Судебный акт
Оспаривание бездействия по исполнению требований об обращении взыскания на бюджетные средства
Документ от 28.01.2025, опубликован на сайте 06.02.2025 под номером 116966, 2-я гражданская, о признании незаконными действий органа госуд.власти (местного самоуправления, должностного лица), РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0015-01-2024-000463-98                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Судья Берхеева Г.И.                                                Дело № 33а-371/2025 (33а-6251/2024)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                             28 января 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в  открытом  судебном  заседании  апелляционную  жалобу Управления финансов администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области  на решение Новоспасского районного    суда  Ульяновской   области  от  17 октября  2024  года  по   делу

№ 2а–1– 217/2024, по которому постановлено:

административный иск акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» в лице Ульяновского регионального филиала                  АО Россельхозбанк к администрации муниципального образования «Троицкосунгурское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области, Управлению финансов администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области  о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов - удовлетворить.

Признать незаконным действия администрации муниципального образования «Троицкосунгурское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области, Управления финансов администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области по неисполнению исполнительного листа № *** от 30.08.2021, выданного Новоспасским районным судом Ульяновской области по гражданскому делу № ***.

Обязать администрацию муниципального образования «Троицкосунгурское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области, Управление финансов администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области устранить допущенное нарушение прав акционерного общества «Российский сельскохозяйственный Банк»  путем принятия комплекса необходимых мер, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по исполнению исполнительного листа № *** от 30.08.2021, выданного Новоспасским районным судом Ульяновской области по гражданскому делу № ***.

Об исполнении решения суда сообщить суду и акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» в лице Ульяновского регионального филиала АО Россельхозбанк.

Взыскать с администрации муниципального образования «Троицкосунгурское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области, Управления финансов администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области в долевом порядке в пользу акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» государственную пошлину по 1000 руб. с каждого.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А.,  судебная коллегия

 

установила:

Акционерное общество «Российский сельскохозяйственный банк» в лице Ульяновского регионального филиала АО Россельхозбанк (далее -                                  АО «Россельхозбанк», Банк) обратился  в суд с административным иском к муниципальному образованию «Троицкосунгурское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области (далее по тексту администрация              МО «Троицкосунгурское сельское поселение», Администрация),  Управлению финансов администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области (далее по тексту Управление) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов.

В обоснование требований  административный   истец  указал, что решением Новоспасского   районного  суда  Ульяновской   области  от   30.08.2021   по делу № *** с администрации в пользу Банка взыскана задолженность по Соглашению  от *** в пределах стоимости наследственного имущества, оставшегося после смерти  *** в размере 83 467,61 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5312 руб. Апелляционным определением Ульяновского областного суда от 14.12.2021 решение районного суда оставлено без изменения.

Исполнительный лист от 30.08.2021 АО Россельхозбанк» предъявил в Управление финансов администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области к исполнению 01.06.2022. В уведомлении Управление указало  о неисполнении должником исполнительного документа в связи с неисполнением Администрацией исполнительного листа № *** от 30.08.2021, а также возможности отозвать и предъявить его в службу судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

*** от Управления в адрес Банка поступили уведомления от должника о приостановлении исполнительного документа № *** от *** и уведомление о приостановлении операций по лицевым счетам от ***. Также указано, что в распоряжении должника о списании денежных средств для погашения задолженности в Управление не поступило, а главным распорядителем бюджетных средств бюджета Троицкосунгурского поселения является администрация Троицкосунгурского сельского поселения.

*** Банком в адрес Управления было направлено повторное заявление с просьбой исполнить исполнительный документ. В ответ на данное заявление  получен ответ, согласно которому Банку повторно предложено отозвать исполнительный документ. Полагает, что требования исполнительного листа предусматривает обращение взыскания на средства местного бюджета, в связи с этим подлежит исполнению в порядке ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исполнение решения Новоспасского районного суда Ульяновской области посредством обращения в службу судебных приставов в данном случае не основаны на нормах действующего законодательства. Считает, что у администрации отсутствовали основания для неисполнения исполнительного документа.

Просил суд признать незаконными действия администрации                                    МО «Троицкосунгурского сельского поселения» Новоспасского района Ульяновской области, Управления финансов администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области по неисполнению исполнительного листа *** от 30.08.2021. Обязать администрацию МО «Троицкосунгурского сельского поселения» Новоспасского района Ульяновской области, Управления финансов администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области предпринять комплекс необходимых мер по исполнению указанного исполнительного листа. Взыскать с административных ответчиков в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление финансов администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области   не соглашается с решением суда, просит его отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указывает на то, что вынесенное решение противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации. Приводит доводы аналогичные указанным в иске. Отмечает, что в настоящее время Бюджетным кодексом Российской Федерации не определен порядок исполнения судебных актов о взыскании за счет бюджетных средств в пользу кредитора денежных средств, полученных за счет выморочного имущества. Возложение обязанности на административных ответчиков произвести исполнение исполнительного листа будет противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и его исполнение может привести к неправильному расходованию бюджетных средств.

