пенсии составил 11 680,38руб.

- с 01.08.2021 - по взносам за 2020 год размер пенсии составил 11 881,21 руб.

- с 01.08.2022 - по взносам за 2021 год размер пенсии составил 12 075,80 руб.

- с 01.08.2023 - по взносам за 2022 год размер пенсии составил 12 273,73 руб.

По взносам за 2023 год перерасчет подлежат произведению с 01.08.2024, то есть после вынесения обжалуемого решения.

Также в связи с увольнением из ООО «ДААЗ» с 29.09.2023 в декабре 2023 года был произведен перерасчет как неработающему пенсионеру. После перерасчета размер пенсии составил 20 423,94 руб. и произведена единовременная выплата за период с 01.10.2024 по 30.11.2023 в размере 16 300,42 руб. С 01.01.2024 размер страховой пенсии по старости составляет 21 955,45 руб.

При таком положении, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что размер страховой пенсии по старости Алимовой И.И. рассчитан правильно, в соответствии с действующим законодательством с учетом всех имеющихся в распоряжении ответчика индивидуальных сведений.

В свою очередь судебная коллегия отмечает, что период учебы истца обоснованно отражен в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета лишь до присвоения квалификации, так как поле указанной даты учеба фактически не осуществлялась.

Кроме того, вопреки доводам иска Алимовой И.И., в сведениях ее лицевого счета отсутствуют данные о том, что какие-либо периоды ухода за детьми были исключены ответчиком из подсчета ее страхового и трудового стажа.

Ссылка Алимовой И.И.  на документ, составленный 16.01.2023 ООО «Экспертиза и Оценка», поименованный как «Консультация по возможному перерасчету пенсии и экономической целесообразности Алимовой Ильмире Ильтузаровне ***г.р. по договору №В/01/01/24ЭиО от 11.01.2024» (т. 1 л.д. 40‑71) обоснованно отклонена судом первой инстанции, так как приведенные в данном документе предположительные варианты расчета пенсии Алимовой И.И. противоречат вышеприведенным положениям закона и установленным фактическим обстоятельствам дела.

При этом судебная коллегия отмечает, что приведенные ООО «Экспертиза и Оценка» расчеты не являются экспертными выводами, а лишь мнением специалиста. Кроме того, вопросы назначения и оценки пенсионных прав являются правовыми вопросами, не требующими специальных знаний, следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствуют основания для назначения по делу судебной экспертизы, предусмотренные статьей 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 июня 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Алимовой Ильмиры Ильтузаровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.01.2025.