Кроме того, в решении суда приводятся ссылки на ст.215.1 БК РФ, в соответствии с которой исполнение бюджета организуется финансовым органом на основании бюджетной росписи и кассового плана, а также полномочиях и обязанности руководителя финансового органа вносить изменения в бюджетную роспись в целях исполнения решения суда без внесения изменений в решение о бюджете. Соглашение между администрацией Новоспасского района Ульяновской области и администрацией Троицкосунгурского сельского поселения Новоспасского района Ульяновской области о передаче полномочий по внесению изменений в бюджетную роспись не заключалось, полномочия финансовому органу не передавались. Таким образом, Управление финансов, как финансовый орган  муниципального района, не наделено полномочиями по внесению изменений в бюджетную роспись сельского поселения. 

В возражениях на апелляционную жалобу АО «Россельхозбанк» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Порядок и сроки исполнения судебных актов по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Приказом ФССП России № 308, Казначейства России № 218 от 30.09.2013 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, согласно которому территориальный орган Федерального казначейства при поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетных или автономных учреждений, организовывает его исполнение в соответствии с порядком, предусмотренным частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Положениями статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1).

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, регламентировано ст. 242.5 БК РФ.

В силу п. 1 ст. 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Администрация, являясь органом местного самоуправления, наделенным правами юридического лица, согласно положениям ст.41 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» является муниципальным казенным учреждением.

Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений в Новоспасском районе Ульяновской области, является Управление финансов администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 30.08.2021 по гражданскому делу                    № *** с администрации МО «Троицкосунгусрское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области в пользу АО «Россельхозбанк» взыскана задолженность по Соглашению № *** от *** в пределах стоимости наследственного имущества, оставшегося после смерти ***, в размере 83 467,61 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5312 руб. (л.д.11-15).

Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда от 14.12.2021 решение районного суда оставлено без изменения (л.д.16-19).

На основании решения районного суда взыскателю был выдан исполнительный лист № *** от 30.08.2021, который 01.06.2022 был предъявлен                             АО Россельхозбанк» в Управление финансов администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области (далее – Управление) к исполнению (л.д. 20, 21).

Управление *** в адрес Банка направило уведомление ***, в котором указало на неисполнение должником - администрацией исполнительного документа -исполнительного листа № *** от 30.08.2021, в связи с чем сообщало о возможности отозвать его и предъявить в службу судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (л.д.22).

*** от Управления в адрес Банка поступили уведомления должника о приостановлении исполнительного документа № *** от *** и уведомление должника о приостановлении операций по лицевым счетам от ***. Также указано, что распоряжение должника о списании денежных средств для погашения задолженности в Управление не поступило, а главным распорядителем бюджетных средств бюджета Троицкосунгурского поселения является администрация Троицкосунгурского сельского поселения (л.д.23,24).

*** Банком в адрес Управления было направлено повторное заявление с просьбой исполнить исполнительный документ. *** Банком получен ответ, согласно которому Банку повторно предложено отозвать исполнительный документ (л.д. 25).

*** в адрес взыскателя было направлено письмо о рассмотрении заявления Банка ***, из которого следует, что главным распорядителем бюджетных средств бюджета Троицкосунгурского поселения является администрация Троицкосунгурского сельского поселения, в связи с истечением срока исполнения исполнительного документа повторно предлагается отозвать исполнительный документ (л.д.26). Данное письмо Банком получено 29.07.2024.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска.

Как верно указано судом, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Вместе с тем, ни должником, ни органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов должника, в течение 2-х лет не предпринят весь комплекс мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа.

Довод заявителя жалобы об отсутствии незаконного бездействия с его стороны судебной коллегией отклоняется, поскольку в соответствии с п.7 ст.242.5 БК РФ при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя. Установленные законом сроки Управлением финансов не были соблюдены, что правомерно было признано судом первой инстанции незаконным.

Что касается доводов апелляционной жалобы относительно внесения изменений в бюджетную роспись сельского поселения, то ссылка районного суда на предусмотренный ст.242.2 БК РФ порядок является воспроизведением правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.10.2009 №1312-О-О, и определяющий общий подход к рассмотрению дел указанной категории, на что и сослался суд первой инстанции.

Судебные расходы распределены судом правильно, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 111 КАС РФ.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской  области  от  17 октября  2024  года  оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления финансов администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.02.2025.